Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способность материи к самоорганизации





                                         
   
 
     
 
   
Флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения
 
Синергетика – учение о самоорганизации материи. Разработчик синергетики – русский философ И. Пригожин.
 
   
 
 
   
Диссипативная структура – новое неустойчивое состояние материи, возникающее в результате флуктуации
 
   
 
 
Варианты развития диссипативной структуры
 
   
 
   
 
   
 
   


ü «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;
ü «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

Сознание

П

роблема сознания была и остается одной из самых трудных, так как сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств, его нельзя видеть, осязать, измерять или взвешивать. Но человек мыслит, чувствует, переживает, обладает памятью, волей, воображением, способностью действовать. Как объяснить все это? Возникает представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда, когда он умирает.

Эти представления, возникшие в глубокой древности, явились предпосылкой более поздних, религиозных учений о душе как божественном даре. В монотеистических религиях понятие Бога сформировалось на основе представлений о самостоятельном сверхприродном существовании духа, который наделяется личностными чертами, персонифицируется. Бог бессмертен, всемогущ, от творит мир и управляет им.

С возникновением философского мировоззрения понятия «Бог», «дух»; «душа», сохраняясь преимущественно в религиозных учениях, трансформируются в понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание», «воля», «интуиция», «психика» и т.п. В зависимости от характера философских систем эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций. В объективном идеализме это безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание, первооснова всего существующего (Платон, Гегель, Шопенгауэр). Субъективные идеалисты (Фихте, Беркли, Мах, Авенариус и др.) трактуют духовное начало как психологическую деятельность индивида, рассматривая ее как единственная реальность.

Материалисты стремились дать естественное объяснение происхождению и сущности сознания, выдвигая положения о зависимости сознания от материи.

Ответить на вопрос о происхождении и сущности сознания, отношении души и тела, материального и идеального стало возможным в связи с развитием естественных наук, прежде всего биологии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности. С точки зрения современной науки сознание не имеет сверхъестественного происхождения и внеприродного существования, считают теологи и идеалисты, и оно не является свойством материи, как считают гилозоисты. Сознание — свойство особым образом организованной материи — человеческого мозга.

Процесс возникновения сознания человека, его сущность и содержа­ние достаточно полно можно раскрыть на основе нескольких подходов.

1. Исторический подход позволяет выяснить, что сознание есть результат (один из результатов) усложнения материального мира, возникновения человека в обществе в результате трудовой деятельности, речевого общения и совместного образа жизни людей. В этом аспекте сознание генети­чески вторично по отношению к человеку и его головному мозгу.

2.Гносеологический подход раскрывает субъективность сознания. Оно есть субъективный образ объективного мира, формирующийся и сущест­вующий в мозге человека как его свойство. Сознание представляет каче­ственно иную форму отражения человеком себя и окружающего мира по сравнению с психически неосознанным отражением и другими, более низкими формами отражения - биологическим, химическим и физиче­ским. В гносеологическом аспекте сознание абсолютно противоположно материальному миру, так как оно идеально. В других аспектах сознание нельзя противопоставлять материальному, оно не может существовать вне человека и его мыслительной деятельности. Гносеологическая характе­ристика сознания состоит также в способности человека с помощью со­знания осмысленно познавать бытие и фиксировать результаты позна­ния в мысленных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях, восприятиях, суждениях, умозаключениях и т.д.

3. Функциональный подход обращает внимание на то, что сознание является функцией нормально работающего мозга человека и: самого чело­века. Данным подходом акцентируется идея о том, что сознание - суще­ственное свойство головного мозга человека. Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от психического и физического и психического здоровья самого человека. При патологических процессах в мозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционирования сознания нарушается и мо­жет вовсе исчезнуть.

4. Социальный подход позволяет определить специфику проявления сознания человека в общественных отношениях. На передний план выдви­гаются такие свойства сознания, как целеполагание, целесообразность, активно-творческое отражение, предвидение, самоконтроль, понимание, управление и др. С помощью сознания человечество формирует опти­мальные взаимоотношения с природой, создало «вторую природу» - ве­дущий элемент культуры, управляет социальным развитием. На основе сознания каждый индивид осуществляет процесс социализации - осмысленное «вхождение» в систему общественной жизни и приобретение социальных качеств (свойств).

Итак, современная наука располагает достаточными данными, по­зволяющими создать картину развития материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним — человеческого сознания.

Жизнь на Земле возникла естественным путем на основе развития материи, когда для этого появились соответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание.

Если сознание — свойство материального органа — мозга, то не является ли оно материальным? Утвердительно отве­чали на этот вопрос немецкие философы середины XIX в. К Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Они рассматривали сознание как секрецию мозга.

Однако хотя психическая деятельность основывается на физиологических, биофизических, биохимических и других материальных процессах, она нематериальна. Это идеальная деятельность, сущностью которой является отражение объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании. Вещи, свойства и отношения воздействуют на органы чувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются матери­ной основой ощущений, восприятий, представлений, составляющих основу абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов, но и их «заместителей» — слов, воспринимаемых в устной или письменной форме.

Идеальные образы являются, следовательно, результатом взаимодействия объекта (или его «заместителя» — слова) с органами чувств. И хотя механизм преобразования материального в идеальное изучен пока недостаточно, есть основания утверждать, образ не обладает материальными свойствами ни отображае­мо предмета, ни нервной системы и мозга. Восприятия, представления, понятия — это образы вещей, но не сами вещи.

