Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государство и торговые сословия в XIX веке: проблемы взаимодействия и способы их решения.





В данном параграфе рассматривается эволюция взаимодействия центральных государственных органов с пестрым и разобщенными предпринимательским сообществом. Деятельность торговцев и фабрикантов осуществлялась в рамках сословного законодательства. Поэтому власти было необходимо сформировать правовые основы развития предпринимательского сообщества в условиях имперского разнообразия.

Первым российским самодержцем, который стал осуществлять целенаправленную стратегию развития государства, была императрица Екатерина II. Модель управления, предложенная и реализованная ею, основывалась на философии Просвещения. Вопреки французским мыслителям императрица считала возможным разрешить проблемы имперской ситуации властными ресурсами. Законодательным актом 1775 года вводится региональная система управления, которая учитывает специфику территорий и позволяет центру координировать действия местных элит. Для разрешения возможных конфликтов была проведена судебная реформа, дополненная в 1782 году реструктуризация надзорных органов. В результате получилась стройная и логичная система управления, в которой по замыслу Екатерине II должны были достойно жить поданные Российской империи. Рассуждая об эффективности просветительских преобразований, Ш. Монтескье отмечал, что «именно от правильности этого <на классы> разделения и
зависели всегда прочность и процветание демократии» [Монтескье, 1999, с. 305]. По мнению Д. Гриффтиса для правильной законотворческой деятельности Екатерина II должна была «объединить уже существующие разобщенные разряды общества, составляя из них более крупные образования, обычно называемыми сословиями» [Гриффтис, 2013, с. 201]. В 1785 году вступают в силу два закона, устраняющие структурную ошибку раздробленности российского общества: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Первый документ стирал различия по древности рода и титулам внутри привилегированного сословия. Второй нормативный акт объединил в шесть категорий разнородное городское население. Теперь в городе проживали именитые граждане, купечество, мещане, иностранные гости, настоящие городские обыватели и посадские люди. Каждое сословие занималось определенным видом экономической деятельности.

Екатерина II регламентировала и торговую деятельность, которой мог любой горожанин для чего было записаться в первую, вторую или третью купеческие гильдии, объявив за собой капитал. Подданный, имевший от 10 до 50 тысяч рублей, мог стать купцом первой гильдии и заниматься оптовой торговлей в империи и за рубежом. Горожанин с капиталом от 5 до 10 тысяч мог стать купцом второй гильдии и вести свое дело в различных губерниях и уездах. В купцы третьей гильдии могли записаться горожане с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Они могли производить «мелочный торг» только в губернии, в которой проживали. На первый взгляд вход в купеческое сословие был свободный. Однако в конце XVIII века государство всячески обособляло его от внешних вливаний со стороны крестьянства или мещанства.

Крестьяне имели право заниматься беспошлинной торговлей сельскохозяйственной продукцией за городской чертой, если годовой доход от нее составлял меньше 400 рублей. В случае увеличения торговых оборотов крестьянин был обязан вступить в гильдию, что было осложнено различными бюрократическими процессами. Например, оформлением на себя городской собственности или же получение разрешения от помещика или Волостного правления на занятие торговой деятельностью.

Мещанское сословие было пограничным, куда могли вступать как крестьяне, так и обанкротившиеся купцы. Мещане могли держать лавки, трактиры, питейные заведения, заниматься разносной торговлей в городе. Также люди «среднего рода» могли «заводить всякаго рода станы и на них производить всякаго рода рукоделие, без инаго на то дозволения или приказания» [Российское законодательство..., 1986, с. 71]. Размытое понятие «стана», подразумевавшее небольшие организации по изготовлению необходимой утвари, позже вызовет проблему разграничения фабричной деятельности купцов и небольших мещанских производств.

Предпринимательская деятельность была возможна для всех городских сословий. Только она имела ресурсные, территориальные и правовые ограничения, которые зависели от личного состояния предпринимателя. Наиболее свободными в ведении дел являлись купцы. Покупка гильдийства одновременно сопровождалась приобретением привилегий, закрепленных в «Жалованной грамоте городам». Купцы освобождались от обременительной подушной подати, рекрутская повинность, которая была заменена единовременной выплатой. Для купцов первой и второй гильдии были отменены телесные наказания. В то же время купеческие доходы облагались высокими налогами. В них входили подать с объявленных капиталов в размере 1%, налоги на водные и сухопутные пути сообщения, земские и городские повинности. Налоговые сборы с мещан были значительно ниже, поэтому многие оставались в этом сословии, не переходя в купеческую третью гильдию.

