Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трудности в работе с подростками





Почему взрослые сталкиваются с трудностями при работе с подростками? Дело в том, что внутренние и внешние изменения вызывают у него повышенную возбудимость и раздражительность. Подросток легко идеализирует окружающих людей (чем с успехом смогли воспользоваться многие музыкальные группы и мир кино), но если он разочаровывается в них, то тоже делает это бурно и трагично (черно-белая логика). В желании одеваться по-другому проявляется для подростков повышенная значимость, а также чувство принадлежности к определенной группе. Во многом подростки схожи, но у любого из них есть свойственные только ему способности, интересы, качества личности, опыт взаимоотношений. Мир может быть очень успешен, диктуя подростку, как ему мыслить, желать и чувствовать. Если мы не осознаем ответственность признавать наличие индивидуальных различий и подхода, то наверняка возникнут трудности в работе с ними. Создание нормальной атмосферы для подростков требует таких отношений, чтобы подростки чувствовали безопасность и заботу о себе. Тогда даже трудные подростки будут открыты и восприимчивы к информации на эмоциональном, умственном и духовном уровне.

Мы не будем затрагивать особенности работы с подростками, имеющими специфические отклонения, такие, как физические и умственные дисфункции. В основу этой части работы положено желание понять причины трудностей работы с обычными подростками, имеющих общее начало.

Как уже было сказано ранее, в подростковом возрасте происходят большие изменения как физически, так и духовно, эмоционально. К подростку могут предъявляться старые требования, как к ребенку, но он будет реагировать на них уже по-новому.

Возьмем, к примеру, отношение к мнению старших. Если раньше для них это мнение значило очень много, то теперь подростки больше считаются со своими сверстниками. Обычно это вызвано тем, что родители не смогли установить доверительных отношений с ребенком до его вступления в подростковый возраст, и это обязательно открывается позже. Нужно задать себе вопрос: кто формирует жизнь подростка? Это может быть учитель, тренер, друг или кумир. Вот почему так важно, когда у подростка есть духовный наставник. Идеальный вариант - родители-друзья, но такие отношения - явление нечастое. В любом случае, кем бы ни был этот человек, он должен всегда уважительно относиться к подростку, принимая его уникальность и особенность независимо от внешнего вида, поведения ребенка и своего расположения к нему.

Трудные подростки будут часто проверять, сами того не осознавая, насколько искренне наставник уважает их. Эта проверка может выражаться в виде оскорблений, грубых слов, упрямства, назойливого разглядывания, шушуканья за спиной, розыгрышей, грубых шуток и многого другого, на что способна фантазия человека. Неуравновешенные подростки ведут себя дерзко именно с теми взрослыми, которые в прошлом не оправдали их доверия или поступали с ними неуважительно. Подросток ищет взрослых, заслуживающих его внимание и уважение. Однако эмоциональные раны и комплексы, возникшие в результате прошлых разочарований, часто делают его осторожным и скептичным. Нужно уметь использовать любую возникающую возможность развивать доверительные отношения. Лучше всего во всех ситуациях оставаться неподдельно искренним. Если взрослый хочет манипулировать подростками или стремится удовлетворить личные интересы, то это очень скоро будет обнаружено.

Общаясь с подростками, необходимо попытаться понять, что в действительности происходит с ними, и как они воспринимают данную ситуацию. Хорошо обращать внимание на положительные стороны подростков и не акцентировать внимание на каждом неприличном высказывании и незначительном проступке. Чаще всего трудности связаны с недостатком внимания, и если подросток расположен к своему наставнику, видит его искреннее желание помочь, то многие проблемы решатся сами по себе. Более подробно о трудностях работы с подростками и их решениях сказано в Приложении 2.

 

Поведение подростка в группе

Как уже выше было сказано, ребенок в определенном возрасте (13 лет и старше) начинает критически относиться к родителям и больше ориентируется на общение со сверстниками. Именно в этот период коллективное мышление берет верх над индивидуальным. Необходимо учитывать, что подросток при индивидуальной беседе и подросток в группе – это две совершенно разные личности. При личном общении подросток может быть единодушен со взрослым, но, попадая в группу, он увлекается общим настроением, забывая на время свои прошлые позиции. Недавние события в Москве (ноябрь 2001 года), когда подростки избили торгующих людей на рынке, показывает, каким храбрым подросток может быть в компании своих «единомышленников», и как легко он попадает под влияние группировки. Исключения, конечно, есть, но необходимо быть готовым к таким «перевоплощениям» и не усугублять положение.

