Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II.2. Костюм в Ассирии и Вавилонии





Сияла людям Мысль, как свет в эфире;

Ее лучи лились чрез океан —

Из Атлантиды в души разных стран;

И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;

Вещанье звезд прочтя на небосклоне,

Их в символы Семит пытливый влил.

В. Я. Брюсов

Одной из наиболее древних культур Востока является культура Западной (Передней) Азии. Здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, а также на прилегаю­щих территориях существовали разные народы, племена и государства. На про­тяжении трех тысячелетий тут создавались, враждовали и гибли различные раннерабовладельческие цивилизации. Значительное место в истории этих терри­торий занимают древние государства Ассирия и Вавилония (Ассиро-Вавилония).

Памятников архитектуры и искусства тех времен дошло до нас мало. Причи­на в том, что эти государства развивались на открытой безлесой территории и постоянно подвергались нападению со стороны врагов. Постройки из сырца были недолговечными и непрочными, поэтому о культуре и искусстве Ассирии и Вавилонии мы можем судить лишь по отдельным сохранившимся памятникам.

В IX—VII вв. до н. э. своего расцвета достигает государство Ассирия. Худож­ники Ассирии в произведениях искусства прославляли царя-воина, царя-по­бедителя, царя-охотника. Культ царя — характерная особенность искусства Ассирии.

В VII—VI вв. до н.э. в Южном Двуречье после падения Ассирии центром обширного и могучего государства Вавилонии стал г. Вавилон. Искусство и архитектура Ассирии и Вавилонии близки по характеру. Архитектурные соору­жения были мощными и носили крепостной характер. В Вавилонии сильное жреческое сословие запрещало прославлять царя и изображать людей на релье­фах и росписях. Строилось много зиккуратов — многоярусных культовых соору­жений, одно из которых, Вавилонская башня, было разрушено А. Македон­ским. Вавилон прославился таким чудом света, как висячие сады Семирамиды.

Ассиро-Вавилонская цивилизация создала также много прекрасных образ­цов декоративно-прикладного и ювелирного исскуства.

 

Идеал красоты. Ведение захватнических войн, жестокость и агрессия, свой­ственные народам Ассирии и Вавилонии, а также их религия, призывавшая к уничтожению, порабощению, насилию с кровавыми обрядами и жерт­воприношениями, способствовали прославлению силы и мощи в облике

мужчин.

Мужчина считался красивым, если имел коренастое крепкое тело с широ­кими плечами и мощным торсом, крупную голову, мощную шею, густые кур­чавые волосы, лицо с крупными чертами, сросшимися черными бровями, большими бородой и усами. Именно такими предстают перед нами ассиро-вавилонские мужчины (царь, придворные, знать) на росписях и рельефах, сохранившихся до наших дней.

Идеал женской красоты можно представить лишь по единственному изо­бражению на рельефе «Ашшурбанипал с женой в саду». На нем мы видим царицу: дородную, величественную и одновременно почтительно-смиренную. У нее крупная голова с округлым зобообразным подбородком, короткая шея, пышная грудь. Прическа из полудлинных (до плеч), уложенных аккуратными локонами волос напоминает прическу царя.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежды были накладными и драпирующи­мися. Накладными были рубахи канди и кроеные плащи конасы, драпирую­щимися — плащи из куска ткани, обвивавшие тело, и перевязи, обматывав­шиеся вокруг торса. Перечень одежд для мужчин и женщин практически оди­наков: рубахи и плащи. Схожи они были и по внешнему виду. Особенно хочет­ся отметить особенности текстиля, применявшегося для изготовления одежды. В основном это была шерсть различного качества и толщины для рубах и пла­щей, а также войлок, кожа и замша для головных уборов.

Практически все виды одежды выполнялись из шерсти. Шерсть и мех — исконные материалы в костюме этого региона с его суровыми климатически­ми условиями.

С глубокой древности (XXX —XX вв. до н.э.), когда в одежде использова­лось много меха (юбки, платья, покрывала жриц, жрецов и простолюдинов) (рис. 11.17), осталась традиция отделывать края одежды извилистой бахромой, напоминавшей тщательно расчесанный мех, свисающий с края шкуры, обыч­но овчины.

«Шерсть, из которой изготовлялась рубаха царя, была белой из нежного руна белых непорочных ягнят особой породы»*.

В Ассирии и Вавилонии знали секрет изготовления пурпура и других ярких и прочных красителей. Поэтому одежда знати из тонкой высококачественной шерсти была очень красочной. Бахрома из шерсти также являлась ярким и нарядным элементом костюма.

