Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Список работ Д. Б. Эльконина, опубликованные за рубежом





1. Unele problème ale psichologiei insusşirii citit—scrisului//Analele Romino— Sovietice. 1957. № 12.

2. Ceruntarea psihologica a insuşirii cunstintelor in şcoala elementara//Analele Romino—Sovietice. 1962. № 1.

3. The Psychology of Mastering the Elements of Reading//Educational Psychology in the USSR. London, 1963.

4. Kodomo no shinrigaku.— Tokyo, 1964. To же.— 1971.

5. Gyermeklélektan. Budapest, 1964.

6. Untersuchungen zur Verbesserung des Unterstufenunterrichts//Pädagogik, 1964. № 12.

7. Psihologija predskolkog deteta// (под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина), Beograd, 1965.

8. Problèmes du développment psichique de l'enfant//Recherches psychologique en URSS. Moskou, 1966.

9. Zur Psychologie des Vorschulalters. Berlin, 1967.

10. The Problem of Instruction and Development in the Works of L. S. Vygotsky// Soviet Psychology. 1967. Vol. V, № 3.

11. Problèmes de méthodologie et méthodes pour l'etudes du développment psychologique de l'enfant//Enfance. 1967. № 2.

12.Niektóre wyniki badafi roswoju psychiczniego dzieci v wieku przedskolnym// Materialy do nauczania psychologii. Seria 11. Tom 3.

13.Some Results of the Study of the Psychological Development of PreschoolAge Children//A Handbook of Contemporary Soviet Psychology. N. Y.; London, 1969.

14.Psychologie für Kindergärtnerinnen. Berlin, 1969 (совместно с А. В. Запорожцем).

То же,— 1971. То же.— 1973. То же.— 1975.

15. Psychologie der Persönlichkeit und Tätigkeit des Vorschulkindes//под ред.

A. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Berlin, 1971.

16.Le problème de périodisation du développement psychique chez l'enfant// Recherches Internationales. 1972. № 71—72.

17.Toward the Problem of Stages of the Mental Development of the Child// Soviet Psychology. 1972. Vol. X. № 3.

18.Zum Problem des Periodisierung der psychischen Entwicklung in Kindesalter// Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Persönlichkeiten. Berlin, 1972.

19. Elector es ismeretszerzes. Budapest, 1972 (под ред. Д. Б. Эльконина,

B. В. Давыдова).

20.The Psychology of Preschool Children//(под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина). Cambridge, Mass., XXIII, 1973.

21.The Psychology of Reading.— Comparative Reading. N. Y., 1973.

22. Gesellschaftliche Bedingungen und individuelle Entwicklung//Pädagogik. Berlin, 1978.

23. Arten der Tätigkeit und individuelle psychische Entwicklung. Ibid.

24. Hauptetappen der psychischen Entwicklung. Ibid. (Совместно с A. Kos- sakowski.)


То же.— 1987.

25.Psychologie des Spiels. Köln, 1980.

26.Psychologie des Spiels. Berlin, 1980.

27.Psyhologia jocului. Bucuresti, 1980.

28.Psicologia del juego. Madrid, 1980.

29.Psihologja dečje igre. Beograd, 1981.

30.La psichologia del giuocco. Roma, 1981.

31.Psychológia hry. Bratislava, 1983.

32.A gyermeki jâték pszichológiája. Budapest, 1983.

33.Psychologia zabawy. Warszawa, 1984.

34.Psychology of Play. N. Y., London, 1984.

35.Психология на играта. София, 1984.

36.The Child's Right to Education and the Development of Knowledge of Child Psychology//Prospects. 1979. Vol. IX. № 2.

37.Предисловие к кн.: Виготски Л. С. Мислене и реч//Избрани психологически изследования/София, 1983.



