Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международные и национальные выставки как инструмент презентации предпринимателя.





«Ох, эти господа! ─ сказал он приказчику, ─ один предмет» ─ с этими словами вышел купец II гильдии Михаил Игнатьевич Рябинин после сделки по продаже леса с князем Степаном Аркадьевичем Облонским. В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, действие которого происходит в 1870-е годы, описанная сцена являлась весьма типичной. Собственность разоряющегося титулованного дворянства переходила в руки укрепляющегося предпринимательского сообщества. Однако в этой сцене есть и третий персонаж Константин Дмитриевич Левин, который представлял уже другой тип привилегированного сословия дворянина- предпринимателя. Многие из них, получив хорошее образование, успешно открывали новые заводы и фабрики, были членами правлений акционерных банков и страховых компаний. По данным переписи в 1882 году в Москве было 730 дворян-предпринимателей, а 2413 дворян «работали управляющими и служащими в торговых, промышленных и транспортных предприятиях» [Беккер, 2004, с. 192]. В самом купечестве также происходили изменения: к концу столетия вступление в купеческую гильдию стало скорее обычаем, чем показателем доходов предпринимателя. По мнению И.О. Туман-Никифоровой «Положение о государственном промысловом налоге» превратило купечество «в "сословие-призрак", объединявшее в своих рядах лиц, или желавших повысить свой сословный статус, или находившихся в гильдийстве и не желавших порывать с этой традицией» [Туман-Никифорова, 2013, с. 321]. Бывшие крепостные крестьяне, добившиеся успехов, с удовольствием покупали гильдийство, тем самым входя в привилегированные слой населения, или вели свое небольшое дело, также повышая свой социальный статус. Таким образом, сформировалось пестрое сообщество, с которым государству помимо законодательных актов и корпоративных сословных организаций (купеческое общество, благородное собрание, мещанская управа) нужно было выстроить новые каналы общения. Появилась необходимость в создании новой иерархической системы статусов внутри предпринимательского сообщества.

Одним из таких инструментов в полной мере могут считаться промышленные выставки XIX-начала ХХ века. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона они определяется, как «публичные, устроенные по публичному плану места для обозрения продуктов промышленности или искусства» [Энциклопедический словарь]. Однако прежде, чем сформируется общепринятый стандарт организации и проведения выставочных мероприятий пройдет длительное время. Появление выставочного движения напрямую связано с промышленным развитием европейских стран во второй половине XVIII века. Создание новых предметов для сельскохозяйственного и индустриального производства, развитие технической мысли вызывали необходимость публичного представления результатов труда инженеров и ученых. В этом были заинтересованы и производители, которые искали способы оптимизации и удешевления производства. Неудивительно, что первая выставка состоялась в 1761 году в Лондоне, в центре промышленной революции,. Ее организацией занималось научное Королевское общество. Экспозиция была посвящена орудиям для сельского хозяйства. Английская инициатива была подхвачена Францией. В 1763 году промышленная выставка состоялась в Париже. В последней четверти XVIII века аналогичные мероприятия прошли в других городах Европы: Дрезден (1765), Женева (1789), Гамбург (1790), Прага (1791). Современный исследователь истории выставочного дела Ю.А. Никитин указывает, что целями этих выставок было «возбудить соревнование между фабрикантами, открыть новые рынки сбыта, увеличить экспорт товаров за границу, обеспечить правительство статистической информацией о мануфактурной промышленности и торговле» [Никитин, 2014, с.7].

Следующим этапом в становлении выставочного движения была Парижская мануфактурная выставка 1798 года. Она была организована по предложению министра внутренних дел Франсуа де Нефшато. В ней приняли участие только французские экспоненты, лучшие из которых были удостоены наградами. В первой половине XIX века во Франции было проведено одиннадцать национальных выставок, которые завершились в 1849 году.

В Российской империи проведение всероссийских мануфактурных выставок также стало следствием нового этапа экономического развития страны. Первая из них состоялась в Санкт-Петербурге в 1829 году. Её целью являлось «ознакомить публику с успехами отечественной промышленности, победить предрассудки, дающие преимущество всему иностранному» [Никитин, 2014, с. 8]. На первой странице «Коммерческой газеты» за январь 1829 года пояснялось, что на выставке «каждая отрасль мануфактурной промышленности займет свое место по достоинству; успехи и недостатки каждой из них для всякого будут ощутительны» [От Департамента..., 1829, с. 13].

