Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. О краже рогатых животных





ДОКУМЕНТЫ

«Салическая правда»

I. О вызове в суд

§ 1. Если кто будет вызван на суд по законам короля и не явится, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол[1].

§ 2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызывает на суд.

§ 4. Если же [ответчик] будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.

 

II. О краже свиней

§ 1. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол.

§ 5. Если кто украдет двухгодовалую свинью, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 11. Если кто украдет кабана или свинью, ведущую стадо, присуждается к уплате 17 1/2 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 4-е. Если кто украдет из стада 15 свиней, присуждается к уплате 35 сол.

§ 14. Если кто украдет 25 свиней, причем в стаде больше ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате 62 сол.

§ 16. Если же будут украдены 50 свиней и если еще останутся некоторые, присуждается к уплате 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

 

III. О краже рогатых животных

§ 1. Если кто украдет молочного теленка и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол.

§ 3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате 35 сол.

§ 4. Если кто украдет быка, ведущего стадо и никогда не бывшего под ярмом, присуждается к уплате 45 сол.

§ 5. Если же этот бык обслуживал коров трех вилл, вор уплачивает 45 сол.

§ 6. Если кто украдет 12 животных и ни одного не останется [в стаде], присуждается за кражу всего стада к уплате 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 7. Если кто украдет до 25 животных и если еще некоторые останутся, присуждается к уплате 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

 

IV. О краже овец

§ 4. Если же кто украдет 40 или более баранов, присуждается за кражу всего стада к уплате 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

V. О краже коз

§ 1. Если кто украдет 3 коз и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 2. Если кто украдет больше 3-х, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

VI. О краже собак

§1. Если кто уведет или убьет охотничью ученую собаку, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Если кто украдет или убьет пастушескую собаку, присуждается к уплате 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

 

VII. О краже птиц

Приб. 1-е. Если кто украдет ястреба-перепелятника, присуждается к уплате 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 3-е. Если кто украдет курицу, присуждается к уплате 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 4-е. Если кто украдет журавля или домашнего лебедя, присуждается к уплате 3 сол.

§ 4. Если кто украдет гуся и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол.

Приб. 5-е. Если кто украдет голубя, из чужой сети, присуждается к уплате 3 сол.

 

VIII. О краже пчел

§ 4. Если кто украдет 7 ульев или более и на месте кражи что-нибудь останется, присуждается к уплате 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

 

IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту

§ 1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость, а изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков.

§ 2. Если кто, заставши на своей ниве чужой скот без пастуха, загонит его и совсем никому не заявит об этом, и если какая-нибудь скотина издохнет, возмещает, как при краже, стоимость и, сверх того, присуждается к уплате 35 сол.

§ 4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забежит на чужую ниву и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.

§ 5. Если же кто вздумает выгнать скот, причинивший убыток, из огороженного места или отнять его, когда его уже гонят домой, присуждается к уплате 30 сол.

Приб. 2-е. Если кто-нибудь по вражде или по коварству откроет чужую загородку и впустит скот на ниву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое обработанное место, то тому, кому принадлежит труд, в случае представления последним улик со свидетелями, он должен возместить вред и, кроме того, присуждается к уплате 30 сол.

 

X. О краже рабов

§ 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 30 сол.

§ 2. Если раб или рабыня украдут что-либо из вещей своего господина в сообществе с свободным, то вор[2], кроме того, что он возвращает украденные вещи, присуждается к уплате 15 сол.

Приб. 1-е. Если кто лишит жизни, продаст или отпустит на свободу чужого раба, присуждается к уплате 35 сол.

Приб. 2-е. Если кто украдет чужую рабыню, присуждается к уплате 30 сол.

 

XIII. О похищении свободных

§ 1. Если три человека похитят свободную девушку[3], они обязаны уплатить по 30 сол. каждый.

§ 2. Те же, что свыше трех, обязаны уплатить по 5 сол., каждый.

§ 7. Королевский раб или лит, похитившие свободную девушку, повинны смерти.

§ 8. Если же свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей свободы.

