Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образовательные программы развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста





 

Содержание образования – система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических возможностей детей, подготавливает их к активному участию в жизнедеятельности.

Определяющими основами для образования в России являются государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также совокупность преемственных образовательных программ.

Образовательный государственный стандарт – обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений.

Образовательные программы разделяются на два типа:

– общеобразовательные (основные и дополнительные);

– профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, реализуют задачи общего развития личности в современных общественных условиях, создают основы для осознанного выбора и освоения профессии. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. Сюда причисляют программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом, а также положением о типах и видах образовательных учреждений.

В системе образования РФ большое значение придается дошкольному образованию, которое получают воспитанники в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанными заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставлена возможность стать самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе «Об образовании», для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения.

Следует отметить, что многие из них созданы серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами также создавались авторские программы. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольные образовательные учреждения России сегодня имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания была поставлена задача организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию.

Стандарт психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей должен включать государственные требования к:

– программам дошкольного образования;

– профессиональной компетентности педагога, основанной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;

– организации предметной среды.

Профессионализм педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, во многом определяется его коммуникативной компетентностью – умением общаться и играть с ребенком. Разумеется, важное значение имеет и то, насколько педагог владеет содержанием работы с детьми и частными методиками. В настоящее время на первый план выступает задача овладения педагогом навыками партнерского общения с детьми.

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт, его реализация – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта для всех детей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована на стандарт дошкольного уровня образования.

В проекте госстандартов российского дошкольного образования определена следующая структура содержания дошкольного образования:

§ развитие в игровой деятельности;

§ охрана здоровья и физическое развитие;

§ речевое развитие;

§ развитие в изобразительной деятельности;

§ развитие в музыкальной деятельности;

§ развитие в театрализованной деятельности;

§ развитие в конструктивной деятельности;

§ развитие элементарных математических представлений;

§ основы естественнонаучных знаний;

§ развитие экологической культуры;

§ развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре.

Объективными основаниями для обязательного содержания программ дошкольного образования являются:

– ориентация на культурные традиции как общечеловеческие (речь и язык, математика, основы естественнонаучных знаний, эстетический цикл и др.), так и российские (социально-культурные, в том числе и национальные);

– педагогические традиции, основанные на оценке психологической наукой значения специфических детских видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.) в развитии дошкольника.

Программа дошкольного образования направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. Такое определение содержится во всех последних нормативных документах, в первую очередь в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Его главный смысл состоит в требованиях целостности, комплексности программы. Иными словами, если хотя бы одна из составляющих – оздоровительная, развивающая или коррекционная – выпадает, то такая программа не будет соответствовать образовательному стандарту. Эти требования вытекают из традиций российской дошкольной педагогики, достижения которой признаны во всем мире. Программа должна быть направлена на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Все программы должны предусматривать следующие формы организации детей в период пребывания в детском саду:

§ занятия как специально организованная форма обучения;

§ нерегламентированные виды деятельности детей;

§ организацию свободного времени в течение дня.

Любая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

В настоящее время существуют разнообразные программы. Педагогу предоставляется широкий простор для его творческой деятельности. Практика дошкольных учреждений показывает, что, несмотря на свободу выбора новых программ, педагогу трудно разобраться в их многообразии, сложно за короткий срок переосмыслить содержание представленных программ и познакомиться с их методическим обеспечением, которое просто уникально – это и комплект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», и библиотека программы «Детство», пакет методических пособий к программе «Развитие», учебно-методическое пособие к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и множество других прекрасных разработок, пополняющихся с каждым днем. В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р. Б. Стеркиной), где дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.

В соответствии с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских программ) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Все программы можно разделить на комплексные и специализированные.

Комплексные (общеразвивающие) программы должны быть сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитии их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова), «Развитие» (коллектив Детского центра Л.А. Венгера), «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И. Герцена под ред. Т.Н. Бабаевой и др.), Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

Специализированные (парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Это «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова), «Красота – радость – творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина), «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Я – человек» (С.А. Козлова) и многие другие.

Выбор программ должен зависеть от вида дошкольных образовательных учреждений. Так, детский сад общеразвивающего типа реализует стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям). Детский сад с приоритетным направлением развития осуществляет работу с превышением стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению (кроме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка – дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы, дополнительно используются несколько специализированных программ).

Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На совете трудового коллектива или педагогическом совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В устав детского сада записывается выбранная программа.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В ходе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и активно участвуют в выборе образовательных программ, принятие которых подкрепляется их согласием.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходимо следующее:

– теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам; педагогу необходимо познакомиться со всей программой полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста;

– изучение раздела «Развивающая предметная среда»; в зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач;

– подбор методического и дидактического материала соответствующего программе; нужно сделать подборку методических пособий и дидактических игр, предусмотренных программой.

– диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе;

– проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы;

– консультации и открытые мероприятия для родителей;

– переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста или с того, который предусмотрен программой.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.