Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ





На втором этапе ознакомление детей с окружающим миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о его разнообразии и изменчивости, но главное — в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе, среди животных (желания, возможности, предпочтения и самые первые долженствования: я хочу — не хочу, я могу — не могу, мне нравится — не нравится).

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей продолжается развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок знакомится с разнообразием функциональных свойств и назначением объектов, овладевает умением анализировать их, устанавливать причинные, временные и прочие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются метод наблюдения, практические действия с объектами, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала, драматизация и т. д.

Формирование представлений о себе и окружающем мире на втором этапе также проводит учитель-дефектолог в ходе специальных групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся в форме увлекательных игр и экскурсий. Воспитатели формируют у детей представления о себе и окружающем мире в процессе изобразительной, трудовой деятельности, в совместных играх, на прогулках, в различные режимные моменты. На этом этапе содержание раздела связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью, с формированием элементарных математических представлений и развитием речи детей с интeллeктyaльнoй недостаточностью.

Дети совместно со взрослыми учатся планировать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».

Педагогический замысел:

- развивать эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), пробуждать желание наблюдать за изменениями, Происходящими в окружающем;

— знакомить с занятиями и трудом взрослых;

создавать условия для развития образа Я, формировать представления о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», это мои руки — я умею...» и т. д.);

— закреплять представления о родственных отношениях в семье и своей социальной роли — сын дочь), внук (внучка);

— продолжать развивать восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе, учить способам взаимодействия в быту, в совместной предметно-практической и игровой деятельности;

— продолжать развивать внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

— развивать способность выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;

— развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в имитационных, театрализованных и ролевых играх;

— расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;

— продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

— расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

— расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.)»

— углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето—зима, весна—осень, день—ночь, утро—вечер) связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

—продолжать формировать экологические представления (люди, растения и животные: строение тела, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным (день, ночь) и сезонным (лето, зима) изменениям в приро­де, отношение человека к растениям и животным);

—развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

—знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, Рождество, проводы осени, зимы, спортивный праздник);

—знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

—развивать восприятие, внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, элементарной классификации и обобщения).

Оборудование и материалы:

— фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;

— картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

— фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и разнообразную деятельность людей, их взаимоотношения;

фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и повадки животных;

— фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие картину мира растений;

— «Календарь наших дел». В групповой комнате или раздевалке, то есть в месте, удобном для свободного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или корабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изображение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагаются фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фотографий 9x13 или 10x15 см. Окошечки для фотографий закрываются ставнями, на внутренней сторонe которых имеется специальное приспособление

Для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблюдения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности детей в группе. Каждое утро педагоги проводят с детьми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наиболее значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализованные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов проводится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;

—природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые характерны для реального растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжетной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми;

—мольберт или специальная доска для рисования;

—подставки для ног с шершавой поверхностью;

—специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

—фланелеграф;

—ковролинограф;

—магнитная доска;

—макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);

— водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;

— разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

— прозрачные емкости или емкости с доступной (пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

— емкость по типу аквариума;

— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

—прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

—чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (он может быть прокален в духовом шкафу);

—натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

—совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

—специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавни ки из полиэтилена и т. п.;

—сачки, сита различных размеров, ковшики и кг. п.;

—лейки;

— игрушечные удочки с магнитами;.

— мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

—мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей,

животных, насекомых, растения, птиц, транспорт различные строения и т. п.;

—игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.);

—народные игрушки (свистульки, матрешки бочонки и т. п.);

—животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.);

—мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита);

—посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);

—постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня);

—принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

—куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.);

—бумага различной фактуры и плотности;

—наборы ткани разной фактуры и цвета;

—различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки;

—объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.);

—растения (для природного уголка и др.).

—муляжи овощей и фруктов.

Содержание

Яребенок

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печалюсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя кукла — чем она похожа на меня, чем отличается. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей мамы (папы). Я помогаю маме. Я — сын (дочь), внук (внучка).

Ребенок в семье

Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия и труд членов семьи — что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работает слесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, с отражением представлений в продуктивных видах деятельности.

Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и др.

Ребенок и его дом

Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Разнообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры детей дома с родными.

Ребенок в детском саду

Детский сад. Адрес детского сада. Разные помещения детского сада.

Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих совместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздники и развлечения.


Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество проводы зимы и осени, спортивные праздники).

Ребенок и макросоциальное окружение Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Транспорт (автобус, машина, грузовик, трамвай, самолет). Зоопарк. Магазины (овощной, продуктовый, хлебный, игрушек, одежды). Медицинский кабинет, больница. Профессии (продавец, кассир, парикмахер, врач, медсестра, шофер).