Именной указатель

Абрамович Р.Я. 125, 127, 128

Авдеева H.H. 518

Адлер А. 328

Айдарова Л.И. 41

Аксарина H.M. 96, 285

Амонашвили Ш. А. 383

Ананьев Б.Г. 143, 176, 187, 214

Аркин Е. А. 34

Басов М. Я. 29, 433, 454

Бахорский Е. 504

Белоус В. П. 355, 362, 363

Берцфаи Л. В. 484

Бехтерев В. М. 411, 412

Бине А. 30, 285, 289, 290, 298, 305, 506

Блонский П. П. 8, 40, 61, 62, 178—182, 185—188, 190—192, 445, 454

Богуславская 3. М. 325

Божович Л. И. 6, 45, 69, 214, 226, 261, 330, 409, 424, 433, 455, 461

Бойтендайк Ф. Ж. 311, 328

Бородай Ю. М. 287

Болдуин А. 36

Бронфенбреннер Ю. 6

Брунер Дж. 6, 111, 112, 199, 319, 462

Бугрименко Е. А. 22, 355, 363, 384

Буземан Э. 290

Бюлер К. 36, 48, 319, 373, 425, 439, 441, 473

Бюлер Ш. 284, 290, 460

Валлон А. 73, 290, 298, 455

Вартанян А. У. 105, 383

Вахтеров В. П. 201

Векслер Д. 290, 305, 506

Венев И. Д. 80

Венгер Л. А. 80

Вертгеймер М. 421

Вертч Ж. 6

Вольцис (Вазина) К. Я. 354

Всеволодский-Гернгросс В. 316—318

Вундт В. 312, 314

Выгодская Г. Л. 351, 352

Выготский Л. С. 5—10, 12, 15, 20, 21, 27, 28, 31, 33, 36, 38, 39, 41, 54, 61, 62, 64, 71, 72, 79, 83, 103, 149—152, 178, 184—199, 259, 265, 277, 279, 289, 290, 292, 295, 307, 319, 320, 337, 353, 356, 383, 408—480, 482, 486, 489, 498, 501, 503—505, 507, 512, 514—516, 518—521

Гальперин П. Я. 6, 36, 42, 54, 68, 79, 83, 84, 134, 135, 198, 217, 301, 451, 462, 465, 498, 505, 507, 509, 518, 519

Гальтон Ф. 439

Гвоздев А. Н. 370, 371, 374, 378

Гегель Г. В. Ф. 225, 226

Гезелл А. 30, 37, 260, 439—443, 506

Геккель Э. 35

Гелассер У. М. 312

Геннекен Э. 413

Гербарт И. Ф. 201

Гетцер Г. 284, 337

Гиневская Т. О. 153

Гиппенрейтер Ю. Б. 465

Годовикова Д. Б. 343

Голубева А. Н. 145, 159, 160, 175

Горбачева В. А. 169, 170, 175

Горбов Ф. Д. 515

Горецкий В. Г. 386

Гуревич К. М. 156, 160, 487

Гуссерль Э. 421, 422



Давыдов В. В. 21, 31, 40, 85, 104, 105, 211, 305, 448, 451

Данюшевский И. И. 417

Дарвин Ч. 29, 35, 184, 466

Декарт Р. 417

Денисова М. П. 29, 125—127, 133, 284, 329, 454

Джекобсон А. 462

Джемс У. 412

Дильтей В. 422

Дистервег А. 183

Достоевский Ф. М. 514

Драгунова Т. В. 19, 31, 73, 263

Дьюи Дж. 319

Елагина М. Г. 139, 140

Жедек С. П. 22

Жинкин Н. И. 392, 396

Жуковская Р. И. 324

Журова Л. Е. 22, 383, 397, 403

Заззо Р. 298

Зак А. 105

Занков Л. В, 41, 108, 187

Запорожец А. В. 6, 10, 63, 79, 153, 163, 363, 409, 424, 433, 465, 504, 508, 510, 518

