Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Одноэлектронное туннелирование





Для извлечения какой-либо пользы из обсуждавшихся выше изолированных квантовых точек, проволок и ям необходимо сопряжение их друг с другом, с их окружением или с электродами, способными добавлять или отбирать у них эле­ктроны. На рис. 14.16 показана изолированная квантовая точка, или островок, связанная посредством туннелирования с двумя токопроводами: источником электронов и стоком, которые могут обмениваться электронами с внешней цепью. Приложение напряжения Vsd вызывает ток I. Основной вклад в со­противление вносит процесс элек­тронного туннелирования с истока на квантовую точку и с точки на сток. На рис. 14.17 показана модифициро­ванная цепь с емкостной связью, подведенной к квантовой точке. Приложение напряжения Vg к затвору позволяет регулировать сопротивле­ние R активной области квантовой точки, а, следовательно, влиять на ток I, текущий между истоком и сто­ком. Такое устройство работает как управляемый напряжением полевой

 

 

 

 


транзистор.

При макроскопических размерах прибора ток непрерывен, а дискретность потока электронов проявляется во флуктуациях тока (дробовом шуме). Интересной осо­бенностью описанного устройства является возможность прохождения электронов по наноструктуре, пока­занной на рис. 14.17, поштучно, т.е. по одному. Для описанной наноструктуры ти­па полевого транзистора размеры квантовой точки лежат в области еди­ниц нанометров, а поперечное сече­ние подводящих электродов сравнимо с размерами квантовой точки. Для то­чек в форме диска или сферы радиусом rемкость выражается следующим образом:

C=8ε0εr (диск) (14.11)

С=4πε0ε (шар), (14.12)

 

где ε — диэлектрическая проницаемость окружающей среды, а ε0 = 8,8542 • 10-12 Ф/м — диэлектрическая постоянная вакуума. Для типичного материала подобных наноструктур — GaAs - ε составляет 13,2, что дает очень малое значение С = 1,47 • 10-18 r Фарад для сферической формы, где r - радиус в нанометрах. Электростатическая энергия сферической емкости с зарядом Q при добавлении или отборе электрона изменяется на ΔE ~ e Q/C, что соответствует изменению потенциала на

ΔV=ΔE/ Q

ΔV=e/C ≈0,109/r Вольт, (14.13)

где rвыражено в нанометрах. Для наноструктуры радиусом 10 нм это при­водит к изменению потенциала на 11 мВ, что легко поддается измерению. Это изменение достаточно велико и для того, чтобы воспрепятствовать туннелированию следующего элек­трона.

Для наблюдения дискретной при­роды одноэлектронного переноса за­ряда на квантовую точку должны быть выполнены два условия. В соответст­вии с первым, электростатическая энергия квантовой точки в присутст­вии одного электрона e2/2C должна превосходить тепловую энергию kBT случайных колебаний атомов. Второе состоит в удовлетворении принципа неопределенности Гейзенберга, который в рассматриваемом случае можно сформулировать следующим образом: произведение энергии конденсатора е2/2С и характерного времени его зарядки τ = RTC должно превосходить посто­янную Планка

ΔEΔt= [e2/(2C)] RTC, (14.14)

где RT — туннельное сопротивление потенциального барьера. Эти два условия можно переписать в виде

e2/(2C) >>kBT (14.15a)

RT>> h/t2 (14.15б)

е h/e2 = 25,813 кОм — характерная величина квантового сопротивления. При выполнении этих условий медленное изменение напряжения вызывает сту­пенчатый рост тока каждый раз, когда напряжение изменяется на величину, зада­ваемую уравнением (14.13Этот эффект называется кулоновской блокадой,

 

 

       
 
Рис. 14.18.Линейная цепочка лиганд-ста-билизированных кластеров Аи55 с межкла­стерным сопротивлением RT, межкластер­ной емкостью Cmicm и собственной емкос­тью С0. Одноэлектронный туннельный ток плотностью jy перетекает по цепочке слева направо, туннелируя с частицы на частицу.  
 