Ребенок и мир животных

Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух).

Человеческая семья и семья животного — сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).

Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.

Ребенок и мир растений

Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес.

Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...).

Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...).

Заботливое отношение человека к растениям.

Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения.

Ребенок и мир минералов

Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Их значение в жизни человека Строительный материал, материал для изготовления посуды и пр.). Соль в жизни человека и животных. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины: постройки, посуда, игрушки, украшения.

I Ребенок в разнообразном мире цвета и звука

Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.).

Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета, Иены и осени. Цвет как признак состояния растений (зеленый и красный помидор, желтые и зеленые листья и т. п.). Изменение окраски животных а растений в зависимости от времени года (заяц, белка, деревья).

Ребенок и явления (стихии) природы

Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и лето (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. д Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном, горшке и т. д. Ветер зимой и летом.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказ­ки о явлениях природы.

Ребенок и космос

Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение све­тил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказ­ки о небесных светилах.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Приоритетным направлением работы по разви­тию речи на данном этапе является, помимо речевой активности, развитие фразовой речи и элементов связности. Один раз в неделю учитель-дефектолог проводит в соответствии с расписанием специаль­ное занятие с подгруппой детей численностью 3—5 человек (в зависимости от уровня речевого разви­тия воспитанников). Кроме этого создаются усло­вия для речевого развития детей на всех занятиях и в свободное время.

Занятия направлены на развитие речевого обще­ния, на формирование лексико-грамматического строя речи, на обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам, по сюжетным картинкам знакомого из практической и игровой деятельности содержания. Большое внимание в работе уделяется ознакомлению детей с литературными произведениями. С этой целью воспитатели проводят раз в неделю занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, стихотворения, короткие рассказы, проводят театрализованные игры по сюжетам этих произве­дший. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают со­вестно со взрослыми. Содержание книжного уголка постоянно обновляется по мере ознакомления детей с новыми литературными произведениями.

Занятия по развитию речи строятся по коммуни­кативному принципу, что создает основу для более естественного овладения языком.

Работа по коррекции речевых нарушений ведет­ся учителем-логопедом. При отсутствии в штатном расписании ДОУ учителя-логопеда это направление работы обеспечивается учителем-дефектологом.

Педагогический замысел:

— поддерживать речевую активность детей;

— развивать коммуникативную функцию речи, осиливать потребность ребенка в общении;

— продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуника­тивные ситуации, вовлекая детей в разговор;

— обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх и на занятиях;

— формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации;

— учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

—расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием эмоцио­нального, бытового, предметного, игрового опыта детей;

—развивать фразовую речь в ходе комментиро­ванного рисования, работы с картинками, содержа­ние которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

—создавать условия для использования речево­го материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх, в ситуациях нерегламентированного общения;

—формировать умение с помощью взрослого и самостоятельно давать простейший словесный от­чет о выполненных действиях, сопровождать свои действия речью;

—учить с помощью взрослого намечать основ­ные этапы предстоящего выполнения (что будем де­лать сначала? что потом?);

—знакомить с простейшими рассказами, исто­риями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям;

—проводить работу над пониманием содержа­ния литературных произведений (прозаических и стихотворных), характера персонажей и их взаимо­отношений, мотивов их поведения, учить отражать это в ролевой речи;

—обучать рассказыванию сказок и других лите­ратурных произведений на основе использования наглядных моделей, операциональных карт, сим­волических средств, схематических зарисовок, вы­полненных взрослым, в тесной взаимосвязи с сюжетно-ролевой и театрализованной игрой, рисованием;

—учить детей отражать собственные впечатле­ния, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сооб­щения, рассказы из «личного опыта»;

—учить с детьми стихотворения (размеры ямб и хорей);

—развивать способность к словообразованию и словоизменению;

—работать над пониманием логических связей (причина — следствие, часть — целое);

—проводить специальную работу по коррекции нарушений речи.

Оборудование и материалы:

—книжная полка — по 2—3 книги одного со­держания с различными иллюстрациями и разно­го размера, книжки-самоделки по сюжетам сказок или ситуациям из жизни детей, которые они выпол­няют на занятиях по изобразительной деятельно­сти совместно с воспитателями; листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают, и тех, которые разучивают (иллюстрации к текстам стихотворений могут быть выполнены педагогами вместе с детьми);

—детские книги;

—картинки с изображением различных предме­тов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;

—альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.;

—иллюстрационный материал, отражающий эмо­циональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

—настольные театры из пластмассы, дерева или картона по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь»,

«Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три, мед ведя»;

— настольная и напольная ширмы;

—декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);

—наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. д.);

—куклы-бибабо для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя» и др.;

—рукавички и перчатки с изображениями мордочек различных сказочных зверюшек;

—атрибуты для игры-драматизации: макеты репки и домика-теремка, имитирующего деревянную и ледяную избушки, большая рукавица, большой короб и др.;

—образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса; дедушка, бабушка, девочка, мальчик; Дед Мороз, Снегурочка, Лесовичок, Снеговик и т. п.);

—настольно-печатные игры: puzzle на сказочные и игровые темы, «Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок, с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», «В мире сказки» (игры-печатки) и др.;

—картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.;

—мольберт;

—доска для рисования (большая);

—индивидуальные доски с маркерами для рисо­вания;

—ковролинограф;

—фланелеграф и т. п.