Таким образом, в конце XVIII века в структуре государства по инициативе имперской власти появляются сословные группы, которые объединены общими видами экономической деятельности. Государство жестко регламентирует их права и обязанности. Купечество было привилегированным городским сословием, которое двояко воспринимается властью. Купцы являлись не только источником казенных доходов, но и активными участниками государственных модернизационных процессов. Рассуждая о проблемах развития промышленности в России, М.Д. Чулков отмечает, что «самодержавное правление соединено будет с мудростью, правосудием и щедростью: то в таком государстве фабрики и мануфактуры гораздо скорее могут прийти в цветущее состояние» [Чулков, 1788, с. 60]. К концу XVIII века купцы имели Купеческий заемный банк для ведения международной торговли, локальные сообщества для общения по профессиональным интересам (Вольное экономическое общество), они могли избираться в органы местной власти.

В начале XIX века государственная политика по отношению к купечеству носит противоречивый характер. С одной стороны Правительство Александра I, наблюдая стремительное развитие английской промышленности, понимает важность роста и поддержки инициатив со стороны торгового сословия. Этому способствовали долгожданные со стороны предпринимателей правительственные указы от 12 декабря 1801 г. и 18 октября 1804 года. Они давали право купечеству, мещанам и казенным крестьянам приобретать землю при условии выплат фиксированных налогов. Теперь помимо дворянства другие сословия могли иметь земельную собственность, что расширяло возможности развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий. В то же время сами купцы начинают осознавать себя, как необходимую часть механизма успешного развития страны. По мнению Ермакова В.В. «процесс консолидации купечества в особое сословие происходил на фоне возрастания его экономического значения в жизни общества» [Ермаков, 2014, с. 140].

Кроме того купечество остается привилегированным торговым сословием, получая особый социальный статус. Государство создает купеческие элиты из лиц, состоящих в первой гильдии. В 1800 году выходит манифест об утверждении звания коммерц-советника. Его могли получить «первостатейные» купцы, в течение 12 лет не нарушавшие законы и ни разу за это время не находившиеся в банкротстве. Коммерц-советник мог консультировать правительственных чиновников по специализированным вопросам, а само звание приравнивалось к восьмому чину табеля о рангах. В 1810 году купцы первой гильдии, которые владели суконными фабриками с производительностью была более ста аршин в год, могли получить звание мануфактур-советника, равное статусу коммерц-советника. Для всего же купеческого сословия Манифестом 1807 все гильдийские купцы были освобождены от выплат рекрутской денежной повинности. По аналогии с дворянской родословной книгой была утверждена бархатная книга знатных купеческих родов. Первостатейные купцы получили право бывать на приемах императорской семьи [Российская империя..., 1807, с. 971].

Одновременно с повышением социального статуса государство увеличивало размер налогового обложения. В частности к 1813 году размер гильдейского сбора увеличился до 4,75% с собственных капиталов купца. Это вызывало большое недовольство предпринимателей. Отношение купцов к постоянно растущему налоговому бремени описывал А.С. Ушаков, публицист и выразитель мнения торгового сословия: «надобно быть в нашем положении, чтобы понять, каково приходится каждому, когда после того как положишь капитал, то есть все заработанное всею жизнью и все доставшиеся, и вдруг начнут ходить слухи о разных переменах, хотя бы например в тарифе» [Ушаков, 1865, с. 7].В следствие не только снижалась конкурентоспособность продукции, которая производилась на купеческих предприятиях, но и наметилась тенденция перехода купцов 3 гильдии в мещанское сословие. Серьезный ущерб доходам купцов стали наносить кустарные крестьянские промыслы. Толчком для их развития стала Отечественная война 1812 года, которая показала, что российское купечество не смогло полностью обеспечить страну продовольственными и промышленными товарами. Именно в это время крестьяне получают право самостоятельно вести торговлю, «а не под именем купцов или от лица помещиков», при условии оплаты специального сбора. Кроме того крестьяне могли заниматься производством сельскохозяйственными и кустарными промыслами, которые освобождались от любых налогов. Этими благоприятными условиями воспользовались родоначальники таких знаменитых в будущем предпринимательских фамилий, как Гучковы, Прохоровы, Абрикосовы. В результате налоговые поступления в государственную казну с купеческих капиталов с 1814 г. по 1824 г. сократились с 13.817.605 рублей до 9.476,839 рублей или на 31,5%. [Рудченко, 1893, с.117].

