|
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И.Стр 1 из 23Следующая ⇒ Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Глава 1. История психологии труда, ее предмет и задачи § 1. Предмет психологии труда § 2. История возникновения и развития психологии труда § 3. Задачи психологии труда Глава 2. Способности и профессиональная успешность § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией Глава 3. Психологическое изучение профессий § 6. Профессиография § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода § 8. Методы психологического изучения профессий Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика § 9. Индивидуально-типологические свойства § 10. Сенсорные и перцептивные свойства § 11. Аттенционные свойства § 12. Психомоторные свойства § 13. Мнемические свойства § 14. Имажинитивные свойства § 15. Мыслительные свойства § 16. Волевые свойства Глава 5. Формирование профессиональных умений и навыков § 17. Навыки, умения, их классификация § 18. Этапы формирования навыков § 19. Тренировка и тренажеры § 20. Интеллектуальные умения § 21. Критерии обученности § 22. Психологические предпосылки переучивания Глава 6. Мотивы профессиональной деятельности § 23. Классификация и структура мотивов § 24. Методы исследования мотивов Глава 7. Состояния человека в труде § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация § 26. Состояние утомления § 27. Состояние монотонности § 28. Эмоциональное напряжение § 29. Состояние психологической готовности к деятельности § 30. Условия труда и психические состояния человека § 31. Индивидуализация условий труда § 32. Методы оценки психических состояний человека Глава 8. Прогнозирование успешности деятельности § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств Приложение 1. Психограмма практикующего врача Приложение 2. Психограмма разметчика Приложение 3. Психологический анализ деятельности авиадиспетчера 115 Указатель литературы Раздел П. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Инженерная психология как наука § 1. Определение инженерной психологии § 2. Цель и стратегия инженерной психологии § 3. Задачи инженерной психологии Глава 2. Инженерно-психологическое проектирование деятельности § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования Глава 3. Методы инженерно-психологического проектирования деятельности § 7. Качественные методы § 8. Количественные методы § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании Глава 4. Инженерно-психологическая разработка системы "человек-ЭВМ" § 10. Организация взаимодействия человека с ЭВМ § 11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога "человек-ЭВМ" § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из ЭВМ § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в ЭВМ § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации Указатель литературы Введение Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями техники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную с применяемыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т. е. связанную с дифференциацией и систематизацией средств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации). Одно из следствий единства научной и технической революций заключается в том, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина может иметь управляющее воздействие не на все, а, например, лишь на один из элементов производительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникает объективная необходимость в науках, способных оказывать непосредственное управляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К таким общим наукам может быть отнесена современная психологическая наука. Управляющее воздействие психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач: 1) инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условий деятельности человека; 2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства; 3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством. Таким образом, задачи психологической науки как непосредственной производительной силы имеют выраженную направленность в область психологии труда я инженерной психологии. Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции в процессе создания современной техники, систем «человек —техника», 'необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную базу для проявления управляющих функций других психологических дисциплин. Важным показателем становления любой науки в непосредственную производительную силу является развитие прикладных исследований. Значительная часть прикладных психологических исследований проводилась и проводится в области психологин труда и инженерной психологии, хотя такие исследования ведутся в настоящее время и в социальной, и в педагогической, и в медицинской психологии. Прикладные психологические исследования проводятся главным образом на основе прямых связей с различными учреждениями, предприятиями, научно-производственными объединениями. Из года в год наблюдается рост объема прикладных научно-исследовательских работ, увеличивается их экономический эффект. Так, например, факультетом психологии ЛГУ в период с 1966 по 1977 г. было выполнено НИР на сумму более 5 млн. рублей. При этом если в 1966 г. объем выполняемых НИР составлял 90 тыс. руб., то в 1970 г. он вырос до 310 тыс., а в 1976 г. составил уже 700 тыс. руб. Экономический эффект исследований 1976 г. достиг 3 млн. руб. Не менее важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производительную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования выполняют роль своего рода постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки. В психологии труда и в инженерной психологии все большее внимание уделяется разработке теоретических проблем, методологическим вопросам, связанным прежде всего с системным подходом ;и созданием методов комплексного исследования. Сам по себе переход к комплексным исследованиям возможен лишь для науки, накопившей достаточный потенциал, достигшей достаточно высокого уровня развития. Комплексные исследования позволяют получать наиболее полные научные данные, что особенно важно в отношении управляющих функций науки. Отмеченная общая тенденция развития фундаментальных исследований, обеспечивая глубокое и естественное взаимодействие разных психологических дисциплин, оказывается плодотворной для решения не только задач сегодняшнего дня, но и задач ближайшего и более отдаленного будущего. Возможность такого прогноза по вполне понятным причинам особенно важна для осуществления управляющих функций психологии труда и инженерной психологии и их становления как непосредственной производительной силы. Осуществление управляющих функций всегда требует определенных условий. Анализ современного состояния системы психологических знаний позволяет сделать вывод, что в настоящее время успешно выполняется первое необходимое условие, связанное с преодолением «барьера описательности», когда наука в своем развитии накапливает потенциал, необходимый для выполнения управляющих функций. Существует и второе условие — уровень техники и современного производства и уровень подготовки кадров для производства, обусловливающий объективную необходимость применения психологии. В нашей стране, как известно, успешно осуществляется программа комплексной автоматизации и механизации всех отраслей народного хозяйства. На базе ЭВМ создаются сложнейшие автоматизированные системы управления, требующие полного и целенаправленного учета «человеческого фактора». В связи с этим особую остроту получает вопрос об обучении кадров специалистов по инженерной психологии и психологии груда. При их подготовке в основном использовались монографические издания, справочные руководства, отдельные публикации в научных изданиях. С расширением выпуска специалистов все сильнее стал ощущаться недостаток в специализированных учебных пособиях. Положение это усугубляется также и тем, что методологические основы инженерной психологии и психологии труда, обеспечивающие связь конкретных рекомендаций и теоретических положений, остаются пока еще недостаточно разработанными. С учетом этого создавалось настоящее учебное пособие. В нем раскрыты цели и задачи современных психологии труда и инженерной психологии, дан анализ наиболее актуальных проблем и методов их практического решения, а также намечены пути творческого поиска.
