Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В тайцзи-цюань нет ничего такого, что мы должны довести до кульминации или логического предела, и - по окончанию - получить результат в виде плода своих действий.





Форму тайцзи-цюань можно "делать", но нельзя "сделать" - в смысле "закончить", "завершить". То же можно сказать и о каждом отдельном движении формы - отдельные движения существуют только в воображении начинающего - для облегчения понимания формы. На самом же деле, при выполнении формы нет ни перерыва между ними, ни какого-либо вычленения того или иного движения в качестве индивидуального, независимого от остальных.

Форма тайцзи-цюань - это одно длящееся движение, хоть мы и говорим о 99 движениях ("большая" форма стиля Чен Панлин), составляющих её. Более того, форма тайцзи-цюань не оканчивается в момент прекращения физического движения - её действие продолжается и на следующий день, и на следующей неделе. Именно поэтому в тайцзи-цюань важна цикличность: только регулярные занятия позволяют форме укорениться в нас настолько, что она становится постоянной структурой, существующей в организме - на равных правах с инстинктами или естественными процессами - такими как приём пищи или сон.

Во время выполнения формы мы не стремимся "закончить", "сделать" что либо, и в этом смысле тайцзи-цюань есть нечто такое, что учит нас постижению процессов в том виде, в каком они существуют в природе, а не в сознании. В природе не существует дискретных процессов, мы сами создаём некую иллюзию дискретности - воспроизводя в сознании некие установки, которые кажутся нам единственно верными лишь по той причине, что нам не известны никакие иные.

Для того, чтобы пояснить сказанное, я воспользуюсь несколькими аналогиями.

Условно назовём две кардинально противоположные (и в этом смысле - идеальные для наших целей) точки зрения или модели поведения как "Западная" и "Восточная" - при этом должно быть совершенно ясно, что дело тут не в географии, а в установках сознания.

1) Секс. Обыденное или "цивилизованное", или как мы договорились называть это - Западное отношение к процессу сексуального акта весьма отличается от Восточного. Интересно, что в данном случае можно условно определить две основные установки в отношении сексуального акта как Женская и Мужская. Не секрет, что Западный мужчина занимается сексом ради оргазма и эякуляции, в которых видит единственно возможный результат. Восточный мужчина или Женщина (как Западная, так и Восточная) занимается сексом ради самого процесса и умеет превратить сексуальный процесс в один непрерывно длящийся оргазм.

Перенос внимания с результата на процесс (в отношении секса - отказ от эякуляции) - нечто такое, что абсолютно меняет не только одну конкретную сторону жизни, но - поведение человека в целом.

Нечто подобное происходит и в тайцзи-цюань: мы выполняем форму ради самого процесса выполнения, результат присутствует в самом действии, и он наступает ежемгновенно, прямо теперь. Для того, чтобы получить от тайцзи-цюань максимальное наслаждение и максимальную пользу, нам нужно не только и не столько "понять" этот принцип, сколько - осуществить его телесно, и тогда отношение к процессам - любым процессам, в которых мы участвуем в жизни - изменится кардинально.

Наслаждение жизнью "прямо теперь" вместо действия ради отсроченного результата (чаще всего - мифического, никогда не наступающего в действительности) - это и есть тайцзи-цюань.

2) Религия. Христианское мировоззрение, занимающее сегодня центральное положение в сознании Западного человека - вне зависимости от его формальной религиозности - также ориентированно на отсроченный результат.

Западный человек готов страдать в Этой жизни (и заставить страдать других, поскольку эта идеальная отсроченная цель якобы оправдывает все средства), чтобы накопить некий фонд религиозных заслуг для жизни Будущей, загробной.

Восточный человек стремится к тому, чтобы Рай наступил прямо теперь - причём не только для него самого, но и для всех, кто вовлечён в совместные с ним процессы (махаяна).

Понятно, что в данном случае определения "Западный" и "Восточный" приобретают крайнюю степень условности - скажем, Мейстера Экхарта или Якоба Бёме, несмотря на их несомненный "западный" статус, я без колебания назову Восточными людьми, а миллионы китайских коммунистов, которые способны замучить кого угодно ради наступления Светлого Завтра - имеют Западную ориентацию сознания.

