Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируем





Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями многомало, большоймаленький, длинныйкороткий, широкийузкий, высокийнизкий и др. и с предлогами. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цвет­ной бумаге (можно на старых обоях). Так ребенок более пол­но отражает свое эмоциональное состояние.

Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.

Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность

Как правило, родители имеют разные представления о не­обходимости формировать навыки самообслуживания у де­тей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как мож­но раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо сме­шивать бытовые умения и самостоятельность. Ведь самосто­ятельность — это умение принимать независимое от мнения посторонних решение.

При нормальном развитии не так уж существенно, когда ребенок, например, научится стелить постель. Но в услови­ях задержки развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как спо­собствует:

♦ пониманию и выполнению инструкций;

♦ проявлению положительной оценки окружающих;

♦ повышению самооценки;

♦ улучшению общей и мелкой моторики.

Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы дела­ете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться поло­тенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!

Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.

Имеёте в виду, что у детей могут быть свои представления о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.

 

ЗАДАНИЯ

v Прочитайте и обсудите с ребёнком стихотворения:

ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ

 

Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.

Мама уходит, Спешит в магазин:

— Лемеле, ты
Остаешься один.

Мама сказала:

— Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.

Дров наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестрёнка, тарелки, Петух и дрова… У Лемеле только Одна голова!

Схватил он сестрёнку И запер в сарай. Сказал он сестрёнке: - Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком.

 

 


 

 

ЛЕМЛ И МЫШКА

Приходит как-то мать с работы, Ей Лемл навстречу: — Ой-ой-ой, Не знаешь, мама, ничего ты! — Мать испугалась: — Что с тобой?

— Попала мышь в кастрюльку с супом
И плавает...

— Дитя мое,

На этот раз ты не был глупым, Поймал и выбросил ее?

— Нет, — виновато Лемл вздохнул, —
Я к мышке кошку запихнул!

(Л. Квитко, пер. Е. Благининой)

v Отмечайте время формирования следующих навы­ков и умений:

♦ самостоятельно ест ложкой (какой рукой);

♦ пьет из чашки;

♦ застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки);

♦ снимает — надевает носки, шнурует ботинки, завя­зывает бантик;

♦ моет и вытирает руки полотенцем, причесывается, чистит зубы;

♦ раздевается — одевается, различает верхнюю и ниж­нюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»;

♦ ест вилкой, режет хлеб ножом.

БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ:

♦ после игры приводит комнату в порядок;

♦ втыкает вилку в розетку;

♦ знает назначение пылесоса, миксера.


Предоставляйте ребенку возмож­ность выбора: Ты будешь пить чай или молоко? Тебе почитать или ты сейчас будешь играть? Умение сделать выбор формирует чувство ответственности. Особенно хоро­шо предлагать ребенку выбрать себе занятие, если Вы хоти­те его от чего-то отвлечь. Например, он хочет играть с конст­руктором, а Вы считаете, что пора идти на прогулку. Задай­те вопрос: Ты хочешь в парк или на детскую площадку? Принимайте ответ ребенка, выражен­ный как речью, так и другими способа­ми, не говорите вместо него.

Что читать детям

Начинайте читать как можно раньше. Это не только раз­вивает малыша, но и дает возможность объединиться с близ­ким человеком на основе общего интереса, совместного дей­ствия, то есть способствует теплым эмоциональным отноше­ниям.

Читайте только те книги, которые нравятся Вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведе­ния. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.

Еще до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В этот возрасте его больше интересуют интонации, ритмы, задава­емые стихами.

Познакомьте ребенка с русскими народными сказка­ми «Колобок», «Теремок», «Репка».

Постепенно внимание ребенка начинают привлекать со­бытия. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание:

В. Сутеев «Сказках в картинках», «Кто сказал мяу?», «Капризная кошка» и др.

Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки, привлекайте внимание к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям.

После прочтения сказок В. Сутеева переходите к рас­сказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий, неожиданный (как в детекти­вах) сюжет.