§ 9. Свободный, взявший чужую рабыню, несет то же самое наказание.

Приб. 1-е. Если кто-нибудь возьмет чужую литку в жены, присуждается к уплате 30 сол.

 

XIV. О нападениях или грабежах

§ 1. Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате 63 сол.

§ 2. Если римлянин ограбит салического варвара, должно применять вышеупомянутый закон.

§ 3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 сол.

§ 4. Если кто-либо, желая переселиться, получит грамоту от короля и если он развернет ее в публичном собрании и кто-нибудь посмеет противиться приказанию короля, повинен уплатить 200 сол.

§ 6. Если кто нападет на чужую виллу, все уличенные в нападении присуждаются к уплате 63 сол.

Приб. 1-е. Если кто нападет на чужую виллу, выломает там двери, перебьет собак и изранит людей или что-нибудь вывезет оттуда на повозке, присуждается к уплате 200 сол

Приб. 2-е. А все, что он оттуда возьмет, должен возместить. Все, которые будут уличены как участники этого скопа или нападения, присуждаются к уплате 63 сол.

 

XVI. О поджогах

§ 2. Если кто сожжет дом с пристройками и будет уличен, присуждается к уплате 63 сол.

§ 3. Если кто сожжет амбар или ригу с хлебом, присуждается к уплате 63 сол.

§ 4. Если кто сожжет хлев со свиньями или стойла с животными и будет уличен, присуждается к уплате 63 сол., не считая уплаты стоимости и возмещения убытков.

§ 5. Если кто сожжет чужой забор или изгородь, присуждается к уплате 15 сол.

 

XIX. О порче

Приб. 1-е. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу..., присуждается к уплате 62 1/2 сол.

Приб. 2-е. Если какая-нибудь женщина испортила другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62 1/2 сол.

 

XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец

§ 1. Если какой-нибудь человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Если же сожмет кисть, присуждается к уплате 30 сол.

§ 3. Если кто схватит рукой выше локтя, присуждается к уплате 35 сол.

 

XXII. О кражах на мельнице

§ 1. Если какой-нибудь свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб и будет уличен, уплачивает мельнику 15 сол. Владельцу же хлеба платит другие 15 сол.

Приб. 1-е. Если он украдет там железные части, присуждается к уплате 45 сол.

Приб. 2-е. Если кто сломает мельничную плотину, присуждается к уплате 15 сол.

 

XXVI. О вольноотпущенниках

§ 1. Если какой-нибудь свободный человек в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого лита, без согласия господина последнего, и будет уличен, присуждается к уплате 100 сол. Вещи же лита должны быть возвращены его законному господину.

§ 2. Если кто в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого раба и будет уличен, присуждается к уплате господину стоимости раба, и сверх того - 35 сол.

 

XXVII. О различных кражах

§ 5. Если кто воровским способом пустит свой скот [с целью потравы] на чужую ниву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате 15 сол.

Приб. 2-е. Если кто воровским образом соберет чужую жатву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате 15 сол.

§ 6. Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 3-е. Если кто украдет черенок [прививок] от яблони или груши, присуждается к уплате 3 сол.

Приб. 5-е. Если кто вырвет яблоню или грушу, присуждается к уплате 3 сол.

Приб. 6-е. Если они были в саду, присуждается к уплате 3 сол.

§ 7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или чечевицей, присуждается к уплате 3 сол.

§ 8. Если кто похитит с чужого поля лен и увезет его на лошади или на телеге, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 9. Но если возьмет столько, сколько может унести на своей спине, присуждается к уплате 3 сол.

§ 10. Если кто выкосит чужой луг, теряет свой труд.

§ 11. И если, сверх того, увезет сено к своему дому и сложит его там, присуждается к уплате 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 12. Но если возьмет столько, сколько может унести на своей спине, присуждается к уплате 3 сол.

§ 13. Если кто заберется в чужой виноградник красть чужой виноград и будет застигнут, присуждается к уплате 15 сол.

§ 14. Если же, сверх того, унесет виноград к своему дому и сложит его там, присуждается к уплате 45 сол.

