Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отношения ребенка с самим собой





Содержание нашего курса «Введение в школьную жизнь» не исчерпывается тем, что дети примеривают новые отношения со взрос­лым и сверстниками, узнают «этикет» ожидания всех своих партнеров по предстоящему учебному труду. Отношения ребенка с самим собой, пиния самооценки также должны получить новое, школьное наполнение и новые, более взрослые средства. Школьник, умеющий учиться, дол­жен оценивать свои достижения следующим образом:

а) предельно дифференцирование, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умело­сти, не доучен ноет и, неумения;

б) возможно более оптимистично, видя в незнании и неуме­нии не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

В этом случае удручающий вопрос: «Что я сегодня делаю пло­хо?» — звучит в гораздо более конструктивной формулировке: «В какой помощи я сегодня нуждаюсь? Кто или что мне поможет?»

Доступна ли такая форма самооценки для ребенка 6-7 пет? Да, потому что дети этого возраста уже начинают различать «Я реальное» и «Я идеальное». Нет, потому что в самооценке первоклассника еще

смешиваются оцениваемые качества, например: «Я плохо считаю» зву­чит как «Я — плохой». Кроме того, спонтанная самооценка ребенка 6-7 лет еще очень плохо градуирована: она тяготеет к черно-белой поляр­ности, при которой «Я боюсь соседской овчарки» (но не боюсь спать без света, переходить улицу, прыгать с трамплина...) означает почти то же самое, что и «Я — трус». Иными словами, для первоклассника еще слабо дифференцированы и количественные, и качественные стороны самооценки. Но детскую самооценку можно существенно развить, если дать ребенку четкие средства дифференцирования и градуирования любого оцениваемого качества.

Мы учили детей оценивать их работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют все, что пожелаешь: аккуратность и пра­вильность работы, старательность и заинтересованность того, кто ее выполняет, и многое другое. Выполнив какое-то задание, ученик ри­совал 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирал, за что будет оцениваться его работа, и отдельными буквами озаглавливал линеечки: «К» — красиво, «П» — правильно, «И» — интересно, «Т» — трудно, «С» — я старался, «X» — хочу научиться этому, «Д» — мы ра­ботали дружно, «3» — завтра хочу снова это сделать и т.п. Озаглавив линеечку, ребенок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Кре­стик ставился на самом верху, если ребенок считал, что сделал работу «абсолютно правильно» или что работа «самая интересная». Крестик ставился внизу, если ребенок считал, что работа «очень некрасивая» или «самая скучная». Собрав тетради, учитель ставил свои плюсики на линеечках «красиво» и «правильно». Совпадение детской и учитель­ской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок} означало: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать».

В случае завышенной (а тем более заниженной) самооценки учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и про­сил в следующий раз быть к себе добрее или строже: «Посмотри, вчера твои буквы качались в разные стороны, а сегодня уже почти выпрями­лись. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера? Пожалуйста, похвали свои пальчики: они стали более ловкими. Сегодня последи за тем, чтобы буквы стояли на строчке».

Кроме работы с индивидуальными самооценками, учитель про­водил работу по объективизации для детей их субъективных пережива­ний на уроке. Он рисовал большую общеклассную линеечку, на которую выносил все суждения детей о том, понравилась ли им работа (или о том, было ли трудно, хочется ли еще потренироваться). На следующий день такой «Градусник» эмоционального состояния класса обсуждался с детьми. Учитель отмечал разницу мнений как знак доверия, искренно­сти, показывал, как детские оценки урока помогают ему планировать следующее занятие. Выясняя, почему букву А или слово МАМА все должны писать одинаково, а трудность или увлекательность этой рабо­ты все оценивают по-разному, учитель помогал детям различить ситуа­ции объективного и субъективного оценивания.

Кратко сформулируем принципы применявшихся нами приемов обучения детей оцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суж­дения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекгы своих усилий, диф­ференцировать оценку.

3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрос­лого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обяза­тельные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, прави­ла сложения и т.п.).