Детям нравятся рассказы о ровесниках М. Зощенко, Б. Житкова, А. Раскина, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

Стихи, сказки, рассказы не только формируют художе­ственный вкус, повышают культурный уровень, образован­ность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если что-то при чтении окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления на­столько ярки и образны, что нет необходимости их призем­лять».

Во время чтения обратите внимание на следующие реко­мендации:

Отвечайте только на те вопросы, ко­торые по ходу сказки, рассказа, стихот­ворения малыш задает сам!

Читайте с выражением, меняйте ин­тонацию в зависимости от персонажа.

Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.

Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отры­вок или дополнить ваш рассказ. Чтобы заинтриговать содер­жанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:

«Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета.

В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево! Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отце­питьи сам прилип. Тут...»

(Э. Успенский «Про Веру и Анфису»)

Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, ко­торые отвлекают малыша. Постарай­тесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (не интересна, не соответствует се­годняшнему настроению и т.п.), отложите ее.

Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребенка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус, он захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуаци­ях, научится сопереживать полюбившимся героям. Читай­те вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежед­невное чтение вслух войдет в привыч­ку и станет традицией!

Детские книги должны находиться в доступном для ма­лыша месте.

Запишитесь в детскую библиотеку, предлагайте ребенку участвовать в выборе книг.

 

 

Считаем

Формирование математических представлений — это, в не всяких сомнений, средство умственного развития, сред­ство познания и восприятия окружающего мира.

Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо.

Для формирования этого представления ребенок должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета.

ЗАДАНИЯ

v Предложите ребенку поставить на стол одну чашку для себя, так как Вы уже пили чай, или, наоборот, две, если вы будете пить чай вместе, три...

v Попросите малыша положить в вазочку еще столько же конфет (сушек, сухарей и т.п.), сколько уже лежит.

v Попросите малыша принести два карандаша, один гвоздь и т.п.

Выполнение этих заданий не только формирует мысли­тельные операции (сравнение, противопоставление, обобще­ние), но и подводит к представлению о количестве слогов в словах.

v Игра в магазин (с игрушечными или настоящими монетами) прекрасно учит простейшим арифметическим действиям! При возможности поручайте детям делать и ре­альные покупки.

Старшие дошкольники знают последовательность проис­шедших и происходящих событий, ориентированы в про­странстве и времени.

Ориентация в пространстве предполагает, что ребенок не только понимает, как расположены предметы по отношению друг к другу, но и использует в своей речи понятия: далекий

близкий, верхнийнижний, вышениже, дальшебли­же, правыйлевый; справаслева, вправовлево, околорядом, вверхувнизу, впередисзади, впередназад, посередине, здесь, там, внутри, снаружи, один за другим; предлоги: над, под, за, перед, между.

задания

v Игра «Ищем клад».

Спрячьте что-нибудь интересное и предложите ребенку искать «клад». Ребенок должен, выполняя Вашу инструк­цию, поворачиваться направо, налево, заглядывать в верх­ний ящик, отыскивать предмет в дальнем углу и т.п. Дети, умеющие читать, выполняют написанную инструкцию.

v Знакомьте детей с дорожными знаками. Пролагайте маршрут.

Объясните, почему Пятачок и Винни-Пух не могли най­ти Слонопотама. (Они шли по своим следам, приняв их за сле­ды Слонопотама.)

Ориентировка во времени предполагает усвоение поня­тий: раньше, позже, в одно время, завтра, вчера, сегодня; умение называть времена и месяцы года, дни недели.

v Прочитайте и обсудите с ребенком литературные про­изведения:

Ю. Мориц «Что над чем?»

Б. Заходер «Мартышкин дом».

К. Ушинский «Четыре желания».

B. Даль «Старик-годовик».

C. Маршак «Двенадцать месяцев».

Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «Муха-чистюха».


ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ...

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда за­пинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровож­даются мышечным напряжением — судорогой произноси­тельного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник ис­пытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (вне­запные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние зву­ки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный про­цесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что зат­рудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем бо­лее, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не от-, кладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необ­ходимое лечение, тем благоприятней прогноз!

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если боль­ше — закрепившимся.