§ 16. Если кто срубит, попортит или подожжет в лесу чужой материал, присуждается к уплате 15 сол.

§ 18. Если кто украдет из чужого леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 сол.

§ 19. Если кто осмелится взять дерево, помеченное более года тому назад, в этом нет никакой вины.

§ 20. Если кто украдет из реки сеть для лова угрей, присуждается к уплате 45 сол.

§ 21. Если кто украдет невод, трехпетельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате 15 сол.

§ 24. Если кто запашет чужое поле без позволения хозяина, присуждается к уплате 15 сол.

§ 25. Если же кто засеет его, присуждается к уплате 45 сол.

Приб. 9-е. Если кто будет мешать проезду плуга в чужое поле, или выгонит пахаря, или будет чинить ему препятствия, присуждается к уплате 15 сол.

XXIX. О нанесении увечий

Приб. 4-е. Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 1/2 сол.

Приб. 5-е. Если оторвет нос, присуждается к уплате 45 сол.

Приб. 6-е. Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 сол.

XXX. Об оскорблении словами

§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.

§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 3 сол.

§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.

§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.

§ 7. Если кто назовет другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате 15 сол.

 

XXXIII. О краже дичи

§ 2. Если кто украдет или убьет меченого домашнего оленя, который приручен для охоты, и свидетелями будет доказано, что хозяин имел его для охоты или что с ним он убил 2-х или 3-х зверей, присуждается к уплате 45 сол.

 

XXXIV. О краже изгороди

§ 1. Если кто отрежет 2 или 3 прута, которыми связывается и сдерживается вверху изгородь, или сломает или вырвет 3 кола, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Если кто проведет по чужому, уже взошедшему полю, борону или проедет с телегой не по дороге и не по тропинке, присуждается к уплате 15 сол.

§ 3. Если кто проедет по чужой, уже начавшейся выколашиваться ниве не по дороге и не по тропинке, присуждается к уплате 15 сол.

 

XXXVIII. О конокрадстве

 

§ 1. Если кто украдет упряжную лошадь и будет уличен, присуждается к уплате 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 3. Если кто украдет жеребца с его стадом в 12 кобыл, присуждается к уплате 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

 

XXXIX. О похитителях рабов

 

§ 1. Если кто вздумает сманить чужих рабов и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.

Приб. 1-е. Если чужой раб будет похищен, и увезен за море, и там будет найден своим господином, он должен назвать в публичном собрании того, кто его украл, и там должен собрать свидетелей.

§ 2. Если кто похитит свободного человека и [против него] не окажется верной улики, он должен приставить соприсяжников как бы при убийстве; если он не будет в состоянии найти соприсяжников, присуждается к уплате 200 сол.

§ 3. Если кто похитит римлянина присуждается к уплате 63 сол.

 

XLV. О переселенцах

 

§ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей из виллы захотят принять его, не найдется хоть один, который воспротивится переселению, но не будет иметь права там поселиться.

§ 2. Если же, несмотря на запрещение одного или двух лиц, он осмелиться поселится в этой вилле, тогда ему должно предъявить протест; и если он не захочет уйти оттуда, тот, кто предъявляет протест, в присутствии свидетелей должен обратиться к нему с такого рода требованием: "Вот я тебе говорю, что в эту ближайшую ночь ты, согласно Салическому закону, можешь здесь оставаться, но я заявляю тебе также, что в течение 10 суток ты должен уйти из этой виллы". После этого, по истечении 10 суток, он опять пусть придет и объявит вторично, чтобы он ушел в течение 10 следующих суток. Если же и тогда не захочет уйти, в третий раз прибавляется к его сроку 10 суток, чтобы таким образом исполнилось 30 суток. Если и тогда не пожелает уйти, пусть вызовет его на суд, имея при себе свидетелей, бывших там при предъявлении каждого срока. И если тот, кому предъявлен протест, не захочет уйти оттуда, причем его не будет задерживать какое-либо законное препятствие, и если ему по закону объявлено все вышесказанное, тогда заявивший протест ручается своим состоянием и просит графа явиться на место, чтобы выгнать его оттуда. И за то, что он не хотел слушаться закона, он теряет там результаты [своего] труда и, кроме того, присуждается к уплате 30 сол.

