Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера УВД





Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекват­ностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты — воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунк­тов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправиль­ных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают посте­пенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные харак­теристики профессиональной среды.

На данном этапе анализа психологического содержания профессиональ­ных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятель­ности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соот­ветствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица).

Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;

 

Этап деятельности Профессиональные задачи Психологическое содержание задач
     
I. Подготовка к де­журству 1. Знать фактиче­скую и прогнозируе­мую погоду в районе аэродрома я в районе запасных аэродромов 2. Знать все ограни­чения и запреты на полеты в районе аэро­дрома 3. Знать о наличии особых рейсов 4. Знать имеющиеся распоряжения и указа­ния по управлению дви­жением воздушных судов (схемы полетов, сведения о занятости отдельных эшелонов «т. д.) 1. Принять информа­цию, поступающую в словесной и цифровой форме в основном по слуховому каналу (ин­структаж) и по зри­тельному (табло метеоданных) 2. Осмыслить, логи­чески переработать (со­поставить, классифици­ровать) полученную информацию 3. Закрепить в логи­ческой и образной па­мяти информацию, не­обходимую для решения задач УВД 4. Создать установку на мгновенное выборочное воспроизведение не­обходимой порции информации
II. Прием дежурства на рабочем месте 1. Проверить работу всего комплекса радиотехобеспечения ра­бочего места 2. Настроить (под свои зрительные и слу­ховые анализаторы) изображение, яр­кость, фокусировку, усиление радиосигнала 3. Уточнить \у смен­ного диспетчера курс взлета и курс посадки, фактическую погоду, наличие и характер ограничений и запре­тов, воздушную обста­новку (количество, типы, номера, местона­хождение воздушных судов, их высоту и на­правление), нижний безопасный эшелон, зоны ожидания, план полетов 1. Принять информа­цию, поступающую от радиотехнического комплекса 2. Сопоставить эту информацию с пред­ставлениями о нормаль­ной работе аппаратуры и характеристиках сиг­налов 3. При настройке поль­зоваться знаниями о причинно-следствен­ных связях между ха­рактеристиками сигна­лов и органами управ­ления 4. Владеть навыками манипулирования орга­нами управления радио­техническим комплексом 5. Принять словесную информацию о воздуш­ной обстановке и дру­гих компонентах произ­водственной ситуации 6. Осмыслить, логи­чески переработать по­лученную информацию(сопоставить, классифи­цировать) 7. Закрепить в образ­ной и логической памя­ти необходимую инфор­мацию 8. Сконструировать в воображении образ воздушной обстанов­ки — целостный, дина­мический, цространственно-временной
III. Управление воз­душным движением су­дов при взлете. IV. Управление воз­душным движением су­дов при посадке 1. Получить информацию аэродромного диспетчерского пункта по каждому взлетаю­щему воздушному суд­ну (ВС) 2. Сообщить диспет­черу пункта посадки условия входа воздуш­ного судна в зону 3. Установить радио-связь с взлетающим воздушным судном. Передать экипажу условия выхода из района аэропорта 4. Контролировать продвижение ВС по установленной схеме полета 5. Обеспечить про­дольное, баковое и вертикальное эшелони­рование воздушных су­дов в своей зоне 6. Передать ВС дис­петчеру районного диспетчерского пункта (РДП), радиосвязи — место воздушного суд­на (выход из зоны) 1. Принять от дис­петчера РДП информа­цию о воздушном судне, входящем в район аэродрома 2. Передать диспет­черу РДП условия входа ВС в район подхода 3. Идентифицировать воздушное судно с по­мощью радиолокатора и УКВ-пеленгатара 4. Установить радио­связь с ВС, входящим в зону 5. Управлять движе­нием воздушного суд­на 6. Согласовать с дис­петчером посадки ус­ловия входа ВС в зону посадки 7. Дать указания на связь с диспетчером по­садки и путем прослу­шивания убедиться, что диспетчер круга привял управление воздушным судном 1. Опознать и иден­тифицировать сигналы на экране радиолокато­ра 2. Принимать инфор­мацию в речевой фор­ме, часто закодирован­ную. Декодировать ее 3. Сопоставлять поло­жение объекта «а экра­не со слуховой инфор­мацией, полученной от экипажа ВС 4. Устойчиво сохра­нять внимание на зри­тельных и слуховых си пиалах 5. Своевременно пере­ключать внимание на те или иные элементы про­изводственной ситуа­ции. 6. Распределять вни­мание между различны­ми источниками инфор­мации 7. Запоминать необ­ходимую информацию о воздушных судах и сохранять ее до вы­хода воздушного судна из зоны 8. Избирательно вспо­минать данные, необхо­димые для решения той или иной задачи 9. Забывать (выбра­сывать из памяти) дан­ные о ВС, вышедших из зоны или совершив­ших посадку 10. Строить простран­ственный образ воздуш­ной обстановки (с опо­рой на слуховое и зри­тельное восприятие) и перестраивать про­странственный образ воздушной ситуации по мере изменения обста­новки 11. Прогяозировать изменения ситуации (ее пространственно - вре­менного образа) 12. Осуществлять по­следовательность ум­ственных действий для реализации готового алгоритма (сравнивать данные о ВС, оценивать их положение с точки зрения безопасности движения) 13. Принимать реше­ние при возникновении непредвиденной ситуа­ции: — оценивать воздуш­ную обстановку, — выбирать средства для ее изменения., — определять необхо­димую последова­тельность действий для реализации ре­шения
На всех этапах   1. Вести радиопереоворы, лаконично, чет­ко передавая команды и сообщения, сохраняя спокойный тон в любой ситуации 2. Сохранять собран­ность в непредвиденных ситуациях 3. Проявлять самообладение в конфликтных ситуациях 4. Длительно вести интенсивную работу по управлению воздушным движением, не ухудшая качества и не снижая темпа

Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.

А. Задачи, связанные с приемом информации

1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светя­щихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объ­ектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.

2. Перцептивные задачи — это задачи восприятия с помощью анализато­ров целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастаю­щее значение этих задач в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.

Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устрой­ствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный слу­жебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая осна­щенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.

Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схема­тической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточ­ным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.

Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необхо­димость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соот­ветствующих навыков.

3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информа­ции. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохра­нения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «опти­мальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.

Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации

1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой.информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.

Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы' решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.

Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.

2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) опери­рование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.

3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремаль­ном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи.между элемен­тами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгорит­мов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших 'рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого реше­ния и определить необходимую последовательность действий.

В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД

Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-мотор­ные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).

Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Тре­бования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.