Раздел I ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Г л а в а 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия и профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым [4] и развитое его 'последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде. «Когда речь идет о жизни, о практике, то нужно иметь целостную «по возможности полную синтетическую картину трудовой деятельности человека. Только физиологический, или только психологический, или только социологический подход такой картины не дает и дать не может» [59, с. 113]. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних взаимосвязей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки советской психологии «а основе принципов системного подхода. Однако «потребовался длительный - путь развития науки, связанный с ее дифференциацией, накоплением экспериментальных данных, отработкой методов анализа, проверкой различных подходов и схем, прежде чем такая почва созрела» [60]. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях,— это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей. Для решения этих задач могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование -свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих (рис. 1). Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний. Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем: 1. Изучение 'путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда — профессиональная среда»; 2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности; 3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры; 4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры; 5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний; 6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда. Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией труда, и она имеет все предпосылки для их решения. Психология труда прошла короткую, но полную драматических поворотов историю. Преодолев плоский эмпирией и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатилетие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.
Г л а в а 2 СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ § 4. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Один из важнейших вопросов психологии труда—вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально значимых свойств. В решении этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную советскими психологами Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, A. Г. Ковалевым и др. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности... В-третьих, понятие «опособность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека...» [102, с. 10]. В этом классическом определении способностей, данном Б. М. Тепловым, центральный признак способностей — успешность выполнения деятельности. Само понятие «успешность» неоднозначно. Оно включает ? прежде всего продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, \ безошибочность действий. Для оценки деятельности оператора, главной задачей которого является переработка информации, используется критерий пропускной способности (количество безошибочно переработанных в единицу времени сигналов), характеризующий качественную и количественную стороны деятельности. В некоторых случаях, при невозможности количественной оценки и высоком заданном уровне надежности (безошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи. При одинаковой объективной ценности результатов «самый процесс продуктивной деятельности может быть в разной степени оригинален и индивидуально своеобразен»,—отмечает B. С. Мерлин и предлагает учитывать при оценке способностей i оригинальность и самобытность приемов и способов работы [67, с. 10]. Наряду с указанными показателями успешности следует учитывать и нервно-психические затраты, необходимые для достижения того или иного результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом. Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в_ способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегии, приёмов и способов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к максимально возможному количеству вариантов решений. «Общая оценка качества труда оператора может быть осуществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не исключена возможность, путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» [72, с. 38—41]. Чем сложнее деятельность, тем больше показателей используется для ее оценки. На основании ряда показателей обследуемая группа работающих делится по успешности на несколько категорий, например «сильные», «средние», «слабые». Более дробной и современной нам представляется шкала успешности, предложенная М. Д. Утюжниковым [104]. Нижний уровень профессиональной успешности по этой шкале обозначается как номинальный, затем потенциальный, перспективный и, наконец, высший — оптимальный. Соответствие степени выраженности какого-либо индивидуального психического свойства высокому уровню профессиональной успешности позволяет считать это свойство профессионально значимым, т. е. относить его к способностям. В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или 'безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормозит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успешности»,— говорил В. Н. Мясищев на конференции по проблемам способностей в 1960 г. [73, с. 7—8]. Далее, развивая эту мысль, В. Н. Мясищев подчеркивает влияние отношения к людям и отношения людей к данной деятельности на характер и динамику отношения человека к труду. «Каждое свойство личности выступает как способности, если мы рассматриваем его в связи с успешностью выполнения какой-либо деятельности»,— подчеркивает В. С. Мерлин [67, с. 7]. Он считает, что от свойств индивидуума зависит только степень успешности результатов деятельности. А от свойств личности зависит не только степень успешности результатов, но и индивидуальные приемы и способы выполнения, благодаря которым достигается успешный результат, а также степень преодоления неблагоприятных и противодействующих условий при достижении успешного результата. В связи с этим В. С. Мерлин предлагает различать в характеристике способностей две стороны: количественную (уровень способностей) и качественную (своеобразие индивидуальных приемов) [67, с. 14]. Для правильного разрешения практических задач чрезвычайно важно еще одно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым на конференции по проблеме способностей в 1960 г. Б. Г. Ананьев рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный» состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. Он предлагает при изучении этой структуры исходить из функционального состава той или иной деятельности [3, 15]. Тем самым идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально значимых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур. В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда 'будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извлеченным из нее в дидактических целях. ПРОФЕССИОГРАФИЯ Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — передним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Принципы профессиографии сформулированы К. К. Платоновым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип (надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, принципы перспективности и реальности [80]. В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает: — производственную характеристику профессии и ее специальностей; — указание на экономическое значение профессии; — социологическую и социально-психологическую характеристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии); — перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника; — гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»; — перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по данной профессии;— составление психограммы. Эта программа детализирована в методических рекомендациях ВНИИ профтехобразования [48], в соответствии с которыми подготовлены сборники профеосиограмм для профессионального просвещения молодежи [50]. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда. Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре опособностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным 'представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д. Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомленсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей квалификации. Рекомендуется также давать в професеиограмме перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной профессии. Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсулътации, отличается большой широтой содержания, доступностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методической части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с данной профессией [80]. Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организуется в целях рационализации процесса профессиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет спообствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с большим опытом работы. На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения [15, с. 13]. Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда [15, с. 15]. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рационализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. п. Изменение картины динамики психических функций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индвидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключении внимания. Особым случаем профессиограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых протекает изучаемая деятельность, позволяют формулировать требования к техническим средствам, в частности к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной. Обобщенное представление о возможностях человека, принятое в инженерной психоло-гии, не должно 'подменяться образом обобщенного оператора, работающего в системе вообще. Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Примером современной профессиографической схемы может служить схема, разработанная В. Л. Марищуком [62]. Модифицированный вариант этой схемы опубликован в «Методологии исследований по инженерной психологии и психологии труда» [69]. Разработка профессиограммы и психограммы — первый, описательный этап психологического изучения профессиональной деятельности. Высокого уровня в описании профессий достигли еще психотехники. В Приложении 1 приведена психограмма практикующего врача, опубликованная доктором философии Франциской Баумгартен в 1922 г. Несмотря на устаревшую во многом терминологию и на большие изменения аз самой врачебной деятельности, психограмма эта может служить примером детальной разработки требований профессии к специалисту и обоснования этих требований конкретными задачами деятельности. Психограмма разметчика (Приложение 2) разработана В. Г. Местниковым, выпускником факультета психологии ЛГУ, который в течение нескольких лет работал на кораблестроительном заводе в качестве разметчика. Эта психограмма может служить примером современного описания профессии и свидетельствует об эффективности такого изучения деятельности, в процессе которого исследователь имеет возможность сочетать в одном лице и наблюдаемого, и «наблюдателя. Профессиографические методы Анализ документации. Ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, с руководствами, инструкциями, наставлениями дает возможность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить первоначальные сведения о конструкции рабочего места. Знакомство с этими особенностями деятельности, а также с профессиональной терминологией является необходимым условием разработки плана наблюдения и схемы беседы со.специалистами. Изучение текущей документации (журналов дежурств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал для статистического анализа сложных ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих. Анализ анкет, служебных характеристик, отчетов — один из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов. Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным 'Методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства. Приводим примерную схему опроса аппаратчика химического производства (профессиограмма составлялась в целях рационализации профессионального обучения) [24].
/. Нормальный технологический режим Правила выполнения операции с учетом требований техники 'безопасности //. Отклонения от режима 1. Назовите (Известные вам отклонения от нормального режима. 2. Какие отклонения встречаются чаще всего? 3. Какие отклонения наиболее значимы с точки зрения их опасности для жизни 'работников или их влияния на ход процесса? 4. Все ли отклонения вы упомянули? Не случались ли и другие? ///. Признаки отклонений 1. Каковы признаки отклонений? 2. Каковы источники обнаружения отклонений (приборы, непосредственное зрительное, слуховое или об&нятельное восприятие, анализы, состояние других процессов)? IV. Причины отклонений 3. Каковы причины данного отклонения? Если их несколько, то какие из них наиболее часто встречаются и какие наиболее существенны? 2. Каковы источники определения причин отклонения? 3. Все ли причины вы назвали? Не бывали ли отклонения результатом еще каких-либо 'причин? V. Принятие решения 1. Что необходимо сделать для приведения процесса к норме? 2. Почему вы считаете необходимым применить именно эту меру? Существуют ли другие способы аннулирования отклонения; если да, то какие? VI. Ошибки Каковы возможные ошибки при ликвидации данного отклонения и их последствия? Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) «по типу «выбранного ответа» (нужно подче< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|