§ 3. Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.

 

XLVI. О передаче имущества

 

§ 1. [При этом] нужно соблюдать следующее: тунгин, или центенарий пусть назначит судебное собрание и на этом собрании должны иметь [при себе] щит, и три человека должны предъявить три иска. Затем пусть отыщут человека, который не приходится ему [завещателю] родственником и которому он [завещатель] пусть бросит в полу стебель. И тому, в чью полу он бросит стебель, пусть он заявит о своем имуществе, именно, сколько он хочет передать, все ли, и кому. И тот, в чью полу он бросит стебель, должен остаться в доме. И должен пригласить троих или более гостей и хранить ту часть имущества, которая ему вверена. И после того тот, кому это вверено, должен действовать с собранными свидетелями. Потом в присутствии короля или в судебном собрании пусть возьмет стебель и бросит в полу тех, кто был назначен наследниками 12 месяцев тому назад, и пусть отдаст имущество тем, кому оно завещано, в количестве не большем, не меньшем того, что ему было вверено. Если же кто пожелает что-либо возразить против этого, три свидетеля должны дать клятву, что они присутствовали в том заседании, которое было назначено тунгином, или центенарием, и видели, как пожелавший завещать свое имущество бросил в полу тому, кого он выбрал, стебель; они должны назвать по отдельности и имя того, кто бросил свое имущество в полу другого, имя того, кого он объявил наследником. И другие три свидетеля должны под клятвою доказать, что тот, в чью полу был брошен стебель, был в доме того, кто передал свое имущество, что он пригласил трех и более гостей, которые за столом ели овсянку в присутствии свидетелей, и что эти гости благодарили его за прием. Это все должны под клятвою подтвердить и другие свидетели, а также и то, что принявший в полу имущество бросил в присутствии короля или в законном публичном собрании стебель в полу тех, которые объявлены были наследниками упомянутого имущества публично перед лицом народа [именно] в присутствии короля или на публичном собрании, перед народом или тунгином; все это должны подтвердить 9 свидетелей.

 

XLVII. О розыске

 

§ 1. Если кто признает своего раба, или коня, или быка, или какую бы то ни было вещь у другого, пусть передаст это в третьи руки, а тот, у кого признаны [данные вещи], должен доказывать [на них] свое право...

 

L. Об обязательстве

 

§ 1. Если кто, свободный или лит, даст другому обязательство, по истечении 40 суток или установленного между ними срока должен явиться к его дому в сопровождении свидетелей и с тем, кому произвести оценку имущества. И если должник не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве долга, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Но если он будет упорно отказываться от уплаты по обязательству, [кредитор] должен призвать его на суд и так ходатайствовать [перед тунгином] о скорейшем принуждении: "Прошу тебя, тунгин, объяви скорейшее принуждение по отношению к противнику моему, давшему обязательство и сделавшему у меня заем". При этом должен обозначить сумму долга по обязательству. Тогда тунгин должен сказать: "Я объявляю по отношению к нему скорейшее принуждение, согласно Салическому закону". Затем тот, кому дано обязательство, должен торжественно потребовать, чтобы должник никому другому не платил, не давал ручательства в уплате, пока он не удовлетворит следуемого по обязательству. И поспешно, в тот же день, прежде чем зайдет солнце, со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга. Если он не пожелает исполнить этой просьбы, пусть назначит ему срок для судебного разбирательства; в таком случае долг увеличивается на 3 сол. Это должно повториться до трех раз, в течение трех недель, тогда пусть долг увеличиться на 9 сол., так что после каждого призыва на судебное разбирательство или назначения срока долг увеличивается на 3 сол.

