Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА





Исторический фон формирования христианской традиции и текстов Нового Завета. Драматический финальный период древнееврейской истории и культуры (I в. до н. э. – II вв. н.э.). Правление Ирода и его преемников. Различные течения и секты внутри иудаизма конца эпохи Второго Храма. Деятельность Йоханана бар Зхарьи (Иоанна Крестителя) и секты иоаннитов. Проповедь Йешу (Йешуа) ха-Ноцри (Иисуса из Назарета). Современная реконструкция жизни и деятельности Иисуса. Проповедь Иисуса в соотнесении с фарисейским и ессейским миросозерцанием. Деятельность апостола Павла, его миссионерские путешествия, реформы и начало размежевания иудейской и христианской традиций.

Генезис христианской литературы на стыке двух культурных, языковых, стилевых миров – еврейско-арамейского и греческого. Легенда о Симеоне Богоприимце как символическая парадигма встречи двух миров – ветхозаветного и новозаветного. Смысл праздника Сретения, его связь с иудейской традицией и символическое историко-культурное наполнение.

Структура и жанровый состав Нового Завета: четыре Евангелия, Деяния Апостолов, 21 Послание (поучения в эпистолярной форме), Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова. Проблема авторства. Смысловые противоречия и внутреннее единство. Отбор и канонизация новозаветных текстов.

Специфика христианского миросозерцания. Связь новозаветного взгляда на мир с ветхозаветными чаяниями (Единобожие, идея Завета с Единым Богом, мессианская идея). Общность мессианской идеи и отличия в понимании природы Мессии в еврейской и христианской традициях. Новый Союз (Завет) Бога с людьми через великую миссию и крестную смерть Иисуса Христа как основа христианского миросозерцания. Дополнение парадокса личностного восприятия Абсолюта в Ветхом Завете парадоксом вочеловечения (воплощения) Абсолюта в Новом Завете. Концепция Богочеловечества Иисуса и ее отличия от языческой концепции человекобога (героя) как посредника между богами и людьми. Иисус Христос как воплощенное Божественное Слово (Логос). Постбиблейское учение о Троице (триединстве Божества). Схождение Бога в мир людей и идея жертвенности во имя людей. Сосредоточенность в образе Иисуса и обстоятельствах Его жизни и смерти всей тяжести страдальческого пути человека в мире. Идея искупления грехов людей, преодоления смерти и Воскресения как одна из ключевых идей Нового Завета.

Евангелия как наиболее полное раскрытие новозаветного видения мира. Организация этического и эстетического мира Евангелий вокруг фигуры Иисуса Христа с ее чисто человеческими чертами. Евангелие как Благовествование – не только рассказ, но и весть о Христе, не только жизнеописание Иисуса, но и проповедь о Нем. Подвижное равновесие между нарративным и гомилетическим (проповедническим) элементами в Евангелиях. Литургичность евангельских текстов. Попытки реконструкции семитического (ивритского и арамейского) первоисточника. Опыты оксфордских библеистов и их результаты. Современный взгляд на генезис евангельских текстов и попытки реконструкции Протоевангелия (первоначальной записи логий – кратких изречений – Иисуса). Соотношение ивритских, арамейских и греческих элементов в Протоевангелии и канонических Евангелиях.

Особенности литературной формы Евангелий. Стилистические и жанровые отличия от форм греческой словесности. Стилевые и жанровые черты евангельских текстов, родственные литературным формам, зафиксированным в ТаНаХе и раннеталмудической литературе. Влияние еврейской жанровой формы машала – краткого изречения или образной иллюстрации морального тезиса (с аллегорией и без нее). Структура и философский смысл наиболее знаменитых евангельских притч: о сеятеле, о фарисее и мытаре, о блудном сыне и др. Влияние жанра ма’асэ (деяния). Каждый евангельский эпизод как ма’асэ.

