Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткая криминалистическая характеристика





«Воля, которая стремиться к позна­нию, никогда не удовлетворяется оконченным делом».

Джордано Бруно

Как уже отмечалось, в целях построения криминалистиче­ской модели должностных преступлений в таможенных органах использован методологический подход, предложенный А.Ф. Лу-биным. Напомним, в наиболее кратком изложении к базовым функциональным элементам преступной деятельности автор от­носит связку «субъект - ситуация (обстановка) ~ способы - сле­довые картины»17.

Рассмотрим краткую криминалистическую характеристику этих преступлений, используя названные базовые функциональ­ные элементы, непосредственные параметры которых выделены с учетом криминалистически значимых особенностей преступно­сти данного вида. Каждый из этих параметров в дальнейшем мо­жет быть использован в качестве версии. Если параметры зако­номерно связаны между собой, то так же закономерно будут свя­заны и версии. То есть исследователя-разработчика, а за ним и криминалиста-практика интересуют не только элементы и их па­раметры, но и характеристика закономерных взаимосвязей между ними, на основе которых в рамках частной методики будет фор­мироваться иерархическое версионное дерево.

Из элемента «субъект» для должностных преступлений в таможенных органах наиболее значимыми являются параметры должностных полномочий таможенника, ролевые функции и на-

17 Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Методология криминалистическо­го исследования. - Н. Новгород, 1997. - С. 143.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

личие признаков соучастия, мотивы преступной деятельности, уровень благосостояния, порочные наклонности.

Субъектами рассматриваемых преступлений являются ра­ботники таможенных органов, обладающие функциями предста­вителя власти, организационно-распорядительными и админист­ративно - хозяйственными функциями18 и реализующие их в сфе­ре таможенного дела.19

По характеру труда должностные лица таможенных органов условно могут быть разделены на. руководителей и специалистов. К должностям руководителей следует отнести все руководящие должности в системе таможенных органов, начиная с начальни­ков отделов (отделений, групп) таможен (таможенных постов, акцизных постов, таможенных лабораторий и т.п.) и их замести­телей; начальники таможен (постов), их заместители, и далее в соответствии с иерархией таможенных органов.

Вместе с тем, в случаях, предусмотренных должностными инструкциями конкретного сотрудника, функции руководителей могут нести и главные (ведущие, старшие) инспектора отделов. Эти функции, в зависимости от конкретных должностных инст­рукций, могут носить как организационно-распорядительный, так и административно-хозяйственный характер, наряду с наличием функций представителя власти.

К числу специалистов следует отнести служащих таможен­ных органов, которые выполняют работу, требующую специаль­ных знаний и трудовых навыков, непосредственно реализующих таможенное дело и обладающих определенным объемом прав и обязанностей, но не являющихся руководителями.

18 См. Примечание 1 к ст. 285 УК РФ и п.п. 2-3 Постановления Пленума Верховного Судa № 6 РФ от 10.02.2000 "О судебной практике по дедам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

О содержании понятия «таможенное дело в РФ» см. ст. 1 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.


a Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

Специалистами являются инспектора (старшие, ведущие, главные) соответствующих подразделений таможенных органов, эксперты, юрисконсульты, дознаватели и др. Чаще всего специа­листы таможенных органов, равно как и руководители, являются должностными лицами по признаку наличия у них властных пол­номочий. В практике должностными лицами по признаку нали­чия властных полномочий признаются таможенники, работаю­щие непосредственно с клиентами таможенного органа, участни­ками ВЭД, таможенными брокерами, таможенными перевозчи­ками и т.д.

Таковыми, в таможне могут быть инспектора отделов:

таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК);

пассажирского; валютного контроля и контроля таможенной стоимости (ВК и КТС); таможенных платежей (ОТП); дознания (ОД); таможенных расследований (ОТР); оперативно-розыскного отдела (ОРО), тарифного и нетарифного регулирования (ОТНР) и др.