Выставка открылась 15 мая 1829 г. в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова. Ее участниками стали свыше трехсот экспонентов из 33 регионов Российской империи. Впервые была создана система классификации экспонатов и участников. Все данные были занесены в «Роспись вещей, выставленных в первую публичную выставку российских изделий». Тираж этих каталогов около 2400 экземпляров, и их мог приобрести любой желающий. Событие привлекло внимание горожан, его посетили около 107 тыс. человек.

Состоявшись с большим успехом в северной столице, выставка вызвала интерес к этому формату среди чиновников из других городов России. После Санкт-Петербурга национальный смотр был проведен в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В. Голицына. В записке к министру финансов Е.Ф. Канкрину он писал: «выставка в Москве будет весьма полезна, особенно потому, что ни в каком месте в России нет столь большего числа фабрик, как в сей столице и близ оной» [Никитин, 2014, с. 11]. Просьба генерал-губернатора была подержана, и 17 мая 1831 года двери Дома Российского благородного собрания открылись для посетителей выставки. На ней было представлено около шести тысяч экспонатов, которые были разделены на 35 тематических разделов. По мнению Ю.А. Никитина московская мануфактурная выставка стала значимым явлением в столичной жизни [Никитин, 2014, с. 15]. Во второй четверти XIX века в Москве прошли еще четыре всероссийские промышленные выставки, традиционно располагавшиеся в Доме Благородного собрания.

Не оставались в стороне от выставочного движения губернаторы других российских регионов. Первым нестоличным городом в империи, где прошел смотр, стал Смоленск. Несмотря на то, что на губерния была в первую очередь земледельческой на выставке было представлено 73 мануфактурных экспоната. Позже в доме купца В. Кульбацкого, где располагалась экспозиция, был открыт музей.

В других российских регионах многие выставки пройдут в связи с поездкой по стране цесаревича Александра Николаевича в 1837 году. По официальному указу губернатора местное дворянство, «ревнуя о пользе выставки» [Стромилов, 1887, c. 28], занималось устройством смотра для наследника престола. Так во Владимире экспозиции состояла более чем из 200 предметов, а также небольшим тиражом был издан каталог. Благодаря ознакомительной поездке будущего императора Александра II во многих архивах сохранились сведения о роде занятий местного населения и развитии местной промышленности. Так первые региональные выставки внесли весомый вклад в дело губернской статистики.

В первой половине XIX века в Российской империи прошло 9 всероссийских мануфактурных выставок, четыре из которых состоялись в Санкт-Петербурге (1829, 1833, 1839, 1849), три в Москве (1831, 1835, 1843), две в Варшаве (1841, 1845). Во второй половине XIX века их формат начинает меняться под влиянием европейских тенденций.

В 1851 году в Лондоне состоялась первая международная промышленная выставка. Это грандиозное событие в английской столице посетило около 6 миллионов человек. Одним из инициаторов события стал принц Альберт, который сформулировал главную задачу всемирного смотра: «Выставка 1851 г. должна представить нам наглядный образчик, настоящую картину той степени, которую достигло человечество в возложенной на него великой задаче. В то же время она должна служить исходным пунктом для стремления народов к будущему» [Шпаков, 2008, с. 18]. Выставка впервые разместилась в специально построенном экспозиционном павильоне ─ Хрустальном дворце. Воздушная конструкция, похожая на гигантскую оранжерею, была полностью построена из железа и стекла. Внутри расположились 14 000 экспозиций, в которых было представлено более 100 000 предметов [Брайнсон, 2016, с. 39]. Российская империя приняла скромное участие в выставке. На нее приехало 365 производителей, которые были удостоены 130 наградами. Французский писатель де Валон отметил восточное влияние на российскую экспозицию: «это выразилось во вкусе к богатству и любви, например, к прекрасным шелковым тканям, роскоши индийской, кожам, шитым золотом и серебром, и в решительной наклонности к хорошим предметам» [Шпаков, 2008, с. 26]. Английская выставка 1851 года стала революционной. Во-первых, она была международной. В ней приняло участие 36 стран, которые почувствовали необходимость создания своего уникального образа. Во-вторых, Лондонская выставка изменила понимание выставочного пространства. Впервые для её проведения был построен специальный павильон, который уже сам по себе демонстрировал уровень развития страны. И, в-третьих, лондонская выставка показала необходимость создания атмосферы, в которой одинаково удобно чувствовали себя представители деловых кругов, монаршие особы и обыкновенные посетители. Внутри Хрустального дворца расположились не только выставочные стенды, но и рестораны. Для удобства многочисленных посетителей впервые работали ватерклозеты.