При остро возникшем заикании первым делом надо уст­ранить ситуацию, травмирующую психику. Если это про­изошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ре­бенку не надо было туда ходить. Посещение детско­го сада в таких случаях противопока­зано! Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи.Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем бла­гоприятнее прогноз!

При инициальном заикании специ­альные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окру­жающих взрослых!

Постарайтесь говорить медленно, короткими предложе­ниями без излишней эмоциональности. Употребляйте про­стые слова.

Требование говорить медленнее, создает у ребенка впе­чатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходи­мость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

ЗАДАНИЯ

v Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаи­ка), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.

v Полезно петь, двигаться под музыку

v Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают де­тей и укрепляют нервную систему.

v Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, рас­кладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трех месяцев?

Конечно, режим должен быть щадящим, но основная ус­тановка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посе­щать зрелищные мероприятия до шес­ти л е т. И, конечно, по-прежнему не забывайте, что до­машний режим намного предпочтительнее детского сада. Естественно, ребенок продолжает находиться под наблюде­нием врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение.

Уже в три года многие дети могут начать занятия с лого­педом. Не откладывайте их.

Вам необходимо помнить, что волнообразность характерна для течения заикания. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограни­чить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

ЗАДАНИЯ

v Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотить­ся, почувствовать себя другим, — незаикающимся персона-леем, но и улучшают умение высказываться.

v Упражняйте ребенка в пересказе различных литера­турных произведений. Начинать лучше с таких простых, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, рассказов Н.Носова «Жи­вая шляпа», «Нагорке», «Заплатка», «Затейники», которые доступны и четырехлетнему ребенку. Детям постарше пред­ложите более сложные рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Гаршина, сказки Р. Киплинга.

v Чрезвычайно полезно научить за­икающегося ребенка читать по слогам.

Чтение по слогам — бесценное логопедическое упражне­ние (кстати, его используют и на занятиях со взрослыми за­икающимися). Как мы знаем, каждое слово имеет свою сло­говую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализо­вать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны ис­пользовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. И послого-вое прочитывание является профилактикой запинок.

Подробные рекомендации для родителей детей, стра­дающих заиканием, даны в пособии Т.С. Резниченко «Что­бы ребенок не заикался».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родители могут обучить детей выполнять многие зада­ния, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.

Логопед поможет Вам:

1) определить самое слабое звено в общем комплексе проблем ребенка, дать оценку изменениям в его ре­чевом развитии;

2) выбрать, что в ежедневном общении с ребенком может быть использовано в качестве учебного материала;

3) определить последовательность занятий, их дозиров­ку по времени и сочетание с разными режимными мо­ментами.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его со­стояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми.

Успех любых начинаний всецело за­висит от система­тичности работы!

Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свиде­тельствуют, что при отсут­ствии стресса, критического от­ношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуаль­ными и творческими задани­ями.

Любите ребен­ка таким, какой он есть. Не ждите от него не­возмож­ного.

«Особые детиособое общение» [4]. Не сравнивайте ма­лыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним са­мим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достиже­ния и хвалить ребенка. Вот несколько способов высказать одобрение:

Молодец!

Правильно!

У тебя это хорошо получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Прекрасно!

Я горжусь тобою!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

Я не смогла бы сделать лучше!

С каждым днем у тебя получается лучше!

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

«И бояться чего? Слово любовное никогда не раздража­ет. Командирское только никакого плода не производит».

Святой Феофан Затворник.

Справка: в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации за период с 1991 по 1998 год прошли специальный курс медико-педагогической коррекции 153ре­бенка в возрасте от двух до восьми лет с тяжелыми рече­выми нарушениями. Этих детей в других учреждениях со­чли необучаемыми по программе массовой школы (умствен­но отсталыми). Родители детей были не согласны с таким диагнозом, их интересовало мнение специалистов Центра. Был организован ориентировочно-диагностический курс продолжительностью 6 месяцев. Родители не просто при­сутствовали на занятиях, они являлись активными парт­нерами специалистов. Диагноз подтвердился только у шес­ти детей. 147 детей в настоящее время обучаются в школе по стандартным программам.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.