С другой стороны, каждый подросток ищет возможности самоутвердиться, выделиться из общей массы. Средства при этом выбирает, исходя из уровня своего сознания. В чем это может проявляться? Подросток может сколотить вокруг себя группировку, т.е. подобрать для себя такое окружение, которое устраивает его и соответствует его амбициям. Родители и старшие наставники должны помочь подростку иметь свое собственное отношение к жизни и не попадать под влияние сомнительных личностей.

Поговорим о подростковой группе в Церкви.

Желая завладеть вниманием группы, некоторые «умники» постоянно спорят и тем самым мешают проведению занятия, вызывая к себе излишний интерес. Что делать в том или ином случае? Если подросток приходит в группу воскресной школы впервые, он должен быть знаком с основными правилами группы. Существует мнение, что границы - ни к чему, но практика показывает, что именно четкие и разумные ограничения помогают подростку чувствовать себя безопасно и спокойно. В такой обстановке он чувствует себя раскрепощено и легче открывается. Преподавателю, со своей стороны, необходимо следить, чтобы эти правила соответствовали здравому смыслу, а также применялись в соответствующих ситуациях. Ничто так не развращает человека, как бездействующие законы!

Если подросток все-таки ведет себя вызывающе, нужно дать понять, что преподаватель серьезно настроен на исполнение наказания. Авторитет власти преподавателя должен быть непререкаемым, но в то же время не стоит торопиться с дисциплинарными мерами. Нужно понять причины его недовольства, и если они обоснованы, своевременно принять необходимые меры для исправления ситуации. Например, с потенциальными лидерами лучше разговаривать на равных и задействовать его в работе. Тогда негативизм обернется созиданием.

Даже если подросток крайне дерзок, совершенно недопустимо физическое наказание, т.к. это вызывает еще большее противление. Лучше поменять обстановку - и это положительно отразится на общей атмосфере ситуации. Наказание должно быть разумным и индивидуальным. Природа наказания должна быть связана с вызвавшим его проступком.

Хочется сказать несколько слов о наказании естественных последствий. Такое наказание делает упор на последствия, возникающие вследствие того или иного выбора подростка. Преимущество этого метода дисциплинированности в том, что «плохими ребятами» при этом выступают не родители, а собственный выбор подростка. Например, если подросток потерял или испортил какую – то вещь, то он не сможет получить подарок на свой день рождения, т.к. эти деньги пойдет на возмещение убытка. Необходимо помнить, что этот метод неприемлем, когда подростку грозит опасность и угроза жизни.

Всегда, даже когда подросток ведет себя дерзко и неуважительно, перед наставником стоит нелегкая задача оставаться заботливым и сохранять доброе к нему отношение. Зная, что он меняется практически во всех сферах своей жизни, наставник сможет понять и внезапную усталость, и раздражительность, и апатию, и резкую смену настроения. Подросток, сам не понимая, какие изменения происходят с ним, хочет, чтобы его поняли другие.

 

 

Мудрость педагога заключается в умении обращать отрицательные обстоятельства на пользу дела. Так можно использовать коллективное сознание подростков. Они увлекутся идеями, предложенными преподавателем, если эти самые идеи преподносятся убедительно и практически проявляются в жизни.

 

Подросток в семье

 

В плане образования и воспитания именно СЕМЬЯ подростка, а не школа, церковь, клуб играет наиболее важную роль. Как для Израиля, так и для Церкви, семья создавала питательную среду, в которой ребенок вырастал благочестивым и творческим человеком. О семье говорят, что это - рука, которая пишет историю, т.е. то, что происходит в ней, непосредственно влияет на общество в целом.

Именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и маленьким детям и правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Бог возлагает ответственность за духовное воспитание, прежде всего, на их родителей (Второзаконие 6:4-9).Чтобы родители могли, как следует, воспитать своих детей, они должны сами развить в себе религиозное благочестие по отношению к Богу, воспитать в себе любовь к Нему.

Общаясь с подростком в группе, наставник имеет в его лице личность, уже сформировавшуюся в семейной среде. Поэтому так важно знать условия жизни подростка в семье: насколько семья обеспечена материально, каков интеллектуальный уровень членов семьи, достаточно ли уделяется внимание ребенку, сколько человек в семье, каковы отношения к Богу.

Наставник подростков должен развивать отношения с родителями, а также выявлять нужды родителей и помогать им.

Каждый родитель нуждается в знании возрастных особенностей подростка.

Тогда родители будут понимать, почему подросток ведет себя тем или иным способом, к чему он стремится в своих поступках и мыслях, чего хочет достигнуть.

Как же можно сотрудничать с родителями, чтобы обучение и воспитание подростка не было однобоким, незаконченным? Как наставник может помочь родителям и их детям понять и принять друг друга?