В следующие два десятилетия в различных странах прошло несколько всемирных выставок, среди которых самыми масштабными стали парижские в 1855 и 1867 годов. Российская империя приняла участие только в выставке 1867 года, представив 1302 экспоната, получив 478 наград. Однако современники отмечали, что отечественная экспозиция была оформлена весьма скудно. Российский химик и экономист А.И. Ходнев писал, что «только непростительным равнодушием русских производителей к выставке можно объяснить то, что в нашем отделе многие вещи появились весьма жалкими представителями промышленности» [Шпаков, 2008, с. 55]. Одной из причин неудачного участия было неучастие Правительства Александра II в подготовке российской делегации.

Международные выставки оказали значительное влияние на организацию отечественных выставок. Первым сигналом, обозначившим усвоение западных практик, стала XIV Всероссийской мануфактурной выставке, состоявшейся в 1870 году в Петербурге. Она была организована на территории Литейного Соляного городка, специально отведенного для её проведения. В нескольких зданиях разместились экспозиционные залы. Внутренняя отделка зданий была сделана из дерева и имитировала русскую избу. Выставочное пространство включало в себя не только площади для экспонатов, но и «помещения для администрации, маклеров, экспертов, почты, телеграфа (...) значительного количества уборных и туалетов для публики, ресторана, трактира, обширной развлекательной зоны и, наконец «покои для отдохновения высочайших особ»» [Никитин, 2014, с. 83]. Некоторые экспоненты использовали необычные способы для привлечения посетителей. В статье журнала «Отечественные записки» автор упоминает о шумном кондитерском аппарате, постоянно окруженного публикой, «которая тут же и поедает только что сделанные шоколадные плитки» [Наши общественные..., 1870, с. 770].

Политехническая выставка в Москве 1872 года полностью воплотила западный формат проведения подобных событий. В центре столицы были построены специальные павильоны, соотносящиеся с тематикой представленных отраслей. Так под стенами Кремля расположилось здание морского отдела, напоминавший по технике исполнения Хрустальный дворец. Он был построен на основе железного каркаса, внутри которого крепились стекла. Окна, сделанные в форме кокошников, отсылали к архитектурному кремлевскому ансамблю. В самой крепости расположились небольшие деревянные павильоны в русском стиле. В 1870-е годы выставочные техники, импортированные из Европы, постепенно приживались в российской среде. С каждым годом устроители отрабатывали организационные механизмы и совершенствовали концептуальное наполнение выставочных пространств. В последней четверти XIX века полувековой опыт реализовался в крупных выставочных проектах на территории страны и за рубежом.

К XV Всероссийской промышленной и художественной выставке стали готовится в 1879 г. Прошедшие в 1873 г. (Австро-Венгерская империя), 1876 г. (США), 1878 г. (Франция) всемирные смотры были отличной репетицией перед большим национальным событием. Выставку планировали открыть в 1881 г., однако в результате трагической гибели Александра II ее было решено перенести на следующий год. На Ходынском поле, окраине Москвы, было построено 17 казенных павильонов, восемь из них стояли в круг и образовывали единый комплекс. Продолжая традицию, появившуюся в 1870 году, 36 собственных павильонов были поставлены предпринимателями, среди которых были М.С. Кузнецов (фарфор), А.И. Абрикосова (кондитерское производство), К.Г. Штритера (алкогольная продукция), Г.А. Брокара (парфюмерная продукция) и другим предприятиям из столиц и регионов России. За четыре месяца выставку посетили около миллиона человек. В.А. Гиляровский в своих воспоминаниях писал о невероятной её популярности: «Россия хлынула на выставку, из-за границы понаприехали» [Гиляровский, 2001, с. 247]. В экспозиции было выставлено 6 852 предметов от более чем пяти тысяч экспонентов. В.В. Стасов, рецензент национальных и зарубежных смотров, отмечал небывалый интерес низших слоев населения к «самой капитальной и самой великолепной выставке» [Никитин, 2014, с. 26].