Изучение следственной и судебной практики показало, что субъектами преступлений 92 % анкетированных уголовных дел о взяточничестве, по которым вступили в силу приговоры суда, яв­ляются должностные лица этой категории, то есть специалисты и реже — низший руководящий состав таможенных органов. По единодушной оценке опрошенных респондентов (метод эксперт­ных оценок) большинство преступлений этой категории совер­шается инспекторами, осуществляющими различные виды тамо­женного досмотра, прежде всего в пограничных таможенных ор­ганах.

Примерно 73 % умышленных преступлений совершаются по мотиву получения взяток, 22 % по мотивам иной корыстной за­интересованности и лишь 5 % — по мотивам иной личной заин-


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

тересованности20.

Изучение массива уголовных дел дало возможность выде­лить следующие мотивы совершения преступлений этой катего­рии:

- по мотивам простого «эпизодического» взяточничества, разовой помощи по знакомству, родственным и иным личным мотивам, из иной личной заинтересованности (чаще «молодые» специалисты);

- на основе преступного "слияния", коррумпированных свя­зей должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами — участниками ВЭД региона, на основе "ре­гулярного" взяточничества за общее покровительство и попусти­тельство по службе, взаимной помощи в удовлетворении иных личных корыстных интересов (чаще давно работающие специа­листы, руководители);

- по мотивам, основанным на незаконном воздействии от" дельных представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, круп­ных промышленных структур и учреждений региона, организо­ванных преступных формирований (чаще руководители);

- по мотивам преступного укрывательства, попустительства преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в от­ношении нижестоящих, по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, ложно благополучной отчетно­сти и т.п.).

В 53 % изученных дел обвиняемым предъявлялось обвине­ние в получении взяток, включая совершение иных преступлений по мотиву их получения. Характерно, что по большинству уго­ловных дел следствие имело прямые и косвенные доказательства

О содержании признаков «корыстной или иной личной заинтересованности» см положения частично отмененного Постановления Пленума Верховною суда СССР от 30 03 90 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»(п 15 и 17)


Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

широкой практики взяточничества, со своими "традициями", ти­пичными ставками за те или иные действия должностных лиц.

Из числа выявленных преступлений по подавляющему большинству предъявленных обвинений суммы взяток характе­ризовались небольшими размерами конкретных сумм (81 % всех эпизодов характеризовались суммами взяток менее 10 МРОТ, 15 % - к суммам более 10 МРОТ и лишь 4 % - к суммам более 100 МРОТ21), однако при наличии признаков систематического их получения. Определяющим моментом для сумм взяток, как правило, является процент от суммы укрытых, "сэкономленных" в интересах заинтересованных лиц таможенных платежей, либо иных необходимых расходов (плата за погрузку - выгрузку, хра­нение и т.п.). Таможенник, получая взятку, практически всегда знает какую примерно сумму он «экономит» заинтересованному лицу и получает процент от этой суммы в зависимости от слож­ности процедуры, характера предмета перемещения, риска, ко­торому он подвергает себя и т.п. Но, как правило, сумма взятки не превышает 50% «сэкономленных» платежей.

В 55 % эпизодов взятка передается в российской валюте, в 40 % в иностранной валюте, в 5 % в других формах (перемещае­мыми товарами, иным имуществом или выгодами имуществен­ного характера). В 55 % случаев получение взяток сопровождает­ся вымогательством.

В 47 % от общего числа умышленных преступлений коры­стная заинтересованность выражается, кроме прочих мотивов, в бесплатном угощении в ресторанах, в предоставлении товаров по низким ценам, в получении денег в долг на длительные сроки без процентов либо с последующим невозвращением долга и т.п.

В 36 % дел к уголовной ответственности привлекались два и более должностных лица таможенных органов. В 71 % уголов-

В силу высочайшего коэффициента латентности анализируемых преступлений эти данные должны оцениваться критически

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (НОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ных дел судом рассматривались два и более эпизодов преступной деятельности.

