Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 14. 1. Адаптивная двигательная рекреация (АДР): цель, задачи, средства, педагогические и социальные функции. Методы и формы организации занятий





 

Адаптивная двигательная рекреация – вид АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (в т. ч. инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получения удовольствия в общении.

Главная цель:

· Оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимися в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационно - лечебных мероприятий, труда и профессиональной деятельности, АС, АФВ) за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

· А для инвалида АДР – это еще и способ преодоления замкнутого пространства, психологическая защита, возможность общения, удовлетворение личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

· Т.е., в АДР ключевыми являются слова – переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление.

Основные задачи АДР:

1. переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью.

2. получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий ФУ.

3. оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил

4. обеспечение активного отдыха и приобщение к ЗОЖ

5. привитие интереса к АФК и вовлечение в занятия другими ее видами – АС, экстремальными и креативными видами двигательной активности

6. вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками

7. преодоление психологических комплексов

8. повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Характеристика средств АДР.

Основными средствами являются физические упражнения, выполнение которых может вызвать у занимающихся удовольствие:

  • это могут быть двигательные действия, включенные в гос. программы по АФВ
  • ФУ, используемые в любом из видов АС
  • Совершенно новые движения, придуманные занимающимися
  • Элементы лечебной гимнастики
  • Фрагменты, применяемые в экстремальных и креативных (худ.-муз) видах АФК.
  • Естественно-средовые факторы
  • Гигиенические факторы

Все зависит от потребностей, которые удовлетворяет человек в процессе своей двигательной активности, которые позволяю сформулировать требования к подбору упражнений и условиям их проведения:

1. Используемые в АДР ФУ должны отличаться от двигательных действий, составляющих базу основной деятельности (учебной, профессиональной, адаптивно-спортивной). Иначе невозможно переключиться, сменить основную деятельность, отдохнуть от нее.

2. Запрет на ФУ максимальные как по объему, так и по интенсивности нагрузки, недопущение чрезмерных как физических, так и психических напряжений занимающимися. Необходим строгий контроль и самоконтроль каждого занимающегося, учет исходного уровня физической подготовленности.

3. Наличие очевидного восстановительного, оздоровительного эффекта (активизация работы основных физиологических систем организма, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований).

4. Необходим подбор интересных, новых, необычных упражнений, а также периодическая смена двигательных действий, режимов и условий их выполнения.

5. К условиям проведения АДР относятся: проведение занятий на природе (желательно во все времена года), применение упражнений, выполняемых в водной среде, интеграция двигательной активности со средствами искусства (использование в занятиях музыки, танцев, рисунка, лепки), включение в занятия взаимодействия с животными.

6. Обязательно использование игровых и соревновательных методов, стимулирующих мотивацию занимающихся к участию в рекреационной деятельности.

7. Ориентировка на коллективные, а не индивидуальные занятия.

8. Социально-психологические условия: обеспечивать возможность для проявления инициативы и самостоятельности, удовольствие и получение удовлетворенности, как от самого процесса занятий, так и его результата.

Педагогические и социальные функции.

· Ведущей функцией является гедонистическая. Т. к., человек во время занятий АДР должен получать удовольствие, наслаждение, радость, восторг, ощущение счастья.

· Ведущие позиции также занимают лечебно-восстановительная и рекреационно-оздоровительная функции. Т.к., главное для чего используется АДР – это восстановление сил после основной деятельности и оздоровление занимающихся.

· Ценностоно-ориентационная – предполагает освоение инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья ценностей АФК, отражающих их внутренние установки и желания. Только тогда, когда у занимающихся будут сформированы ценностные ориентации на ЗОЖ, здоровье, как важнейшую ценность – можно рассчитывать на достижение успеха в жизни.

· Спортивная и соревновательная функции – отличаются в АДР от АС, где занимают центральное место. В АДР соперничество, конкурентное сопоставление возможностей занимающегося используют преимущественно для повышения мотивации, интереса к занятиям. Соревнования в большинстве случаев проводятся по упрощенным правилам. Особое внимание уделяется соблюдению участниками правил честной игры.

· Творческая – проведение самостоятельных занятий требует инициативы, выдумки, творчества, внедрение новых видов АДР, объединение их с традиционными средствами искусства.

· Коммуникативная – в АДР ярко проявляются вербальные (словесные) и невербальные (жесты, мимика, звуки) способы общения. А главное – их самые разнообразные сочетания, позволяющие выплескивать свои эмоции, делиться впечатлениями.

Формы организации занятий.

АДР осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Внеурочная форма подразделяется на две подгруппы: В режиме дня; Внеклассная.

В режиме дня занятия представлены в виде:

  • Утренней гигиенической гимнастики (до уроков)
  • Организованных игр на переменах
  • Спортивного часа (после уроков)

Внеклассные занятия включают:

  • Рекреативно-оздоровительные занятия в школах, организованные на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся (группы общей физической подготовки, группы подвижных и спортивных игр)
  • Физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»
  • Интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми
  • Прогулки и экскурсии

Во внешкольное время АДР имеет следующие формы:

  • Занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях
  • Занятия и игры в семье
  • Занятия в реабилитационных центрах
  • Занятия в семейно-оздоровительных клубах

Методы АДР.

-методы формирования знаний

· Методы слова (информация речевого воздействия) (вербальная, невербальная, сопряженная речь – созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз, идеомоторная речь – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя»)

· Методы наглядности (информация перцептивного воздействия) – построены на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, температурных анализаторов, создающего сенсорно-перцептивный образ движения. У инвалидов с различными нарушениями используются разнообразные методы, рассчитанные на использование сохранных функций, обходные пути, компенсацию нарушений.

-методы обучения двигательным действиям: Метод расчлененного обучения, Метод целостного обучения;

-методы развития физических качеств:

  • Для развития мышечной силы
  • Для развития скоростных качеств (быстроты)
  • Для развития выносливости
  • Для развития гибкости
  • Для развития координационных способностей
  • Игровой метод (комплексное развитие физических качеств)

Основные виды АДР.

1. Адаптивный туризм

2. Водные виды АДР (гидрореабалитация, аква-аэробика, ныряния, погружения с аквалангами, плавание)

3. Игровые виды АДР (подвижные игры, эстафеты, спорт. игры по упрощ-ым правилам)

4. Танцевальные виды АДР (ритмика, танцы, художественная гимнастика на инвалидных колясках, хореография)

5. Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, гирудотерапия, филинотерапия, апитерапия (лечение пчелиным ядом), канистерапия (общение с собаками))

6. Нетрадиционные методики, различные виды гимнастики, дыхательные методики (по Стрельниковой, по Бутейко, трехфазное дыхание по Лукьяновой)







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.