|
Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируемВо время этих занятий знакомьте детей с понятиями много — мало, большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий и др. и с предлогами. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цветной бумаге (можно на старых обоях). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние. Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ. Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность. Ведь самостоятельность — это умение принимать независимое от мнения посторонних решение. При нормальном развитии не так уж существенно, когда ребенок, например, научится стелить постель. Но в условиях задержки развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует: ♦ пониманию и выполнению инструкций; ♦ проявлению положительной оценки окружающих; ♦ повышению самооценки; ♦ улучшению общей и мелкой моторики. Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле! Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах. Имеёте в виду, что у детей могут быть свои представления о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.
ЗАДАНИЯ v Прочитайте и обсудите с ребёнком стихотворения: ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ
Мама уходит, Спешит в магазин: — Лемеле, ты Мама сказала: — Ты мне услужи: Дров наколоть Не забудь, мой сынок, Поймай петуха И запри на замок. Сестрёнка, тарелки, Петух и дрова… У Лемеле только Одна голова! Схватил он сестрёнку И запер в сарай. Сказал он сестрёнке: - Ты здесь поиграй! Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком.
ЛЕМЛ И МЫШКА Приходит как-то мать с работы, Ей Лемл навстречу: — Ой-ой-ой, Не знаешь, мама, ничего ты! — Мать испугалась: — Что с тобой? — Попала мышь в кастрюльку с супом — Дитя мое, На этот раз ты не был глупым, Поймал и выбросил ее? — Нет, — виновато Лемл вздохнул, — (Л. Квитко, пер. Е. Благининой) v Отмечайте время формирования следующих навыков и умений: ♦ самостоятельно ест ложкой (какой рукой); ♦ пьет из чашки; ♦ застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки); ♦ снимает — надевает носки, шнурует ботинки, завязывает бантик; ♦ моет и вытирает руки полотенцем, причесывается, чистит зубы; ♦ раздевается — одевается, различает верхнюю и нижнюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»; ♦ ест вилкой, режет хлеб ножом. БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ: ♦ после игры приводит комнату в порядок; ♦ втыкает вилку в розетку; ♦ знает назначение пылесоса, миксера.
Что читать детям Начинайте читать как можно раньше. Это не только развивает малыша, но и дает возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, то есть способствует теплым эмоциональным отношениям. Читайте только те книги, которые нравятся Вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение. Еще до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В этот возрасте его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Познакомьте ребенка с русскими народными сказками «Колобок», «Теремок», «Репка». Постепенно внимание ребенка начинают привлекать события. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание: В. Сутеев «Сказках в картинках», «Кто сказал мяу?», «Капризная кошка» и др. Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки, привлекайте внимание к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям. После прочтения сказок В. Сутеева переходите к рассказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий, неожиданный (как в детективах) сюжет. Детям нравятся рассказы о ровесниках М. Зощенко, Б. Житкова, А. Раскина, В. Драгунского, Л. Пантелеева. Стихи, сказки, рассказы не только формируют художественный вкус, повышают культурный уровень, образованность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если что-то при чтении окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять». Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации: Отвечайте только на те вопросы, которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задает сам! Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа. Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации. Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить ваш рассказ. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например: «Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета. — В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево! Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отцепить — и сам прилип. Тут...» (Э. Успенский «Про Веру и Анфису») Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают малыша. Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (не интересна, не соответствует сегодняшнему настроению и т.п.), отложите ее. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребенка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус, он захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуациях, научится сопереживать полюбившимся героям. Читайте вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией! Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте. Запишитесь в детскую библиотеку, предлагайте ребенку участвовать в выборе книг.