Другим замечательным видом отделки текстиля была вышивка. Роскошные узоры и орнаменты, вышитые рабынями на текстиле, иногда полностью по­крывали платье или в виде каймы шли по краю конаса, перевязи или драпиро­ванного плаща. Это были розетки в кругах, цветки в квадратах или полосах, другие узоры, часто геометрической формы (цв. вкл., рис. 4). Золотые чеканные бляшки и пластинки также использовались в отделке одежды.

* Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. — М., 1993.

Богатая вышивка в сочетании с золотыми бляшками и яркой бахромой по яркому текстилю делали костюм ассирийцев и вавилонян очень декоратив­ным, своеобразным, выразительным.

В Ассирии и Вавилонии популярна была также вышивка бисером, особен­но интересная на маленьких круглых женских шапочках, напоминавших тю­бетейки.

В искусстве вышивки ассирийские мастерицы не знали себе равных. Рабы­ни-вышивальщицы ценились очень дорого и пользовались огромным спросом. Создававшиеся ими орнаменты широко использовались в быту.

Мужская одежда. Мужчины носили рубаху канди и плащ. Канди имела ру­кава короткие либо до локтя и длину в зависимости от социального положе­ния. Царь носил канди длиной до щиколотки с бахромой по низу, бедняки — короткую, до колена и выше. Длина одежды знати варьировалась в зависимос­ти от социального положения. Одежда царя была многослойной.

Поверх длинной белой канди из дорогой шерстяной ткани царь надевал кроеный, прилегающий, не сшитый по бокам плащ конас (рис. 11.18) с пур­пурной бахромой и другими видами отделки (чеканные бляшки, пластинки, вышивка).

Спереди конас имел немного скошенный, закругленный внизу борт. Спин­ка заканчивалась прямо. Конас надевался только на одно левое плечо и про­пускался под правую руку. Правое плечо и правый рукав канди открыты на всех изображениях царя (цв. вкл., рис. 5, 6).

Иногда вокруг торса обматывался еще один плащ из цветного куска шер­стяной ткани либо торс обвивала перевязь. И драпированный плащ, и пере­вязь также имели бахрому по краю. На голове парь носил тиару-кидарис (см. рис. 11.18).

Для совершения ритуальных обрядов царь надевал короткую белую канди и пурпурный драпированный плащ с пурпурной или золотой бахромой и золо­той каймой. На голову в данном случае надевалась другая тиара, так же как и кидарис, из белого войлока (см. цв. вкл., рис. 6).

Существовал также еще один вид верхней одежды, напоминающий покры­вало. Эта накидка закрывала левую руку и левый бок во весь рост. Данный вид покрывала опоясывался на талии ремнем. При этом левая рука, согнутая под прямым углом, располагалась в образовавшейся сбоку пазухе, как в емкости. Именно в такой одежде изображен царь Салманасар III (IX в. до н.э.). К цар­ской одежде полагались атрибуты власти: жезл, богато декорированный зонт.

Одежда знати состояла из канди, которая была короче царской, плаща и перевязи. Как и царские одежды, все это отделывалось пурпурной и цветной бахромой из шерсти.

Воины носили еше более короткие одежды, часто с диагональным срезом спереди для удобства при ходьбе и стрельбе из лука. Рубаха воина была расши­рена от талии. Грудь покрывал кожаный панцирь, на голову надевался остро­конечный шлем (рис. 11.19). Воины носили штаны, закрывающие колени.

Женская одежда. Поскольку роль женщины в Ассирии и Вавилонии была низведена до минимума и женских изображений практически нет, то, судя по единственному рельефу, можно сказать, что ассортимент женских одежд прак тически не отличался от ассортимента мужскихс. Женщины ходили в свободны рубашкообразных платьях с длинными узкими рукавами. Царица носила пла тье наподобие канди и верхнюю одежду, напоминающую конас царя. Бахро ма, вышивка и другие виды отделки такие же., как на мужской одежде.

