Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Звук ф. Описание правильной артикуляции





нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

положение языка зависит от следующего гласного звука;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется (см. рис. на заднем форзаце).

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука ф.

Цель. Научить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу.

Предшествующая работа. Дети учились улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Подготовительная работа. Подобрать картинку с изображением забора. Продумать, в какое занятие включить этот вид работы.

Упражнение «Построим забор»

Краткое описание

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит: «Смотрите, какой ровный забор. Дощечка к дощечке прилажена. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы».

Методические указания. Чтобы показать детям, как надо правильно выполнить упражнение, воспитатель должен улыбнуться, чтобы были видны верхние зубы.

Следить, чтобы дети не закусывали нижнюю губу и не втягивали ее внутрь рта. Для того чтобы суметь проверить правильность выполнения упражнения каждым ребенком, его надо проводить по подгруппам.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнить произношение звука ф, развивать длительный ротовой выдох.

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

Предшествующая работа. Проводились игры на выработку длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Продумать, на каком занятии по физической культуре провести эту игру.

Игра «Пузырь»

Краткое описание

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху.

Методические указания. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). Чтобы лучше видеть, как выполняют дети это упражнение, и слышать, как они произносят звук ф, можно проводить игру подгруппами. Дети, не занятые в игре, наблюдают за играющими.

III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание четкого произношения звука ф в словах, развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове.

Предшествующая работа. Дети учились четко произносить изолированный звук ф и выделять его в слове.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли (кукольные) и др.

Игра «Чего не хватает?»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук ф: флаг, формочки, фартук, туфли. Дети называют предметы, выделяя звук ф, и запоминают их. Затем воспитатель вызывает ребенка, который выходит к его столу, еще раз рассматривает предметы, а затем становится к ним спиной. Воспитатель убирает один из предметов. Ребенок должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить его назвать предметы, которые остались на столе. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет одни предметы другими.

Методические указания. Следить за тем, чтобы при назывании предметов дети выделяли звук ф, произнося его длительнее других звуков.

Развитие силы голоса

Тема. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом.

Цель. Учить детей говорить громко и тихо.

Предшествующая работа. Дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Игра «Эхо»

Краткое описание

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая — эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в возрасте от трех до четырех лет?

На что следует обратить внимание воспитателю при обследовании речи детей в возрасте от трех до четырех лет?

3. На что направлена работа по усвоению произношения во второй младшей группе?

Подберите игры для развития слухового внимания.

Подберите игры для развития речевого дыхания.

Подберите игры для развития основных качеств голоса.

Подберите материал для занятий по звукам а, у, о, э, м, п, б.

Разработайте три занятия по звуку в.

Средняя группа

Краткая характеристика речи детей

Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» — царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.

Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с', а, з', ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л', р, р'), звонких (в, б, д, г).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные записывает в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

Занятия

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодика-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка.

Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т, д, н.

Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к, г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков: н, т, к, г, х, ы, с, с', з, з', ц.

Отработка звуков н, г, д, к осуществляется в 3 этапа:

Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения данного звука.

Цель:

а) тренировка артикуляционного аппарата;

б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется);

в) вызывание звука (у кого его нет).

Закрепление произношения данного звука.

Цель:

а) уточнение произношения звука в словах;

б) улучшение словопроизношения у ребенка;

в) увеличение активного словаря.

Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа:

1. Уточнение произношения данного звука.

2. За крепление произношения данного звука.

Специальной подготовки артикуляционного аппарата для произношения звуков т, г, х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н, д, к. Артикуляция звука т такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х — как к (звуки заднеязычные),

В средней группе у детей отрабатывают и правильное произношение свистящих звуков с, с', з, з', ц.

Для этих звуков необходимы 3 этапа работы:

Вызывание звука и уточнение его произношения.

Цель — уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.

Закрепление произношения звука в словах.

Цель — добиться введения правильного звука в слова.

Закрепление произношения звука во фразовой речи.

Цель — добиться введения правильного звука во фразовую речь.

Кроме того в средней группе предусматриваются игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно.

Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произношения данного звука), или как часть занятия по родному языку (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.