Рис. 14.19.Схематическое изображение зо­ны проводимости (заштрихована) в И К фо­тодетекторе на квантовой яме и структуры электронных переходов (вертикальные стрелки) следующих типов: а) — между дву­мя локализованными состояниями; б) — из локализованного состояния в зону; в) — из связанного в квазисвязанное; г) — из свя­занного в минизону.  
 

 

 


так как после туннелирования фиксированного (для данного напряжения) коли­чества электронов на островок дальнейшее туннелирование электронов блокиру­ется.

Примером системы, в которой осуществляется одноэлектронное туннелиро­вание, является цепочка лиганд-стабилизированых наночастиц Аu55. Количество атомов золота в этих частицах совпадает с одним из так называемых магических структурных чисел для плотноупакованного ГЦК-кластера, подробно описанных в параграфе 2.3.1. Их форма близка к сфере радиусом 1,4 нм. Кластер из 55 атомов золота покрыт изолирующим слоем, называемым лиганд-оболочкой, толщина которой может меняться и обычно составляет около 0,7 нм. Одноэлектронное туннелирование происходит между двумя соседними лиганд-стабилизированными кластерами, а оболочка выступает в качестве потенциального барьера, через который и происходит такое туннелирование. Эксперименты выполнялись на ли­нейных цепочках таких Аи55 кластеров (рис. 14.19). Оказывается, что электрон, по­павший в цепочку на одном ее конце, проходит ее солитоноподобным образом. Оценки емкости между частицами дают С ≈10-18 Ф, а сопротивления между ни­ми — RT ≈ 100 МОм (см. V. Gasparian et al. 2000).

Приложения

Инфракрасные детекторы

Переходы между энергетическими уровнями квантовых точек, лежащие в инфра­красной области спектра, такие как показаны на рис. 14.20 и 14.21, используются в инфракрасных фотодетекторах Занятые и незанятые лока­лизованные состояния лежат в ямах, а инфракрасные переходы обозначены вертикальными стрелками. Падающее инфракрасное излучение перебрасы­вает электроны в зону проводимости, а возникающий из-за этого электриче­ский ток является мерой интенсивнос­ти инфракрасного излучения.

Рис. 14.22. Зависимость пиковой чувстви­тельности от напряжения смещения при 77 К при нормальном падении света и паде­нии под углом 45°. Указана длина волны λpпиковой чувствительности.

Чувствительность детектора выражается в силе тока (в амперах, А) на один ватт (Вт) падающего излучения. На рис. 14.20 показан график зависимости темновой плотности тока от напряжения для GaAs/AlGaAs фотодетектора на переходах «связанное состояние — непрерывная зона», а на рис. 14.21 представлена зависи­мость чувствительности такого детектора от длины волны для нормального паде­ния и падения под углом 45°. Чувствительность достигает максимума на длине волны 9,4 мкм. На рис. 14.22 показана зависимость этой пиковой чувствительнос­ти от приложенного напряжения смещения. Рабочее напряжение смещения в 2 В при получении экспериментальных кривых на рис. 14.21 было выбрано из-за того, что, как хорошо видно на рис. 14.22, чувствительность при этом напряжении достигает максимума, а, следовательно, слабо зависит от напряжения. Рабочий диапазон длин волн такого детектора находится между 8,5 и 10 мкм.

Лазеры на квантовых точках

Инфракрасные детекторы, описанные в предыдущем параграфе, основаны на су­ществовании дискретного спектра энергетических уровней квантовых ям, между которыми и происходят индуцируемые инфракрасным излучением переходы. Ра­бота лазера также основана на наличии дискретного спектра уровней, то есть уровней, между которыми могут происходить индуцированные лазерные перехо­ды. Слово лазер (laser) является аббревиатурой от light amplification by stimulated emission, то есть «усиление света при вынужденном излучении». Свет, излучае­мый лазером, монохроматичен и когерентен. Сконструировано множество нано-масштабных лазеров на квантовых ямах и квантовых проволоках. В них электро­ны проводимости локализованы на дискретных энергетических уровнях в одном или двух измерениях соответственно. Гибридные лазеры основаны на «точках в яме», например, квантовых точках InAs, находящихся в квантовой яме из InGaAs. Другая конструкция использует то, что называется InAs квантовыми штрихами, то есть очень короткими квантовыми проволоками, или, с другой точ­ки зрения, вытянутыми в одном направлении квантовыми точками. Этот пара­граф посвящен обсуждению лазеров на квантовых точках, в которых локализация имеет место по всем трем измерениям.