Специфика жанровой формы и стилистики каждого из Евангелий в зависимости от задач, поставленных тем или иным евангелистом. Проблема авторства. Смысл обозначений от Матфея, от Марка и т.д. Евангелие от Марка как наиболее архаичное по жанровой природе и стилю. Суровая простота и лапидарность изложения в Евангелии от Марка. Приближение к Благовествованию в чистом виде. Особенности Евангелия от Матфея. Продолжение логики Священной истории. Мессианское учение об Иисусе в форме восточной дидактики. Нагорная проповедь как квинтэссенция евангельской этики. Философско-этический смысл и особенности стиля. Евангелие от Луки как жизнеописание Иисуса. Сочетание лиризма, утонченной чувствительности и бытовой достоверности. Женские образы в Евангелии от Луки: Дева Мария (Богоматерь) и Елисавета, Мария и Марфа, Мария Магдалина.

Понятие “синоптические Евангелия”. Основные эпизоды жизни Иисуса в синоптических Евангелиях, их конкретно-исторический и духовно-символический смысл: Рождество; Поклонение волхвов (пастухов); Бегство в Египет; первое пребывание двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалиме и толкование Им Торы; Крещение Иисуса у Иоанна Крестителя и сошествие Духа Святого; Призвание апостолов, Проповедь в Галилее; чудеса, творимые Иисусом; Въезд в Иерусалим и проповедь перед народом; Тайная Вечеря; Гефсиманский сад (Моление о Чаше); предательство Иуды; Иисус перед Понтием Пилатом; Распятие; Снятие с креста и оплакивание; Погребение; Воскресение. Образ Иисуса в синоптических Евангелиях как воплощение высшей человечности, истины и смысла жизни.

Эзотерический смысл и символика Евангелия от Иоанна. Жизнь Иисуса как самораскрытие Мирового Смысла (Логоса). Мистериальное прославление Христа, переосмысление символики дионисийского мифа. Соединение греческой философской мысли, символики греческого мифа и христианской мистики.

Образ Иуды в Евангелиях: загадки и споры, различные интерпретации в религиозной и светской культурах.

Образ Иоанна Крестителя в евангельских текстах.

Фигура Иосифа Аримафейского и постбиблейские предания о нем.

Духовный смысл и поэтика хроникально-исторических и дидактических текстов Нового Завета.

Жанровые и стилевые особенности Деяний Апостолов. Духовно-религиозный, нравственный и философский смысл книги. Образцы жанра ма’асэ (деяния), мартирологии и экземплум в Деяниях Апостолов.

Новозаветные Послания как образцы христианской дидактики. Специфика паулинистического цикла (Посланий апостола Павла). Черты греко-римской диатрибы в посланиях ап. Павла. Антиномия Закона и Свободы, Закона и Благодати. Мистическая диалектика свободы. Любовь как критерий всех ценностей. Утопия социальной этики. Мучения и противоречия мысли. Влияние Посланий апостола Павла на последующую христианскую афористику и дидактику (Иоанн Златоуст и др.).

Новозаветная апокалиптика. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова как продолжение мистического осмысления истории, представленного в Книге Даниэля и кумранской апокалиптике. Специфика образности новозаветного Апокалипсиса. Исторические подтексты и религиозно-философская и мистическая символика. Религиозно-философская концепция книги. Концепция истории и ее преображения. Видение Небесного Иерусалима. Влияние образности и стилистики Апокалипсиса Иоанна Богослова на последующую христианскую традицию и на европейскую визионерскую литературу.

Апокрифические евангелия и апокалипсисы, их основные группы.

Новозаветные сюжеты, образы и мотивы в искусстве и литературе. Новозаветные духовные концепты, образы и мотивы в литературе и искусстве Средневековья. Рецепция новозаветных идуховных парадигм в литературах византийского региона – коптской, сирийской (на восточноарамейском языке) и византийской: Бар-Дайшан (Бардесан), Афрем (Ефрем Сирин), Василий Кесарийский (Великий), Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Роман Сладкопевец, Андрей Критский и др. Новозаветные мотивы в армянской литературе: гандзы (духовные гимны) Григора Нарекаци (“Песнь Рождества”, “Песнь Явления”, “Песнь Воскресенья”, “Песнь Вардавара”); религиозно-дидактические поэмы Нерсеса Шнорали (“Слово о вере”, “Сын Иисус”).