В конце 20-х ─ начале 40-х годов в России начинается бурный рост фабричного производства товаров. Если в 1815 году количество промышленных предприятий на территории страны, исключая царство Польское и Финляндию, составляло 4 189, то к 1825 году их количество увеличивается 5 261 [Туган-Барановский, 1997, с. 136]. Однако государство практически не принимает в этом процессе участия. Анализируя сложившуюся ситуацию, граф Н.С. Мордвинов, председатель Вольного экономического общества, в 1822 году писал: «доколе у нас торговля и внутренняя промышленность не получат совершенной свободы, с предоставлением заниматься оными всем сословиям народам, без всякого различия со стороны Правительства участия и притязания, до тех пор Россия не достигнет цветущего состояния» [Мордвинов, 1902, с. 662].

Необходимость изменить сложившуюся ситуацию и повысить налоговые поступления в государственную казну, стало основной причиной издания 1824 году «Дополнительного постановления об устройстве гильдий и торговле прочих сословий» [Российская империя, 1824, с. 568]. Документ, принятый по инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина, заменял процентный сбор с капиталов на неизменный оклад, взимаемый за свидетельство на права торговли. Купцы первой гильдии были обязаны платить за торговое свидетельство 2,200 рублей, второй ─ 880 рублей, третьей ─ 220 рублей. Мещане и крестьяне также должны были покупать подобный документ. Так стоимость мещанского свидетельства зависела от места проживания: в Санкт-Петербурге и Москве оно стоило 120 рублей, в губернских, портовых и пограничных городах ─ 80 рублей, в уездных, заштатных городах и селах обычных губерний ─ 60 рублей, в уездных, заштатных городах и селах льготных губерний (Белорусская, Литовская, Минская и т.д.) ─ 40 рублей.

Крестьянские же свидетельства были категоризированы по другому принципу. Они были разделены на шесть родов, каждый из которых давал права на торговлю на правах другого сословия. Первые четыре рода свидетельств давали крестьянину соответственно права торговли купца I-й, II-й, III-й гильдии и мещанина. Последние два рода позволяли вести в городах и столицах небольшую производственную деятельность и мелочную торговлю.

Кроме того «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и торговле прочих сословий» вводило новую систему налогообложения торговой активности предпринимателя ─ билетный сбор. Он был общим для всех сословий, начиная от купца I-й гильдии и заканчивая крестьянином со свидетельством 6-го рода. Размер билетного сбора зависел от сословной принадлежности и места ведения предпринимательской деятельности. Так за любую фабрику или лавку в Санкт-Петербурге или Москве купец I-й гильдии должен был заплатить 100 рублей, а мещанин 50 рублей.

Третий вопрос, который решило «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и торговле прочих сословий» ─ путаница видов экономической деятельности в «Жалованной грамоте городам» 1785 года. Нормативный акт определял, что купцы I-ой гильдии имеют право вести международную торговлю, заниматься финансовой деятельностью, иметь фабрики и заводы. Купцы II-ой гильдии могли осуществлять оптовую и розничную торговлю на территории страны, включая услуги грузоперевозок, но им запрещалось иметь банковские или страховые конторы. Купцы III-й гильдии занимались розничной торговлей в городах и могли открывать небольшие фабрики с числом наемных рабочих не более 32 человек. Мещане были разделены на торгующих и посадских. Первые могли иметь в городе свои заведения и держать лавки, вторые имели право торговать изделиями ремесленного производства в городской черте. Деятельности крестьян была определена свидетельствами того рода, которые они приобретали.