Обе приведенные аналогии позволяют лишь приблизительно понять в каком смысле тайцзи-цюань ориентирована на процесс, а не на результат. Для того, чтобы узнать этот механизм изнутри, телесно, нужно позволить себе сосредоточиться на процессе выполнения формы настолько, что все остальные процессы станут почти невесомы, почти невидимы и неощутимы.

Как только это произойдёт, тайцзи-цюань перестанет быть набором форм или движений и станет тем, чем в действительности является.

Конечно, такая установка кардинально противоречит стратегии спортивных "целей" и "достижений". Между "делать" и "показывать" в нашем случае - непреодолимая пропасть, тем более глубокая, что её наличие распознаётся не всеми и не сразу.

Теперь, когда мы выяснили, что тайцзи не поддаётся однозначной категоризации, и даже его производные невозможно втиснуть в рамки привычных представлений, становится понятно почему я избегаю ответов на "общие" вопросы вроде "зачем заниматься тайцзи-цюань?".

Зато я могу попробовать рассказать - хотя бы в общих чертах - каким образом изучают тайцзи-цюань.

Вернее - как это преподают.

Вернее - как я это преподаю, поскольку не существует, разумеется, никакой общепринятой системы или всемирной "тайцзи-методички". Есть некие общие рекомендации, которые разнятся от школы к школе, есть классические тексты и сопровождающие их канонические комментарии авторитетных мастеров и современных исследователей тайцзи.

Стиль и методы преподавания чаще всего наследуются по традиционной линии: нередко можно услышать: "Именно так преподавал учитель моего учителя". При этом система преподавания за последние века претерпела немалые изменения. Я сейчас не имею в виду превращение тайцзи-цюань в спорт, которое привело к возникновению особых методов преподавания (сам я имел удовольствие в течении продолжительного времени наблюдать как преподаватель, ориентированный на подготовку тайцзи-спортсменов, значительную часть времени, отпущенного на занятия, посвящал науке зарабатывания баллов на соревнованиях, а в качестве "особого секрета тайцзи-цюань" поведал как-то, что под конец выступления, мол, внимание судьи естественным образом рассредотачивается, поэтому если ты рассчитываешь на медаль, то должен как следует проработать первую часть формы, тогда как вторая может идти "на автопилоте").

Стиль жизни изменился кардинальным образом - как на Востоке, так и на Западе, нет никакого смысла в том, чтобы слепо копировать старинные методы. В девятнадцатом столетии порой адепта обязывали выполнять форму по двадцати раз на день. Понятно, что сегодня мы не можем требовать от учеников ничего подобного. Да и не верю я, что человек, который занимается тайцзи-цюань круглыми сутками и делает это не в течении недели или месяца, а - годами и десятилетиями, развивает тайцзи. Если вы перестанете читать книги, слушать музыку, встречаться с друзьями и прогуливаться с собакой по вечерам, качество вашего тайцзи не улучшится, а – наоборот – ухудшится. Впрочем, это - моя личная точка зрения, которая, как вы догадываетесь, может не совпадать с общепринятой.

Изменилась структура человеческих связей, и - соответственно - смысл традиционных отношений "учитель-ученик" в самом Китае. Никто не готов больше десятилетиями подметать дворик в ожидании наставлений, сами учителя вряд ли готовы, как встарь, предоставить ученикам стол и кров. Нечего и говорить, что преподавание тайцзи в других странах - как западных, так и восточных - требует принципиально иного подхода. Мне доводилось беседовать с японским преподавателем (с 60-х годов прошлого века там существует довольно большая школа тайцзи-цюань того же стиля, какой преподаю я сам), из его слов я понял, что в Японии тайцзи преподают совсем не так, как в Китае.

Если японцы в этом отношении разительно отличаются от китайцев, что говорить об израильтянах?

Преподавать тайцзи в Израиле - особое искусство, которое нам предстоит развивать, возможно - в поколениях. Сам я, увы, не могу похвастаться обширными успехами в этой области. Как уже было сказано, подавляющее большинство моих учеников - выходцы из России или других стран. Возможно, для того, чтобы преподавать коренным израильтянам и не чувствовать при этом, что "гонишь туфту", нужно родиться и вырасти здесь, в Израиле. При этом я не перестаю надеяться на то, что положение мало-помалу изменится, поскольку не вижу никаких объективных причин для социальной дискриминации в отношении тайцзи. Я уверен, что дело не в израильтянах, а во мне, и готов к изменениям - но не в ущерб качеству преподавания.

