Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интегративного родительского клуба





Е. В. КЛОЧКОВА

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Материалы для родителей

Санкт-Петербург

 


Из материалов

Интегративного родительского клуба

Санкт-Петербургского Института

Раннего вмешательства

© Клочкова Е. В., 2001

© Санкт-Петербургский Институт

раннего вмешательства, 2001


ЧТО ТАКОЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ?

Название «церебральный паралич» (или «детский церебраль­ный паралич») объединяет целую группу состояний, при которых на­рушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Ребенок с церебральным параличом не может уп­равлять своими движениями так же, как другие дети, поэтому у него не получается, например, дотянуться до игрушки, захватить ее и крепко держать, или он не может научиться самостоятельно садиться, пол­зать и ходить. Его движения и походка всегда будут отличаться от движений и походки других детей.

Для того, чтобы хорошо и координированно двигаться, нужно не только уметь управлять конкретными движениями, но и уметь под­держивать правильное положение тела. Любое наше движение на­чинается из определенной позы и заканчивается в другой позе, и, если наше «исходное положение» неудачное, то и движение получит­ся неловким и неправильным. Попробуйте, например, потянуться вверх обеими руками, если вы сидите на стуле с «круглой» спиной и ваша голова низко опущена, — вы сразу почувствуете, насколько это труд­но сделать.

Ребенок с церебральным параличом часто не может лежать, сидеть или стоять в правильных симметричных позах. Иногда таким детям вообще бывает трудно находиться в какой-либо позе из-за постоянных движений, которые они не могут остановить.

Сегодня в развитых странах рождаются 2-3 ребенка с це­ребральным параличом на 1000 новорожденных. Например, в Шве­ции это 2,3 ребенка на 1000, а в Дании - 3,0.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ?

Церебральный паралич развивается вследствие поврежде­ния тех частей центральной нервной системы, которые контролиру­ют работу мышц, отвечают за равновесие и произвольные движения. Повреждение происходит, когда развитие этих отделов нервной сис­темы еще не закончено, то есть или во внутриутробный период раз­вития, или в процессе родов, или в первые недели жизни ребенка.

Возникновение церебрального паралича может быть связа­но, например, с внутриутробными инфекциями, при которых вирусы герпеса, гриппа, или цитомегаловирус, токсоплазма, или различные бактерии вызывают повреждение мозга плода. Причинами повреж­дения мозга также могут стать и нарушения во время родов, такие как недостаток кислорода или внутричерепные кровоизлияния.

Двигательное развитие ребенка начинается еще в утробе матери и идет очень интенсивно в первые годы жизни. За это время ребенок приобретает двигательный опыт, экспериментирует, управ­ляя своим телом, учится согласованно использовать разные части своего тела. Поэтому последствия повреждения нервной системы ребенка в этот период будут совсем другими, чем, например, послед­ствия инсульта у взрослого, у которого мозг уже сформирован и не растет. Развитие движений тесно связано с развитием других навы­ков, поэтому ребенку с церебральным параличом будет трудно не только учиться двигаться, но и развиваться в других важных областях: игре, общении, самообслуживании.

При церебральном параличе очаг повреждения в централь­ной нервной системе не увеличивается и не развивается так, как это бывает при некоторых других заболеваниях, например, наследственных, то есть это непрогрессирующее повреждение. Но по мере развития у ребенка могут изменяться проявления этого повреждения, например, при гиперкинетической форме паралича будут изменяться неконтро­лируемые движения, при спастической диплегии — характер походки.

ФОРМЫ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Сегодня в большинстве стран церебральный паралич, в за­висимости от вида двигательных нарушений, подразделяют на следу­ющие формы:

¨спастические;

¨гиперкинетические, или дискинетические;

¨ атаксические;

¨ смешанные.

При спастической форме мышцы напряжены (спастичны), мышечный тонус повышен, но вместе с тем снижена сила мышц. В зависимости от того, в каких частях тела выражены двигательные нарушения, выделяют следующие их формы:

¨ спастическая гемиплегия, когда двигательные нарушения возникают только на одной стороне тела, например, при пра­восторонней гемиплегии в правой руке и правой ноге. Не­редко спастичность, то есть повышение мышечного тонуса, более выражена в руке, чем в ноге;

¨ спастическая диплегия, когда двигательные нарушения в ногах выражены сильнее, чем в руках. Эта форма часто встре­чается у тех детей, которые родились недоношенными;

¨ спастическая тетраплегия, когда двигательные нарушения оди­наково выражены и в руках, и в ногах. В России эту форму называют двойной гемиплегией.

Очень редко встречаются формы, при которых двигательные нарушения возникают в трех конечностях (триплегия) или в одной конечности (моноплегия). Конечно, кроме спастичности мышц конеч­ностей, нарушения движений у детей со спастическими формами це­ребрального паралича выражены и в мышцах туловища.