4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мне­ние, и депо взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, ува­жая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

Подведем итог разговора об основных задачах, которые реша­лись в экспериментальном курсе «Введение в школьную жизнь», за­думанном нами как приглашение ребенка в новую учебную систему отношений и своеобразный тренинг «учебного общения». Сутью этого приглашения был разыгранный в живом общении с детьми «рассказ» учителя о том, чего он ждет от своих учеников на «настоящих» уроках математики, родного языка, чтения и т.п. Словесное резюме этой дра­матизации учительских ожиданий звучит примерно так: «Я знаю, что вы все способны думать, чувствовать и действовать разумно и самостоя­тельно. Я знаю, что вы еще не всё умеете и не всё знаете. Я убеждена, что вы уже достаточно взрослые, чтобы всему научиться. В трудном деле учения вы никогда не будете одиноки. Вам всегда помогут ваши учителя и одноклассники. Вы научились обращаться за помощью по-школьному: вы уже не маленькие, чтобы пищать, когда чего-то хочется, или плакать, когда что-то не получается. Вы умеете помогать другим. В такой надежной компании ничего не страшно».

Прежде чем перейти к описанию конкретных занятий, вернемся к основным задачам обучения, которые мы сформулировали в самом начале нашего разговора. О том, как мы планируем решать задачи формирования у детей умений учиться л сотрудничать с другими людь­ми, у читателя, вероятно, уже сложились общие представления. А как будет решаться главная задача — сохранения (и даже восстановления) душевного здоровья и эмоционального благополучия ребенка?

Два мощных средства мы уже назвали.

1. Принятие чувств ребенка (подчеркнем: принятие не озна­чает разделение. Конечно, вы не разделяете с ребенком его чувство злости, останавливая драчуна словами: «Ты злишься, когда кто-то без спроса берет твою вещь», — но при этом вы понимаете что такое на­чало объяснения быстрее приведет к миру между детьми и в душе ре­бенка, чем отрицание его чувств: «Драться нехорошо!»).

2. Предоставление детям наибольших возможностей для лич­ного выбора. Так, стоит сразу предложить каждому (заметим: каждому по-своему, а не всем вместе!) самостоятельно решить: носить или не носить школьную форму, брать или не брать в школу игрушки, каким именем здесь называться — детским Тэта, Апька или более взрослым — Тамара, Олег, т.е. вопрос о том, отказаться полностью от всего домаш­него и дошкольного или впустить в школу то, что по-прежнему дорого и нужно ребенку. Очень важным условием свободы выбора является ва­ша убежденность в том, что нет одного-единственного правильного способа действий, а существует множество индивидуальных норм и можно по-разному правильно сидеть за партой, держать ручку, а глав­ное — по-разному формулировать свои мысли.

Еще одна сторона психического здоровья детей должна быть обдумана: это пресловутые отношения семьи и школы. В огромной сте­пени тревога ребенка по поводу школы связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Не решив этот неисчерпаемый вопрос во всей полноте, мы наметили пути к нормализации семейно-школьных отношений.

I. Школьная текла дома: строительство коммуникативных кана­лов. В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребенок ежедневно получает домашнее задание для всей семьи. Он должен продиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо (по своему вы­бору) эпизоде прошедшего дня. Учитель (воспитатель) на родитель­ском собрании подробно обсуждает с родителями смысл этих допол­нительных хлопот и способы помощи ребенку при выполнении им пер­вых домашних заданий. Взрослый должен быть не цензором и критиком детских сочинений, а благодарным и заинтересованным слушателем, аккуратным писцом и (если невмоготу) деликатным редактором. Соав­торство родителей допускается, но не в изложении чувств и мыслей ребенка. Взрослые могут дополнить детский рассказ своими размыш­лениями, связанными с взрослением ребенка. Если родители напишут о своей гордости и восхищении сыном, о своих предложениях и прось­бах учителю и одноклассникам ребенка, то это поможет наладить сво­бодный диалог между школой и семьями детей, преодолеть типичный коммуникативный барьер типа: «Как дела в школе?» — «Все нормаль­но...».