 

LII. О займе

 

§ 1. Если кто даст другому взаймы что-либо из своих вещей и тот не пожелает ему возвратить, он следующим образом должен вызвать его на суд. Со свидетелями пусть он придет к дому того, кому дал взаймы вещи, и пусть заявит следующее: "Так как ты не пожелал вернуть мне мои вещи, которые я тебе дал, то в эту ночь ты можешь удерживать их, согласно Салическому закону". И пусть назначит ему срок [для возврата]. Если и тогда не пожелает он вернуть, должен еще назначить ему отсрочку на 7 суток. И по истечении 7 суток подобным же образом пусть заявит, что он может держать вещи в течение ближайшей ночи, согласно Салическому закону. Если и тогда не пожелает вернуть, то по истечении других 7 суток пусть подобным же образом придет к нему со свидетелями и пусть просит вернуть то, что ему следует. Если и тогда не пожелает уплатить, пусть назначит ему определенный срок, то каждый раз к долгу прибавляется по 3 сол. Если он и тогда не пожелает ни возвратить, ни дать обязательства в уплате, то сверх долга и тех 9 сол., которые наросли вследствие трех напоминаний, должник присуждается к уплате 15 сол.

 

LIV. Об убийстве графа

 

§ 1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 сол.

§ 2. Если кто убьет сацебарона или вице-графа - королевского раба, присуждается к уплате 300 сол.

§ 3. Если кто убьет сацебарона - свободного, присуждается к уплате 600 сол.

 

LVII. О рахинбургах [7]

 

§ 1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в судебном заседании и разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся сказать закон, следует, чтобы истец заявил им: "Здесь я призываю поставить вас решение, согласно Салическому закону". Если они [снова] откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца присуждаются к уплате 3 сол.

§ 2. Если же они и не пожелают сказать закон, и не дадут обязательства уплатить в назначенный срок 3 сол., они присуждаются к уплате 15 сол.

§ 3. Если же рахинбурги те будут судить не по закону, то против того которого они вынесут решение, пусть предъявит к ним иск и если будет в состоянии доказать, что они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 15 сол.

 

LVIII. О горсти земли

 

§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, [которые поклянутся в том], что ни на земле, ни под землею он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросить через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником, если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросить на своих, т.е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом, в [одной] рубашке без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и трое остальных, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т.е. в возмещении того, чего он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью.

 

LIX. Об аллодах

 

§ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство.

§ 2. Если не окажется матери и он оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство.

§ 3. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство.

Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство.

§ 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит по владение наследством.

§ 5. Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям[8].

 

LXII. О вире за убийство

 

§ 1. Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, половину виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят между собою ближайшие родственники как со стороны отца, так и со стороны матери.

§ 2. Если ни с одной стороны - ни со стороны отца, ни со стороны матери - не окажется никакого родственника, эта часть пусть отбирается в пользу казны.

 

I. Прекарий

Прекарная грамота
(Вестготская формула № 36, VII в.)

 

Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу... Посему настоящею моею прекарной грамотой обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не наносить, но во всем поступать вам на пользу... Десятины и другие платежи, свойственны колонам, ежегодно вносить обязуюсь... Если же я, забыв условия моей настоящей прекарной грамоты, что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить... Вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться по своему праву, как должно.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина, т. 1, изд. 3, М., Учпедгиз, 1953, стр. 148 – 149.

 

Престарная грамота
(Салическая формула Биньона № 22, конец VIII в.)

 

Во Христе сыну церкви такому-то, во имя божие, такой-то, аббат монастыря такого-то святого. Согласно твоей просьбе последовало наше определение: две трети принадлежавшей нам части в местечке таком-то, в округе таком-то, каковую часть ты недавно... нам продал... передать тебе, по милости нашей, в пожизненное пользование. Так мы и сделали. Посему настоящую, рукою нашею скрепленную престарную грамоту тебе дали [с условием], чтобы ежегодно в праздник означенного святого ты платил за это столько-то чинша, а также такую-то десятину со своего урожая... и землю пожизненно, по нашей милости, удержишь; на том, однако, условии, чтобы никоим образом не продавать, ни дарить, ни другим божьим домам передавать, ни в собственность заклевывать, ни наследникам своим в качестве аллода оставлять, ни расточать эту землю ты не имел права, но по смерти твоей, помимо всякого вмешательства судьи, перешла бы в собственность монастыря со всеми улучшениями и застройками.