Захарова А. В. 105

Зиндер Л. Р. 385

Зинченко В. П. 21

Зинченко П. И. 63

Зубченко А. А. 383

Ибрагимова Р. Н. 165, 175

Ийрасек 301

Ильенков Э. В. 29

Инельдер Б. 307, 462

Истомина 3. М. 153

Каверина Е. К. 367

Каптерев П. Ф. 201

Келлер В. 48, 131, 425

Киви Л. 383

Колларитс Ж. 311

Коменский Я. А. 102, 183

Компере Г. 321

Конникова Т. Е. 433

Коос Г. 291

Корнилов К. Н. 412, 422

Королева Н. В. 325

Косвен М. О, 33

Костюк Г. С. 462

Котелова Ю. В. 430, 446

Коул М. 6

Коффка К. 421, 434, 439, 451

Креч Д. 462

Кро О. 290, 460

 

Ларин А. П. 153

Леви-Брюль Ш. 27

Левин К. 48, 490

Левина Р. Е. 409, 424, 433

Лейтес Н. С. 261

Леонтьев А. Н. 6, 8—12, 26, 27, 31, 63, 71, 79, 103, 146, 152, 153, 214, 293, 322, 330, 409, 412, 424, 428, 433, 464, 465, 468, 507, 520, 521

Лернер И. Я. 101, 102

Лингард И. 562

Липситт Л. 462

Лисина М. И. 46, 70, 96, 130, 139, 457, 458

Луков Г. Д. 338—341, 519, 520

Лурия А. Р. 6, 10, 63, 79, 153, 163, 363, 409, 424, 433, 465, 504, 508, 510, 518

Лысенко Н. И. 166

Мануйленко 3. В. 153, 167—169, 363

Маркова А. К. 31, 41, 105

Маркова Т. А. 325

Маркс К. 8, 110, 269, 279, 314, 320, 418, 423, 426, 427, 473, 493

Маршак С. Я. 234

Матюшина H. M. 157, 158, 160

Махмутова М. И. 42

Мейман Э. 186

Менчинская Н. А. 462

Мерлин В. С. 300

Меттер Е. 383

Мещеряков А. И. 504

Миклухо-Маклай H. H. 34, 445

Михайленко Н. Я. 354

Михайлов Ф. Т. 515

Монтессори А. М. 201

Морозова Н. Г. 153, 214, 424, 409

Мюллер И. 35

Мюссен П. 312

Неверович Я. 3. 153, 161, 162, 354

Невуева Л. Ю. 383

Недев Г. 383

Недоспасова В. А. 54, 355, 358, 359, 502, 505, 511

Некрасов Н. А. 226

Новоселова С. Л. 96, 354

Обухова Л. Ф. 42, 54, 68, 83, 84

Овчинникова О. В. 465

Оджемен Р. 462

Оуэн Р. 110

Охлопкова M. E. 383

Павлов И. П. 36, 78, 373, 411, 426, 485

Пашковская Е. И. 430, 446

Петерс В. 439



Пиаже Ж. 38, 54, 58, 64, 65, 70, 83—85, 91, 132, 147—150, 173, 186, 197—199, 230, 254, 290, 299, 306, 307, 318, 336, 352, 353, 358, 434, 439, 451, 455, 462, 482—484, 486, 491, 505, 511, 512, 519

