Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка)





Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д... д... д...). Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук р с вибрацией кончика языка (раскатистый р) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или многократно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют его.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации звука р воспитатель рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых р стоит

- в начале слова: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рыба, ранец, рыбак, роза, рога, рука, рукавицы, робот, рожок, рукав, ружье, рак, рот, рубашка, ромашка, розетка, ракетка, распашонка, ручка;

- в середине: барабан, баран, боровик, конура, корона, кукуруза, макароны, воробей, ворота, гитара, горох, муравей, парашют, пароход, перо, пирамида, пирог, сарафан, дорога, парус, фары, гора, Буратино, баранка, коробка, ведро, воронка, марка, горка, дрова, пробка, прутик, тропинка, урна, трава, труба, картина, арбуз, морковь, фартук, круг, квадрат;

- в конце: забор, катер, сахар, ковер, комар, топор, помидор, мухомор, зефир, кефир, пар, сыр, костер, светофор, трактор.

Затем воспитатель вместе с ребенком составляет предложения и записывает их под соответствующими картинками. Например: Рома красит раму краской. У барана крутые рога. Юра громко барабанит в барабан. Егор собирает крупные красные помидоры. У Раи в огороде растут морковь, помидоры, огурцы, картофель. Жора рубит дрова топором.

Звук р’.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения р'. Длительный, раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения р' в слогах, вводят слова, в которых он стоит

- в начале: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка

- в середине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец, перец, табурет, орех, море, аквариум, веревка, черешня, береза, гребешок, мандарин, пряжка,, пряник, три, матрешка, корзина, погремушка, персик, крючок, стрекоза, сирень, брюки, гриб, прищепка, скворец

- в конце: пузырь, фонарь, якорь, сухарь, календарь, букварь, дверь.

С отработанными словами составляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы сиреневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сережи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик.

Искажения звуков р, р’

Горловое произношение звука р обычно называют картавостью. Картавость встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях она устраняется без специального вмешательства, и если ее не исправлять, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Исправление горлового р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки ш и ж, надо сразу приступать к постановке р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком р увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук р в самостоятельной речи.

Боковое произношение звука р. При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и л. Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук, в результате чего получается рль. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук л'. Посмотрев на артикуляцию ребенка, мы увидим, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. Исправление бокового произношения р осуществляется следующим образом.

Подготовительный этап начинают с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука. Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Проторный звук усваивается ребенком, как правило, без особого труда. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас попробуем завести мотор». При этом используется механическая помощь. Когда вибрация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука.

Автоматизация звука. Правильный звук р закрепляется в словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Обычно переход от р проторного к раскатистому осуществляется легко и быстро.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот; во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут в глубь рта. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Нгому нгазбудил уданг гнгома».

При исправлении носового произношения звука р подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же».

Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фитилек к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него — ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколько раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка.

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, следят за струей выходящего воздуха.

Попросив ребенка произнести звук р, воспитатель говорит: «Ты неправильно произносишь р, у тебя воздух идет в нос. Послушай, как я скажу». Произносит звук р длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим.

Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука р. Можно также вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложить ребенку при открытом рте присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Автоматизация звука проводится в обычном порядке.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.