|
Интегративного родительского клубаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Е. В. КЛОЧКОВА ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ Материалы для родителей Санкт-Петербург
Из материалов Интегративного родительского клуба Санкт-Петербургского Института Раннего вмешательства © Клочкова Е. В., 2001 © Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2001 ЧТО ТАКОЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ? Название «церебральный паралич» (или «детский церебральный паралич») объединяет целую группу состояний, при которых нарушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Ребенок с церебральным параличом не может управлять своими движениями так же, как другие дети, поэтому у него не получается, например, дотянуться до игрушки, захватить ее и крепко держать, или он не может научиться самостоятельно садиться, ползать и ходить. Его движения и походка всегда будут отличаться от движений и походки других детей. Для того, чтобы хорошо и координированно двигаться, нужно не только уметь управлять конкретными движениями, но и уметь поддерживать правильное положение тела. Любое наше движение начинается из определенной позы и заканчивается в другой позе, и, если наше «исходное положение» неудачное, то и движение получится неловким и неправильным. Попробуйте, например, потянуться вверх обеими руками, если вы сидите на стуле с «круглой» спиной и ваша голова низко опущена, — вы сразу почувствуете, насколько это трудно сделать. Ребенок с церебральным параличом часто не может лежать, сидеть или стоять в правильных симметричных позах. Иногда таким детям вообще бывает трудно находиться в какой-либо позе из-за постоянных движений, которые они не могут остановить. Сегодня в развитых странах рождаются 2-3 ребенка с церебральным параличом на 1000 новорожденных. Например, в Швеции это 2,3 ребенка на 1000, а в Дании - 3,0. ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ? Церебральный паралич развивается вследствие повреждения тех частей центральной нервной системы, которые контролируют работу мышц, отвечают за равновесие и произвольные движения. Повреждение происходит, когда развитие этих отделов нервной системы еще не закончено, то есть или во внутриутробный период развития, или в процессе родов, или в первые недели жизни ребенка. Возникновение церебрального паралича может быть связано, например, с внутриутробными инфекциями, при которых вирусы герпеса, гриппа, или цитомегаловирус, токсоплазма, или различные бактерии вызывают повреждение мозга плода. Причинами повреждения мозга также могут стать и нарушения во время родов, такие как недостаток кислорода или внутричерепные кровоизлияния. Двигательное развитие ребенка начинается еще в утробе матери и идет очень интенсивно в первые годы жизни. За это время ребенок приобретает двигательный опыт, экспериментирует, управляя своим телом, учится согласованно использовать разные части своего тела. Поэтому последствия повреждения нервной системы ребенка в этот период будут совсем другими, чем, например, последствия инсульта у взрослого, у которого мозг уже сформирован и не растет. Развитие движений тесно связано с развитием других навыков, поэтому ребенку с церебральным параличом будет трудно не только учиться двигаться, но и развиваться в других важных областях: игре, общении, самообслуживании. При церебральном параличе очаг повреждения в центральной нервной системе не увеличивается и не развивается так, как это бывает при некоторых других заболеваниях, например, наследственных, то есть это непрогрессирующее повреждение. Но по мере развития у ребенка могут изменяться проявления этого повреждения, например, при гиперкинетической форме паралича будут изменяться неконтролируемые движения, при спастической диплегии — характер походки. ФОРМЫ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Сегодня в большинстве стран церебральный паралич, в зависимости от вида двигательных нарушений, подразделяют на следующие формы: ¨спастические; ¨гиперкинетические, или дискинетические; ¨ атаксические; ¨ смешанные. При спастической форме мышцы напряжены (спастичны), мышечный тонус повышен, но вместе с тем снижена сила мышц. В зависимости от того, в каких частях тела выражены двигательные нарушения, выделяют следующие их формы: ¨ спастическая гемиплегия, когда двигательные нарушения возникают только на одной стороне тела, например, при правосторонней гемиплегии в правой руке и правой ноге. Нередко спастичность, то есть повышение мышечного тонуса, более выражена в руке, чем в ноге; ¨ спастическая диплегия, когда двигательные нарушения в ногах выражены сильнее, чем в руках. Эта форма часто встречается у тех детей, которые родились недоношенными; ¨ спастическая тетраплегия, когда двигательные нарушения одинаково выражены и в руках, и в ногах. В России эту форму называют двойной гемиплегией. Очень редко встречаются формы, при которых двигательные нарушения возникают в трех конечностях (триплегия) или в одной конечности (моноплегия). Конечно, кроме спастичности мышц конечностей, нарушения движений у детей со спастическими формами церебрального паралича выражены и в мышцах туловища. При гиперкинетических формах церебрального паралича у ребенка возникают непроизвольные движения, которые он не может