Постоянный поиск баланса в отношении качества занятий - с одной стороны и реальной возможности учеников воспринимать и "переваривать" материал - с другой, привели в итоге к организации двух параллельных процессов обучения.

Можно сказать, что внутри нашей школы имеются сегодня два различных потока: назовём их условно - "два факультета". Во многом они пересекаются. Во многом - разнятся. Ученики имеют возможность выбора - в соответствии с личными склонностями и физическими возможностями. Они также имеют возможность переходить с одного потока на другой или просто посещать уроки "параллельного" курса. На стоимость обучения выбор не влияет, несмотря на то, что занятия на одном из этих "факультетов" иногда в полтора-два раза длиннее, чем на другом. Качество занятий не различается.

Разница между ними лишь в том, что студенты одного из "факультетов" помимо всего прочего изучают медитацию нэй-дань. Это означает, что они тратят на ежедневную домашнюю практику приблизительно в два раза больше времени.

Признаться, вначале я был уверен, что эта часть практики будет доступна немногим энтузиастам. К моему удивлению на сегодняшний день половина моих учеников занимается этим, и большая часть тех, кто принадлежит другой половине подумывает о том, чтобы присоединиться к первой.

Что же такое "нэй-дань"?

Нэй-дань (内丹): буквально - "внутренний элексир", "внутреннее средство", "внутреннее снадобье" или - шире - "внутренняя алхимия") - способ трансформации человека путём изучения, контроля и развития внутренних процессов.

Существует множество разновидностей нэй-дань: для даосов нэй-дань - это поиск бессмертия, для буддистов - часть буддийской йоги, позволяющая адепту прийти к состоянию, наиболее благоприятному для осуществления Дхармы.

Внутри буддийских, даосских и конфуцианских систем существовали и существуют колоссальные различия в понимании процессов нэй-дань между школами, порой даже между мастерами одной школы.

Как я уже писал здесь, прежде чем приступать к нэй-дань, требуется посвятить какое-то время вай-дань (или "внешним способам"). На самом же деле нэй-дань и вай-дань - две стороны одной медали. Даже самые "воинственные", казалось бы, не предназначенные для самоуглубления разновидности китайского ушу имеют в основе практику нэй-дань. Если мы вспомним о том, что в Китае боевые искусства развивались при активном содействии буддийского или даосского духовенства, последнее обстоятельство не покажется удивительным.

Нэй-дань - совокупность методов, среди которых особое положение занимает т.н. "сидячая" медитация. Адепт начинает с изучения тех же элементарных упражнений, каковые в традиционной буддийской практике относят к методам "шаматхи" - слежение за дыханием, подсчёт дыханий, телесное внимание и так далее. Затем мы учимся распознавать движение и естественное накопление ци в т.н. "даньтянях", мало-помалу осваиваем намеренное перемещение ци - как внутри тела, так и снаружи. Вторая часть (или - второй аспект) практики нэй-дань соответствует буддийской "випашьяне" и требует отдельного разговора.

О том что такое "ци" и зачем учиться осознанно с ним управляться, я также не стану здесь рассказывать.

Во-первых, это - настолько обширная тема, что самая скромная попытка описания техник и способов, которые мы используем, не уместится и на страницах увесистого тома.

Во-вторых, сегодня в открытом доступе столько информации на этот счёт (зачастую неправдоподобной и противоречивой), что не хочется добавлять в эту копилку ни цента.

Единственное что я хотел бы добавить о нашей практике нэй-дань: она настолько прочно увязана со всеми остальными аспектами наших занятий, что я обучаю этому только тех, кто заинтересован изучать систему в полном объёме.

То есть - можно изучать тайцзи-цюань, не изучая при этом нэй-дань, но не наоборот.

Если нэй-дань - иньская, скрытая сторона дела, то вай-дань - "внешние способы", то, что доступно для изучения всем и каждому.

Вот несколько тезисов, которые не объясняют совершенно системы преподавания вай-дань, но дают о ней всё же какое-то представление:







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.