Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушения звука ш и их исправления





I. Правильная артикуляция звука ш

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Язык:

- кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

- передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

- средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

- задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

- боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап. При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

- умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

- подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

- длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука. Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

II. Нарушения произношения звука ш.

1. Сигматизмы

Межзубный.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты примерно на 1 см.

Язык:

- кончик языка просовывается между резцами;

- передняя часть спинки языка просовывается между резцами, образует с ними плоскую щель;

- средняя часть спинки языка опущена, но не прогибается книзу;

- задняя часть спинки языка опущена;

- боковые края прилегают к коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя: слабая, рассеянная.

Нарушения звучания: шепелявый оттенок.

Предраспологающие факторы: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое узкое твердое нёбо.

Подготовительный этап. Проводятся упражнения для:

- подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы;

- выработки направленной воздушной струи;

- отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. Ребенку предлагается:

- при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами;

- постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Язык:

- кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

- передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

- средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

- задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

- боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

- боковой открытый прикус;

- слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап. Проводятся упражнения для:

- укрепления боковых краев языка;

- равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

- выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

- отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

Носовой.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: разомкнуты.

Язык:

- кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

- передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

- средняя часть спинки языка оттянута назад;

- задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

- боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап. Вырабатываются умения:

- удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

- направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

- различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

- отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Ребенку предлагается:

- при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р, то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Язык:

- кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

- передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

- средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

- задняя часть спинки языка приподнята;

- боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка – «фапка», машина – «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

- отработки движений нижней губы вниз-вверх,

- подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Язык:

- кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

- передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

- средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

- задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

- боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка – «тапка», машина – «матина», душ – «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

- сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

- различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш – длительная, при т – толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

- длительной, направленной воздушной струи;

- положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

- отрабатывается звук с.

Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Язык:

- кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

- передняя часть спинки языка напряженна;

- средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

- задняя часть спинки языка приподнята;

- боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина – «маш’ина», душ – «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

- поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

- чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Язык:

- кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

- передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

- средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

- задняя часть спинки языка незначительна поднята;

- боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с – холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

- широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

- добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

- чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.