Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ





(по Н. С. Жуковой)

Понимание речи предполагает не только восприятие слы­шимых звуков (как, например, мы воспринимаем различные неречевые звуки или неизвестный нам иностранный язык), но и расшифровку смысла речевого потока.

I уровень. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев).

II уровень. Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам — поцелуй маму, дай ручку, нельзя (6-10 месяцев).

III уровень. Ребенок понимает названия отдельных пред­метов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14 меся­цев), узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев).

IV уровень. Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит); двухступенчатую инструкцию (пойди в кухню и принеси чашку); значение предлогов в конкретной привычной си­туации (на чем ты сидишь?). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

V уровень. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной при­вычной ситуации (к четырем годам).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Выражение мысли заключается не только в звуковой ма­териальной оболочке. Языковое общение не происходит в вакууме. Звучащую речь сопровождает так называемый эмоциональный языкмимика, жесты, телодвижения.

В процессе речевого развития эмоци­ональная сторона речи играет особую Роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.

 

Основания для беспокойства: нарушение способности к установлению эмоционального контакта; ребе­нок, имея нормальный слух, не реагирует на обращение; отсутствие жестов, даже указательного; не­переносимость малейших изменений в условиях су­ществования.

 


ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Сложное многоуровневое строение речи и речевой дея­тельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Рас­стройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Ре­чевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничива­ют познавательные возможности и эмоциональные проявле­ния, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отноше­ния.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

v Нарушение звукопроизношения: неправильное арти­кулирование звуков, пропуски, замена звуков.

v Нарушение слоговой структуры слова.

v Лексические недостатки: бедный словарный запас, на­рушение вариативного использования слов, непонимание качения и смысла слова.

v Неправильное грамматическое оформление высказывания.

v Нарушение связного высказывания (развертывания, Планирования, прогнозирования высказывания и др.).

v Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

v Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темпречи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.

v Бедность выразительных средств устной речи.

v Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха Для диагностирования их состояния Вам понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

• недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

• отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

 

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосуди­стые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения цен­трального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воз­действия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических забо­леваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контак­тов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в рече­вом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвав­шие отклонение; наличие предрасполагающих условий; ком­плексный анализ лингвистических характеристик непра­вильной речи (см. «Проявления речевых нарушений»). Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновре­менно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой сис­темы происходит в определенные возрастные сроки, так на­зываемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появле­ния нарушений. Критические периоды развития речи игра­ют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими небла­гоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны не­рвной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

 

Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...

Неговорящие дети представляют разнородную в педаго­гическом и медицинском отношении группу. Не всегда уда­ется сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но наш многолетний опыт показал, что оп­ределенные педагогические приемы могут оказаться дей­ственными в любом случае.

Ключевой момент предлагаемой нами системы — одновре­менное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формированиясобственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основ­ные формы детской деятельности, способствует развитию в со­ответствии с возрастом высших психических функций, позна­вательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.

Основные направления при моделировании индивиду­альной программы занятий определяются:I

1) структурой речевого нарушения у ребенка;

2) сложностью речевой деятельности;

3) значением деятельности для психического развития;

4) современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастны ми нормами, но и максимально «поднятьпланку».

Поначалу мы предлагаем достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и нашим стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления труд­ностей.

Программа занятий должна стимулировать познаватель­ную деятельность с учетом не только возраста, но и интере­сов ребенка. Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребенка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хоро­шо малыш Вас понимает. Проверьте, пожа­луйста, может ли ребенок выполнить сле­дующие инструкции:

Покажи зайчика, машину, собачку.

Возьми зайчика, машину, собачку.

Дай зайчика, машину, собачку.

Обними маму.

Поцелуй папу.

Пожалей бабушку.

Поиграй в ладушки.

Закрой глаза.

Помаши ручкой.

Возьми маму за руку и иди домой.

Налей в стакан воды и дай его бабушке.

Возьми у меня каран­даши и убери их в шкаф.

Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.

Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы ма­шин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их раз­личать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

v Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

v Дифференциация неречевых звуков.

v Дифференциация тихих и громких звуков.

v Развитие умения определять направление и источник звука.

v Развитие умения локализовать звук в пространстве.

v Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

v Дифференциация звукоподражаний.

v Развитие умения локализовать и узнавать голос.

v Дифференциация нерече­вых и речевых звуков.

v Развитие умения отличать голоса различной громкости.

v Развитие уме­ния ориентиро­ваться на смысл сказанного.

v Развитие ре­чевой памя­ти.

v Развитие устойчи­вого вни­мания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

v Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на ка­ком инструменте Вы играете.

v Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

v Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма-Шина, летит самолет и т.п.

v Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.

v Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для] детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

v Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.

v Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.

 

Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажичасы, скажиложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают — он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.

Н и в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:

диалог,

имитация и звукоподражание,

стихи,

чтение.

Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения.

Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.

Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему.


Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи — общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

ЗАДАНИЕ

☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:

— Девица, девица, Сходи за водицей! — Я боюсь волка. —Волк на работе, Сова на болоте. (Русская народная потешка)   САПОЖНИК — Был сапожник? — Был. — Шил сапожник? — Шил. — Для кого сапожки? — Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК — Что ж ты, Еж, такой колючий? — Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер)   КИСКИНО ГОРЕ Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА — Кисонька-мурысонька, Где была? — На мельнице. — Кисонька-мурысонька, Что там делала? — Муку молола.   — Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? — Одна! — Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка) КОТОРЫЙ ЧАС? — Двенадцать бьет. — Кто вам сказал? — Знакомый кот. — А мышка где? — В своем гнезде. — Чем занята? — Штанишки шьет. — Кому? — Супругу своему. — А кто ее супруг? — Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)  
ЛИСА И КРОТ — Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход! — Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер) СКРУТ -Кто живет под потолком? -Гном. -У него есть борода? -Да. -И манишка, и жилет? -Нет. - Как встает он по утрам? Сам. - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь. - Кто с ним утром кофе пьет? -Кот. -И давно он там живет? -Год. -Ну, а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает? Да? -Ни-ког-да! (С. Черный)
НУИ МЫШОНОК — Мам! — сказал Мышонок. — Дай-ка мне вина. — ЧТО-О? — сказала Мышка. — Вот тебе и на! — Ну, — сказал Мышонок, — Дай хотя бы пива! — Фу, — сказала Мышка, — Фу, как некрасиво! — Пить-то мне охота, Ма-мо-чка! — На тебе, Мышонок, Молочка. — (Б. Заходер)   ХУДОЖНИК В уголке сидела мышка, Грызла сладкую коврижку, Запивала молоком, Заедала крендельком. Взял я толстую тетрадь, Чтобы мышь нарисовать, Но тотчас она сбежала — Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко, Не придет — примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ — Постой на задних лапах, Тим! — Сказал собачке Том. Но Тим и глазом не моргнул На коврике своем. Держа конфету на носу, Том перед ним прошел. Но Тим по-прежнему сидел И ухом не повел. Тогда конфету бросил Том На мокрый, черный нос, И вмиг схватил И проглотил Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина) КТО ДОМА? «Замок. Все ясно: никого нет дома» — Такое рассуждение вам знакомо? А важно ли, что на дверях замок? Из-под кровати проворчал щенок. — Ничуть! — сказал котенок на ковре. — Ничуть! — мышонок пропищал в норе. — Ничуть! — шепнула муха на стене. — Ничуть! — вздохнула бабочка в окне. — Ничуть! — сказал паук на потолке. — Ничуть! — пропел сверчок на чердаке. — Что за нелепость: «Дома — никого?» Да все мы дома, Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина)
ЛИС И МЫШОНОК — Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный? —Землю копал. —Для чего землю копал? — Норку делал. —Для чего норку делал? —От тебя, Лис, прятался. —Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! —А у меня в норке спаленка. —Кушать захочешь — вылезешь! —А у меня в норке кладовочка. —Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю. —А я от тебя в отнорочек — и был таков! (В.Бианки)    

Рекомендуется инсценировать сказки В. Сутеева, Н. Носова, Б. Житкова, В. Гаршина, В. Бианки.