Являясь высшей формой отражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают «следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений — пожаров, наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля, обуви и т.п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылка более совершенных форм отражения.

Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для их жизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмы обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.

На более высоком уровне организации живого появляется качественно новое свойство — чувствительность — способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальная форма психики.

Высшие животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде, им свойственно избирательное отражение, которое, как утверждает известный физиолог П.К. Анохин, имеет опережающий характер: происходит «преднастройка» — животное на страивается на встречу с будущим событием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовать определенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, к конкретному мышлению, но сознанием они не обладают. Они не осознают своих действий, не способны абстрактно мыслить и руководствуются преимущественно инстинктами, помогающими им приспосабливаться к окружающей среде

Высшей формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет больший объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.

Сознание формируется вместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждается как истори­ческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека (онтогенезом).

В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиваться, подобно животному, приспособлением к природе. С помощью созданных им орудий он воздействовал на нее: добывал необходимые для жизни пищу, одежду и т.п. Совершенствуя орудия, используя их, человек преобразовывал не только окружающую его действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу; осваивал прямую походку, совершенствовал мозг, «очеловечивал» чувства, развивал мышление, волю. Труд объединял людей, создавал условия для их общения друг с другом. Это привело к потребности в средстве общения, к формированию языка, членораздельной речи. Труд, общение, язык явились важными стимулами возникновения и развития человека и человеческого общества. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Это подтверждается и онтогенезом. Человек с раннего детства усваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественной еды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических воззрений.

Сознание формируется вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественного сознания.

Практическая деятельность человека неразрывно связана с активностью его сознания. Образы отображенных сознанием предметов не являются их простой копией. Чувственные образы в результате деятельности мышления преобразуются в понятия, на основе которых формируются суждения, умозаключения, гипотезы, а также более сложные мыслительные конструкции. Благодаря воображению и памяти, способности к анализу и другим мыслительным операциям человек создает не доступные чувственному восприятию образы, строит планы на будущее, ставит цели. Реальность, преобразованная в мыслях, способна осуществиться, стать действительностью в результат практической деятельности. Идеальное превращается в материальное.

Все созданное человеком, так называемая вторая природа, создано умом и руками человека. И в этом смысле сознание не только отражает действительность, но и творит ее.

Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции: считать (причем лучше и во много раз быстрее человека), переводить с одного языка на другой, управлять сложными механизмами, писать стихи, сочинять музыку, играть в шахматы и т.п. Создание электронного мозга поставило проблему: может ли он заменить или даже превзойти мозг человека.

Основные свойства сознания:

- идеальность;

- целеполагание;

- целесообразность;

- осознанная (контролируемая, управляемая, понимаемая) активность;

- творчество;

- плановость;

- предвидение.

В гносеологическом аспекте сознание человека рассматрива­ется как высшая форма активного отражения действитель­ности. Важно поэтому выяснить познавательные возможности сознания и всей человеческой психики в целом.

Психика человека (субъективная реальность) не сводится к сознанию. Она состоит из сознания и бессознательного. Рассматривая сознание как систему, можно выделить три подсистемы, или сферы: познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую.

Познавательная сфера состоит из чувственного, или сензитивного, познания (сензитивный - от лат - ощущение, чувство), которое основано на внешних чувствах и кается в способности к ощущениям, восприятиям и представлениям, и рационального познания, представляющего собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания.

К познавательным способностям относятся внимание, память и воображение, а также интуиция, корни которой находятся и бессознательном.

Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным процессом. Память как способность хранить и воспроизводить информацию об объекте позволяет объединить имеющиеся и приобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия.

Познавательная деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.

Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека, которые следует отличать от внешних, сенситивны чувств. Это чувства радости, горя, любви, сострадания, ненависти и др. К эмоциональной сфере относятся аффекты (от лат. душевное волнение, страсть) (гнев ужас, ярость), эмоциональное состояние (настроение); оно может быть подавленным или радостным, веселым или грустным; элементарные эмоции (жажда, голод и т.п.).

Эмоциональное состояние субъекта влияет на познавательный процесс, на его отношение к объекту и, следовательно, отражается на результатах познания. Эмоции связаны с познанием, «сопровождают» его, зависят от него. Познание же, в свою очередь, испытывает те или иные, положительные или отрицательные воздействия эмоций.

Мотивационно-волевая сфера — это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

Все сферы сознания взаимосвязаны, причем основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, мышление. Оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.

К психической деятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сновидения, гипнотические состояния, инстинкты, представляющие собой определен­ий тип поведения, закрепленный биологической наследственностью (например, инстинкт самосохранения). К бессознательному же относятся стереотипы автоматического поведения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретают бессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т.п.).

Есть и другие бессознательные явления психики, однако для теории познания особый интерес представляет интуиция.

Интуиция (лат. — пристально всматриваться) — способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального обоснования.

Функции сознания:

- адекватное отражение;

- познавательная;

- аккумулятивная (накопление знаний);

- целеполагательная;

- творчески - преобразовательная;

- функция планирования и предвидения;

- аксиологическая;

- управленческая.

Функции сознания - это проявление одного или нескольких его существенных свойств. Благодаря функционированию, сознание опредмечивается и распредмечивается, то есть, воплощается в конкретные действия людей, в предметы и процессы или существует в идеальных образах как нематериальных единиц содержания сознания.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.