Для работы обычного лазера необходимо наличие среды, содержащей атомы с дискретными уровнями энергии, между которыми могли бы происходить лазер­ные переходы, а также механизма создания инверсной заселенности уровней, при которой на более высокоэнергетичном уровне накапливается большее коли­чество электронов, чем находится на лежащем ниже. В гелий-неоновом лазере ак­тивными являются атомы неона в присутствии атомов гелия, в Nd-YAG твердо­тельном лазере активные атомы — это замещающие атомы неодима (с концентра­цией около

1019 см-3) в кристалле иттрий-алюминиевого граната. В описываемом ниже лазере квантовые точки играют роль активных атомов.

На рис. 14.24 показана схема конструкции лазера на квантовых точках на ос­нове диода, выращенного на не показанной на рисунке подложке из GaAs n-типа. Верхний металлический слой контактирует с лежащим под ним слоем арсенида галлия. Между этим верхним контактом и не показанной снизу подложкой находится пара обкладок толщиной 2 мкм из А10,85Ga0,15As между ними расположен волновой канал толщиной 190 нм из А10,05Ga0,95As. Этот волновод играет роль проводника излучаемого света к выходным окнам на границах структуры. Посредине волновода (тем­ная горизонтальная полоса на рисунке, помеченная QD) находится слой GaAs толщиной 30 нм, в котором лежат 12 мо­нослоев квантовых точек из In0,5Ga0,5As с концентрацией 1,5 1010 см-2. На нижней врезке

 

Рис.14.24. Зависимость выходной мощности в ближнем ИК диапазоне от тока для лазера на квантовых точках, показанного на рис. 14.24, в режиме непре­рывной генерации и излучения через боковую грань при комнатной тем­пературе.

 

 


 

 

 

 

 

к рисунку более подробно показана структура волновода. Длина Lс и ширина W может меняться от образца к образцу в диапазоне от 1 до5 мм, a W- от 5 до 60 мкм. Торцы ла­зера покрыты высокоотражающим (> 95 %) слоем из ZnSe/MgF2, возвращающим большую часть излучения для усиления вынужденной генерации. Свет покидает лазер через боковые стороны структуры.

Зависимость выходной мощности лазера от протекающего тока в непрерыв­ном режиме излучения при комнатной температуре показана на рис. 14.24 (для об­разца размерами Lc= 1,02 мм и W= 9 мкм). При силе тока немного выше поро­гового значения 4,1 мА, отмеченного на рисунке стрелкой (а), излучение лежит в ближней ИК области на длине волны 1,32 мкм, что показано на врезке. Порого­вая плотность тока резко возрастает при температурах выше 200 К, что показано на рис. 14.25 для импульсного режима.

Сверхпроводимость

Некоторые свойства сверхпроводников аналогичны свойствам квантовых точек, проволок и ям. Это происходит, в частности, из-за того, что масштаб их характер­ных длин λ и ξ, перечисленных в Таблице 14.6, лежит в нанометровой области. В этой таблице также приведены значения критической температуры Тс, ниже ко­торой материал переходит в сверхпроводящее состояние, то есть его электричес­кое сопротивление становится равным нулю. Большинство перечисленных в таб­лице значений λ и ξ лежит в области 200 нм и менее, а некоторые составляют и ме­нее 6 нм. Глубина проникновения λ — это расстояние, на которое внешнее магнитное поле Вfhh может проникать в сверхпроводник I рода. Магнитное поле не проникает в объем сверхпроводника первого рода, а поле большее критического значения Вс вызывает обратный переход сверхпроводника в нормальное состоя­ние. Сверхпроводимость в материале возникает при образовании связанных электронных состояний, называемых купировскими парами, размер которых сравним с длиной когерентности ξ. Таким образом, эти куперовские пары, являющиеся носителями сверхпроводящего тока, можно рассматривать как наночастицы.