Рецепция новозаветных парадигм, образов, мотивов в фольклоре и средневековой литературе народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Значение деятельности Кирилла и Мефодия для появления Славянской Библии и славянской письменности. “Проглас” Кирилла. “Поучения” и “Похвальные слова” Климента Охридского. Богомильские апокрифы: “Прение дьявола с Иисусом”, “Хождение Богородицы по мукам” и др. Венгерское “Причитанье Девы Марии”. Польский гимн “Богородица”. Новозаветные сюжеты, образы, мотивы в древнерусской литературе. “Слово о Законе и Благодати” Илариона.

Рецепция новозаветных сюжетов, образов и мотивов в фольклоре и литературе Западной Европы. Значение деятельности Софрония Евсевия Иеронима (Иеронима Блаженного), создателя Вульгаты. Латинская литература, опирающаяся на топику Нового Завета: “Исповедь” и “О Граде Божием” Августина Блаженного; стихотворное переложение Евангелий, выполненное Ювенком; “Пасхальная песнь” Целия Седулия, поэма Аратора “Деяния Апостолов”; гимны о Страстях Христовых Венанция Фортуната и др. Евангельские образы и мотивы в латинской литургической поэзии. Литургическая, полулитургическая и школьная драма (сцена “трех Марий”, пасхальная драма, рождественская драма, “Игра об антихристе” – “Ludus de antichristo”, “Лазарь” и др.). Произведения немецкой монахини Хротсвиты: стихотворения в гекзаметрах о Деве Марии, о Вознесении Христа; пьеса “Падение и обращение Марии”. Агиография: “Чудеса Пресвятой Девы Марии”; “Золотая легенда” Иакова Ворагинского. Пародийное обыгрывание евангельских цитат в вагантовском “Евангелии от марки серебра”.

Литература на молодых европейских языках. Древневерхненемецкая (саксонская) поэма “Спаситель” (“Heliand”) как парафраз Нового Завета. Специфика рецепции в поэме образа Христа. Поэма Отфрида на южнорейнско-франкском диалекте “Liber Evangeliorum” (“Книга Евангелий”), или “Евангельская гармония”, как парафраз Четвероевангелия и целостное повествование о жизни Иисуса Христа. Апокалиптические мотивы в средневековой баварской поэме “Муспилли”. Культ Девы Мария и куртуазная лирика. Евангельские мотивы и апокрифические предания о Граале в средневековом рыцарском романе (“Персеваль” Кретьена де Труа, “Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха и др.). Стихотворное переложение апокрифического “Евангелия от Никодима” Г. Геслера. Евангельские сюжеты в мистериях: различные вариации “Страстей Христовых”; театральные представления (auto sacramentale) во время крестных ходов к празднику Corpus Christi (Тела Христова). “Мистерии Страстей” и “Мистерии Деяний Апостолов” француза Арнуля Гребана.

Образ Иисуса и другие евангельские образы в средневековой иконографии.

Рецепция новозаветных сюжетов, образов, мотивов в литературе европейского Ренессанса. Евангельские сюжеты, образы, мотивы, аллюзии в творчестве Данте: “Новая жизнь” и “Божественная Комедия”. Христианские мотивы в творчестве Т. Тассо: поэмы “Слезы Девы Марии”, “Слезы Иисуса Христа”, эпопея “Освобожденный Иерусалим”. Нидерландские песни гёзов (сб. “Жертва Господня”). Комментарии Эразма Роттердамского к Новому Завету и его новый латинский перевод. Общечеловеческое содержание евангельской этики в “Домашних беседах” и “Наставлении христианского воина” Эразма. Спор Эразма (“Диатриба о свободе воли” и “Заступник”) и М. Лютера (“О рабстве воли”) о свободе и предопределении, о сущности Промысла Божьего. М. Лютер и перевод Библии на немецкий язык (“Послание о переводе”). Драма П. Ребхуна “Бракосочетание в Кане”. Немецкая народная книга об Агасфере. Шведский перевод Библии (Олаус Петри, Лаурентиус Петри, Лаурентиус Андреа; Новый Завет – 1562; весь текст – 1571) и начало шведского литературного языка. Швейцарская немецкая литература: драмы Цахариаса Блеца “Антихрист”, “Трагедия Иоанна Крестителя”, “Блудный сын”. Жак Лефевр д’Этапль и его труд по переводу Библии на французский язык (критическое издание Псалмов – 1509; Послания ап. Павла – 1512; весь текст – 1530). “Стансы Тайной Вечери” Ж. Де Спонда. Апокалиптические мотивы в “Трагических поэмах” Т. А. д’Обинье. Евангельские аллюзии в “Гамлете” Шекспира. Пастораль Лопе де Веги “Вифлеемские пастухи”.