Считаем Формирование математических представлений — это, в не всяких сомнений, средство умственного развития, средство познания и восприятия окружающего мира. Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо. Для формирования этого представления ребенок должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета. ЗАДАНИЯ v Предложите ребенку поставить на стол одну чашку для себя, так как Вы уже пили чай, или, наоборот, две, если вы будете пить чай вместе, три... v Попросите малыша положить в вазочку еще столько же конфет (сушек, сухарей и т.п.), сколько уже лежит. v Попросите малыша принести два карандаша, один гвоздь и т.п. Выполнение этих заданий не только формирует мыслительные операции (сравнение, противопоставление, обобщение), но и подводит к представлению о количестве слогов в словах. v Игра в магазин (с игрушечными или настоящими монетами) прекрасно учит простейшим арифметическим действиям! При возможности поручайте детям делать и реальные покупки. Старшие дошкольники знают последовательность происшедших и происходящих событий, ориентированы в пространстве и времени. Ориентация в пространстве предполагает, что ребенок не только понимает, как расположены предметы по отношению друг к другу, но и использует в своей речи понятия: далекий — близкий, верхний — нижний, выше — ниже, дальше — ближе, правый — левый; справа — слева, вправо — влево, околорядом, вверху — внизу, впереди — сзади, вперед — назад, посередине, здесь, там, внутри, снаружи, один за другим; предлоги: над, под, за, перед, между. задания v Игра «Ищем клад». Спрячьте что-нибудь интересное и предложите ребенку искать «клад». Ребенок должен, выполняя Вашу инструкцию, поворачиваться направо, налево, заглядывать в верхний ящик, отыскивать предмет в дальнем углу и т.п. Дети, умеющие читать, выполняют написанную инструкцию. v Знакомьте детей с дорожными знаками. Пролагайте маршрут. Объясните, почему Пятачок и Винни-Пух не могли найти Слонопотама. (Они шли по своим следам, приняв их за следы Слонопотама.) Ориентировка во времени предполагает усвоение понятий: раньше, позже, в одно время, завтра, вчера, сегодня; умение называть времена и месяцы года, дни недели. v Прочитайте и обсудите с ребенком литературные произведения: Ю. Мориц «Что над чем?» Б. Заходер «Мартышкин дом». К. Ушинский «Четыре желания». B. Даль «Старик-годовик». C. Маршак «Двенадцать месяцев». Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «Муха-чистюха». ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ... Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не от-, кладывайте свой визит к логопеду и психиатру. Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся. При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано! Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи.Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз! При инициальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых! Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Требование говорить медленнее, создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним). ЗАДАНИЯ v Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук. v Полезно петь, двигаться под музыку v Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему. v Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами. Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трех месяцев? Конечно, режим должен быть щадящим, но основная установка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посещать зрелищные мероприятия до шести л е т. И, конечно, по-прежнему не забывайте, что домашний режим намного предпочтительнее детского сада. Естественно, ребенок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение. Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом. Не откладывайте их. Вам необходимо помнить, что волнообразность характерна для течения заикания. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки. ЗАДАНИЯ v Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, — незаикающимся персона-леем, но и улучшают умение высказываться. v Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. Начинать лучше с таких простых, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, рассказов Н.Носова «Живая шляпа», «Нагорке», «Заплатка», «Затейники», которые доступны и четырехлетнему ребенку. Детям постарше предложите более сложные рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Гаршина, сказки Р. Киплинга. v Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Чтение по слогам — бесценное логопедическое упражнение (кстати, его используют и на занятиях со взрослыми заикающимися). Как мы знаем, каждое слово имеет свою слоговую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. И послого-вое прочитывание является профилактикой запинок. Подробные рекомендации для родителей детей, страдающих заиканием, даны в пособии Т.С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам. Логопед поможет Вам: 1) определить самое слабое звено в общем комплексе проблем ребенка, дать оценку изменениям в его речевом развитии; 2) выбрать, что в ежедневном общении с ребенком может быть использовано в качестве учебного материала; 3) определить последовательность занятий, их дозировку по времени и сочетание с разными режимными моментами. Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний всецело зависит от систематичности работы! Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. «Особые дети — особое общение» [4]. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним самим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка. Вот несколько способов высказать одобрение: Молодец! Правильно! У тебя это хорошо получилось! Ты сегодня хорошо потрудился! Прекрасно! Я горжусь тобою! Я знала, что ты справишься! Неплохо! Отлично! Ты быстро научился! Это то, что надо! Я не смогла бы сделать лучше! С каждым днем у тебя получается лучше! Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! «И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит». Святой Феофан Затворник. Справка: в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации за период с 1991 по 1998 год прошли специальный курс медико-педагогической коррекции 153ребенка в возрасте от двух до восьми лет с тяжелыми речевыми нарушениями. Этих детей в других учреждениях сочли необучаемыми по программе массовой школы (умственно отсталыми). Родители детей были не согласны с таким диагнозом, их интересовало мнение специалистов Центра. Был организован ориентировочно-диагностический курс продолжительностью 6 месяцев. Родители не просто присутствовали на занятиях, они являлись активными партнерами специалистов. Диагноз подтвердился только у шести детей. 147 детей в настоящее время обучаются в школе по стандартным программам. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|