 


Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:

Хочешь есть?

Идем спать?

Давай играть?

Дать тебе сок?

Будешь смотреть телевизор?

Ты не замерз?

Видишь машину?

Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры «данет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия — вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри­сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, пры­гает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит)основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­мым одушевленным и неодушевленным предметам. Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом.

Напоминаем:

Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции — плач, крик, отказ от общения или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дайдя; идиди; читайтятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

 

ЗАДАНИЯ

v «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие кук­лы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

v Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чайхолодный или теплый? Что тебе датьпе­ченье или конфетку?

v «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных.

v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.

 

 


Имитация и звукоподражание

 

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поеха­ли с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрос­лым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.

Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные со­стояния: ай-ап-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстанов­кой взаимодействия, повторять вслед за Вами. Желатель­но создать игровую ситуацию, в которой малышу захочет­ся повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно — бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; говорите по телефону — алло, динъ; играйте в прятки — ку-ку; с водой — кап-кап; в поезд­ку на машине или на поезде — би-би, my-my; предложите по­скакать на лошадке — но-но; походить как мишка — тпоп-тпоп. Хорошо, если ребенок будет вместе с Вами договаривать потешки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи, изображает, как упало яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.

Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается ок­ружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные зада­ния (проще тех, которые ребенок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.

С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино» (когда почта­льон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихот­ворение Д. Хармса «Веселый старичок», в нем много звуко­подражаний: хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!

 

ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

Жил на свете старичок Раз, увидя, паука,

Маленького роста, Страшно испугался,

И смеялся старичок Но, схватившись за бока,

Чрезвычайно просто: Громко рассмеялся:

«Ха-ха-ха «Хи-хи-хи

Да хе-хе-хе, Да ха-ха-ха,

Хи-хи-хи Хо-хо-хо

Да бух-бух! Да гуль-гуль!

Бу-бу-бу Ги-ги-ги

Да бе-бе-бе, Да га-га-га,

Динь-динь-динь Го-го-го

Да трюх-трюх!» Да Буль-буль!»

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!»

(Д. Хармс)


Стихи

Заучивание стихов не только способствует формирова­нию ритмических способностей, но и стимулирует потреб­ность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующи­еся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обо­гащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.

Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм, пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.

ЗАДАНИЕ

Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребен­ком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т.д.

МОЙ ЛЕВ Подарил мне папа Льва! Ох, и трусил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался! (Б.Заходер) КЕНГУРЯТА Носит Мама-кенгуру В теплой сумке Детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день Играют В прятки. (Б. Заходер)
ДОМ ПОД КРЫЛЬЦОМ Под крыльцом построен дом — Лубяная крыша. Кто живет в домишке том? Ну, конечно, мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепешки И мышонка берегут От соседки-кошки. (В.Левин) КУПИТЕ ЛУК Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку!   Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. (Шотландская народная песенка, пер. И. Токмаковой)

Чтение

Попробуйте учить ребенка читать. Наши наблюдения показали, что обучение чтению почти никогда не вызывает негативных реакций. Скорей всего это связано с тем, что обу­чение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда взрослые ждут, чтобы он говорил. Предлагаемые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требование к ребенку — умение играть в картинно-предметное лото. В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пыта­ются произносить те слова и слоги, которые им предлагают­ся для чтения. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи.