Как уже отмечено, в криминалистическом аспекте должно­стные преступления в таможенных органах - это разновидность внешнеэкономических преступлений. Соответственно большая часть анализируемых преступных посягательств совершается в совокупности с другими таможенными, иными экономическими, служебными преступлениями и др. (см. гл. 5.1 схема на стр. 244).

«Среди работников таможни много тех, кто является соуча­стниками таможенных преступлений. Некоторые таможенные преступления вообще не были бы возможны без их участия»22.

Эта специфическая закономерность, «атрибут» должност­ных преступлений в таможенных органах имеет определяющее значение для разработки и применения методики расследования.

Из этого так же следует, что уголовные дела о должностных преступлениях в таможенных органах имеют в большинстве сво­ем "двухслойный" характер. Поясним на примере: в результате проведения ОРМ выявлен факт выпуска должностным лицом таможенного органа перемещаемого товара для внутреннего по­требления (ст. 163-164 ТК РФ 2003 г.) за взятку от декларанта, без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей. Если возбужденное против декларанта уголовное дело об укло­нении от уплаты таможенных платежей и контрабанде (ст. 194, 188 УК РФ) - назвать "первичным" делом, то дело о получении взятки таможенником будет "вторичным".

Соответственно, отличительной особенностью рассматри­ваемой категории дел является то обстоятельство, что к уголов­ной ответственности привлекается, как правило, не только долж­ностное лицо, но и субъект преступления (правонарушения) по первичному делу. Для краткости назовем е его "субъектом пер­вичного дела". В этом случае работник таможенного органа,

Диканова ТА., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: Методическое пособие. - М, 2000. - С. 20.


Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

совершивший должностное преступление, будет "субъектом вторичного дела".

Даже в том случае, если в деяниях субъекта "первичного де­ла" отсутствует состав внешнеэкономического преступления23, в рамках уголовного дела необходимо выдвигать и проверять вер­сии о его соучастии (как правило, в форме подстрекательства или пособничества) в должностном преступлении. Так, по делам о взяточничестве в таможенных органах субъект "первичного дела" всегда выступает в качестве взяткодателя или соучастника в даче взятки. В свою очередь подлежат обязательной проверке версии о соучастии должностного лица - субъекта "вторичного дела" в таможенных и других внешнеэкономических преступлениях.

Изложенное свидетельствует о том, что данные первичного дела должны быть объектом самого тщательного криминалисти­ческого анализа по делам о должностных преступлений в тамо­женных органах. Условное выделение в структуре криминали­стической характеристики должностных преступлениях в тамо­женных органах «первичного» и «вторичного» дела имеет важное практическое значение для:

- более точной квалификации деяний;

- выдвижения и проверки версий;

- определения обстоятельств, подлежащих установлению;

- планирования расследования в целом и отдельных следст­венных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Из элемента «ситуация (обстановка)» для должностных пре­ступлений в таможенных органах наиболее значимыми являются параметры места совершения преступления, конкретный участок работы таможенника, характеристика отдельных положений та­моженного законодательства, предмет (объект) посягательства.

В связи с этим криминалистически значимыми являются сле­дующие данные:

23 Например, размер контрабанды не превышает 500 МРОТ. См. Примечание к ст. 188 УКРФ.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

- Таможенный орган, в связи с деятельностью которого со­вершено преступление, включая пределы его территориальной компетенции, профиль работы (пограничный или внутренний, таможенный пост, акцизный пост, таможенная лаборатория и т.п.), основные цели и задачи, организационная и штатная струк­тура, функциональная схема и схема документооборота. Особо важное значение имеет деление таможенных органов на погра­ничные и внутренние.

Для значительной части преступлений (около 36 % изучен­ных уголовных дел) свойственно их совершение в сфере деятель­ности как минимум двух таможенных органов. Так, к примеру, в случае подготовки недостоверного декларирования во внутрен­ней таможне товара, ввезенного железнодорожным транспортом, для оформления его по более выгодному коду ТН ВЭД, при ввозе на пограничной таможне совершается подлог документов кон­троля доставки. Подлог совершается за взятку должностным ли­цом пограничной таможни. Вместо действительных товаров в до­кументах указываются другие, облагаемые меньшими ставками таможенных платежей. По прибытию товара в пункт назначения сотрудник внутренней таможни, осуществляющий таможенный досмотр, за взятку умышленно не выявляет недостоверность дек­ларирования и составляет подложный акт досмотра.