Плеханов Г. В. 314

Покровский Е. А. 311

Поливанова М. А. 383

Пономарев Я. А. 105

Попова М. И. 375, 376

Порембская Л. А. 144

Прейер В. 321

Пузырей А. А. 21, 29

Равен Дж. 291

Репкин В. В. 22, 305, 384

Розенгард-Пупко Г. Л. 379, 380

Розенцвейг М. 462

Роршах Г. 288, 299

Россолимо Г. И. 289

Рубинштейн С. Л. 63

Рузская А. Г. 81

Руссо Ж.-Ж. 183

Савельева Т. М. 105

Сахаров Л. С. 54, 430, 446

Северцев А. Н. 514

Селли Дж. 319, 321

Сеченов И. М. 417

Сикорский А. И. 319

Славина Л. С. 68, 153, 162, 214, 261, 330—335, 368, 409, 424

Слоним А. Д. 462

Смирнов А. А. 63

Соколова Н. Д. 354

Соловьева О. И. 164

Сорокина А. И. 171

Сохин Ф. А. 374

Спенсер Г. 312—314

Спиноз.а Б. 416, 417, 423

Талызина Н. Ф. 462

Теплов В. М. 330

Толстой Л. Н. 271, 387, 514

Торндайк Э. 36, 38, 434, 451

Тулмин Ст. 21

Усова А. П. 312, 355, 356

Ушинский К. Д. 183, 192, 196, 201, 209, 237, 238, 252, 253, 319, 324, 374, 395, 401, 493

Фаусек Ю. И. 373, 397

Фейербах Б. 421, 472

Фигурин Н. Л. 29, 30, 125—127, 133, 284, 329, 454

Филиппова Е. А. 355, 359, 511

Фирсов Л. 133

Фрадкина Ф. И. 68, 71, 322

Фрейд 3. 58, 65, 328, 421, 514, 517

Фридман Л. М. 105

Фонарев А. М. 96

Хелд Р. 462

Хинчин А. Я. 185

Холл С. 35

Цацковский М. 383

Циванюк Н. А. 163

Цукерман Г. А. 22, 384

Челпанов Г. И. 412, 413

Чуковский К. И. 373, 374

Шарден Т. де 484

Шарова Р. 383

Шаталов В. Ф. 511

Швачкин Н. X. 377

Шекспир У. 410, 413

Шиллер Ф. 312, 313

Шимина А. Н. 105

Шиф Ж. И. 39, 433

Шмальгаузен И. И. 514

Шпрангер Э. 425

Штерн В. 36, 48, 319, 327, 328, 421

Щелованов В. М. 29, 30, 46, 95, 96, 144, 294, 454

Щерба Л. В. 391

Эбли Г. 462

Эйнштейн А. 245

Эльконин Д. Б. 5, 6—24, 31, 40, 73, 85, 105, 131, 135, 141, 153, 216, 277, 384, 409, 433, 455, 508—510

Энгельс Ф. 110, 269, 279, 320, 426, 473

 

Юдович Ф. Я. 380, 382

 

Яковлев Н. Ф. 391

 


Предметный указатель


Ведущая деятельность

—непосредственно-эмоциональное общение как ведущая в младенческом возрасте 46, 59, 69, 70, 75, 95, 133, 457 (см. также Младенческий возраст)

— предметно-манипулятивная (предметно-орудийная) как ведущая в раннем возрасте 47—59, 68, 70, 71, 75, 131 — 143, 154, 513 (см. также Ранний возраст)

— игровая как ведущая в дошкольном возрасте 14, 51—54, 57, 59, 71, 72, 75, 97, 148—150, 152, 155 (см. также Ролевая игра)

— учебная как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)

— интимно-личностное общение как ведущая в подростковом возрасте 18, 59, 72—75, 275—277, 281 (см. также Подростковый возраст)

— учебно-профессиональная как ведущая в юношеском возрасте 59, 75

Воспитательная система для детей раннего и дошкольного возраста 95, 99

Готовность к школьному обучению 20, 98, 226

Детская психология

— история возникновения и связь с другими отраслями психологии 27

— теории 28, 29, 35—37

— методы наблюдение 29

тестирование 30 (см. также Психодиагностика)

стратегия срезов 30, 31, 54, 79, 440, 441, 469

лонгитюдные исследования 31

экспериментально-генетическая стратегия (страгетия экспериментального генезиса психических способностей) 31, 41, 79, 464, 465 (см. также Наследие Л. С. Выготского)

генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент) 15, 19, 41, 54, 79, 215