Новозаветные сюжеты и образы в ренессансной живописи.

Рецепция новозаветных сюжетов, образов, мотивов в литературе Нового времени. Поэма Дж. Марино “Вифлеемское избиение младенцев”. Латинская поэма Дж. Виды “Христиада”. Притча о фарисее и мытаре в интерпретации Тирсо де Молины (религиозно-философская драма “Осужденный за недостаток веры”). “Хвалебная песня Иисусу Христу” Д. Хейнсия. Трагедия Й. ван ден Вондела “Петр и Павел” и его же поэма “Иоанн Креститель”. Латинская поэма А. Грифиуса “Неистовство Ирода и слезы Рахили”. Интерпретация христианских концептов в прозе Я. Бёме и поэзии немецких мистиков. Поэма И. Гундулича “Слезы блудного сына”. Поэма И. Бунича-Вучича “Кающаяся Магдалина”. Драма П. Канавелича “Муки Господа нашего Иисуса Христа”. “Комедия притчи о блуднем сыне” Симеона Полоцкого; “Вирши из трагедии “Христос пасхон” Андрея Скульского” и “Размышление о муке Христа” Иоанникия Волковича; украинское “Действие на страсти Христовы”. Поэмы Дж. Милтона “Возвращенный Рай” и “Мессия” (“Мессиада”) Ф. Г. Клопштока как христианские эпопеи. Поэма “Избиение младенцев в Вифлееме” (обработка поэмы Дж. Марино) и текст оратории “Страсти Христовы” (музыка Г. Ф. Генделя) Б. Х. Броккеса. Поэма И. Джурджевича “Вздохи кающейся Магдалины”. Поэма Ю. Варибобы “Жизнь святой Девы Марии”. Новозаветные мотивы в поэзии Д. Гурамишвили (“Давитиани”). Евангельские аллюзии в “Фаусте” И. В. Гёте. Христианские мотивы в поэзии У. Блейка.

