Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональное и личностное саморазвитие





 

Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества педагогу нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мо­билизовать свои усилия на систематическую умственную работу, позволяющую рационально строить свою деятельность, преодо­левать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические пере­грузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и само­управления, а жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая ра­бота над собой носит название самовоспитания и само­развития.

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совер­шенствование своей личности в соответствии с требова­ниями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Оба процесса сложны по своей структуре и осуще­ствлению, однако овладение технологией профессиональ­ного саморазвития поможет будущему педагогу продук­тивно организовать самостоятельную подготовку к про­фессиональной деятельности и мастерству.

Изучение жизни и деятельности великих людей убеж­дает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональ­ному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил к огромной работоспособ­ности. Поэтому работа по саморазвитию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с не­довольства собой, которое возникает в процессе сравне­ния своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психи­ческих состояний, переживаний.

Профессиональное саморазвитие учителя в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, начинающий учитель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации наставников по улучшению своей деятельности. Опыт учителей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Это­му способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге – деятельность в целом. Рефлексия, как показано выше, это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недо­статки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.

Следующим шагом саморазвития является форму­лирование целей, то есть целеполагание – выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовос­питания. Ведь от выбора цели зависит эффективность та­кой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель «жить не по лжи» (А.И. Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перс­пективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей – конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продук­тивно организовывать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важ­ному в профессиональном становлении, развить усидчи­вость, коммуникативные умения, организаторские спо­собности и пр.

Выдвинуть, сформулировать, реализо­вать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития – самопоз­нания.

Самопознание и самооценка – изучение и оценка сво­их личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и исполь­зования специальных методов диагностики.

Следует отметить, что все три вышеназванных про­цесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облег­чает педагогу работу над собой, так как позволяет стро­ить программу саморазвития с учетом работоспособнос­ти, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных про­цессов. Знание своих личностных особенностей (экстраверсия-интраверсия, нейротизм), некоторых черт харак­тера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабиль­ность, социальная дистанция), уровня развития органи­заторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовос­питания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологи­ческий портрет – «Карту личности».

«Карта личности педагога» может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изу­чать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она по­зволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, сформировать адекватную самооценку, осознать свои возможности, тем самым по­черпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Наука отмечает два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала – самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала учителя. Это – главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким примером для студента педвуза и начинающего учителя может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».

Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ведение личного дневника, по которому субъект самовоспитания может наблюдать за развитием своих способностей. На основе проведенного анализа собственных недостатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по самовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

К внешним факторам, стимулирующим процесс саморазвития, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистских начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.

Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностно­го саморазвития очень важно наметить программу дей­ствий самовоспитания в рамках учебно-научной деятель­ности студента педвуза или начинающего учителя и выбрать методы ее осуществле­ния.

Программа саморазвития педагога – это про­грамма действий по достижению конкретных целей само­воспитания с учетом требований профессии к человеку.

Процесс самопрограммирования личности – материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» и «нет» – искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:

1) спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;

2) прямота в словах и поступках;

3) обдуманность действий;

4) решительность;

5) не говорить о себе без нужды ни одного слова;

6) не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится;

7) издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать;

8) каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках;

9) ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

При реализации программы используют специфичес­кие методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения – создание притягательных целей, рисование в своем воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать са­мовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими про­цессами. Самовнушение достигается путем словесных ин­струкций, мысленного воспроизведения определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных це­лей.

Эмоционально более насыщенным является метод са­моприказа. Это волевое усилие, предполагающее моби­лизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень зна­чимой для человека. По существу, это тоже самоубежде­ние, но используемое как приказ для достижения притя­гательных целей и задач.

Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти од­новременно. Так, студент, стремящийся во время педаго­гической практики развить свои коммуникативные уме­ния, убеждает себя в том, что у него все хорошо полу­чится, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определенную положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходится остаться с классом дополнительное вре­мя, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынуж­ден приказать себе оставаться терпеливым, коммуника­бельным, способным продолжать профессиональное об­щение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их макси­мальному использованию способствует особый метод са­моразвития и самовоспитания – метод аутогенной тре­нировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, развитие умения контролировать непроиз­вольную умственную активность. Все это необходимо для повышения эф­фективности значимой для человека деятельности. Назван­ные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоот­влечения используются в оптимальном сочетании с уче­том индивидуальных особенностей человека (при необ­ходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состоя­ний, результатов продвижения в саморазвитии. Результа­том самоконтроля является коррекция программы по са­мовоспитанию.

Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона. Им может быть любимый учитель, но чаше всего этосо­бирательный образ, в котором отражаются представле­ния о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть каче­ство эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления пе­дагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная ха­рактеристика).

Результатом работы по самовоспитанию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности, последнее проявляется в улучшении качества деятельно­сти, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, по­хвала педагогов, оценка сокурсников), тем сильнее по­требность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значи­мым для этого яв­ляется осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуаль­ной сфере человека. Для культурного и интеллектуального развития служат определенные средства. В первую оче­редь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.