контролировать. Эти движения возникают постоянно, даже когда ребенок пытается неподвижно сидеть на стуле, и усиливаются при любых целенаправленных движениях. Выделяют несколько видов таких неконтролируемых движений. ¨ Хорея, когда у ребенка возникают быстрые, некоординированные движения, он раскидывает руки, быстро поворачивает голову, или его ноги «танцуют». ¨ Атетоз, когда в конечностях и туловище возникают медленные червеобразные движения. ¨ Хореоатетоз, когда хорея и атетоз сочетаются, что бывает достаточно часто. ¨ Дистония, когда у ребенка периодически возникают спазмы мышц, которые продолжаются несколько секунд или минут. Если у ребенка со спастической формой церебрального паралича движения скованные, то при атаксии движения размашистые, некоординированные и неловкие. Такой ребенок не может хорошо удерживать равновесие и часто падает, он промахивается при попытке дотянуться до игрушки и схватить ее. При смешанных формах церебрального паралича у ребенка могут быть спастичность и атаксия или спастичность и атетоз. КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ? В Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства и районных центрах раннего вмешательства (абилитации) с детьми, у которых есть церебральный паралич, обычно занимаются несколько специалистов. Физический терапевт Специальность «физическая терапия» существует в большинстве стран, и физическим терапевтом называют специалиста, который занимается лечением функциональных, прежде всего двигательных, нарушений и использует для этого не медикаментозное лечение, а физические упражнения, мануальную терапию, массаж и воздействие различных природных факторов (тепла, света, высоких частот и ультразвука, воды). Такой специалист — не врач, не массажист и не методист по лечебной физкультуре. Физическая терапия — особая медицинская специальность, по которой студентов начинают готовить отдельно от будущих врачей с первого курса университета. Физический терапевт сам осматривает ребенка, определяет у него те или иные двигательные нарушения, составляет индивидуальную программу занятий и сам же ее выполняет. То есть он именно тот человек, который будет учить ребенка правильно двигаться. И учить так, чтобы ребенок был все время активным! С физическим терапевтом можно также обсудить, какое специальное оборудование может понадобиться вашему малышу, где его можно купить, взять на время или как и из каких материалов изготовить самостоятельно. Педагог или логопед Мы уже говорили о том, как важно для развития ребенка помочь ему общаться с окружающими. Поэтому с вашим малышом обязательно будут встречаться специальный педагог или логопед (специалист по ранней коммуникации). Вместе с вами этот специалист будет наблюдать за тем, как общается ребенок, что он может сказать, как он просит о чем-то или что-то объясняет. Маленький ребенок учится, а тем более общается, только во время игры, поэтому все занятия — это игры, которые интересны и ребенку и вам. Развитие навыков коммуникации, то есть способности общаться, может быть даже важнее, чем умение самостоятельно ходить! «Разучитесь» на полчаса понимать окружающих и сигнализировать им о ваших желаниях и потребностях, и вы сразу почувствуете, как это важно. Психолог Психолог не всегда занимается с детьми с церебральным параличом, его консультация может понадобиться для того, чтобы помочь родителям наладить взаимодействие с малышом, ведь иногда при церебральном параличе это очень трудно сделать. Разговор со специалистом может помочь справиться с первым потрясением и шоком, вызванными рождением ребенка с нарушениями. Конечно, вы можете встретиться с психологом, если захотите обсудить с ним какие-то свои семейные проблемы. Конечно, вы будете встречаться и с другими специалистами, например педиатром, чтобы обсудить какие-либо медицинские проблемы, с неврологом, если необходимо назначить противоэпилептическое лечение или направить ребенка на обследование. Аудиолог обязательно проведет оценку слуха, а физиолог зрения и окулист оценят зрение вашего малыша. Все специалисты, с которыми вы будете постоянно встречаться, работают как одна команда. Все члены такой команды вместе определяют стратегию помощи, вместе участвуют в разработке индивидуальной программы для каждого ребенка. В команду, как равные и очень важные партнеры профессионалов, входите и вы — родители малыша, — ведь только в диалоге родителей и специалистов можно определить проблемы ребенка и учесть приоритеты семьи.
ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ! Да, ваш ребенок отличается от других детей, ему труднее, чем обычному ребенку, учиться двигаться, его движения не совсем правильные. Но ему, так же как всем детям, нужна любовь, ласка, игра и общение с близкими людьми. Его жизнь — это не только тренировки и специальные занятия, это игра, радость и удовольствие, без которых не бывает детства!
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое церебральный паралич?............. 3 Почему возникает церебральный паралич?... 3 Формы церебрального паралича................ 4 Е. В. КЛОЧКОВА ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ Материалы для родителей Санкт-Петербург
Из материалов Интегративного родительского клуба ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|