 

Вещество Тип сверх- проводимости TcK   λ (нм)
Cd   I 0,56      
In   I 3,4      
Pb   I 7,2      
Pb-ln сплав   II 7,0      
Nb-N сплав   II      
PbMo6S8   II      
V3Si II      
Nb3Ge   II      
K3C60   II   2,6    

Для сверхпроводников второго рода существуют два критических значения магнитного поля, BС1 < ВC2, и три области в пространстве значений магнитного поля с различным поведением. В малых магнитных полях Вapp <B С1 материал ве­дет себя как сверхпроводник первого рода и полностью выталкивает магнитное поле, а в больших магнитных полях Вapp > ВC2 материал возвращается в нормаль­ное состояние. В промежуточных полях ВC1 < Вapp < BC2 поле проникает в объем образца в виде трубок магнитного поля, магнитный поток в каждой из которых равен кванту магнитного потока

Ф0=h/(2e)=2.0678 x 10-15 Тл м2 (14.16)

У каждого вихря существует внутренняя часть, радиус которой составляет ξ. Маг­нитное поле в ней практически постоянно. Во внешней области радиусом λ поле падает с расстоянием от центра вихря. На большом расстоянии поле спадает по экспоненциальному закону ехр(—r/ λ). Длина вихря равна толщине образца, обычно имеющей порядок сантиметров. Вихри, наблюдаемые с торца, образуют двумерную гексагональную решетку, схематически показанную на рис. 14.27. Цен­тры внутренних областей вихрей находятся друг от друга на расстоянии d, вели­чина которого в поле, близком к Вс1, близка к глубине проникновения λ, а в по­ле BC2 — к длине когерентности ξ. Вихри можно рассматривать как магнитный аналог квантовых проволок в том смысле, что они ограничивают один квант маг­нитного потока в поперечном направлении, но не лимитируют длину. Попереч­ные размеры внутренней области вихря лежат в нанометровом диапазоне, а дли­на, как правило, в макроскопическом.

Две области сверхпроводника, разделенные тонким слоем изолирующего мате­риала, образуют джозефсоновский переход. Эффект Джозефсона состоит в том, что электрический ток через переход может течь и в отсутствие электрического и магнитного полей. Емкость сверхма­лого джозефсоновского перехода пло­щадью 0,01 мкм2 и толщиной 0,1 нм можно оценить величиной С =ε0A/d = 10-15 Ф, а изменение потенциала при туннелировани одного электрона через барьер — Δ V= е/С = 0,16 мВ, что состав­ляет существенную долю типичных значений напряжения на джозефсонов-ском переходе. Это может оказаться до­статочным для запирания дальнейшего туннелирования электронов через пере­ход, то есть для возникновения куло­новской блокады. На рис. 14.27 показана кулоновская лестница, образующаяся на вольтамперной характеристике джо­зефсоновского перехода на основе зер­нистой пленки свинца. Из этого рисун­ка видно, что особенности лестницы видны гораздо лучше, если рассматри­вать график производной тока по на­пряжению, а не самого тока. Такая ку­лоновская лестница для сверхпровод­ника аналогична гораздо более выраженной лестнице на рис. 14.27 для одноэлектронного туннелирования на квантовых точках.

 

 

       
 
Рис. 14.26.Двумерная гексагональная ре­шетка вихрей
   
Рис. 14.27.Структура кулоновской лестницы на графике зависимости тока I и дифферен­циальной проводимости dI/dV отнапряже­ния смещения на зернистой свинцовой пленке джозефсоновского перехода. Видно, что первая производная обеспечивает на­много лучшее разрешение скачков тока.
 

 


Глава 15







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.