Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Людвиг фон Мизес: просто золотой стандарт





 

Золотой стандарт – это система, хорошо известная в XIX веке, но в XX столетии лишь немногие экономисты реша­лись выступить в его защиту. Самым влиятельным из этих авто­ров был Людвиг фон Мизес. Перечислим основные элементы, из которых состоит система золотого стандарта.

Во-первых, правительство держит золотые резервы.

Во-вторых, оно выпускает бумажные купюры, банкноты.

В-третьих, государство гарантирует, что каждый, кто предъ­явит в государственное учреждение такую бумажную купюру, может обменять её на определённое количество золота.

В-четвертых, количество золота, на которое меняется бу­мажная денежная единица, определено законом раз и навсегда и указано на самой купюре.

В-пятых, золотой резерв – не меньше того количества, ко­торое потребуется, чтобы разменять все выпущенные в обра­щение бумажные купюры, если вдруг они будут предъявлены к погашению одновременно.

Но и это еще не всё.

В-шестых, при размене бумажных купюр на золото металл выдаётся в виде отчеканенной монеты установленного образ­ца, ясно определенного веса и пробы.

В-седьмых, такую же монету может получить всякий, кто принесёт на монетный двор соответствующее количество зо­лота.

Наконец, в-восьмых, золото в любой форме может свобод­но и беспошлинно быть предметом купли-продажи, экспорта и импорта.

Фактически при такой системе деньгами являются не золо­тые монеты, а само золото, в какой форме бы оно ни существо­вало. Ведь государство гарантирует, что любой кусок золота легко может быть перечеканен в монету, если это потребует­ся его хозяину. При этом нет никаких ограничений на добычу, ввоз или вывоз металла.

Таким образом, объём денежной массы определяется не правительством, а публикой. Если люди будут добывать много золота и захотят, чтобы всё оно было перечеканено в монету, монеты будет много. Если, наоборот, добыча металла прекра­тится, и общественность захочет перелить монеты в слитки или украшения, монет станет меньше.

То же самое и с банкнотами – их количество в обращении определяется рынком, а не правительством. Если люди хотят пользоваться в быту звонкой монетой, они относят бумаж­ные купюры в государственное казначейство и разменивают их на золото. Если же банкноты кажутся им более удобными, то золотые монеты отправляются в подвалы казначейства, а вместо них предъявителям выдаются бумажные деньги на ту же сумму. Система золотого стандарта позволяет свободно конвертировать друг в друга слитковое золото, монету и бу­мажные купюры – в любом направлении и в любом объёме. Соотношение их цены жестко зафиксировано, поскольку вы­пуск необеспеченных банкнот не допускается, а издержки по перечеканке слитков в монету довольно низки и стабильны.

В отличие от конституционного ограничения эмиссии и де­национализации денег, золотой стандарт имеет длинную «исто­рию успеха». В ХIX – начале XX века эта система денежной политики стала в развитых странах общепринятой. Там, где её требования строго соблюдались, не возникало практически ни­каких проблем с денежным обращением. Например, в Англии 1914 года цены почти всех товаров были примерно такими же, как в 1815 году, то есть в течение 99 лет инфляция держа­лась в среднем на нулевом уровне. В России золотой стандарт существовал с 1897 по 1914 год. Установление этой системы объединило российский финансовый рынок с мировым и способствовало притоку иностранных капиталов. Без этого при­тока царское правительство не смогло бы в 1906 году получить крупные займы от Франции и, скорее всего, рухнуло бы уже во время революции 1905 – 1907 гг. К сожалению, старый режим не смог в полной мере использовать возникшую передышку, в 1914 году вступил в Первую мировую войну и, стремясь фи­нансировать военные расходы за счет эмиссии, тотчас уничто­жил свободный размен бумажных денег на золото.

