Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Алгоритмический метод описания трудового процесса





Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм — строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словес­ное описание, в котором представлены все элементарные дейст­вия (операторы) и логические условия, определяющие порядок этих действий, может 'быть описана в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать сред­нюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотип­ность или логическую сложность операции и другие показатели [36, с. 114].

Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме и вскрыть их закономерные связи. Л. В. Дахина и С. Н. Левиева, разработавшие методику состав­ления алгоритмов деятельности аппаратчиков химических про­изводств, отмечают, что «благодаря своей полноте, конкретности и систематичности алгоритмы позволяют постепенно проследить характер операций, выполняемых операторами, и установить те звенья процесса, в которых наиболее часты аварии и брак и которые необходимо рационализировать или автоматизиро­вать в первую очередь, либо функции операторов, требующие перераспределения «ли изменения в тех же целях» [24, с. 18—19]. Авторы рассматривают также возможности применения алго­ритмического подхода при изучении и распространении передо­вого опыта, в процессе обучения рабочих и повышения их ква­лификации на производстве, для оценки рациональности разме­щения оборудования, для повышения качества нормирования труда и т. д.

Структурный метод

Сущность структурного метода, предложенного А. И. Губиноким, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структур­ного метода является принцип иерархического структурирова­ния, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

— на оперативном уровне — в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

— на уровне решения одной задачи — в виде стурктуры взаи­мосвязей алгоритмов;

— на уровне алгоритма — в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

— на уровне блока операций — в виде взаимосвязей отдель­ных операций;

— на уровне операции — в виде взаимосвязи ее компонентов. А. И. Губиноиий и В. Г. Евграфов [22] отмечают в то же

время ряд трудностей использования структурного метода, в частности сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алго­ритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позво­ляющее описать ее структуру.

Системный анализ

Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической струк­туры основных компонентов изучаемой деятельности. Стремле­ние соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уро­вень взаимосвязи между ними — направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

В «Методических указаниях», разработанных Уральским филиалом ВНИИТЭ, предлагается многомерно-весовая схема описания профессии, позволяющая сравнивать качественно раз­личные эргономические свойства >и.признаки системы «человек — машина — среда» посредством относительной величины, показы­вающей долю данного свойства в выполняемой деятельности, его «композиционный вес». За исходную величину при оценке этого показателя может быть принят процент времени «занято­сти» того или иного свойства в процессе работы. По этому кри­терию простые движения в работе авиационного механика имеют композиционный вес «3» (по шестибалльной шкале), сложнокоординированные движения — «2», а в работе шофера те: же свойства имеют вес «2» и «3», кратковременное запоми­нание в обеих профессиях оценивается баллом «4», долговре­менное— «1».

Авторы считают, что могут быть использованы и другие критерии оценки, например «частота, ошибок, приходящаяся на тот или иной компонент иерархической системы эргономических свойств» [70]. В системный анализ по описываемой методике включается также оценка специфической и неспецифической напряженности процесса труда. Способы выявления взаимосвя­зей и взаимодействия между компонентами в этой методике не рассматриваются.

Наиболее разработанную методику системного анализа про­фессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков [ПО]. Она опирается на методологию системного подхода и предпо­лагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии,— с другой. Степенью взаимосоответ­ствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации тру­дового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей струк­туре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматри­валась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внут­ренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдель­ных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятель­ности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявля­ются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и дина-мики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация инфор­мационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности озна­чает, по В. Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетиче­ских процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предпола­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описа­ния деятельности она предстает как многоуровневое политрук­турное образование. При этом системный анализ требует рас­сматривать любое явление в развитии, что по отношению к про­фессиональной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Дальнейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует, по нашему мнению, конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при соверше­нии того или иного действия в ходе осуществления анализируе­мой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляцион­ной матрицы [30].

Выявление взаимосвязей имеет большое значение для реше­ния ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессио­нальной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки.

Учет структуры профессионально значимых свойств при раз­работке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описатель­ный— имеет своей целью составление профессиограммы, описы­вающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй -план предполагает углубленный психологиче­ский анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоот­ветствия этих компонентов системы «человек — профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабаты­ваются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенст­вование открывает перед психологией труда новые перспективы.

 

Глава 4.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.