«Дополнительное постановление об устройстве гильдий и торговле прочих сословий» прежде всего имело фискальную цель, повышающую доходы государственной казны. Однако нельзя не учитывать и его социальную роль. Во-первых, купечество после покупки торгового свидетельства получило возможность перевести процедуру объявления капиталов в формальную плоскость. Как следствие были существенно ограничены права чиновников вмешиваться в базовые вопросы ведения дела. Во-вторых, мещане и крестьяне получали права официально открывать фабрики и заводы, не переходя из своего в другое сословие. Установление постоянных выплат для занятий предпринимательской деятельностью формально стало доступным для всех сословий, включая мещан, ремесленников и крестьян. В-третьих, Постановление 1824 года задало вектор развития будущих законопроектов в области торгового права. Однако в данном документе были и существенные недостатки. Оно укрепляло правовые различия и создавало новые ограничения для занятия предпринимательской деятельностью. В отличие от Англии, с которой современники постоянно проводили параллели, в России рынок рабочих рук был крайне скуден из-за жестких сословных рамок, в первую очередь крепостного права. Развитие кустарных промыслов сдерживало двойное налоговое обложение: покупка торгового свидетельства, оплата билетного сбора и выплата подушной подати, которые обязательно платили крестьяне. Тем не менее, Постановление 1824 года, несмотря на множественные недостатки, задало вектор развития будущих законопроектов в области торгового права.

Во многом с принятием «Дополнительного постановления об устройстве гильдий и торговле прочих сословий» можно объяснить экономический рост народного хозяйства Российской империи в начале второй половины XIX века. Известный русский экономист М.И. Туган-Бароновский отмечает, что в «промышленность значительно перерастает государственный спрос» [Туган-Барановский, 1997, с. 141]. Теперь фабричные предприятия работают не только на обеспечение государственных заказов, но и наполняют потребительский российский рынок. Растет количество суконных, табачных, сахаросвекольных мануфактур. В период с 1825 по 1850 увеличилось количество суконных фабрик с 324 до 492, а число металлургических предприятий с 170 до 416 [Торговля, купечество..., 2009, с. 227]. Увеличиваются объемы сельскохозяйственного производства. Экспорт зерновых культур в 1820 году составлял 0,279 млн. т. в год, а к 1859 он составлял 1,530 млн.т. в год [Миронов, 2003, с. 398]. Расширяется масштаб зарубежной торговли. Поступления в бюджет с таможенных сборов возросли с 1823 по 1844 с 11 до 26 млн. руб. [Торговля, купечество..., 2009, с. 227].

К 60-м годам XIX века сословные ограничения стали одним из факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие России. Так экономист Г. Гагемейстер, положительно оценивая рост количества фабрик и заводов, писал, что «едва ли не многие из них выдержать соперничество иностранное, которое есть единственное мерило (..) пользы для государства» [Ушинский, 1858, с. 52]. Чтобы разрешить данную проблему, Правительству было необходимо привлечь на свою сторону предпринимательское сообщество. Однако, у него оставались неразрешенные государством претензии, озвученные еще в 1823 году московским купцом О.Л. Свешниковым: «унижение, сопряженное со званием купца или мещанина и преимущества, предоставленные гражданским чиновникам, в различных промыслах, побуждают многих капиталистов и людей образованных употреблять все усилия к выходу из купеческого звания, отчего класс сей ежегодно уменьшается, а не умножается» [Мордвинов, 1903, с. 426]. Разрешение этого конфликта пришлось на время правления Александра II. Великие реформы, пронизывавшие все общественные сферы, коснулись торгового законодательства. Реформирование налоговой системы началось еще в 1853 году. При министерстве финансов была учреждена Комиссия для рассмотрения гильдийских постановлений и положения о почетных гражданах. В нее вошли экономисты Г. П. Небольсин, Ю.А. Гагмейстер, чиновники А.М. Плавский, И.Д. Делянов и другие. Ими было предложено отменить гильдии и ввести пять торговых разрядов, каждому из которых соответствует экономическая деятельность, определяемая по ряду внешних признаков. Так люди, имевшие свидетельство первого разряда, могли заниматься финансами, а, купившие документ пятого разряда имели право только продавать изделия собственного производства. Для первых двух разрядов устанавливались пошлины в 800 и 400 рублей. Для остальных разрядов плата зависела от класса местности, в которой находится предприятие. Всего было установлено семь классов городов, разделенных по количеству населения. Результаты работы Комиссии были приняты на обсуждение в Департаментах министерства финансов и легли в основу проектов: «Положение о патентных пошлинах за право торговли и других промыслов» и «Изменения в Уставе Торговом».