II. Домашняя тема в школе: строительство коммуникативных каналов. Чтение домашних сочинений и свободный разговор о том, что заслуживающее внимания случилось в последнее время (необязатель­но в школе), лучше проводить в конце дня, в неформальной обстанов­ке, например расположившись с детьми кружком на ковре. Это время, когда не только допускаются, но и поощряются любые рассказы о со­бытиях (не только школьных) последних странах с подобного разговора (он проводится, разумеется, не за пар­тами) начинается школьный день. Установлено, что, поделившись чем-то значимым, личным, дети потом не испытывают потребности затевать во время урока разговор «не на тему», для таких разговоров они распо­лагают определенным временем и местом.

Итак, цель нашего курса «Введение в школьную жизнь» — создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, про­блемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить об­щую жизнь класса.

 

Содержание курса

Перейдем к изложению основного содержания нашего учебного курса. Чтобы оставить учителю или воспитателю возможность свободно менять сюжеты учебных заданий, не нарушая содержания курса, в ма­териале к каждому уроку мы выделили две основные части. В первой части излагаются цели и задачи занятия, во второй — дается описание одного из возможных вариантов этого занятия, разработанного автора­ми. Познакомившись с содержанием занятия, учитель или воспитатель может решить, использовать предлагаемый нами материал или приду­мать и опробовать свой собственный вариант. В Приложении приводят­ся рисунки и перечень материальных средств и пособий, а также разда­точного материала.

Перед первым сентября учитель проводит родительское соб­рание. На нем родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Конкретный разговор определяется тем, как учи­тель решил провести этот курс, в частности будут ли приглашены на уроки родители. Нам это представляется весьма желательным: роди­тели помогают учителю, а главное - их присутствие делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. Од­нако решает этот вопрос, конечно, учитель. Главное, чтобы родители помогали детям в их домашних заданиях.

 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. УРОК 1

Знакомство. В традиционном обучении, где основой являются отношения учитель-ребенок, знакомство детей друг с другом необя­зательно. (Оно, как правило, и не происходит.) В нашей программе обу­чение осуществляется в форме работы с группами, поэтому необ­ходимо, чтобы дети познакомились друг с другом. Для обеспечения линии сотрудничества нужно, чтобы они научились адресоваться к учи­телю, друг к Другу, вообще фиксировать свое желание что-то сказать, выразить собственное мнение.

Таким образом, целью первого этапа данного урока является введение специального знака, а материалом для такого введения мы выбрали процедуру знакомства. В процессе знакомства разыгрывается ситуация необходимости договориться и ввести знак «Я».

Вся дальнейшая работа на данном уроке осуществляется по пинии отработки навыка употребления знака «Я» — для этого использу­ется задание «Редкие имена».

Другая линия, начинающаяся на первом уроке, - это образова­ние групп. В первый день она лишь обозначена - группы формируются за счет определенной расстановки мебели. Группы по содержанию воз­никнут позже, сегодня мы лишь назовем их (дадим общие имена); по­этому на первом уроке не создается специальных ситуаций, не разыг­рывается ситуация необходимости введения групповой работы. Пока группа — это механизм поддержки.

Важная особенность нашего курса — присутствие в классе ро­дителей. На первом уроке оно также является элементом поддержки. Кроме того, родители реально помогают учителю, поскольку наличие нескольких групп пока еще не способствует организации классной ра­боты, а скорее усложняет ее. Поэтому необходимы ассистенты. Если курс проводится в детском саду, где дети уже знают друг друга и вос­питателя, занятие можно слегка изменить: педагог представляется де­тям по имени-отчеству и фамилии и в рассказе о себе подчеркивает то, что является для детей новым (фамилии, его пристрастия, привычки и т.п.). Так же и с детьми: они могут представиться друг другу по имени-отчеству Это подчеркнет их взрослость.

Еще раз напомним, что на этот урок, как и на все последующие, приглашаются родители. Число приглашенных учитель оговаривает на родительском собрании исходя из возможностей помещения. Во время урока учитель нередко просит родителей о помощи: раздать детям лис­ты бумаги для работы, проводить ребенка в туалет и т.п.

Чтобы дети сидели группами, парты удобнее расставить так, как показано на рисунке 1.