сочетание различных методов изучения 15, 31

Детский центр 508, 510

Детство

— животных 26

— историческое развитие детства человека 8, 26, 32—35, 57, 61

— и развитие орудий труда 34, 35

— детская, генетическая и педагогическая психология 26, 27 (см, также Детская психология)

— понятие зрелости и взрослости 33

— теории (см. Психическое развитие, Детская психология)

— и теория «несовпадения точек созревания» 33, 498

— и игра 34, 35 (см. также Ролевая игра, Игра)

Дошкольный возраст

— социальная ситуация развития 51

— и игра (см. Ролевая игра, Игра)

— и развитие личности ребенка

взгляды Л. С. Выготского 150— 152



взгляды Ж. Пиаже 147—150

взгляды А. Н. Леонтьева 152—154

роль отношений со взрослыми 155, 156

личностный тип поведения 154—155

соподчинение мотивов 55, 133,156—160

появление новых мотивов 160—162

— формирование этических истанций 55, 98, 151, 154, 163—167

— развитие произвольности поведения 55, 153—155, 167—170

— формирование первых представлений о мире 171 —174

— развитие самосознания предпосылки 174—175 возникновение личного сознания 169

самооценка, ее содержание 55, 160, 175—177

открытие своих переживаний детьми 176, 177

Игра

— историческое происхождение игры 65, 67, 69, 97

—определение 317

— теории игры и их критика 36, 312—314, 328, 329

— возникновение игры в филогенезе 51

— и искусство 13, 312—315, 317, 321

— и спорт 317

— и труд 13, 34—35, 492, 493

— и детство 34, 35, 57, 317

— виды игр 316, 317

— и фантазия и воображение 320, 328, 331—335

— и ее развитие в дошкольном возрасте (см. Ролевая игра)

Интериоризация 31, 83

Кризисы развития

— кризис новорожденности 44—46

— кризис 1 года 47, 458

— кризис 3 лет 50, 96, 145—147, 154, 460, 461

— кризис 7 лет 55, 461

— кризис 11 —12 лет 56, 264

Младенческий возраст

— социальная ситуация развития 133, 457

— непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенческом возрасте 46, 59 69, 70, 75, 95, 133, 457

комплекс оживления 70, 133

и дефицит общения 96

и развитие вербальных форм общения 71

— развитие зрительно-двигательных координации

хватание, повторные и цепные действия 125—129

влияние новизны 127—129

предметные действия 129

роль общения 125, 126, 129

— новообразование возраста 457

— Младший школьный возраст

— мотивация учения 244, 503, 506

— учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)

— интеллектуальные возможности и развитие мышления 178—182, 184— 200, 208, 252—259

— основы обучения 182—188, 192— 213, 221—223, 252—257

— произвольность основных психических процессов 56, 219

— новообразование 56

Мышление

— генетические стадии умственного развития по Ж. Пиаже 70, 197, 198, 511

— П. П. Блонский о развитии мышления в школьном возрасте 40, 178—181, 185—187, 190—192

— Л. С. Выготский о развитии мышления в школьном возрасте 187—200

— и развитие межфункциональных связей 188—189, 255—256

— и тип учения 198

— и интериоризация 83

— и его развитие в дошкольном возрасте 14, 53, 54, 230, 231 (см. также Ролевая игра)

— новообразование в умственном развитии 56, 214

— и развитие аффективно-потреб-ностной сферы 64, 65

Наследие Л. С. Выготского

— научная биография 409—435, 478

— Л. С. Выготский как методолог психологии 436—440, 448, 477

— вопросы психологии искусства искусство как общественная техника чувств 413—416, 479, 480

метод объективного анализа 415, 478, 479

— проблема кризиса в психологии 413, 420—423, 438

— проблема сознания 411, 412, 418—420, 429, 480 (см. также Смыс-



ловое и системное строение сознания) гипотеза о происхождении и природе сознания 419—420

— проблема исторического происхождения и развития высших психических функций

культурно-историческая теория (теория инструментальных форм поведения) 416, 424—466, 467, 473