«Социальная история средневековья», под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова, т. 1, М. – Л., 1927, стр. 186 – 187.

 

Прекарная грамота
(Салическая формула Меркеля № 34, конец VIII в.)

 

Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами... А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то... с землями, домами... на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.

Н. Грацианский, Западная Европа в средние века, М. – Л., 1925, стр. 34 – 35.

Прекарная грамота
(Формула из Рейхенау № 17, конец VIII в.)

 

Достопочтенному господину и во Христе отцу, аббату монастыря такого-то. Известно, что такой-то, ныне покойный, все, что имел в местечке таком-то, подарил такому-то монастырю, церкви такого-то святого и просил, чтобы после него сыновья его до смерти имели эти земли и чинш платили, именно, столько-то и столько-то. В настоящее время сын его такой-то обратился с просьбой, чтобы означенные земли по его смерти сыновьям его были уступлены в пожизненное пользование. На это мы изъявили свое согласие, с условием, чтобы означенный такой-то ежегодно чинш свой соответственно платил в большем размере, именно, столько-то и столько-то.

Там же, стр 35.

 

Письмо [о том], если кто-либо церковное имущество в пользование получит и свою собственность за это даст
(Формула Маркульфа, кн. II, № 39, около 700 г.)

 

Святому и апостолическому господину во Христе отцу такому-то, епископу, такой-то и супруга моя такая-то. Согласно нашей просьбе ваше милосердие и благоволение определили, чтобы некое [принадлежащее] вашей церкви местечко такое-то, находящееся там-то... вы позволили нам обрабатывать... пожизненно... мы же, как было условлено, за означенное пользование, а также для спасения души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, по смерти нас обоих вам и преемникам вашим для названной церкви пожертвовали на том, однако, условии, чтобы, пока мы живы, вышеозначенными местечками - и тем, что вы нам предоставили и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви... владели на правах пользования; после же смерти нас обоих названные местечки, как мы сказали, без всякого возобновления прекария, каковой обычай есть у других, в силу этого письма... вы и преемники ваши или представители ваши вернете в ваше распоряжение, и наше владение никогда не должно причинять вам никакого ущерба.

«Социальная история средневековья», под ред. Е.А. Космин-ского и А.Д. Удальцова, т. 1, М. – Л., 1927, стр. 186.

Прекарная грамота
(Буржская формула № 2, VIII в.)

 

Господину нашему, такому-то и госпоже нашей такой-то. Известно, что родитель наш занимал эту принадлежащую нам землю и написал вам прекарную грамоту, каковую и мы возобновляем, подписями скрепляем и смиренно просим, чтобы благочестие ваше разрешило нам владеть тою же землею. А чтобы наше владение этой землею не наносило никакого ущерба ни вам, ни наследникам вашим, мы вручили вам эту прекарную грамоту с обещанием, что если когда-либо, вопреки условиям этой грамоты, не потщимся выполнить со всяким послушанием вашу службу или какие-либо данные от вашего имени управляющими вашими приказания или скажем, что земля, которую мы владеем, не ваша собственность, обязаны будем заплатить вам штраф по всей строгости законов, как бесчестные захватчики, и вы будете иметь полное право, не прибегая ни к какому суду, прогнать нас оттуда.

Там же, стр. 187

Прекарная грамота
(Грамота Сен-Галленского монастыря, 838 г.)

 

Бернвик, милостью Христа аббат монастыря святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Паутона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар в поименованных местах [далее следует семь названий], все то, что имеется в тех местах с домами, строениями, рабами, лесами, всем движимым и недвижимым, возделанными и невозделанными, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в дарственной грамоте; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть же так поступает и его законный наследник, если удостоится от бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выкупить это [имущество], может это сделать за один солид; если же выкупить захочет его наследник, выкупает за два солида...

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. С.Д. Сказкина, т. 1, М., Соцэкгиз, 1961, стр.431.

Грамота о том, кто передает куда-либо свое наследственное достояние с условием предоставления ему там пищи и одежды
(Сен-Галленская формула № 15, вторая половина IX в.)