 

МИЗЕС, Людвиг (Ludwig Heinrich Edler von Mises, 1881-1973)

Австрийский экономист, представитель австрийской школы. Уроженец Львова. Во время Первой мировой войны воевал в рядах австро-венгерской армии на русском фронте. Первая крупная работа Мизеса не получила признания в англоязыч­ном мире из-за отрицательного отзыва Кейнса (впоследствии Кейнс признался, что когда читал эту книгу, он плохо пони­мал знал немецкий и не мог оценить новизну предложенных выводов, но всё-таки написал, что там ничего нового нет). Мизес – создатель теории, объясняющей связь между фено­меном делового цикла и государственным регулированием в сфере денежно-кредитных отношений. Также разработал теорию о невозможности рационального экономического расчета при социализме. Последовательный сторонник сво­бодного рынка и денежной системы, основанной на золотом стандарте. За несколько лет до Великой депрессии Мизес предсказал её наступление и масштаб. В 1938 году эмигри­ровал из Австрии в Германию, затем в США. где и прожил остаток дней. Главные работы – «Теория денег и кредита» (1912). «Социализм» (1922). «Человеческая деятельность» (1949). Убеждённый противник коммунизма и абсолютист­ской монархии. Мизес испытывал антипатию к русским; отсюда его неадекватные заявления об «интеллектуальном бесплодии» русских, о том, что коммунизм соответствует их «глубинной природе», о том, что русская литература не мо­жет быть интересна здоровым людям.

В современных условиях нет никаких объективных пре­пятствий к тому, чтобы Россия первой в мире восстановила золотой стандарт.

Отечественные золотовалютные резервы составляют 265 миллиардов долларов, что при цене унции золота в 620 долларов равнозначно 427 миллионам унций или 14 тыся­чам тонн золота.

Денежная база в России равна 3,3 триллионам рублей. Таким образом, на каждый рубль денежной базы приходится около 4 миллиграмм золота.

Это значит, что, если бы наше правительство обратило все свои золотовалютные резервы в золото, эти 14 тысяч тонн зо­лота можно было бы перечеканить в 3,3 миллиарда золотых монет весом по 4 грамма каждая. На каждой из этих монет по­ставить клеймо «1000 рублей» и объявить, что отныне и на­всегда любой, кто принесет в государственное казначейство 1000 рублей бумажными деньгами, будет взамен них получать такую монету. Это было бы очень простой и удобной пропор­цией обмена. Впрочем, какое конкретно соотношение будет ис­пользоваться – не так важно. Гораздо существеннее, чтобы оно строго выдерживалось в любых обстоятельствах.

Денежная система современного мира до сих пор несёт в себе наследие мировых войн, тоталитарных диктатур и «про­грессивных» экспериментов с плановой экономикой. Время этих явлений ушло, но мышление политиков подвержено инер­ции. Впрочем, любая инерция рано или поздно иссякает, и воз­можно, мы доживём до того дня, когда человечество откажется от системы контролируемых государством необеспеченных бумажных денег.

 

Великая депрессия

 

Великая депрессия является, безусловно, самым известным экономическим бедствием западного мира в XX веке. Так на­зывают период, начавшийся в 1929 году кризисом фондового рынка в США. Окончание Великой депрессии относят к раз­ным моментам – встречаются интервалы 1929 – 1932, 1929 – 1936 и 1929 – 1939 гг. В тысячах книг и сотнях тысяч статей эконо­мическая политика американского президента Франклина Рузвельта, который в первый раз победил на президентских выборах в 1932 году, используется как хрестоматийный при­мер успешного государственного вмешательства, исправивше­го «дефекты свободного рынка».

Широкая известность словосочетания «Великая депрессия» объясняется многими обстоятельствами. Играет свою роль то, что мировая депрессия начала свое шествие по странам и континентам с экономики Соединенных Штатов – страны, бывшей символом свободного мира вообще и свободной ры­ночной экономики в частности. Сказалась и необычайная глу­бина экономического спада, масштаб безработицы, количество разорившихся компаний и банков. Наконец, всем запомнилась невиданная в истории длительность экономического застоя, который не был преодолен до начала второй мировой войны. Так или иначе, в общественном восприятии Великая депрессия вышла за пределы собственно экономического явления, пре­вратившись в один из символов XX века.

Чтобы понять, чем была Великая депрессия, мы должны найти ответы на следующие вопросы:

Ø Почему спад был таким глубоким, а фаза депрес­сии такой длительной?

Ø Какую роль в этих событиях сыграли механизмы свободного рынка, а какую – государственное регу­лирование?

Ø Почему Великая депрессия стала символом успеха государственных программ?

Но прежде чем приступить к обсуждению этих вопросов, напомним, как протекает обычная, «не великая» депрессия.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.