Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение наборного шрифта.





 

Изобретателем технологии, ставшей революционной в искусстве изготовления книг, считается Иоганн Гутенберг (1394[99?]–1468). Хотя еще до Гутенберга су­ществовала печатная книга, она была ксилографической, и текстовые страницы вырезались целиком на деревянной доске.

Гутенбергом была предложена технология, получившая впоследствии назва­ние техники подвижных литер. Печатная форма набиралась из отдельных эле­ментов (литер). Для каждой буквы изготавливалась отдельная литера. Из одних и тех же литер каждый раз создавался новый набор, который вновь рассыпал­ся на литеры по окончании печати.

Таким образом, в XV в. были созданы первые печатные книги, получившие на­звание «инкунабулы» (от лат. cunabula — колыбель). Для печатных книг в каче­стве материала использовалась бумага, с XIV в. вытеснявшая пергамен (как бо­лее дорогой материал).

Наборный шрифт первое время полностью имитировал рукописный, достиг­ший к XV в. значительного совершенства. (Известны свидетельства о том, что некоторые экземпляры знаменитой 42-строчной Библии Гутенберга были в то время успешно выданы за рукописные). В дальнейшем наборные шрифты все дальше отходят от рукописных, однако окончательной связи с ними никогда не утрачивали.

Шрифт 42-строчной Библии Гутенберга

Техника подвижных литер 13

 

В эпоху Ренессанса происходит переход от готических шрифтов к антиквенным. На основе рукописных образцов антиквы создаются типографские шрифты.

Самая ранняя форма наборной антиквы называется старинной антиквой (дру­гие названия — ренессансная антиква, гуманистическая антиква). Ее отличи­тельные особенности — наклонные оси округлых знаков и покатое начало букв. Это обусловлено наклонным положением ширококонечного пера при пись­ме прототипа гуманистической антиквы — гуманистического минускула. Кон­траст между основным и дополнительным штрихом небольшой: соотношение их ширины примерно от 1:2 до 1:4. Старинной антикве присущи мягкие, окру­гленные засечки.

Типографский шрифт на основе старинной антиквы впервые изготовил Адольф Руш в 1464 г., но наиболее чистые и красивые рисунки старинной антиквы при­надлежат венецианцу Николаусу Иенсону, итальянцу Франческо да Болонья (Франческо Гриффо) и парижанину Клоду Гарамону.

Возникают и типографские шрифты на основе антиквенного курсива. Первую книгу курсивным шрифтом отпечатал в 1501 году знаменитый венецианский издатель и типограф Альд Мануций. Этот шрифт создал для него Франческо Гриффо. Красивый курсив, впервые вполне согласованный с антиквой, создал Клод Гарамон.

 

АЛЬД МАНУЦИЙ старший [1448–1515] — основатель типографской фирмы Мануциев в Венеции, начал с издания роскошных книг. Учитывая потребности рынка, переходит к изданию дешевой, изящно, но без особых претензий сделанной книги. Одновременно он вводит в употребление вместо громоздких фолиантов книги в одну восьмую листа (обычный в наше время формат). А. М. впервые вводит наклонные шрифты, известные теперь под названием "курсива". Один из современных шрифтов до сих пор носит название "альдине". Издательский знак А. — якорь с обвивающимся вокруг него дельфином. Альд Мануций является одним из издателей-промышленников, капиталистической постановкой дела придавших окончательно книге характер товара. итальянский гуманист, издатель и типограф, работавший в Венеции. Основатель издательской фирмы «Дом Альда», просуществовавшей около ста лет.
Особенно известен изданием древнегреческих авторов (Аристотеля, Аристофана, Софокла, Еврипида, Геродота, Фукидида, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена, Платона и др.).

 

Ренессансная антиква.

Одним из первых шрифтов, знаменовавших переход от Средневековья к Воз­рождению, стал появившийся в XIVв. в Италии подвид готического письма — го­тическая антиква ранних гуманистов. Этот шрифт получил такое название за близость к антиквенной форме, также его называют «письмом Петрарки» по имени великого гуманиста, который был и талантливым художником письма. Буквы этого письма маленькие, светлые, едва заметные надломы преобража­ются в закругления. Важный признак — двухарочная «а» с верхней открытой аркой, как в антикве.