В марте 1861 года законопроекты были опубликованы для публичного обсуждения. Так в газете «Северная пчела» Н. Земский выступает против классификации территорий и предлагает «предоставить распределение платежа самим обществам, потому что никто не может знать вернее членов общества, как само общество» [Земский, 1861, с. 795]. Критику проекта в газете продолжает автор под фамилией Колмогоров. Он обвиняет авторов в излишней теоретизации положений, из которых «невидно глубокого изучения русской жизни вообще, изучения внутренней нашей торговли и промышленности» [Колмогоров, 1861, с. 815].

В результате анализа полученных предложений, Александр II 1 января 1863 году утверждает «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов» [Российская империя, 1863, с. 3]. В частности, этим документом были регламентированы условия ведения торговли или создания промышленного производства. Патентные или торговые свидетельства выдавались на осуществление оптовой, розничной или мелочной торговли. Билетное свидетельства подтверждали право собственности на объекты, которым владел предприниматель. Размер пошлины обоих свидетельств зависел от численности населения того или иного населенного пункта, в котором предприниматель вел свое дело. Так к городам высшего первого класса относились Санкт-Петербург и Москва, а к населенным пунктам низшего, пятого, класса ─ населенные пункты с численностью населения менее пяти тысячами жителей. «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов» был установлен их фиксированный размер. Предприниматель, который планировал вести розничную торговлю в населенном пункте 2 класса, покупал патентное свидетельство за 55 рублей. За свою торговую точку он оплачивал билетный сбор в размере 17 рублей. Другой предприниматель, осуществляющий такую же торговлю в населенном пункте 4 класса покупал патентное свидетельство за 25 рублей, билетный сбор составлял 10 рублей.

После вступления закона в силу уже в 1865 году в «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов» были внесены ряд поправок [Российская империя, 1865, с. 156], которые изменили порядок покупки торговых свидетельств. Для всех сословий, за исключением купцов I-й и II-й гильдии, были введены промысловые свидетельства, которые давали право вести мелочный, развозной, разносной торг, осуществлять мещанские промыслы, работать приказчиком. Сами торговые свидетельства были разделены на два разряда, что давало право на оптовую и розничную торговлю и привилегии I-й и II-й купеческой гильдии.

Законы середины 1860-х годов значительно нивелировали значение сословной принадлежности в предпринимательском деле. Оставляя привилегии частью торгового права, нормативные акты давали возможность выходцу из любой социальной группы открыть собственную лавку или производство. По мнению управляющего Варшавской Казенной палаты, И.Я. Рудченко «не сословные права ограничивают теперь торгово-промышленную деятельность и связанные с нею торговые права, а получение сих последних» [Рудченко, 1893, с. 205]. После отмены крепостного права ряды предпринимателей значительно увеличились. С 1867 по 1883 год только приобретение свидетельств на право вести мелочный торг увеличилось на 51,1 % [Гуляев, 1912, с. 58]. Именно в эти годы выходцы из крестьянского сословия Каменские, Рябушинские, Бугровы начали создавать свое дело.

В последней четверти XIX века российское законодательство претерпело существенное изменение. Объектом налогообложения становится не конкретный предприниматель, а созданный им банк, фабрика или торговое предприятие. Эти изменения были вызваны постепенным созданием единого экономического пространства, прежде всего развитием инфраструктуры транспорта и связи и появлением новых форм организации хозяйствования (акционерные общества, товарищества). У предпринимателей появилась возможность вести дело в различных частях огромной Российской империи и объединять капиталы, что значительно увеличило их доходы. Однако «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов» регулировало только налоговые платежи за право открытия предприятия (торговые и промысловые свидетельства) и владения собственностью (билетные сборы), но не учитывало размер получаемой прибыли. В результате с 1881 по 1886 год дефицит имперского бюджета составил 280 млн. руб. [Покровский, 1915, с. 239]. Этот факт заставил Правительство Александра III начать работу по изменению налогового законодательства.