Содержание

Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников, впечатления, возможности, желания (я могу, я хочу, мне нравится)

Люди. Имена и фамилии. Организация бесед по фотографиям из жизни детей (прогулки, игры, занятия, хозяйственно-бытовой труд, сон, пробуждение и т. д.). Утренние беседы («утренний круг») о наиболее ярких событиях прошедшего дня, о дне предстоящем. Комментированное рисование на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему. Разыгрывание ситуаций типа «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы», «История о том, как Таня болела» (сообщения из «личного опыта»).

Ребенок, игрушки и игры

Игры с образными игрушками. Описание игрушки, узнавание знакомых игрушек по описанию. Составление первых сообщений об игровых умениях: «Я умею (мне нравится) играть с машиной... А я — с куклой... А как?» Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых, театрализованных игр. Выделение главных составных частей рассказа об игре. Рассказы составляются в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), в виде обращений «Ты...», «Вы...», а также «Он (они)...» с обязательным наличием адресата. При этом используются «графические подсказки» взрослого, символические изображения и другие наглядные опоры.

Ребенок и детская литература Слушание сказок, песенок, потешек, стихотворений. Разучивание стихотворений, потешек, песенок. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол-бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств.

Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым, который выполняет роль ведущего и режиссера.

Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации и т. п. Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики).

Ребенок и технические средства (телефон, телевизор, аудио-, видеомагнитофон, проигрыватель)

Слушание пластинок, аудиозаписей детских песенок, потешек, стихотворений, сказок. Театрализованные игры по мотивам литературных произведений, прослушанных детьми. Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и пр. Просмотр телевизионных передач и видеозаписей («В мире животных», мультфильмов, детских праздников и концертов). Разыгрывание по ролям с последующим рассказыванием ситуаций, просмотренных детьми. Обсуждение просмотренных передач с использованием игрушек, картинок, пиктограмм.

Игры-беседы по телефону (по типу «Звоним маме», «Разговариваем друг с другом», «Вызываем врача дочке-кукле», «Нам вчера позвонил...» и т. д.).

Ребенок и картины

Рассматривание картин с доступной детям тематикой (иллюстрирующих сказки, игрушки, игровые ситуации, природу, животных, прогулки в разные времена года и т. п.). Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах. Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений и представлений из «личного опыта». Использование приемов комментированного рисования. Составление коллективных работ на тему картины: диорама по сюжету картины, коллективный рисунок-аппликация и т. п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения народного творчества

Малые формы фольклора

Песенки и потешки: «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Буренушка» (рус), «Пастух» (рус), Перекликание петуxoв» (рус), «Улита, улита» (рус), «Жили у бабуси...» (рус), «Лето» (рус), «Кукушечка» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Заяц Егорка» (рус), «Заинька» (рус), «Поедем, сыночек, в деревню с тобой» (рус), «Друзья-помощники» (рус), «Уж ты, зимушка» (рус), «Ласточка» (рус), «Тилибом» (рус), «Совушка» (рус), «Петушок» (рус), «Барашенька» (рус), «Гуси вы, гуси» (РУС), «Божья коровка» (рус), «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Волк-волчок шерстяной бочок» (рус), «Бежала лесочком лиса с кузовочком» (рус), «Под горкой на речке» (рус), «Как без дудки, без дуды» (рус), «Дедушка Егор» (рус), «Иванушка» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Отличные пшеничные» (шведск., в обр. И. Токмаковой), «Маленькие пастухи» (шведск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Пастушок» (болг.), «Горкой, горкой» (белорус), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Курица» (англ.) и др.

Сказки: «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (укр.), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацк.), «Три медведя» (обр. Л. Толстого).