методологические основы исследования 447

гипотеза (закон) формирования высших психических функций 21, 416, 425, 426, 428, 429, 462, 473, 474, 480

экспериментально-генетический метод 426—430, 437, 463—468, 474, 477

знаковая операция как единица психологического анализа 427, 429, 517

смысловое и системное строение сознания 28, 292, 431—435, 443, 448, 449, 453, 459, 471—475, 507

— проблемы детской (возрастной) психологии

движущие силы, источник и условия психического развития 439, 450, 451, 467, 468 (см. также Обучение и умственное развитие)

критика теоретических концепций развития 439—443, 449, 466—467

обучение и развитие, диагностика возрастного развития 38, 39, 63, 72, 178, 200, 219, 252—257, 417, 434, 450—453, 462—471, 477, 512

периодизация детства 63, 259, 435, 444, 453—462

детская игра 452

исследование образования понятий 39, 40, 103, 104, 192— 198, 430—433, 435, 446, 449, 465, 469—471, 475, 477

развитие подростка 444—448, 453

Обучение

— и созревание мозга 78

— как всеобщая форма развития детей 21, 39, 72, 224 (см. также Обучение и умственное развитие)

— и умственное развитие 37—42, 63, 72, 83—93, 178—241, 252—257, 275, 295, 302, 417, 434, 447, 450— 453, 46.2—471, 496, 512

— и развитие восприятия у детей 79—83

— систематическое школьное обучение, его особенности 228—233

— отличие школьного обучения от обучения дошкольников 225—227

— формы и способы обучения 224

— развивающее обучение 205, 253— 259, 452

— новое содержание обучения 195, 223, 257—259

— экспериментальные программы обучения (русский язык и математика) 86—93

— грамоте (см. Чтение, Письмо)

— и тип учения 198

— и производительный труд 109— 119

— и проблемное обучение 42

Память

— развитие в школьном возрасте 181

Периодизация психического развития в детстве

— историчность периодов детства 57, 444, 445, 488, 514, 516, 517

— классификация периодов детства 43

— возраст, его показатели 42

— типы периодов детства стабильные 11, 43, 62, 454—462, 515

критические 11, 12, 43, 45, 59, 62, 75, 454—456, 488, 489, 498, 502, 503, 515, 518

— возрастные периоды (см. Кризисы развития, Младенческий возраст, Ранний возраст, Дошкольный возраст, Младший школьный возраст, Подростковый возраст)

— педагогическая периодизация 61

— основополагающие отношения человек — вещь/человек — человек 58, 65—67, 131, 495

ребенок и общество/ребенок в обществе 9, 10, 67, 254, 495

ребенок — общественный взрослый/ребенок—общественный предмет 10, 59, 69, 74

воспроизводство и моделирование отношений 69

и смена периодов детства 59

— закон (гипотеза) периодичности 11, 59, 75—77

— эпохи, периоды, фазы, стадии 11, 61, 75, 76

— и деятельность 12, 59, 69—74 (см. также Ведущая деятельность)

Письмо 17, 18, 337, 451—452

Подростковый возраст

— методы изучения 260—264

— сравнительно-клинический (со-



циально-индивидуальный) метод 260—262, 276, 277

— и кризис

— и половое созревание 72, 73, 264, 271

— и социальная ситуация развития 265

— место учения' в жизни детей 266—268

— интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте 18, 59, 72—75, 275— 277, 281

— взрослость, определение 269

— объективная готовность ребенка к жизни в обществе взрослых 269

— чувство взрослости как субъективная готовность ребенка к жизни в обществе взрослых

его показатели 270

его содержание 269—273, 280

и морально-этический «кодекс» 280

как особая форма самосознания 279—281

— виды взрослости 269—270

— тенденция к взрослости 272

— эталон взрослости

— условия развития взрослости 273—275

— пути формирования взрослости 275—276

— и отрицание взрослости 499

— новообразования возраста 259, 278—281

Психическое развитие

— теории 28, 29, 32, 35—38, 64— 65, 79 (см. также Наследие Л. С. Выготского)