Колоссальный московский успех волной прокатился по регионам России. В 1880-е годы в городах прошли десятки промышленных, научных, сельскохозяйственных выставок: Рига (1883), Одесса (1884), Нижний Тагил (1885), Казань (1886), Ташкент (1886), Екатеринбург (1887), Харьков (1887), Тифлис (1889). Их посещали великие князья или столичные чиновники. Участие в выставке становилось престижным и важным делом для местного предпринимательского сообщества.

Однако на Всемирных выставках 1889 г. (Франция) и 1893 г. (США) Российская империя приняла весьма скромное участие. В связи с дефицитом правительственного бюджета Министерство финансов отказалось от организации делегации на парижскую выставку, которая стала для современников мерилом выставочного успеха. Предпринимательское сообщество самостоятельно собирало команду будущих экспонентов. Профессор Санкт- Петербургского горного института, И.А. Тиме отмечал, что «в целом участие России в выставке 1889-го г. можно считать не вполне удачным: на фоне павильонов ведущих европейских государств экспозиция России значительно проигрывала как по размерам, так и по качеству представленных экспонатов» [Шпаков, 2008, c. 119].

В 1892 г. министром финансов России стал С.Ю. Витте, который был сторонником развития свободного рынка. Через год он возглавил комиссию по подготовке XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. В качестве места её проведения был выбран Нижний Новгород, как один из важнейших центров российской торговли. Председатель организационной комиссии отмечал, что «главное значение Выставки ─ деловое: выяснить успехи, достигнутые Россиею в области народного труда и, главным образом, труда промышленного; сблизить потребителей с производителями; открыть новые места для сбыта отечественных произведений, расширить торговые сношения» [Шустов, 1896, c. 22]. Выставочный городок раскинулся на 841,6 тыс.м2 вблизи от Нижегородской ярмарки. Для каждого экспозиционного отдела был выстроен отдельный павильон в русском стиле. Участниками выставки стали более девяти тысяч предпринимателей, начиная от нефтяных магнатов Нобелей и заканчивая мелкими товаропроизводителями (кустарями). По мнению историка М.Ю. Лачаевой учредители нижегородской выставки, приглашая участников, могли размышлять «над возможностями сохранения показа хозяйственного многообразия страны, всей ее промышленной структуры, трудовой культуры» [Лачаева, 1995, с. 176]. На выставке был организован торгово-промышленный съезд, который стал востребованной дискуссионной площадкой по вопросам дальнейшего взаимодействия между государтсвом и предпринимательским сообществом.

Несмотря на деловую направленность выставки, ее пространство было наполнено развлечениями. Работали рестораны и кафе, впервые было показано кино, о котором будучи в роли журналиста писал А.М. Горький: «публика нервно двигает стульями ─ эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит» [Горький]. Над выставкой высилась водонапорная башня инженера В.Г. Шухова, с которой в темное время суток «волшебный фонарь» проецировал на небо рекламные объявления.

Нижегородская выставка подводила итоги экономического развития России в XIX веке. Она была оценена современниками, как значительное и важное событие для всей страны. Журналист Я. Бутковский в обзорной статье в «Русском вестнике» о выставке заключает, что ее «просветительское значение несомненно. Для сбыта фабричных и заводских изделий нашего отечества открывается Восток, при условиях, исключающих всякую конкуренцию Европы» [Бутковский, 1896, с. 205]. К тому же она стала последним универсальным смотром, на котором экспонировались предметы всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы Российской империи. В начале ХХ века в крупнейших городах страны проходили только всероссийские специализированные выставки: кустарные, сельскохозяйственные, этнографические, гигиенические, пожарные. Они продолжали организационные традиции прошлого столетия: создание оригинальных выставочных павильонов, проведение различных съездов или конференций, издание каталогов экспонентов и устройство досуговых мест и аттракционов для широкой публики.