 

 
 

 

 


1. Первым представляется учитель. Он здоровается с детьми, на­зывает свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быс­трее познакомиться.

2. Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы вве­сти норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.

В итоге знакомство не состоится — получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам.

3- Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди свое имя» — это значит, что кто-то начнет первым. Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит се­бя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок — тот, кто будет представляться первым из детей.

4. Групповая работа без специальной организации взаимодействия. Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу отводится 3 мин. Когда учитель позвонит в ко­локольчик, все ученики замолкают и замирают.

5. Представление групп. Вся группа хором или какой-то один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ре­бенка. В этот момент группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом — познакомились друг с другом. После ответа од­ной-двух групп дается дополнительное задание: в новых группах найти редкие имена — такие, которых в классе еще не называли. Когда дети начнут выкрикивать эти имена с места, надо напомнить им неудачу первого знакомства и снова подчеркнуть, что, когда каж­дый говорит свое, никто ничему не может научиться. Кто хочет ска­зать что-то другим так, чтобы его выслушали, должен вести себя как школьник. (Учитель указывает на знак «Я» и делает это всякий раз, когда возникают выкрики.) Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки (см. Приложение, I. Знаки) и ходят с ними последующую неделю. 6. Рассказ учителя о значении некоторых имен.

АЛЕКСАНДР — защитник людей (ит. Алессандро, венгр. Шан-

дор).

АЛЕКСЕИ — защита, помощь (фр. Алексис, польск. Алексий).

АНАТОЛИЙ — восход солнца, восток (фр., нем. Анатоль).

АНДРЕЙ — мужественный, храбрый (фр. Андре, венгр. Андор, нем. Андреас).

АННА — миловидная, симпатичная (фр. Аннет).

ВАРВАРА — чужая, иноземная (фр. Барбе, нем. Барбара),

ВАСИЛИЙ — царский (фр. Базиль, нем. Базилиус).

ГАВРИИЛ — Бог — моя сила (фр. Габриэл, ит. Габриэлло, венгр. Га бор).

ГЕОРГИЙ (Юрий) — земледелец (ит. Джиорджио, да/лот. Иор-ген, англ. Джордж).

ГРИГОРИЙ — бдительный, осторожный (фр. Грегуар, йен. Гре-горио).

ДАНИИЛ (Данила) - Бог — мой судья (ит. Даниэль).

ДАВИД — любимый (англ. Дэйвид).

ДМИТРИЙ — принадлежащий Деметре, богине плодородия и земледелия (фр. Деметриус, исп, Деметрио).

ИВАН — Бог даровал (англ. Джон, фр. Жан, ит. Джиованни).

КЛАРА — ясная, светлая, славная (фр. Клэр).

КОНСТАНТИН — постоянный, твердый, стойкий (ит., исп. Кон­стантине).

КИРИЛЛ — господин, властитель (фр. Сирилл, ит. Сирилло).

ЛЕОНИД — сын льва, подобный льеу (греч, Леонидас).

ЛЕВ — лев (нем. Лео, греч. Леон).

ЛИДИЯ — из Лидии, области в Малой Азии.

МАРГАРИТА — жемчужина, перл (фр. Маргарит, нем. Маргаре-та).

МАРИЯ — 1. Горечь. 2. Возмущение, сопротивление (греч. Ма-риам, англ. Мэри, фр. Мари).

МАРК — от бога войны Марса (ит. Марко, нем. Маркус).

МАКСИМ — величайший, самый большой.

МИХАИЛ — кто подобен Богу (фр. Мишель, исп. Мигуэль, рум. Михай).

НАТАЛЬЯ — рожденная в день Рождества Христова (фр., нем. Натали).

НИКОЛАЙ — победа народа (фр. Николя, ит. Никколо, датск. Нильс).

ОЛЬГА — святая (норе. Хельге).

ПАВЕЛ — малый, небольшой (фр. Поль, ит. Пауло, исп. Паб-

ло).

ПЕТР — скала, камень (фр. Пьер, цеп. Педро, англ. Питер, нем.

