Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие латинского письма в I-IXвв.





В I–II в. н.э. достигает совершенства римское капитальное письмо. Совершен­ство формы и удобочитаемость обусловили его колоссальное влияние на все последующее развитие европейской шрифтовой культуры.

Структура римского капитального шрифта находится в тесной связи с древне­римской архитектурой. В чередовании прямых и округлых линий прослежива­ется один и тот же принцип. Вертикали пилястров, между ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем в буквах.

Общепризнанным шедевром и образцом для шрифтовиков последующих эпох признан шрифт с колонны Траяна.

Перед тем, как высекать буквы на камне, мастер писал их плоской ширококо­нечной кистью. Этим обусловлена сложность построения букв и такие их осо­бенности, как наклон осей округлых штрихов, плавный переход толщины штри­ха, сложная внутренняя ритмика шрифта.

Шрифт колонны Траяна

 

Наряду с эпиграфическим письмом (т.е. высеченным на камне), стремившем­ся к монументальности, в Древнем Риме существовало и письмо от руки, тя­готевшее к простоте, округлости форм и лучшей связи между буквами, чтобы можно было писать быстро. Оно получило название римского курсива и писа­лось на вощеной дощечке при помощи заостренной палочки, которая называ­лась стилус.

Римский курсив принято разделять на ранний и поздний.

Ранний или маюскульный курсив (маюскула — прописная буква) употреблялся в I–VI веках, использовал только прописные буквы, связей между буквами еще мало.

К IV в. развивается минускульный курсив (минускула — строчная буква). Он резко отличается от маюскульного. Появляется наклон, связи между буквами, их форма становится более округлой и динамичной.

Римский курсив

 

Кроме надписей на камне, капитальное письмо употреблялось для записей ширококонечным пером на пергамене. Это письмо получило название ква­дратных капиталов (capitalis quadrata). Не очень беглые и достаточно широкие, они использовались до X в., главным образом в декоративном письме и заго­ловках.

Квадратные капиталы

 

Еще одна форма письма ширококонечным пером — рустика (capitalis rustica, т.е. простое крестьянское письмо) — более беглая и размашистая манера пись­ма. Она сохранялась до XI в., в VI веке рустикой писались целые книги, и боль­шинство дошедших до нас античных манускриптов написаны именно рустикой, например, тексты Вергилия.

Характерные черты рустики — тонкие вертикальные штрихи и широкие гори­зонтальные, а также узкие пропорции букв. И рустика, и квадратные капиталы являются маюскульным письмом.

Рустика

 

В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру проникает стиль округлых сводов. Тот же принцип округления проникает и в письмо.

Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis), кото­рый полностью развивается к IV в. и становится господствующим книжным письмом, т.к. им легче и быстрее писать, чем квадратными капиталами, при этом он более четок, чем рустика. Характерно малое значение горизонтальных штрихов. Унциал был в употреблении до VIII в., однако и позднее его формы сохранялись в заглавиях и инициалах. В унциале слова впервые начинают отде­ляться друг от друга.

Унциал

В V в. нарушается принцип размещения букв в пределах двух линий, объеди­нявший унциал с капитальным письмом. В результате этих изменений возника­ет полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis). Его отличительным призна­ком становится появление верхних и нижних выносных элементов, в резуль­тате чего он становится более читаемым, в этом минускульном письме можно увидеть прообраз современных строчных знаков.

Полуунциал

После падения Римской империи и переселения народов в Европе возник це­лый ряд новых государств. Эти государства освободились от культурного и по­литического влияния Рима, и каждое государство стало развивать в своем уни­кальном ключе римскую традицию письма.

В VIII в. альтернативно национальным школам письма возникает в государстве франков и быстро распространяется по всей Европе новый вид общепринято­го, унифицированного письма. Это каролингский минускул (названный так по имени династии Каролингов). Он содержит почти все, что в настоящее время нам известно под именем строчных букв. Удобочитаем. Буквы не соединяются друг с другом. В нем завершилось создание строчных букв и делались попыт­ки создать прописные. Вместо них, как правило, употребляются увеличенные строчные и лишь к XI в. появляются самостоятельные формы прописных, т.н. ломбардские версалы (также называемые готскими маюскулами).

Каролингский минускул Ломбардские версалы

В конце XI в. характер минускулов начинает изменяться. Причина — развитие нового стиля, готика. В архитектуре, с которой по прежнему связано развитие шрифта, круглая арка отступает, ее место занимает стрельчатая. В течение XII в. происходит становление нового стиля: в письмо проникают надломленные ли­нии, закругления и эллипсы приобретают миндалевидную форму. В начале XIII в. готика становится господствующим стилем во всей Европе.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.