1. Необходимо объяснить родителям нужды подростков, понять их культуру и особенности. Для этого хорошо подходит родительское собрание, на котором авторитетный человек раскроет тему о потребностях; спросит, наблюдают ли родители эти нужды в жизни их детей, какова их реакция (не раздражают ли они детей своим отношением к ним, как говорит Ефесянам 6:4), Учитель должен помочь родителям увидеть в своей жизни практическое послушание тем библейским принципам, которые они хотят видеть в своих детях; помолится вместе с ними о нуждах детей и группы.

2. Очень полезно посетить подростков на дому. Хорошо заранее договориться с родителями о посещении, чтобы можно было задать несколько вопросов и просто поближе познакомиться с семьей подростка. Родители будут более расположены к работе наставника, когда увидят его внимание и искреннее желание помочь. Жизнь подростка лучше всего проявляется у него дома, когда чувствуется атмосфера, отношения с другими членами семьи. Даже плакат, висящий на стене в комнате подростка, может о многом сказать наблюдательному наставнику.

 

3. Когда возникает нужда в средствах и физической помощи, родитель

тоже могут оказать поддержку. Необходимо лишь четко объяснить,

чего преподаватель хочет достигнуть, для чего ему средства.

4. Родители должны быть в курсе того, что происходит в подростковой

группе. Необходимо наладить постоянную связь с ними. Это возможно сделать через издание газеты (или информационный листок), где может содержаться информация как для родителей, так и для подростков. Если есть возможность, снять фильм о работе с подростками.

5. Проявление внимания к родителям - важная часть работы с ними.

Этого можно достичь, отправив им, например, открытку о том, что преподаватели молятся о них и их семье.

6. Если родители нуждаются в помощи, преподаватели должны помочь

им в этом. Иногда родители подходят за советом, иногда просят посетить их или осветить какую-либо тему для их детей - преподаватель всегда должен быть готов выслушать и принять меры.

7. Родители могут помочь тем, что дадут свое согласие на проведение у

них на дому общении. Такие общения благотворно влияют как на подростков, так и на их домашних.

8. Родители - занятые люди, но и им можно предложить поучаствовать

на служении или общении с подростками. Помощь они могут оказать

и в лагере для подростков, участвуя в программе и помогая по

хозяйственной части.

В любом случае, какой бы ни была семья подростка, наставник должен быть в курсе того, в какой атмосфере и окружении проводит свое время подросток. То, что испытывает подросток в доме, будет проявляться в его отношениях с Богом, людьми и отношению к самому себе.

 

Подросток и церковь.

Когда Иисус возносился на небеса, он попросил Своих учеников оставаться в Иерусалиме ждать обещанного Духа Святого. Очень важно, чтобы ученики все были единодушно вместе в тот день, когда Дух сошел на них. Итак, церковь - это собрание верующих в Иисуса Христа, которые поклоняются Богу и свидетельствуют о Нем своими словами и жизнью.

Говоря о подростке и поместной церкви, нужно всегда помнить, как может Церковь помочь подростку в его поисках. Поместная церковь может предоставить ему здоровое общение, научить мудрости и наполнить жизнь настоящим смыслом. Другими словами, мы достигаем цели, если церковь для подростка становится местом его учения, общения и служения Богу.

Особенно хотелось бы остановиться на подростках из верующих семей, т.к. они составляют большую часть группы.

Если ребенок не обратился к Богу в детском возрасте или потерял общение с Богом к подростковому возрасту, именно в этот период он может перестать ходить в церковь в силу психологических изменений, свойственных ему (переоценка ценностей, самостоятельность, выбор собственного пути). Статистика говорит, что 80% детей, выросших в Церкви, покидает ее к 18 годам. Однако если в семье и Церкви ребенок видит пример искреннего почитания и смирения перед Богом, этот процент сильно уменьшается. Через открытое и своевременное общение с другими верующими подросток может познать Бога, научится любить других, а также обнаружит свои духовные дары для будущего служения Богу.

 

 

«Общаться» в буквальном смысле слова означает разделять, т.е. иметь общие взгляды, веру, деятельность и дружеские отношения. Мир настолько влияет на подростка, что он подчас не в силах противостоять этой силе влияния. Церковь же послужит для него гаванью, где он может перевести дух, укрепиться и ободриться через отношения с другими ровесниками. Другими словами, общение имеет силу в практическом применении. Если наставник будет давать лекции о важности общения, но не создавать таких ситуаций, когда подростки могут поговорить в неформальной обстановке, обсудить проблемы, побеседовать на интересную тему, помолиться друг о друге, то тема эта останется закрытой и теоретической.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.