Петер).

РОМАН — римлянин (нем. Романус).

СЕРГЕЙ — римское родовое имя (ит. Серджио, нем. Сергиус).

СОФЬЯ — мудрость {фр. Софи, польск. Зофин).

СТЕПАН — венок (фр. Этьен, ит. Стефан, исп. Эстебан, англ. Стивен).

ТАМАРА — пальма.

ТИМОФЕЙ — почитающий Бога (ит. Тимотео).

7. Учитель обращается к детям: «Имя каждого из вас мы узнали и ско­ро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя то­варища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все пять имен долго. Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. Например, группа «Веселые» может на­рисовать свое имя так (рисует улыбающуюся рожицу), группа «Лан­дыш» — так (рисует цветок). Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шеп­нет: «Я придумал».

Если в группе предложение поступает только от одного ребенка, учитель (кто-то из родителей) спрашивает остальных: «Согласны?» Если предложений нет совсем, учитель сам дает 2-3 варианта на­званий. Если предложений несколько или есть несогласные, ре­шение не принимается. Учитель объявляет имена групп, достигших согласия, а безымянным группам дает задание договориться на пе­ремене.

(Если учитель чувствует, что пора устроить перемену, то эта работа переносится на третий, последний урок, но провести ее надо обяза­тельно.)


 

 

 


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. УРОК 2

Режим дня школьника. В начале урока повторение знака «Я». Подчеркивается, что такая форма обращения является сугубо школь­ной. Вообще необходимо противопоставление школьной и нешкольной форм поведения. При этом нешкольная рассматривается не как не­удачная, а как неуместная. Таким образом, новые формы общения не заменяют старые, а дополняют их. Смысловой центр урока — введение схемы времени. Дети работают не с традиционным круглым ци­ферблатом, а со знаком времени — линией, своего рода временным лучом. Непривычная для глаза схема времени позволит детям увидеть временную протяженность, воспринять ее как знак, отражающий свой­ство времени. В результате работы со схемой времени ребенок должен овладеть еще одним средством организации своего поведения. Кроме того, важную роль играет и моделирование времени как категории но­вой для детей.

На этом уроке важным фактором является введение знака «Звонок». С его помощью осуществляется первоначальная разметка временной оси и детям открываются ограничения любой протяженно­сти (начало и конец — границы).

Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел важно для того, чтобы ребенок не «разрывал» свое существование на школьное и нешкольное. Противопоставление школьник — дошкольник опять идет по линии уместность — неуместность.

Все уроки проводятся с подчеркнутым употреблением правил этикета (учитель говорит ребенку «спасибо» за ответ).

1. Учитель обращается к детям: «Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?.. Я сразу вижу тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руки... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?»

А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от до­школьников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени, рис. 2.) Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечает­ся время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».

 


2 Задания группам:

1) вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо де­лать по утрам до школы;

2) выбрать того, кто будет говорить от имени группы;

3) выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, ко­торые все дети считают важными.

Если группа полагает, что ребенок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку. (Здесь и далее имеется в ви­ду, что учитель звонит в колокольчик.)

3. Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает сло­весное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок. При этом учитель обращает внимание только на знак «Я». По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в кото­рой участвуют все дети.

Учитель обращается к детям с вопросами: «С кем ты делаешь каж­дое дело? Ты просыпаешься сам? Стелишь постель сам?..» Над осью времени появляются человечки: мама, папа и др., помогающие ребенку. Учитель настаивает на обязательности утреннего ритуала и предлагает каждому ребенку дома составить для себя аналогич­ный план сбора в школу, говорит о предпочтительности самостоя­тельных дел.

4. Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схе­ме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (рис. 3). (Эту работу лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета.)

 
 

7.7     8 8       12.  

Рис. 2

5. Задание группам: выложить из наборов красных

и синих бумажных полосок план такого школьного дня, который детям нравится. Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариан­тов. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки и не было перемен. Он выложит все школьное время из красных полосок. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмет ма-


 

 


ленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то — чтобы было десять уроков.

6. Итоги дня. Учитель обращается к детям: «Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра утром я вам предложу свой распорядок дня. Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?»

7. Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела по­сле школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. УРОКЗ

Схема класса. Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Для того чтобы в даль­нейшем иметь возможность использовать схему класса, необходимо в начале обучения посредством небольших заданий сформировать у детей умение ею пользоваться. Вначале учителю нужно установить взаимно однозначное соответствие между элементами схемы (сим­волы) и обозначаемыми ими элементами мебели, помещения.

Используемая на уроках схема класса должна иметь съемные элементы, чтобы она всегда соответствовала расстановке мебели.


Рис.4

Учитель показывает детям схему класса (рис. 4). Сначала сам указывает на основные «опорные точки»: дверь, доску, окна, учитель­ский стол. Затем дети находят на схеме свои места (места своих групп). При этом необходимо, чтобы они по нескольку раз переходили от указа­ния реального местонахождения группы к указанию ее значка на схеме и наоборот. Например, учитель по схеме показывает, какой группе за­дан вопрос, затем уже обращается к группе непосредственно. Наряду с такой последовательностью используется и обратная последо­вательность: учитель обращается к группе, затем называет ее имя, да­лее показывает ее место на схеме.


Учитель просит встать одну из групп (называет значок группы, но не обращается непосредственно к детям) и предлагает кому-нибудь из детей указать, где находится эта группа на схеме.

Аналогичная работа может быть проведена, например, при за­гадывании загадок: учитель читает загадку и указывает на схеме клас­са кто будет отвечать. Группа может предварительно посовещаться и ответить хором. То же отрабатывается на игре «Ниточка и иголочка» (см. ниже). Взаимные приветствия, выражение благодарности, похвалы и т пВсе это общий положительный фон происходящего, необ­ходимый детям щадящий климат первых дней в школе.

Этой же цели поддержки и поощрения служит и эпизод «Итоги дня. Прощание».

Особую роль должна сыграть книга «Хроника». В эту книгу за­носятся все домашние рассказы детей, записанные родителями, все рисунки и т.п. Дети обычно лишены возможности «видеть» свое про­движение, свои изменения. «Хроника», фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Главное — не бросать работу, связанную с книгой «Хроника». (Это можно поручить кому-нибудь из родителей.)

1. Учитель предлагает найти на схеме времени, где сейчас находятся дети (урок № 3). («Это урок про наш класс».) Указывает на схему класса: «Вот схема нашего класса. Кто нашел на схеме себя?» Про­сит ответить двух-трех детей, поднявших руки, и двух-трех — не поднявших руки. Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу.

2. Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется игровая ситуация с использованием знака «Звонок». Учитель пока­зывает знак — дети закрывают глаза. Учитель меняет местами сим­волы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф и т.п.)

Орден Звонка (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры на­граду получили обязательно все группы.

Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.

3. Подвижная игра «Ниточка и иголочка» или любая другая подвижная игра, в которой дети действуют командами, но не соревнуются. Учитель объясняет правила игры. Сначала группа выбирает иго­лочку. Она встает. 1-й звонок — ниточка вдевается в иголочку (дети выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2-й звонок — иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе (пробегают так, чтобы коснуться всех столов), стараясь не порвать другие ниточки и

 


 

не уколоться о другие иголочки. 3-й звонок — все садятся по
там, замирают. {

4. Награждение всех команд (групп). У каждой команды надо предЛ варительно спросить, заслужила ли она орден Звонка. Если коман-] да действовала в игре очень неудачно, она может отказаться от на-^ грады, но учитель должен заверить детей, что завтра у них все по-^ лучится.

5. Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру,, Надо коснуться двух детей руками и сказать что-нибудь приятное; («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т.п.).

6. Работа по группам. Каждая группа должна показать на схеме класса, свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом] листок со схемой класса кладется посредине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.

• Игра «Ниточка и иголочка»2

Играют преимущественно на площадке или в зале дети млад­шего школьного возраста в составе от 7 до 30 человек.

По считалке выбирают водящего — иголочку. К нему присоеди­няются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играю­щих), которые составляют ниточку. Остальные произвольно раз­мещаются на площадке, стоя по одному. Ниточка и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка (дети) должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи и т.п.