- Конкретный участок работы, в рамках которого соверша­ется преступление (подразделение таможенного органа, сфера таможенного дела, этап таможенного оформления или контроля и т.п.). При этом преступлением могут затрагиваться несколько этапов таможенного оформления, на каждом из которых совер­шаются нарушения таможенного законодательства, служебных инструкций и т.п. Так, таможенники, по предварительному сго­вору между собой, с целью снижения суммы подлежащих уплате таможенных платежей для «нужной» фирмы, могут поэтапно ор­ганизовать: 1) применение ложного кода ТН ВЭД; 2) затем может быть занижена таможенная стоимость товара; 3) далее будет за- 258


Глава Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

нижена ставка начисления таможенных платежей; 4) и, наконец, при проведении таможенного досмотра в акте будет занижен объем (количество) товара.

Чаще всего в практике предметом преступления являются таможенные платежи. Вновь отметим, что именно по поводу не­правомерного освобождения от их уплаты чаще всего соверша­ются должностные преступления в таможенных органах.

Другими предметами преступления могут быть товары и транспортные средства, причем, как правило, облагаемые высо­кими ставками таможенных платежей (сырьевые ресурсы - при экспорте, товары народного потребления - при импорте и т.п.), а также предметы, запрещенные к обороту или оборот которых ог­раничен (оружие, наркотики, культурные ценности и др.).

Из элемента «следовые картины» для должностных преступ­лений в таможенных органах наиболее значимыми являются па­раметры (характеристики) сферы внешнеэкономической деятель­ности определенного региона и/или подсферы ВЭД, предметы и документы - типичные носители доказательственной информа­ции и др. Следовые картины следует условно разделить на:

- общие, то есть присущие широкому спектру анализируе­мых преступлений;

- частные, то есть присущие конкретным способам преступ­ной деятельности.

Целенаправленное изучение субъектами методики характе­ристик сферы ВЭД региона может указать на следующие общие следовые картины:

1. Крайне низкие розничные цены ввезенных на территорию РФ товаров и транспортных средств (далее для краткости — "то­варов") в регионе по сравнению с другими, соседними региона­ми, мировыми ценами, ценами официальных дилеров.

2. Низкие, «демпинговые» цены на эти товары у отдельных участников ВЭД региона.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

3. Явное несоответствие объемов оформляемых в установ­ленном законом порядке товаров в таможенных органах их коли­честву на рынке, объему их перевозок предприятиями-перевозчиками (железной дорогой, авиапредприятиями и др.).

4. Неоправданно большой приток в регион товаров из близ­лежащих регионов, специально перемещаемых исключительно с целью их таможенного оформления.

5. Отсутствие динамики снижения объемов внешнеэконо­мических сделок со стороны тех или иных участников ВЭД ре­гиона, несмотря на введение более жестких условий таможенного оформления (повышение ставок таможенных платежей, введение лицензирования, квотирования, сертифицирования отдельных то­варов и т.п.).

К данным, полученным на основе анализа данных оператив­но-розыскного характера относятся:

1. Данные о формировании в регионе "черного рынка" под­дельных документов, штампов, печатей, бланков, их изготовле­нии, размножении за определенную, иногда фиксированную пла­ту. Такими поддельными документами, в том числе и строгой от­четности, могут быть грузовые таможенные декларации (ГТД), таможенные удостоверения, уведомления о прибытии груза в та­моженный орган, фиктивные подтверждения о таможенном оформлении, счета-справки, гербовые печати таможенных орга­нов, личные номерные печати (ЛНП) таможенников, штампы вы­пуска и др., имеющиеся данные о "расценках" на изготовление и использование этих документов и т.п., данные о наличии "твер­дых расценок" на те или иные "услуги" со стороны должностных лиц таможенных органов, то есть устоявшиеся в преступной практике размеры взяток.