— понятия развития и роста 27—28

— источники, движущие силы и условия развития 9, 10, 57 (см. также Наследие Л. С. Выготского)

— внутренние противоречия 59, 114, 515 516

— и мозг 78, 96, 484, 487, 488

— и присвоение (овладение) 8, 79

— и усвоение 29, 149, 213, 214, 467, 468, 471, 515

— и обучение 9, 16, 21, 78—93 (см. также Обучение и умственное развитие)

гипотеза Л. С. Выготского о ведущем значении обучения для развития 39, 72, 195, 255

точки зрения на взаимосвязь обучения и развития 252-255

— и периодизации 11 {см. также Периодизация психического развития в детстве)

— игра 13 (см. также Игра, Ролевая игра)

— и ведущая деятельность 59, 63, 69—76, 152, 513—514 (см. также Ведущая деятельность)

— и психодиагностика (см. Психодиагностика)

— и системное и смысловое строение сознания (см. Наследие Л. С. Выготского)

— и развитие межфункциональных связей и отношений 188—189, 255, 256, 446, 447

— и интериоризация 31, 83

— и развитие восприятия 79—83

— и развитие личности 64—69

— и умственное развитие (см. Обучение и умственное развитие) Психодиагностика

— диагноз, прогноз, коррекция 285, 286, 291, 293, 295, 297, 307

— отбор

особо одаренных 285, 288—291, 510

неуспевающих 297

— контроль за ходом психического развития детей 20, 284, 285, 289, 290—292, 303, 510

— тесты способностей теории способностей 286 объект диагностики в тестах 285, 298

конкретные тестовые системы (тесты)

тест Бине 30, 285, 289—291

тест Векслера 290, 291

тест Пиаже 299

тест Заззо 298

тест Ийрасека 301

профиль Россолимо 289

матрица Равена 291

методика Кооса 291

— личностные тесты проективные, методики 288, 299

— задачи психолого-педагогической диагностики 294, 300

— сравнительно-диагностическое ис-ледование 306

— основы построения диагностической системы 304—307

— основы диагностики в различные пириоды детства 304—305

—психодиагностика в различных областях психологии

— факторныи и кореляционный анализы 298—299

551
—диагностическая схема развития детей первых трех лет жизни 284

Ранний возраст

— предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем возрасте

развитие предметных действий 48—50, 68, 131 — 143, 154, 513

орудийные операции, действия 48, 49, 134, 135

образ и образец действия 138—139, 140, 154

роль взрослых 138—144

— развитие речи (см. Речь)

— возникновение ролевой игры 144, 162

— развитие самостоятельности 50, 144—146

—новообразования возраста 144, 458, 460

Речь

— развитие понимания речи 50, 366—368, 377

— развитие активной речи причины задержки и переход к активной речи 50, 368, 369

овладение звуковой стороной языка 373—383

— письменная и устная 17, 18 (см. также Письмо, Чтение)

— автономная 47, 50

— и развитие восприятия в раннем возрасте 379, 380

— и ее значение для общего психического развития 380—383

Ролевая игра

— подходы к изучению 318—323, 329

— определение ролевой игры, ее психологический смысл 13, 34—35, 51, 66, 71, 72, 356, 491

— как особая форма усвоения 485, 486

игровая роль как единица ролевой игры 51, 322, 323, 327, 330, 331

функция 333

содержание 324—327

и воображаемая ситуация 329— 335

и децентрация 491

— ее сюжет и содержание 327—330, 486

— смысл и символика в игре 52

— и проблема символизма 53, 150, 335—354, 484, 517, 519, 521—522

— мотивы 162, 329

— планы отношений детей в игре 52, 323

— и формирование детского коллектива 356, 357

— и игрушки 13, 336, 337

— и интеллектуальные развитие изживание детского эгоцентризма, децентрация 14, 53, 54, 147—150, 357—364, 482, 483, 491, 497, 502, 505