Готическая антиква XIV в.,написанная Петраркой

 

В период Ренессанса — возрождения античности — итальянские художники-гуманисты, а вслед за ними и художники других стран Западной Европы, пыта­лись вернуться к античному искусству, которое ассоциировалось с естествен­ной жизнью и природой, отвергая в то же время авторитет церкви, а вместе с ним и готический шрифт во всех его модификациях. В поисках старинных об­разцов каллиграфы обращаются к каролингскому минускулу, ошибочно пред­полагая его античное происхождение. Формы маюскульных букв были найде­ны в древнеримском капитальном письме.

На основе этих форм возникает новое письмо — антиква (lettera antique, от лат. antiquus — древний), также называемое в XV в. гуманистическим минускулом. Антиква переняла все новшества и положительные качества, достоинства, ко­торые письмо приобрело в процессе становления. Соответственно маюскулам капитального письма свободные концы стоек минускулов были также снабже­ны засечками, окончательно установилось начертание букв «g», «v», «w», «x» и «y». Общая картина антиквы достаточно светлая.

Гуманистическая антиква стала родоначальницей огромного множества анти­квенных шрифтов, создаваемых по сей день.

Гуманистический минускул

 

В эпоху Ренессанса многие знаменитые художники серьезно занимаются шрифтом. Среди них Леонардо да Винчи, считавший, что антиквенные буквы необходимо строить на основе пропорций античной архитектуры, тесно свя­занных с пропорциями человеческого тела. Теорию Леонардо развил его уче­ник Лука Паччиоли в своей книге «О божественной пропорции».

Конструированием латинского шрифта занимался и Альбрехт Дюрер.

Среди мастеров шрифта эпохи Возрождения необходимо назвать также Джо­ванни Баттисту Палатино, самого популярного, талантливого и разносторонне­го художника шрифта того времени, автора книги образцов шрифта «Книга, ко­торая обучает письму».

В этот же период в папских канцеляриях зарождается еще один вид рукопис­ного почерка эпохи Возрождения. Это гуманистический курсив, имевший на­клон букв на 5° вправо. Очко буквы «О» в нем превратилось в овал, остальные знаки претерпели соответствующие изменения. Появляются акцентированные выносные элементы, закрытые буквы «а», «g». Это придает курсиву динамику письма и восприятия. В гуманистическом курсиве впервые разработаны маю­скулы этого письма комплексно, вместе с минускулами.

Гуманистический курсив

В XV в. начинает развиваться книгопечатание, решительно вытесняющее руко­писное создание книг, как отжившее явление. Типографское искусство быстро перенимает лучшие шрифты своей эпохи. В связи с этим на основе гуманисти­ческого минускула возникает новый вид шрифта — типографский шрифт.

Самая ранняя форма антиквы называется старинной антиквой или антиквой старого стиля. Ее главные признаки — наклонные наплывы в округлых формах и покатое начало букв. Этот шрифт несет в основе своего рисунка признаки на­писания ширококонечным пером. Контраст между основным и дополнитель­ным штрихом небольшой, их соотношение составляет от 1:2 до 1:4. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки, напоминающие засечки шриф­та Траяновой колонны.

Первый типографский шрифт на основе старинной антиквы изготовил Адольф Руш в 1464 году, но наиболее чистые и красивые рисунки принадлежат вене­цианцу Николаусу Иенсону (1420–1480), итальянцу Франческо да Болонья, из­вестному под прозвищем Гриффо, и парижанину Клоду Гарамону (1480–1561).

Возникают и типографские шрифты на основе антиквенного курсива. Первую книгу курсивным шрифтом отпечатал в 1501 году знаменитый венецианский издатель и типограф Альд Мануций. Этот шрифт создал для него Франческо Гриффо. Красивый курсив, впервые вполне согласованный с антиквой, создал Клод Гарамон.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.