Произведения классической и современной литературы

Я. Аким «Мама», «Елка наряжается»;

3. Александрова «Постройка», «Большая ложка», «Елочка»;

A. Барто «Девочка-ревушка», «Девочкачумазая», «Кто как кричит», «Собака», «Ути-ути», «Встали девочки в кружок...»;

B. Бианки «Купанье медвежат»;

A. Блок «Новый год»;

B. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»;

Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Дождик», «Не мешайте мне трудиться»;

A. Бродский «Лось и лосенок»;
П. Воронько «Обновки»;

О. Высотская «Тихий час»;

Ш. Галиев «Баю-баю»;

B. Данько «Нет, я не шучу»;

Г. Демченко «Пастушок»;

B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
Н. Забила «Ребята! На лыжи!..»;

Б. Заходер «Ежик»;

Б. Иовлев «У крылечка»;

C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моябабушка», «Маша
обедает», «Все спят»;

Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу»;

А. Кардашова «В детский сад», «Уборка», «Наш доктор» (отрывки), «Наш дворец для всех открыт!..»;

Л. Квитко «Бабушкины руки»;

М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»;

О. Кригер «На прогулку»;

А. Кузнецова «На зеленом на лугу»;

Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...»;


Л. Лебедева «Мишутка»;

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»;

А. Майков «Колыбельная песня»;

И. Мазнин «Давайте дружить»;

С. Маршак «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Перчатки» (пер. с англ.), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка»;

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С. Михалков «А что у вас?», «Песенка друзей»;

Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»;

Э. Мошковская «Уши», «Жадина»; И. Муравейка «Я сама»;

Н. Найденова «Наши полотенца»;

П. Образцов «Лечу куклу»;

Н. Павлова «На машине», «Чьи башмачки?»;

А. Плещеев «Сельская песенка», «Уж тает снег...», «Травказеленеет...», «Осеньнаступила...»;

М. Пожарова «Толя и медвежонок»;

Н. Подлесова «Трусливый огурчик»;

Н. Полякова «Доброе лето»;

М. Пришвин «Ребята и утята»;

A. Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!», «За весной красой природы...»;

B. Руссу «Моя мама»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?», «Иголка, иголка», «Божья коровка»;

Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»;

И. Суриков «Первый снег пушистый»;

В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?»;

Я. Тайц «Поезд», «Кубик на кубик»;

Н. Теплоухова «Барабанщик»;

И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «На машине ехали», «Голуби», «Весна», «Поиграем», «Медведь»;

Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «У Розки были щенки», «Спала кошка на крыше», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «У Миши были сани», «Три медведя»;

Е. Трутнева «Скоком-скоком...», «Дед Мороз»;

Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;

К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц»;

А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»;

П. Чайников «Мой сын»;

Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Как Томка научился плавать», «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок»;

К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Мойдодыр», «Елка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха» и др.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной деятельности на основе предпосылок, возникших у детей на первом этапе обучения. Происходит формирование потребностно-мотивационной, содержательной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства.

В процессе обучения конструированию решается широкий спектр коррекционно-развивающих задач: развитие анализирующего восприятия; формирование представлений о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; формирование системы «взор — рука», серийности и произвольности движений; развитие словесной регуляции в виде словесного отчета и объяснительно-сопровождающей речи; развитие контрольных функций.

Содержание этого раздела тесно связано прежде всего с формированием элементарных математических представлений, а также с другими видами продуктивной деятельности.

Специальные занятия конструированием проводит учитель-дефектолог раз в неделю по подгруппам, а кроме того, в ходе индивидуальной коррекционной работы. Помимо этого воспитателями проводятся конструктивные и строительные игры.

Оборудование и материалы для конструктивной деятельности могут быть собраны в специальной комнате, где ведутся занятия со всеми воспитанниками дошкольного учреждения. С учетом возраста и особенностей психофизического развития детей в групповой комнате и кабинете учителя-дефектолога необходимое оборудование должно быть представлено в достаточном количестве и ассортименте. При ртом одна часть материала используется только для проведения занятий, а другая находится в распоряжении детей, которые по желанию могут его использовать для свободных игр и занятий.

Взрослые стимулируют и поощряют строительные игры детей в свободное от занятий время, помогают развернуть сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, направляют детей на возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.

Педагогический замысел:

—продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать интерес к строительным играм;

—обеспечивать игровую мотивацию конструирования, обыгрывать постройки сразу после их выполнения;

—познакомить с конструированием по объемным и плоскостным образцам (отражающим фронтальную поверхность объекта, на которой контурно обозначены составляющие его элементы);

—учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого;

—в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроизводить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 элементов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета;

—сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);

—учить понимать и называть элементы строительных наборов и их основные пространственные свойства;

—формировать умение соотносить части конструкции и предмета, показывать и называть их;

—учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции;

—учить создавать несколько вариантов конструкций на одну и ту же тему;

—учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения;

— формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и |картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы;

— познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной картинке) и по представлению, формировать предварительный образ предмета;

— развивать координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

—формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания;

—развивать умение радоваться успеху;







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.