В 1885 году министр финансов Н.Х. Бунге вынес на рассмотрение Государственного совета проект о дополнительных налогах. Он заключался в ведении процентного и раскладочного сборов с гильдейских предприятий. Процентным сбором облагались предприятия обязанные публичной отчетностью, такие как акционерные общества и товарищества любых видов. За истекший операционный год они должны были заплатить 3% с чистого дохода. Налог распределялся следующим образом: 85% поступало в государственную казну, а 15% пополняло земские бюджеты, того населенного пункта, где находился головной офис акционерного общества или товарищества. Раскладочный сбор выплачивали остальные предприятия, не обязанные публиковать отчетность. Сумма сбора регулярно устанавливалась министерством финансов и утверждалась императором, в региональном разрезе. Для каждого субъекта определялась сумма, которую должны были разделить между собой предприниматели, имевшие в этом регионе торговлю или предприятия. Сбором дополнительного налога заведовали Казенная палата и утвержденное при ней Губернское Податное Присутствие. Данным контрольным органом руководил управляющий Казенной палаты. В состав присутствия входили члены Общего Присутствия, а также депутаты Губернского Земского Собрания, Городская дума губернского города и представители местного купечества выбирали в состав органа шесть лиц, выплачивающих купеческие пошлины. В апреле 1885 года Податное Присутствие будет заменено институтом податной инспекции, служащие которых назначались министерством финансов. В их обязанности входило сбор информацию о доходах предпринимателей, контроль за поступлением налоговых платежей с раскладочного сбора. 18 января 1889 года дополнительным налогом стали облагаться и предприятия, содержащиеся по мелочным свидетельствам.

Однако введенная система налогообложения не решала проблему равных прав торговых фирм и промышленных производств, о которой ратовали предприниматели. Поэтому 20 ноября 1892 года была создана комиссия, которая должна была подготовить проект нового закона о налогообложении. В комиссию, в отличие от предыдущих подобных совещательных собраний, вошли как теоретики по праву и финансам, так и представители от купеческих управ и казенных палат. В результате пятилетней работы 8 июня 1898 года было принято «Положение о государственном промысловом налоге» [Российская империя, 1898, с. 489]. В новом законе пошлиной облагалось не физическое лицо, а предприятие. Поэтому сословный принцип полностью исключался.

Промысловый налог состоял из основного и дополнительного, а также из раскладочного сбора. Основной налог выплачивали по промысловым свидетельствам за торговые предприятия, фабрики, заводы и личные промысловые занятия. Его размер по-прежнему зависел от класса населенного пункта, но изменился сам принцип присвоения класса. Теперь он зависел не от числа жителей, а от уровня развития экономического развития города или села. Санкт-Петербург и Москва были выделены отдельно. В первом и втором классе находились города, в третьем крупные населенные пункты и уезды. К четвертому классу были отнесены все остальные территории. Сами же торговые, промышленные или ремесленные предприятия были разделены на разряды «по признакам, указывающим на относительный размер и силу предприятий» [Блау, 1899, с. 217]. Так фабричное, заводское, ремесленное производства были объединены в одну группу и разделены на 8 разрядов, которые зависели от количества рабочих и используемого механического оборудования.

Были внесены изменения в определение размера дополнительного налога для предприятий, имеющих публичную отчетность. Только теперь акционерные общества и товарищества платили налог с капитала в размере 15 копеек с каждой сотни рублей и процентный налог с прибыли. Что касается раскладочного сбора, то региональный принцип его формирования был сохранен, но был дополнительный налог на прибыль. Он выплачивался в размере одного рубля с каждых 30 рублей дохода.

Таким образом, в конце XIX века государство стало разделять предпринимательское сообщество не по сословному признаку, а по роду деятельности и по форме организации предприятий. Создавая правила игры для бизнеса, власть оформляла и институциональную инфраструктуру, внутри которой должны были взаимодействовать участники экономических отношений. Во второй половине XIX столетия была создана система банковского законодательства (Кредитный устав 1857 г.), были разработаны положения об акционерных обществах и товариществах (1853-1897), в 1897 закончена денежная реформа С.Ю. Витте, сделавшая рубль устойчивой валютой.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.