условно-динамическая позиция 54, 359—363

— и развитие произвольного поведения 53, 168

— и развитие действий контроля и самоконтроля 363—364, 486

— в практике дошкольного воспитания 355—357

— и личность 520

Символизм в игре

— игровое употребление предметов (игровое замещение) 52, 53, 335, 338—354, 490

— игровое переименование

у детей с нормальным зрением и слухом 338—354

у глухих детей 351—352

методика двойного переименования предметов в игре 338, 339, 341—342, 519—520

— знак, символ 14, 54, 336, 337, 417, 519, 521—522

Учебная деятельность

— ее структура (компоненты) учебно-познавательные мотивы 16, 56, 246, 503, 506

учебная задача 16, 56, 216—218, 220, 247

учебное действие (учебная операция) 16, 56, 217—220, 248—250

действие контроля 16, 56, 219, 220, 250

действие оценки 16, 56, 220, 251

— ее содержание и продукт 246

— ее формирование 106, 215, 242— 251

— и школьное образование 39, 40, 105, 106, 200—210

— и новая технология обучения 105, 196, 210—213, 216, 223

— и усвоение научных понятий 39— 40, 257—259

— и произвольность основных психических процессов 56, 219

— и мотивы учения 244, 246, 503, 506

Чтение

— определение 386—388

предметное содержание действия читающего 388

как перестройка управления устной речью 389


как сложное интеллектуальное действие 391

— фонема, звук, буква 14, 22, 23, 232, 284, 390—391

— методы обучения чтению 22, 384, 388—391

— и механизм упреждения 392—394, 405

— этапы обучения чтению 395—406

Школьное образование

— и количественный подход к детскому развитию 99, 102—103, 184

— в дореволюционной России 182— 184, 203, 221

— и дидактика принципы 183, 202, 212

дидактическая теория начального обучения и ее критика 183—185, 192, 195, 200, 201—210

— и педагогическая технология (технология обучения) 101 —103, 184, 185

— стратегия перестройки 23—24, 99—107, 121

— новая технология обучения 23, 104—108, 196, 210—213

— и школа будущего 493—494, 508, 511

— в начальных классах

задачи на современном этапе 23, 223

введение ребенка в школьную жизнь 233—238

домашние задания 237—241

оценка, отметка 237, 241—242

— и место внешкольных форм жизни детей 119


Содержание

Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии...... 5

Раздел I Природа детства и его периодизация.... 25

Введение в детскую психологию.............................................. 26

К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте 60

Связь обучения и психического развития детей.......................... 78

Размышления о перестройке советской системы образования 94

Раздел II Психическое развитие в детском возрасте 122

Развитие движений, действий и общения ребенка со взрослыми на первом году

жизни.......................................................................................... 123

Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве 130

Развитие личности ребенка-дошкольника.............................. 142

Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения 177

О теории начального обучения................................................ 199

О структуре учебной деятельности......................................... 212

Психология обучения младшего школьника.......................... 220

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 258

Некоторые особенности подростков-пятиклассников (анализ материалов).... 263

Раздел III Проблемы психодиагностики. 281

К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей... 282

Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи 294

Некоторые вопросы диагностики психического развития детей 301

Раздел IV Проблемы психологии игры 306

Развернутая форма игровой деятельности детей................... 307


Развитие игры в дошкольном возрасте........ '............................ 326

Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте 351

Раздел V Развитие речи и обучение чтению.... 362

Развитие речи в раннем детстве.............................................. 363

Как учить детей читать........................................................... 380

Раздел VI Научное творчество Л. С. Выготского... 405

Очерк научного творчества Л. С. Выготского.......................... 406

Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека 434

Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского 460

Л. С. Выготский сегодня......................................................... 469

Об источниках неклассической психологии........................... 475







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.