При гиперкинетических формах церебрального пара­лича у ребенка возникают непроизвольные движения, которые он не может контролировать. Эти движения возникают постоянно, даже когда ребенок пытается неподвижно сидеть на стуле, и усиливаются при любых целенаправленных движениях. Выделяют несколько видов таких неконтролируемых движений.

¨ Хорея, когда у ребенка возникают быстрые, некоординиро­ванные движения, он раскидывает руки, быстро поворачивает голову, или его ноги «танцуют».

¨ Атетоз, когда в конечностях и туловище возникают мед­ленные червеобразные движения.

¨ Хореоатетоз, когда хорея и атетоз сочетаются, что бывает достаточно часто.

¨ Дистония, когда у ребенка периодически возникают спазмы мышц, которые продолжаются несколько секунд или минут.

Если у ребенка со спастической формой церебрального па­ралича движения скованные, то при атаксии движения размашис­тые, некоординированные и неловкие. Такой ребенок не может хо­рошо удерживать равновесие и часто падает, он промахивается при попытке дотянуться до игрушки и схватить ее.

При смешанных формах церебрального паралича у ребен­ка могут быть спастичность и атаксия или спастичность и атетоз.

КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

В Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства и районных центрах раннего вмешательства (абилитации) с детьми, у которых есть церебральный паралич, обычно занимаются несколько специалистов.

Физический терапевт

Специальность «физическая терапия» существует в большин­стве стран, и физическим терапевтом называют специалиста, кото­рый занимается лечением функциональных, прежде всего двигатель­ных, нарушений и использует для этого не медикаментозное лечение, а физические упражнения, мануальную терапию, массаж и воздей­ствие различных природных факторов (тепла, света, высоких частот и ультразвука, воды). Такой специалист — не врач, не массажист и не методист по лечебной физкультуре. Физическая терапия — особая медицинская специальность, по которой студентов начинают гото­вить отдельно от будущих врачей с первого курса университета.

Физический терапевт сам осматривает ребенка, определяет у него те или иные двигательные нарушения, составляет индивидуаль­ную программу занятий и сам же ее выполняет. То есть он именно тот человек, который будет учить ребенка правильно двигаться. И учить так, чтобы ребенок был все время активным!

С физическим терапевтом можно также обсудить, какое спе­циальное оборудование может понадобиться вашему малышу, где его можно купить, взять на время или как и из каких материалов изготовить самостоятельно.

Педагог или логопед

Мы уже говорили о том, как важно для развития ребенка помочь ему общаться с окружающими. Поэтому с вашим малышом обязательно будут встречаться специальный педагог или логопед (спе­циалист по ранней коммуникации). Вместе с вами этот специалист будет наблюдать за тем, как общается ребенок, что он может сказать, как он просит о чем-то или что-то объясняет. Маленький ребенок учится, а тем более общается, только во время игры, поэтому все занятия — это игры, которые интересны и ребенку и вам.

Развитие навыков коммуникации, то есть способности об­щаться, может быть даже важнее, чем умение самостоятельно ходить! «Разучитесь» на полчаса понимать окружающих и сигнализировать им о ваших желаниях и потребностях, и вы сразу почувствуете, как это важно.

Психолог

Психолог не всегда занимается с детьми с церебральным параличом, его консультация может понадобиться для того, чтобы помочь родителям наладить взаимодействие с малышом, ведь иногда при церебральном параличе это очень трудно сделать. Разговор со специалистом может помочь справиться с первым потрясением и шоком, вызванными рождением ребенка с нарушениями. Конечно, вы можете встретиться с психологом, если захотите обсудить с ним ка­кие-то свои семейные проблемы.

Конечно, вы будете встречаться и с другими специалистами, например педиатром, чтобы обсудить какие-либо медицинские про­блемы, с неврологом, если необходимо назначить противоэпилептическое лечение или направить ребенка на обследование. Аудиолог обязательно проведет оценку слуха, а физиолог зрения и окулист оценят зрение вашего малыша.

Все специалисты, с которыми вы будете постоянно встречаться, работают как одна команда. Все члены такой команды вместе опре­деляют стратегию помощи, вместе участвуют в разработке индивиду­альной программы для каждого ребенка. В команду, как равные и очень важные партнеры профессионалов, входите и вы — родители малыша, — ведь только в диалоге родителей и специалистов можно определить проблемы ребенка и учесть приоритеты семьи.

 

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Да, ваш ребенок отличается от других детей,

ему труднее, чем обычному ребенку,

учиться двигаться,

его движения не совсем правильные.

Но ему, так же как всем детям,

нужна любовь, ласка, игра

и общение с близкими людьми.

Его жизнь — это не только тренировки

и специальные занятия,

это игра, радость и удовольствие,

без которых не бывает детства!

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Что такое церебральный паралич?............. 3

Почему возникает церебральный паралич?... 3

Формы церебрального паралича................ 4

Е. В. КЛОЧКОВА

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Материалы для родителей

Санкт-Петербург

 


Из материалов

Интегративного родительского клуба







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.