Нижегородскую выставку 1896 года можно считать генеральной репетицией перед грандиозным событием, открывшим всему миру двери в ХХ век. В 1900 году в Париже прошла самая масштабная универсальная выставка за всю историю выставочного движения. В самом центре французской столицы на площади в 1,12 км2 расположились павильоны 60 стран и колоний. В течение полугода выставку посетило более 47 миллионов человек. Для правительства Российской империи Париж 1900 года был важным событием, на котором страна должна была показать результаты достигнутые в XIX столетии и продемонстрировать новые перспективы развития. Председателем комиссии по организации участия России в выставке стал С.Ю. Витте. Генеральным комиссаром Русского отдела был назначен князь В.Н. Тенишев, крупный предприниматель, долгое время руководивший Брянским машиностроительным заводом. Он возглавлял организационные комитеты, занимавшихся набором экспонентов, созданием и наполнением русских павильонов, а также напрямую коммуницировал с французской администрацией выставки. Позже княгиня М.Т. Тенишева напишет, что «лихорадочная, суетливая жизнь, полная мелких забот, для такого делового и уравновешенного человека была не по характеру» [Тенишева, 1991, с. 188]. Но Вячеслав Николаевич бросил весь свой незаурядный управленческий талант на организацию Русского отдела, и результаты его работы были впечатляющими.

Россию на Всемирном празднике труда представили более 2400 экспонентов, которые были награждены 1 589 наградами, включая 212 Гран-при. В парижском выставочном пространстве было построено 14 российских павильонов, включая экспозицию Финляндии, павильоны казенной продажи питей и Ведомства учреждений императрицы Марии. Так как основная тематика выставки 1900 года была колониальной, то центральным сооружением российской делегации стал Павильон Русских окраин, демонстрировавший успехи освоения Кавказа, Средней Азии и Сибири. Он был спроектирован Р.Ф. Мельцером, талантливым архитектором, выполнявшим заказы для императорского дома. Павильон повторял архитектурный ансамбль московского и казанского Кремля, в котором посетители могли ознакомиться с экспозициями, провести время в русском ресторане и послушать национальный оркестр. В павильоне Русских окраин Международной компанией спальных вагонов был устроен необычный аттракцион «Путешествие из Москвы в Пекин по Транссибирской магистрали». Также выставка 1900 года стала весьма успешной для изделий народных художественных промыслов, самой известной представительницей которых стала русская матрешка, изготовленная троицко - сергеевскими кустарями. К удивлению князя В.Н. Тенишева эта сувенирная продукция имела большой успех и принесла доход в бюджет администрации Русского отдела в сумме 70 000 франков [Участие России..., 1901, с. 52]. По мнению И. Шевеленко «выставка 1900 года и успех предложенной на ней версии "русского стиля" представляются важной вехой в истории эстетического самосознания русских художественных элит» [Шевеленко, 2012, с. 434]. Подхваченная течением панславизма, мода на низовую русскую культуру дала начало Русским сезонам, расцвету архитектуры национального модерна. Помимо влияния на среду искусства, выставка 1900 г. способствовала усилению экономических связей между Россией и западными странами. По данным советского исследователя П.В. Оля «участие иностранных капиталов в облигационных займах предприятий по обработке металлов и машиностроению исчисляется в 1890 г. в 0,1 млн. руб, в 1900 г. в 19,7 млн. руб. и в 1915 г. в 39,3 млн. руб.» [Оль, 1925, с. 27].

Процесс взаимодействия российского предпринимательства с государственными органами власти выстраивался в течение ста с лишним лет. Основываясь на имперских принципах организации управления, законодательные акты категоризировали пестрое бизнес-сообщество и создавали необходимую экономическую инфраструктуру. Однако помимо политических инструментов общения с неоднородной предпринимательской группой были необходимы новые практики, реализуемые в модерном обществе. Такой площадкой для общения стали промышленные выставки. Заимствованные из европейского опыта российские выставки за свою более чем полувековую историю трансформировались в эффективный механизм взаимодействия властных структур, предпринимательских сообществ, мира искусства и простых обывателей.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.