Обувь. Ассирийцы и вавилоняне носили разные виды обуви. Очень популяр ной была кожаная обувь с закрытой пяткой и (открытой ремешковой передне! частью (цв. вкл., рис. 7). Она была цветная на илоской подошве и напоминал; современные сандалии. Наиболее популярные щвета обуви — красный, корич невый, фиолетовый, пурпурный. Царь и знать предпочитали именно такую обувь

Воины носили высокую обувь (цв. вкл., рис.. 8) из мягкой кожи в виде сапо жек, надетых на обмотки и зашнурованных спереди. Такая обувь хорошо соче талась с короткими верхними одеждами и штанами. Существовал также вщ закрытой обуви из мягкой кожи с загнутыми вверх носками. Эта обувь напо­минала сапожки.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Царь носил белую войлочнук тиару-кидарис, напоминавшую усеченный конус с золотым навершием в виде башенки. Тиара отделывалась золотым венцом-фанонсом, украшенным чекан­ными розетками и цветной эмалью. Сзади на спину спускались пурпурные лен­ты либо золотые плоские шнуры. Ленты заканчивались бахромой (см. рис. 11.18). Другой вид тиары также был в виде усеченного конуса (рис. 11.20). Знатные мужчины носили шапки и колпаки из войлока, кожи и замши. Часто их голов­ные уборы напоминали тюрбаны. Воины ходили в шлемах из металла, кожи, замши и колпаках (рис. 11.21).

Царица носила маленькую круглую шапочку, богато украшенную вышив­кой, бисером и драгоценными камнями, а также венец, отделанный орнамен­том и драгоценными камнями. Женщины носили платки, покрывала, вуали, войлочные шапочки, колпаки.

Как в Ассирии, так и в Вавилонии мы сталкиваемся с высокоразвитым парикмахерским искусством. Знатные мужчины носили зачесанные назад во­лосы длиной до плеч (рис. 11.22). Плоские крупные волны заканчивались гори­зонтальными валиками, иногда в несколько рядов. Уши оставались открытыми. Лоб обрамляли кольцеобразные завитки. Прически женщин напоминали муж­ские (рис. 11.22, б). Поражает то, как знатные мужчины заботились о красоте причесок, бород и усов. В условиях военной жизни, проходящей в сражениях и походах и лишенной многих удобств, это особенно удивительно. Воины носи­ли более скромные прически и короткие остроконечные бородки.

Существует предположение, что длинные прямоугольные бороды, состояв­шие из множества рядов трубчатых локонов, сочетавшихся с рядами колец и волнистых прядей, были накладными и прикреплялись их владельцами к соб­ственным коротким и аккуратным бородкам. Ухоженные густые усы также пред­ставляли собой замечательный образец парикмахерского искусства.

Вообще лицо мужчины с густыми сросшимися бровями, красиво оформ­ленной прической из достаточно длинных волос, большой ухоженной бородой и усами еще раз подтверждает любовь ассирийцев и вавилонян к волосам, а также к шерсти, меху, что находит свое подтверждение в костюме, начиная с XXX в. до н.э. и вплоть до изучаемого периода.

Если внимательно рассмотреть рельефы со сценами охоты, украшавшие комнаты дворцов, то можно заметить, что даже львы, имеющие густую гриву, изображены с красиво уложенной «растительностью».

Украшения — это в первую очередь золотые венцы, диадемы и обручи на головных уборах и прическах знати.

Серьги и подвески имели форму крестов и полумесяцев. Их носили и мужчины, и женщины. Браслеты были спиралевидными для предплечий и с солярной символикой (розетками) для запястий. Все золотые украшения от­делывались цветными эмалями, жемчужинами. Знать носила также массив­ные золотые цепи, воротники из золотых пластин с крупными жемчужи­нами.

Женщины белили и румянили лица, пользовались душистыми эссенциями, подкрашивали волосы басмой и хной, подводили брови и глаза.

Связь костюма с архитектурой. Архитектурные сооружения Ассирии и Ва­вилонии мощны и крепки, как тела агрессивных и воинственных мужчин этих государств.

Четкость очертаний и силуэтов в одежде и прическах мужчин соответствует такой же четкости линий в архитектуре зиккуратов и дворцов.

Висячие сады, спускавшиеся своими тонкими гибкими ветвями с уступов стен, образно перекликались со свисающей по краям одежды бахромой.

Чеканные золотые бляшки на конасе, плаще и перевязи ассоциируются с рельефными бронзовыми листами (металлопластикой) на воротах городов.

Яркие изразцы, украшавшие ворота и архитектурные сооружения, созвуч­ны коврам и вышивке, украшавшей одежду, особенно вышивке бисером.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой текстиль и какие виды отделки использовались в костюме Ассирии и Вави­лонии?

1. Какие элементы входят в костюм царя?

2. Что такое конас? Какого он был цвета?

3. Что такое канди? Какое сырье шло на изготовление текстиля для канди?

4. Какие атрибуты власти полагались к костюму царя?

5. Перечислите и опишите головные уборы царя, знати, воинов, простолюдинов.

6. Опишите прически мужчин.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.