 

Я, такой-то, ввиду приближения старости и того, что за нею обычно следует, - бедности, дарю такому-то святому месту или какому-либо сильному мужу все, чем владею, доставшееся по наследству и приобретенное куплей, на том, однако, условии, чтобы означенный муж, или епископ, или настоятели этого места тотчас же мое имущество себе взяли, но взамен меня приняли под свою заботу и попечение и до дня смерти моей ежегодно неукоснительно давали мне по две одежды полотняные, столько же шерстяных, а также в довольном количестве съестных припасов - хлеба, пива, овощей, молока, а по праздникам мяса. А на третий год пусть снабдят меня плащом и, по мере надобности предоставляют рукавицы, обувь, онучи, мыло и баню, в особенности необходимую для немощных, также солому, ибо не сыну своему и не кому-нибудь из родных, но только им оставил я все свое имущество. Буде же чего из вышеупомянутого меня лишат, имущество мое пусть мне вернут, при том, впрочем, условии, если не обратят внимания на мои просьбы и нижайшие мольбы обращаться со мной мягче и человечнее; если же, как думаю, по добру захотят со мной обращаться, тогда властною рукою, без всякого противодействия сонаследников и родственников моих, настоятели этого места пусть владеют всем [имуществом] навеки.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина, т. 1, изд. 3, М., Учпедгиз, 1953, стр. 149.

II. Залог земли
(Турская формула № 13, VIII в.)

 

Высокому брату такому-то я, такой-то. По моей просьбе вы изъявили свое согласие предоставить мне в пользование такие-то ваши вещи и на столько лет. Так мы и сделали. Я же за это пользование закладываю вам местечко, мою собственность, называемую так-то, в таком-то округе, во всей ее целости, на том условии, чтобы, когда истечет положенное число лет и ты соберешь с названной земли столько-то урожая, я означенный долг тебе уплатил и имущество мое вместе с моим обеспечением из твоих рук принял. Если же пренебрегу или замедлю [с уплатой], означенный долг вдвойне уплатить тебе обязуюсь.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. С.Д. Сказкина, т. 1, М., Соцэкгиз, 1961, стр.434.

III. Кабала


1) Из формул

Вот продажа, если кто продает себя
(Анжерская формула, конец VI в.)

Господину моему такому-то и супруге его такой-то я, такой-то. Так как попутал меня грех и я совершил кражу ваших вещей и не иначе, как закабаливши мою свободу к вам в рабство, могу дать вам удовлетворение, - вот я без всякого принуждения и приказания, но вполне добровольно, закабаляю себя за этот грех в рабство, Я должен получить от вас цену, как мною установленную, столько-то солидов, а вы отныне будете иметь полную власть делать со мной все, что угодно, как с прочими подвластными вам рабами. Если же я сам, или кто из моих родственников, или же кто из посторонних решит противодействовать этой продаже, которая совершена по моей просьбе, добровольно, пусть внесет тебе и казне штраф столько-то солидов... а эта продажа пусть останется неизменной.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина, т. 1, изд. 3, М., Учпедгиз, 1953, стр. 152.

Кто закабаляет себя в рабство другому
(Формула Маркульфа, кн. II, № 28, около 700 г.)

 

Собственному господину моему такому-то такой-то. Так как по вражьему попущению и собственной моей немощи я совершил тяжкое преступление, за которое мог подвергнуться опасности смерти, а ваше благочестие выкупило меня, уже приговоренного к казни, своими деньгами и мое преступление дало многое из своего имущества, я же из своих средств не могу возместить ваше благодеяние, посему закабаляю вам за это состояние своей свободы, так что отныне не могу выйти из рабского послушания вам, но обещаюсь поступать по вашему или уполномоченных ваших приказанию, как и остальные рабы ваши поступают. Если же я этого не сделаю или захочу каким-либо образом освободить себя от вашего рабства и искать подчинения другому... вы вправе подвергнуть меня какому угодно наказанию, продать или сделать со мною все, что вам будет угодно.

«Социальная история среднев







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.