2. В регионы, где преступления такого рода "встали на про­фессиональную основу", приобрели организованные формы, с целью незаконного таможенного оформления товаров и транс­портных средств устремляются заинтересованные лица, преступ- 260


Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

ные формирования из других регионов. Так, по оперативным данным после возбуждения нескольких уголовных дел в 1995-1996 гг. в отношении должностных лиц Бурятской таможни в среде владельцев автомашин иностранных марок распространи­лось суждение о том, что в Бурятии "растаможивать" и регистри­ровать автомашины стало «невыгодно» и их начали перегонять в другие регионы, в частности, в Иркутскую область. После возбу­ждения в 1997 г. ряда подобных уголовных дел в г. Иркутске и этот регион стал "невыгодным". Наиболее "благоприятными" для таможенного оформления автомашин в 1998-1999 г.г. считались регионы Приморского края, Санкт-Петербурга, Москвы.

3. Данные о поступающих запросах, ориентировках из та­моженных и других правоохранительных органов других регио­нов о массовых случаях подделки вышеперечисленных средств таможенной идентификации на товары, оформление которых в таможенном отношении производилось, либо должно было про­изводиться в данном регионе.

4. Данные о привилегированном положении отдельных уча­стников ВЭД региона (для краткости далее будем называть их фирмами) при таможенном оформлении перемещаемых товаров.

5. Данные о жесткой конкурентной борьбе между участни­ками ВЭД в этой сфере торгового оборота, основанной на "завое­вании доверия" у определенных должностных лиц таможенного органа.

6. Данные об активизации организованных преступных групп в определенной подсфере ВЭД, о проявляемом с их сторо­ны интересе к каким-либо внешнеэкономическим сделкам, оформляемым в таможенном органе, об их участии в оформле­нии и дальнейшем сбыте данных товаров.

Характерно, что все подобные данные - следовые картины, как правило, уже в избытке имеются в распоряжении оператив­но-розыскных подразделений регионов, в особенности органов ФСБ и МВД. Однако они не реализуются, в том числе и по


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

причине отсутствия криминалистических характеристик, мето­дик выявления и расследования преступлений этой категории, отсутствия практических разработок о тактических операциях, недостатков межведомственного взаимодействия и т.п.

Необходимо также отметить, что большинство данных из обеих названных групп легко добываются средствами проку­рорского надзора. Полученные таким путем сведения — наибо­лее полные, точные и объективные. Причем процесс изучения этих сведений в рамках общенадзорной проверки, как правило, не вызывает подозрений со стороны должностных преступников, не побуждает их принять меры к сокрытию доказательств.

Таким образом, следовые картины, полученные в ходе прокурорских проверок, в сочетании с результатами оператив­но-розыскных мероприятий образуют наиболее качественную информационную основу для выдвижения версий, проведения тактических операций при расследовании должностных престу­плений в таможенных органах24.

Элемент «способ»:

Далее рассмотрим некоторые способы должностных престу­плений в таможенных органах в сочетании с частными следовы­ми картинами их совершения, а так же закономерные связи меж­ду элементами и параметрами криминалистической характери­стики.

Способ 1. Перемещение товаров и транспортных средств контрабандным путем, при соучастии должностного лица тамо­женного органа.

