Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни взаимодействия показа и рассказа в экскурсии





 

Рассказ по показа звучит в разное время. Обычно в начале экскурсии дается краткая справка об объекте, задача которой обратить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью интересной подробности. Далее рассказ звучит в ходе показа, когда он имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, описания, литературного монтажа. После показа в рассказе должны прозвучать краткие выводы по поводу увиденного.

Соотношение этих двух элементов меняется в зависимости от конкретного содержания экскурсии. Их взаимное сообщения обусловлено: особенностями конкретной аудитории; обеспеченностью данной темы объектами; характером объектов, которые демонстрируются, степенью их сохранности; объемом фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностями наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

В процессе становления экскурсии выделяют пять основных уровней сообщения показа и рассказа. При этом роль показа растет от уровня к уровню, стремясь к оптимальному сообщение между показом объектов и рассказом о событиях, с ними связанных. В качестве примера проанализируем схему сопряжения показа и рассказа в автобусной экскурсии.

На первом уровне находится самая экскурсия, когда показ практически отсутствует. Происходит осмотр объектов, в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. Такой уровень знакомства с объектами экскурсии характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика при этом не используется.

При втором уровне преобладает рассказ, носящий лекционный характер, показ используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые помогают раскрытию темы (например, репродукциями картин, чертежами, фотографиями). Но показ на этом уровне подчиненный рассказы, она используется только как вспомогательный прием. Экскурсовод использует методические приемы рассказа.

Третий уровень предполагает равное соотношение показа и рассказа. Значительно возрастает роль предметной наглядности по сравнению со вторым уровнем. Экскурсовод начинает использовать элементы показа, при этом меняется роль участников экскурсии. С пассивных слушателей они становятся еще и зрителями. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. На этой ступени становления экскурсии происходит распределение объектов на основные и дополнительные, делается попытка создать постоянный текст рассказа (конспект, тезисы рассказы, план изложения темы), связан логическими переходами. Выделяются подтемы и начинают использоваться отдельные методические приемы показа.

На четвертом уровне показ играет уже ведущую роль в экскурсии, рассказ - второстепенную. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Словесные логические переходы между подтемами дополняются зрительными. Экскурсия становится единым целым, активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают предлагаемые объекты. В экскурсии четко выделяются вступительная часть и заключение. На данном этапе мероприятие превращается в полноценную экскурсию.

Наконец, на пятом уровне достигается оптимальное соотношение показа и рассказа. Показ занимает уже главенствующее положение, подчиняя себе рассказ. Последний может вестись в разных экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии стремятся к совершенству, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Экскурсовод играет главную роль в процессе руководства восприятием материала. При этом показ и рассказ начинают взаимодействовать и взаимодополнять друг друга, достигая общей цели.

Стоит также понимать, что важное значение имеет не только правильное сочетание элементов показа и рассказа, но и последовательность их использования. Рассказ в экскурсии должен логично дополнять и продолжать показ, и наоборот.

Итак, экскурсия - это оптимальное сочетание между показом объектов и рассказом о них и о событиях, с ними связанных. Важнейшей задачей и главной целью экскурсовода является достижение этого оптимального сочетания.

Кроме показа и рассказа используются особые методические приемы, помогающие лучше усваивать содержание материала. К ним относятся: движение; встречи с участниками событий; прослушивания звукозаписей; активизация познавательной деятельности экскурсантов; элементы ритуала.

Движение, будучи одним из 7 признаков экскурсии, также особым методическим приемом для лучшего ознакомления с объектом. При этом оно представляет собой перемещение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, обзор крепостных стен). В ряде случаев движение группы применяется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона, глубине рва. Кроме того, движение используется как методический прием показа отдельных зданий, сооружений, улиц. При необходимости применяют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов, когда этот комплекс на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда, по замыслу авторов экскурсии, ее участники должны почувствовать динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события (Саур-Могила). Такое передвижения позволяет оценить расстояние, размеры ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Встречи с участниками событий. При проведении экскурсий с быть организованы встречи с ветеранами, учеными, писателями. Такие встречи должны с хорошо подготовлены. Необходимо заранее согласовать с участниками содержание выступления, чтобы оно соответствовало теме и не повторяло рассказ экскурсовода.