Начинать нужно с обучения глобальному чтению[2]. Ребе­нок должен научиться узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала на­пишите на картонных карточках размером в треть тетрадно­го листа два-три коротких слова, обозначающих хорошо из­вестные малышу предметы. Например: ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печатными буквами, фло­мастером зеленого или черного цвета. На оборотной стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальней­шем, когда ребенок научится узнавать слова, картинки мож­но будет стереть. Малышу сообщают, что написано на кар­точках, а затем просят: «Дай ДОМ», «Дай ХЛЕБ» и т.д. Если ребенок не справится с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без под­сказки, ориентируясь только на буквы. Количество карто­чек постепенно увеличивается, слова «удлиняются», вводят­ся слова, обозначающие действия, т.е. глаголы.

Дети с трудом усваивают звуковой состав слов, обозна­чающих действия. Предлагаем Вам воспользоваться пособи­ем «Лото-глаголы»[3], которое не только является продолже­нием программы по обучению глобальному чтению, но и по­может сформировать развернутое предложение.

ЗАДАНИЯ

v Составляйте книгу кулинарных рецептов. (Например: Салат: картофель, морковь, лук...)

v Сделайте наклейки на банках с сыпучими продукта­ми.

v «В музее». Положите карточки с соответствующими названиями на предметы мебели.

v Делайте вывески: музей, почта, библиотека, театр и т.п.

v Наклейте в альбом фотографии близких ребенку лю­дей, подпишите их. Рассматривайте альбом вместе с ребенком. (Задание способствует развитию зрительного восприятия.)

 

Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и улучшает внимание, облегчает произ­несение слов, приучает к более четко­му проговариванию их.

Фраза

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока сло­варь включает только слова-названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребенок научился строить высказыва­ние, необходимо целенаправленно учить его словам-действи­ям, которые являются каркасом высказывания. Слова-ко­манды желательно превращать в двух-трехсловные предло­жения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.

Как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным по­рядком слов, за появлением падежных окончаний и предло­гов.

ЗАДАНИЯ

v Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:

столстолы, грибгрибы, куклакуклы, собакасобаки, кошкакошки, полкаполки, идетидут и т.п.

v Упражняйте в употреблении уменьшительной фор­мы имен существительных:

носносик, ротротик, домдомик, садсадик, грибгрибок, петухпетушок и т.п.

v Расширяйте глагольный словарь:

входитвыходит, наливаетвыливает, закрытаоткрыта;

причесываетпричесывается, одеваетсяодевают;

рисуетнарисовал, пилитраспилил и т.п.

v Вводите в речь детей прилагательные:

большоймаленький, горькийсладкий, краснаякрасные и т.п.

v Обратите внимание на предлоги.

 

Сначала уточняются пространственные значения пред­логов, затем другие.

Занятия проводятся в форме игры в «Лото».

Игра сопровождается вопросами ведущего. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на дива­не? и т.п. Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем — полные ответы. На первых занятиях ведущим является взрослый, потом им может быть ребенок.

Дневник событий

Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Де­лайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу Вы можете изобразить двор, где гуляли, кого-то из знакомых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Рисунки могут быть примитивными, условными. Дети, как правило, не критикуют их. Хорошо, если ребенок сам захочет что-нибудь изобразить. Можно вырезать и наклеивать картинки, можно одним словом подписывать их. По мере овладения чтением подписи усложняются. В дальнейшем ребенок научится делать их сам. Ведение дневника поможет ребенку осознать свой жизненный опыт. Со временем у него может возникнуть потребность в ведении настоящего личного дневника. Если Вы на столько заняты, что не удается ежедневно посвящать дневнику несколько минут, заполняйте его в выходные дни, во время отпуска.

 

Стремитесь к тому, чтобы у ребенка были новые впечатления.


 

РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО...

 

У Вас появились

 

Основания для беспокойства: речевые умения ребенка хуже, чем у сверстников, — он не может связно рассказать о том, что с ним про­изошло или о чем узнал из книг, точно сформулиро­вать свою мысль; не пользуется распространенными предложениями, у него ограниченный словарный за­пас, он не понимает значений многих слов; отмечается невнятная речь; появились запинки; возникают трудности при общении.  






Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.