Осуществляется путем «простого» разрешения таможенником пограничного таможенного органа незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу без досмотра, иногда с составлением подложных товаросопроводительных документов, ГТД, ДКД и ВТТ или без

Некоторые из этих операций будут описаны в следующем параграфе. 262


Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

таковых. Чаще применяется в отношении объектов перемещения "криминального характера", то есть указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, реже — в отношении объектов перемещения, которые, в соответствии с таможенным законодательством, облагаются высокими ставками таможенных платежей, а также товаров, подлежащих сертификации, мерам нетарифного регулирования, Таких как вино-водочные изделия, ГСМ и др. Следы:

- наличие в папке фирмы (хранящейся в таможенном орга­не), подложных ГТД и других документов, необходимых для та­моженных целей, этих же документов на руках контрабандистов;

- данные о перемещении товаров и транспортных средств в документах органов пограничного, санитарного контроля;

- свидетельства очевидцев - пограничников, работников транспорта, граждан, пересекающих границу в данное время и в данном месте;

- сведения, получаемые от конкурентов фирмы, где работа­ют контрабандисты и др.25

Закономерные взаимосвязи элементов и параметров:

Если налицо признаки контрабандного перемещения круп­ной партии товара фирмой, с уклонением от уплаты значитель­ных сумм таможенных платежей, то наиболее вероятно (свыше 90%), что контрабанда совершена в соучастии с таможенником (таможенниками). При этом как минимум один соучастник -должностное лицо пограничного таможенного органа (специа­лист или руководитель низшего звена), вероятнее всего работник отдела ОТО и ТК, менее вероятно - других подразделений погра­ничного таможенного органа. Если установлен факт соучастия таможенника, то, наиболее вероятно, что преступление соверше­но по мотиву получения взятки (73% и более) или по мотиву

25 Перечисленные идеальные следы в той или иной мере присущи всем нижеприве­

денным способам.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

иной корыстной заинтересованности (22 %), например, угощение в ресторане, предоставление денег взаймы и т.п.

Если получена взятка, то наиболее вероятно, что в россий­ской валюте (55%), менее вероятно - в иностранной (40%). Ве­лика вероятность того, что получение взятки сопровождалось вымогательством (что, как известно, вызывает ярко выраженное недовольство взяткодателей). Если таможенник - «молодой» специалист, эпизод взяточничества единичный, то размер взятки, вероятно, был небольшой. Однозначно взяточник знал пример­ную сумму «сэкономленных» контрабандистами платежей и сумма взятки вряд ли превышала 50% этой «экономии».

Если имеются признаки двух и более эпизодов подобной контрабанды и получения взяток, то наиболее вероятно, что та­моженник действует в составе организованной коррумпирован­ной преступной группы, имеет «прикрытие» в руководстве тамо­женного органа, широкие связи в среде недобросовестных пред­принимателей, материально обеспечен (имеет собственность, на которую может быть наложен арест), может организовать актив­ное противодействие расследованию и т.д.

Если контрабанда имела место, особенно неоднократная, в больших объемах, то, вероятно, что данный товар будет прода­ваться по «демпинговой» цене, возможно нелегально (по под­ложным документам, без отражения по бухгалтерским проводкам и т.п.), могут быть ущемленные в своих интересах конкуренты — продавцы аналогичного товара, заинтересованные в изобличении

контрабандистов и т.д.

Способ 2. Подлог ДКД и товаросопроводительных докумен­тов на этапе «пограничная таможня - внутренняя".

При ввозе товара, к примеру, железнодорожным транспор­том, лицо, перемещающее товар, предъявляет его для таможенно­го досмотра в приграничной таможне. В ходе досмотра товара (если таковой производится) заинтересованные лица вступают в сговор с таможенником. Предметом сговора является подмена