Правило. Если цепочка разорвалась, игроки, расцепившие ру­ки, платят фанты.

• Модификация игры для урока

Состав команд (иголочки — ниточки) соответствует составу групп, организованных на уроке. Один из группы становится иголочкой -водящим (его выбирают дети, если возникают затруднения, учитель им помогает). Дети выстраиваются друг за другом, впереди - иголочка. Все команды одновременно начинают двигаться «паровозиком»: впереди — иголочка, за ней - все остальные (ниточка). Двигаясь, дети «сшивают» разрозненные столы.

После окончания игры дети пытаются восстановить свой путь на схеме класса. Работа заканчивается по звонку. Учитель награждает тех, кто услышал звонок сразу.

Факультативно. На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выхо­дить к доске вдвоем, чтобы подсказывать друг другу. Учитель помогает


пользоваться именами групп («От группы «Солнышко» мы свернули к группе «Африка» и т.п.»).

7. Итоги дня. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удовольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не выс­казывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось детям больше

всего.

Учитель показывает книгу «Хроника», объясняет, что в этой

книге дети вместе с ним напишут и нарисуют историю своей школьной жизни. Авторами будут все, кто пожелает.

Первое домашнее задание: продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие первого сентября. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут завтра вклеены в книгу «Хроника».

«А сейчас заполним первую страницу, — продолжает учитель. — Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные деть­ми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день по­казывает детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе (для детского сада:... первый день, когда мы учились быть учениками)!»

8. В конце урока учитель предлагает, чтобы каждый ребенок попрощался с тремя детьми, назвав их по имени: «До завтра, Таня. Жду тебя завтра, Коля...»

ДЕНЬ ВТОРОЙ. УРОК1

На этом уроке вводится новый ритуал - приветствие детьми учителя и друг друга. Как и любая другая ритуальная форма, в нашем курсе она дается на противопоставлении школьной формы нешколь­ной. Поэтому главное — показать детям разные формы приветствия. «Сейчас я к вам вхожу как учитель — как вы меня поприветствуете?» — разыгрывается сцена приветствия учителя. «Сейчас я — воспитатель детского сада», — разыгрывается новая сцена, акцентируются мо­менты различия. В классе почти наверняка найдутся дети, которые только и ждут тишины (которая возникнет при приветствии учителя), чтобы сообщить учителю что-то интересное. В подобных случаях ре­бенка не следует одергивать, лучше сказать ему что-то вроде: «Я бы с удовольствием тебя послушала, если бы мы были не на уроке» или: «Ты нам сейчас напомнил, как люди разговаривают, когда они не в школе», и т.п.


Игры народов СССР. - М., 1985 - С. 105.

 

 


Продолжается работа со схемой класса и схемой времени. Вводится стрелка как символ передачи действия от одного объекта к другому. На материале «Знакомство» отрабатывается обратная пос­ледовательность: дети говорят, в каком порядке они будут отвечать, а учитель рисует стрелку. Такие же стрелки обозначают и порядок, в ко­тором отвечают группы.

1. Встреча, приветствие. Учитель обращается к детям: «Вы вошли в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказали? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Когда прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдет к мальчику или де­вочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Гоша, я рада тебя видеть!», «Доброе утро, Вова!»

Конец этой работы отмечается звонком. Орден Звонка вручают группе, которая сядет на места первой. Орден помещают на схему класса.

Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, дети!» Класс от­вечает вразнобой. Учитель показывает, как ученики приветствуют учителя и любого взрослого (молча встают). Проводится репетиция: учитель выходит из класса, возвращается, произносит: «Здравст­вуйте, дети!» — хвалит детей, отмечая, что они — настоящие

школьники

2.

На доске — план школьного времени (рис. 5).


бы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.

Работать будем группами. Начнем как вчера. Я считаю до трех, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счет «три» пусть встанут все первые». Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочку или прикрепляет к ней стрелоч­ки, обозначающие порядок работы в группах (рис. 6): «Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счет «три» пусть встанут все втор<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.