Евангельские образы и мотивы в западноевропейской лирике – от эпохи барокко (Дж. Донн, Дж. Герберт и метафизики, А. Грифиус, Ангелус Силезиус и немецкие мистики, П. Герхардт, И. К. Гюнтер) до ХХ в. (Р. М. Рильке, поэты-экспрессионисты, современная поэзия). Новозаветные образы и мотивы в русской поэзии: “Христос” Г. Р. Державина, “На воскресение Христа” В. К. Кюхельбекера, “Из главы 8-й Иоанна” А. И. Полежаева, “Воскресение Лазаря” А. С. Хомякова, “Перед образом Спасителя” А. В. Кольцова, цикл о Христе С. Я. Надсона, “При посылке Нового Завета” Ф. И. Тютчева, “Христос” И. С. Тургенева, “Новый Завет”, “Моление о чаше” И. С. Никитина “Отойди от Меня, сатана!” Л. А. Мея, “Когда давно с креста изречено прощенье...” Н. Ф. Щербины, “Он шел безропотно тернистою дорогой...”, “В суде Он слушал приговор...” А. Н. Плещеева, “Христос воскрес!” А. Н. Майкова, “Мадонна Рафаэля” А. К. Толстого, “Отречение”, “Сестре” С. Соловьева, “Притча о Сеятеле и семенах” А. М. Жемчужникова, “Голгофа”, “Моление о чаше” А. Н. Апухтина, “Волхвы”, “Голгофа”, “Пророк Иоанн” К. Льдова, “Имману-Эль”, “Ночь на Рождество”, “Знамение” В. Соловьева, “Среди миров, в мерцании светил...”, “Дочь Иаира” И. Анненского, “Не бойся жизни” К. Бальмонта, “Зелень тусклая олив...” Ф. Сологуба, “Блудный сын”, “Крестная смерть” В. Я. Брюсова, “Христос воскрес! – поют во храме...”, “Притча о богатом” Д. Мережковского, “Он принял скорбь земной дороги...”, “Христу”, “Сообщники” З. Гиппиус, “Верю в Солнце Завета...”, “Я, отрок, зажигаю свечи...” А. Блока, “Христос”, “Ворота Рая” Н. Гумилева, “В каждом древе распятый Господь...” А. Ахматовой, “Шел Господь пытать людей в любови...” С. Есенина; евангельский цикл Б. Пастернака из романа “Доктор Живаго” (“Гамлет”, “Рождественская звезда”, “На Страстной”, “Чудо”, “Дурные дни”, “Магдалина”, “Гефсиманский сад”); “Тайная Вечеря”, “Пасха”, “Овца” В. Набокова, “Бегство в Египет” Н. Заболоцкого, “Рождественский романс”, “В рождество все немного волхвы...”, “Рождественская Звезда”, “Сретенье” И. Бродского. Новозаветные образы и мотивы в современной русской поэзии.

Новозаветные образы и мотивы в белорусском фольклоре и литературе: униатские канты и дидактические стихотворения (“О Страшном Суде”, “Размышление о смерти”, “Карай меня, Господи мой” и др.), колядные песни (“В Вифлееме, доме убогом”, “Старый Осип бородатый”, “Того дня весьма славного”), травестийное “Воскресение Христово и сошествие его в ад”; рождественский сюжет в театре-батлейке; творчество Кирилла Туровского, Ф. Скорины, М. Сарбевского, Ф. Скорины, Симеона Полоцкого и др. Евангельские мотивы и аллюзии в творчестве Я. Купалы, М. Богдановича (“Апокриф”), В. Короткевича, В. Быкова (“Сотников”), Р. Бородулина.

Эволюция образа Иисуса в европейском романе XIX–XX вв. “Жизнь Иисуса” Э. Ренана, “Жизнь Иисуса” Ф. Мориака, “Мастер и Маргарита” М. Булгакова, “Иисус Неизвестный” Д. Мережковского, “Евангелие от Сына Божьего” Н. Мейлера, “Агасфер” Г. Гейма, “И стал тот камень Христом” М. Отеро Сильвы, “Христос приземлился в Гародне” В. Короткевича, “Евангелие от Иисуса” Ж. Сарамаго.

Рецепция образа Иуды в мировой литературе: “Христова ночь” М. Е. Салтыкова-Щедрина, “Как с древа сорвался предатель ученик...” А. С. Пушкина, “Иуда Искариот” Л. Андреева, “Иуда” С. Я. Надсона, поэма Л. Украинки “На поле крови”, “Трагедия об Иуде, принце Искариотском” А. Ремизова, “Любимый ученик” Ю. Нагибина, “Евангелие от Иуды” Г. Панаса, “Брат Иуда” П. Буало и Т. Нарсежака. “Пилат” Ф. Дюрренматта. Романы П. Лагерквиста “Варавва”, “Смерть Агасфера”. Роман С. Гейма “Агасфер”.

 

***

 

Библия как феномен и фактор культуры, как неиссякающий источник литературного творчества. Общее и особенное в рецепции библейских текстов в различные эпохи развития мировой культуры. Значение переводов Библии для становления национальных языков и литератур (Вульгата – перевод Иеронима; перевод М.Лютера; “королевский” английский перевод; перевод и комментарии Ф.Скорины и др.). Проблема переводов Библии на современные языки.

 

ЛИТЕРАТУРА







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.