Глава 5. Опыт формирования новых методик расследования преступлений

действительных товаросопроводительных документов подлож­ными, в которых указывается меньшее количество товара или иной товар, ставки платежей за оформление которого ниже (по коду ТН ВЭД). В этом случае, должностное лицо выписывает заведомо ложный документ контроля доставки (ДКД) в соответ­ствии с подложными документами, один экземпляр которого со­провождает товар к внутренней таможне, второй выдается на ру­ки декларанту, третий остается в пограничной таможне, четвер­тый, как правило, направляется по почте или иным образом в со­ответствующую внутреннюю таможню для контроля доставки. Если на пограничной таможне досмотр не производится, подлог фиктивных документов может быть совершен и без участия должностного лица пограничного таможенного органа, но это создает риск выявления таможенного правонарушения (контра­банды), поскольку товар может быть досмотрен после пересече­ния таможенной границы. При серийных поставках контрабанди­сты предпочитают "договариваться" и с сотрудниками внутрен­них таможен. При предъявлении товара внутреннему таможен­ному органу декларант вступает в сговор с должностным лицом, осуществляющим его досмотр о невыявлении указанных недос­товерных сведений о товаре. В результате уплачиваются значи­тельно меньшие таможенные платежи. В случае если описанный вариант сговора на пограничной таможне не имеет место, то до­кументы могут быть подменены в дальнейшем. В этом случае по сговору с должностным лицом внутреннего таможенного органа подлинные ДКД изымаются и подменяются поддельными, со­гласно данным о товаре в подложных товаросопроводительных документах, или уничтожаются.

Следы:

- данные в результате сверки товаросопроводительных документов, ДКД и др. в отношении перемещаемого товара во внутренней и пограничной таможне не сходятся, либо в одной из таможен эти документы "исчезают" или вообще не 265


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

регистрируются;

- на одной из таможен либо вообще не проводится досмотр товара, либо досмотр проводится характерно небрежно;

- в акте досмотра может быть сделана отметка "без досмотра". Таким способом таможенник, уполномоченный к досмотру и вступивший в сговор, обеспечивает себе правдоподобную причину того, почему он не выявил недостоверное декларирование, то есть создает себе оправдательное доказательство.

Закономерные взаимосвязи элементов и параметров:

Если, например, выявлены признаки подделки (подлога) в документах контроля доставки в пограничной таможне, то веро­ятно, указанные в них данные о товаре не соответствуют дейст­вительности, товар не прошел таможенную очистку, высока ве­роятность соучастия в преступной операции таможенника. При этом ввиду относительной сложности операции, таможенник, ве­роятно, является организатором и/или разработчиком и одновре­менно исполнителем операции в части подделки, направления подделанных документов. Связи: «способ - субъект - мотивы -характеристики взяточничества - общие следы (данные подсфе-ры ВЭД)» в целом могут быть сходными с данными по предыду­щему способу. Однако мала вероятность того, что таможенник был «молодым» специалистом. Более вероятно участие опытного специалиста, руководителя низшего звена (начальник отдела, за­меститель начальника и др.).

Если участие в операции хотя бы одного таможенника под­тверждается, то можно предположить наличие преступной груп­пы по схеме (цепи) «должностное лицо пограничной таможни -владелец товара (хозяин фирмы) - должностное лицо внутрен­ней таможни». При этом вероятно, что первое и третье «звено це­пи» не контактируют между собой, но оба контактируют со вто­рым «звеном».

266


Глава 5 Опыт формирования новшеиегодик расследования преступлений

В то же время, при наличии данных о многоэпизодности, высокой «технологичности» преступной деятельности, повыша­ется вероятность общего сговора между всеми «звеньями цепи», то есть, наличия устойчивой преступной группы (организации), носящей межрегиональный, а возможно и межгосударственный

26'j/.

характер. В этом случае высока вероятность наличия у пре­ступной группы покровителей в вышестоящем таможенном орга­не, во властных, в том числе правоохранительных структурах, «круговой поруки» соучастников. Кроме того, при подтвержде­нии данных о многоэпизодности и соучастия таможенника (ов), налицо ситуация низкого уровня организации и контроля в дея­тельности конкретных таможенных органов. Если это так, то ве­лика вероятность совершения аналогичных преступлений многи­ми таможенниками, а так же попустительства со стороны руко­водства таможенного органа, что может быть квалифицировано по ст. 293 УК РФ - халатность.

Способ 3. Незаконный выпуск товара должностным лицом внутреннего таможенного органа.