Прослушивание звукозаписей. При посещении мест, где жили выдающиеся писатели, композиторы, в экскурсию можно включить прослушивание звукозаписей произведений или голосов самих авторов (например, в Ясной Поляне можно предложить запись речи Л. Н. Толстого на фонографе, сделанную в числе первых в России). Кроме того, прослушивание записей можно использовать в экскурсиях на военно-исторические темы (в экскурсиях на Саур-Могилу могут быть включены записи песен военных лет, сообщение Совинформбюро). Заранее перед экскурсией нужно убедиться в исправности аудиотехники. Фрагменты звукозаписей должны точно соответствовать теме экскурсии и не могут быть длительными, так как это утомляет экскурсантов.

Активизация познавательной деятельности. Известно, что внимание экскурсантов неравномерно в ходе экскурсии. Произвольное внимание уменьшается, например, после 15-20 мин. рассказа. У детей этот промежуток еще меньше. Для привлечения внимания, усиление познавательной активности экскурсантов в экскурсионной методике есть особые приемы.

Прием исследования. Используется для активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще всего детьми и подростками. Например, глубина колодца определяется с помощью горящего листа бумаги, падая, освещает сначала стенки, затем далеко дно; глубина ущелья измеряется брошенным камешком.

Этот прием часто сочетается с приемом заданий. В таком случае экскурсовод не один проводит исследования, а обращается к экскурсантам с просьбой, например, прочитать вслух надпись на историческом памятнике, вспомнить, какие произведения писателя, художника знают экскурсанты. Методический прием задачи способствует более глубокому восприятию знаний на экскурсии. Экскурсовод может подвести экскурсантов к нужным выводам и обобщениям, задавая заранее продуманные вопросы по теме, учитывая при этом состав группы, место и время экскурсии.

Такие приемы повествования, как сталкивание противоположных мнений, проблемной ситуации, дискуссии, вопросов и ответов, а также способствуют активизации внимания. Вообще распределение методических приемов на приемы повествования, показа и особые методические приемы условное, необходимое для четкого усвоения.

Во многих экскурсиях используются элементы ритуала. Под ритуалом в экскурсионном деле понимается комплекс мероприятий, произведенная народными традициями и обычаями, соблюдение которого экскурсантами должен корректно обеспечить грамотный экскурсовод. В качестве примеров использования элементов ритуала в экскурсии можно рассматривать минуты молчания, которыми экскурсанты чтят память погибших в местах захоронений и мемориалов; присутствие при изменениях почетного караула; участие экскурсантов в различных шествиях и митингах; прослушивания траурных мелодий, гимн, т.д.

Чтобы умело использовать элементы ритуала в экскурсии, экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, обращения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минутах молчания, правила поведения у Вечного огня и в местах захоронений. Перед с экскурсии экскурсовод должен обязательно ознакомить группу со всеми элементами ритуала и правилами поведения в каждой конкретной ситуации, с ним связанной.

Неумелое использование элементов ритуала, так же как и несоблюдение принятого в историческом месте церемониала могут привести к негативному и даже непредсказуемым последствиям.

Например, при посещении действующего мужского монастыря древнего крымского города Чуфут-Кале грамотный экскурсовод обязательно должен предупредить экскурсантов о необходимости присутствия головных уборов у женщин и недопустимости посещения монастыря в плавках или без майки, о невозможности ведения фото- и видеосъемки. Стоит сообщить группе о том, что на территории монастыря находится уникальный источник, чтобы экскурсанты захватили с собой емкости для воды.

Экскурсовод также должен учитывать различия национальных традиций и предупреждать группу о возможных трудностях и недоразумения. Необходимо заметить, что история знает примеры того, как неумелые действия и ошибки экскурсовода приводили к крупным международным скандалам.

Таким образом, грамотное применение элементов ритуала имеет важнейшее значение при проведении экскурсий.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.