Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура — сознание — деятельность





КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ

Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятель­ности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприя­тии художественных ценностей, — везде мы имеем дело со знани­ями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традици­ями, приверженностями и т.д.

Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его эле­менты, а символический способ, метод оценочного освоения действи­тельности и ориентации в ней. '


 

• В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребно­
стей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек чаще
всего сталкивается с необходимостью оценить явления, средства
их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допу­
стимого или запретного и т.д. Другими словами, активная, практи­
чески осмысленная деятельность сразу заставляет человека опреде­
лить (или хотя бы предположить) значимость, приемлемость, пред­
почтительность для себя, для других тех обьектов, тех действий,
которые ему необходимы. Без этого нет мотива, сознательного дей­
ствия. Культура — это восприятие, взгляд на мир сквозь призму
добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного
и безобразного, приемлемого и незначительного и т.д. «Другими
словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупно­
сти составляют генеральное определение ситуации нашей жизни»*.

• Как способ символического освоения действительности и ори­
ентации в ней культура — это не отдельные оценки, нормы, не их
хаотичный набор, произвольная сумма, а лишь оценочные элемен­
ты, взятые как в значительной степени упорядоченная целостность.
Это проявляется во многом. Остановимся на главном.

Говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду разнообраз­ные варианты культур как вариативные системы знаний, ценнос­тей, предпочтений, норм поведения, согласованных, сопряжен­ных друг с другом. Внутреннее сопряжение различных элементов культуры, хотя и не абсолютно, но проявляется в виде достаточно устойчивой, логически прослеживаемой специфической определен­ности восприятия (в том числе оценки) мира и практической дея­тельности в нем — ментальности. Логически прослеживаемая спе­цифика может характеризовать духовный мир конкретного обще­ства (американского, российского и др.),^представителей.той или иной социальной общности: территориальной (москвичи, одесси­ты, перербуржцы и т.д.), этнической (русские, казахи и т.д.). культура и Культура как способ оценочного освоения дей-деятельность ствительности воплощается в практической дея­тельности людей — производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, ко­торые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность впол-


 


* Бродель Ф. Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв. Т. I, с. 511.


' Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, с. 76.


 


336


337


не определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценнос­тей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характе­ристика культуры — она организует, определяет содержание, на­правленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на сле­дующих моментах:

• культура и детерминация деятельности;

• деятельность как показатель культуры.

Значимость культуры как социального феномена обьясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «винов­ник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, происте­кающие от природных условий жизни данной группы людей, со­циально-экономических обстоятельств, в которых они осуществ­ляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко про­скочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно куль­тура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, вне­шние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществля­ют люди, но «некоторым образом приводят социальные субьекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*. Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, ка­кой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценнос­тей, правил приличий, выработанных в этой культуре.

Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуа­циях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими сло­вами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чис­тилище» культуры.

И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпеча­ток культуры данного общества.

* Луман Н. Понятие общества, с. 36. 338


Например, советских людей всегда поражала четкость и размерен­ность работы рабочих из ГДР. В качестве другого примера можно привести различную манеру исполнения одного и того же пейзажа одними и теми же красками, на одном и том же холсте двумя ху­дожниками — японцем и европейцем.

Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленно­стью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обяза­тельно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятель­ность — это И реальное воплощение культуры, и ее показатель.

„,, § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры

Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, челове­ческого творчества.

Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследо­вание роли культуры, ее функций в формировании и развитии со­циальных систем (систем социальных взаимодействий) — соци­альных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересу­ет, каким образом культура, те или иные ее элементы, историчес­кие типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности.

Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в соци­альных взаимодействиях, выступают как, символические механизмы обеспечения соорганизованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможно­сти, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей.

социальные Любая социальная связь Актора с другими Акто-
Свойства рами может осуществляться лишь в том случае,

культуры если они имеют символических посредников в

виде норм, правил игры, представлений о при­личиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погружен­ность» культуры, ее функция интеграции социальных систем при­дают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говори­лось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы-

339


ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться
правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стан­
дартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной сре­
де, т.е, культурой. -..~?

Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений.

• Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не
один человек, а которые понятны и приняты всеми — это всегда
детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать
элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть кол­
лективно понята и воспринята. Культура — это всегда социальный
феномен (по крайней мере для социологов), обеспечивающий взаи­
модействие людей. Культурные привычки, по.утверждению
Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми,
живущими в организованных коллективах или обществах, и сохра­
няют относительное единообразие лод воздействием социальных фак­
торов, т.е. это групповые привычки. «Привычки, общие для членов
социальной группы, образуют культуру этой группы... Отрицать это
означает... отречься оттого существеннейшего взгляда, который был
внесен в антропологию социологией»*. Очевидное для социологов

' утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Ма­линовский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л. Уайтом, К. Лоуком** и др.

• Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу­
словливает и еще один существенный момент. Культура — это все­
гда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе,
благодаря которому создается возможность предсказуемости соци­
ального поведения Актора.

Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экс­периментальных действий предполагают возобновляемость, стан­дартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культу­ра — это прежде всего синоним возвышенного, творческого нача­ла в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а об­щности.

• Напомним, что культура находит свое проявление и вопло­
щение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образцах
(стандартах) деятельности. Нередко утверждают еще более кате-

* МердокДж. Фундаментальные характеристики культуры, с. 50, 51.

** См.: Уайт Л. Понятие культуры. В кн.: Антология исследований культуры.

Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50.


•К'


горично: культура — это образцы поведения, деятельности, есте­ственно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, пред­почтениях.

Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологи­ческого анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной эле­мент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадическо­го, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, зна­чит, произошли определенные изменения в культуре данной груп­пы людей, общества.

Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «куль­тура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, кото­рые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустой­чивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности.

Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пей­зажа европейским и японским художниками.

Способ строгания дерева рубанком (представители многих на­родов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, поря­док подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплоще­ние культуры, реально осуществляемая культура.

Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идил­лического налета. Культура предстает как важнейший механизм со­циальной машины повседневности, выполняющий важнейшие со­циальные функции. г^г.1.... „,i.L1r Интегративная социальная функция культуры. Бла-

ИЦИАЛОПЬ1С.

Функции годаря культуре, ее символическим феноменам

культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-

ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые обьединяют людей, делают возможным надежные, самовозобнов­ляемые взаимоотношения.

Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции де­лают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следователь­но, культура отличает одно общество от другого.


 


340


341


Регулятивная социальная функция культуры. Культура ■■>- это нор­мативная система, это то, что считается разумным, обоснован­ным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия лю­дей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д.

Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

• во-первых, она информирует Актора о том, на что можно
рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть при­
нятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено
нежелательным;

• во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе­
нию, одобряемому в данной труппе, сообщности;

• в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе­
ние людей, которые должны вести себя так, как считается
принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать, и
наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потвор­
ствовать.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.