Должностное лицо внутреннего таможенного органа, упол­номоченное к выпуску товара, или вообще любое, имеющее ЛНП и доступ к штампам выпуска таможни, хранящимся в таможен­ном органе, в сговоре с заинтересованным лицом получает от последнего ГТД и товаросопроводительные документы на товар, не прошедший таможенного оформления в режиме экспорта или выпуска для внутреннего потребления. ГТД на товар не принята таможенным органом в установленном порядке, или не прошла некоторые ступени таможенного оформления, или содержит под­дельные отметки об их прохождении и т.п. Таможенник ставит на них штамп выпуска, ЛНП, (иногда поддельную, или печать, вы-

См признаки преступлений в сфере ВЭД - гл 5 1 Нельзя не отметить, что эта взаимосвязь есть характерная иллюстрация тесной «вертикальной» взаимосвязи параметров общей (комплексной) методики расследования преступлений в сфере ВЭД и настоящей ча­стной методики, являющейся элементом той общей Правда точнее будет сказать, что речь идет о взаимосвязи элементов родовой и видовой криминалистической характеристики.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

шедшую из употребления, или печать другого сотрудника с тем, чтобы сокрыть следы преступления) и тем самым выпускает груз. Иногда товар выпускается вообще без ГТД, а лишь путем завере­ния товаросопроводительных документов указанными реквизи­тами. Подложная ГТД и/или товаросопроводительные документы либо хранятся в папке предприятия, либо уничтожаются вместе со всеми документами о перемещении данного товара, либо хра­нятся отдельно в целях недопущения попадания их в поле зрения руководства таможни, проверяющих, служб собственной безо­пасности таможенного органа или прокуратуры. В целях сокры­тия преступления таможенником может быть организовано от­правление фиктивных подтверждений в пограничные таможни о поступлении товаров и об их оформлении. Следы:

- наличие поддельных, подложных ГТД, товаросопроводи­тельных документов, гарантийных писем предприятий и т.п. при самом работнике таможни» в папке предприятия во внутренней таможне, в пограничной, в документах транспортных предпри­ятий;

- между различными экземплярами перечисленных доку­ментов могут быть расхождения в датах поступления товара, да­тах выпуска, реквизитах ЛНП, штампах выпуска, ссылках на ДКД и т.п.;

- могут быть изъяты соответственно во внутренней и в по­граничной таможне подложные ДКД, либо извещения о прибы­тии (оформлении) товара, или соответствующие зарегистриро­ванные телетайпограммы, записи в журналах учета и т.п.;

- на транспортных предприятиях могут быть изъяты товаро­сопроводительные документы (путевые листы, железнодорожные накладные и т.п.) с отметками таможенного органа о выпуске то­вара. При этом копии этих документов и сведения о них могут отсутствовать в соответствующем таможенном органе, либо эти документы и сведения будут искажены, подделаны.


Глава 5 Опыт формирования новых методик расследования преступлений

Закономерные взаимосвязи элементов и параметров:

Если выявлен товар, не прошедший таможенное оформление или фиктивные документы на такой товар, то, практически, на­верняка имело место соучастие таможенника27. В этой ситуации, вероятнее всего товар был продан нелегально, документы или их часть уничтожены, причем как в фирме, так и в таможенном ор­гане, хотя возможно, что они хранятся у таможенника (дома, в сейфе и т.п.).

Связи: «способ - субъект - мотивы - характеристики взя­точничества - общие следы (данные подсферы ВЭД)» в целом могут быть сходными с данными по предыдущим способам. Вме­сте с тем, данный способ характеризуется высокой степенью рис­ка для преступников, самоуверенностью таможенника (если его соучастие установлено), крайне низким уровнем контроля в та­моженном органе. Если это так, то имеет место закономерность, выявленная по предыдущему способу: «Многоэпизодность, уча­стие таможенника - плохой контроль - попустительство руково­дства». Кроме того, велика вероятность того, что субъектом пре­ступления является таможенник из числа руководителей или, как минимум, весьма влиятельное должностное лицо.

Способ 4. Заведомо ложное применение таможенного режи­ма уничтожения товаров.

В отношении ввезенного товара (чаще всего вино-водочные изделия, продукты питан







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.