Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль самообразования в становлении педагога-мастера





Самообразование – это целеустремленная работа преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Самообразование педагога выполняет следующие функции:

1) дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;

2) компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;

3) способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;

4) помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;

5) является средством самопознания и самосовершенствования.

Последняя функция связана с тем, что в процессе самообразования человек постоянно выявляет свое знание о незнании. Этот вид знания был осознан в свое время Сократом в процессе исследования самого себя и других людей: «Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил человек, «превыше всех своею мудростью» в Элладе. Знание о незнании вносит в сознание личности неудовлетворенность собой, заставляет сомневаться в полноте и непогрешимости имеющихся знаний. Этот вид знания выступает как источник саморазвития. Сократ, по свидетельству Платона, говорил: «Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды».

Недостаточный уровень активности преподавателя в сфере самообразования определяется рядом факторов, которые приводят к возникновению у преподавателей психологических барьеров, важнейшими из которых являются интеллектуальные и мотивационные барьеры.

Интеллектуальные барьеры связаны с различными точками зрения на самообразование. Первая точка зрения: самообразование – это личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждать этот вопрос с научной точки зрения. Вторая точка зрения: сама деятельность педагога – это и есть самообразование, поэтому нужно лишь эффективно организовать педагогическую деятельность в учебных заведениях. При первом подходе теряется весь накопленный в педагогической практике опыт организации самообразования, а важнейшая часть развития личности преподавателя ставится в зависимость от его индивидуального уровня педагогической компетентности, опыта и т.п. Второй подход ограничен тем, что культура педагогической деятельности ставится в зависимость только от эффективной научной организации труда. При этом не учитываются особенности личности преподавателя, уровень его развития, внутренние побудители, зрелость всех компонентов личности педагога.

В интеллектуальных психологических барьерах отражается специфический строй мышления преподавателя. Преодолению интеллектуальных барьеров способствует знание и понимание того, что стоящая перед преподавателем в учебно-воспитательной процессе триединая цель (обучение, воспитание, развитие) недостижима без постоянного самообразования. Педагогическая деятельность предполагает «воспроизводство» преподавателя на каждом занятии, что невозможно без постоянного саморазвития. Современные требования к преподавателю возможно реализовать лишь на основе повышения педагогической компетентности, совершенствования стиля работы, овладения культурой педагогического труда.

Другая группа психологических барьеров относится к побудительным причинам занятия самообразованием. Это мотивационные барьеры. Можно выделить следующие группы побудителей: побудители внешней среды (формы организации самообразования преподавателя, существующие в системе народного образования); побудители, вытекающие из условий деятельности (конкретные формы организации самообразования в данном педагогическом коллективе); внутренние побудители (формы организации самообразования, возникающие в силу специфики педагогической деятельности, личностной направленности преподавателя, его установок, ценностей и индивидуальных особенностей).

Первую группу побудителей реализуют всем известные формы: методологические семинары, аспирантура, докторантура, участие в научно-исследовательской работе, предметно-методические объединения учителей, стажировки, институты и курсы повышения квалификации.

Вторую группу побудителей самообразования преподавателей обеспечивает та конкретная обстановка, тот педагогический коллектив учебного заведения, где работает преподаватель. Важен его морально-психологический климат, уровень профессиональной компетенции членов коллектива, требовательности к каждому, традиции и нормы профессионального общения преподавателей.

Третья группа побудителей самообразования – внутренние мотивы личности преподавателя, его индивидуальные особенности. Главным внутренним побудителем, определяющим форму и уровень организации этих процессов, является потребностно-мотивационная сфера личности, ее направленность, установки, волевые, интеллектуальные и познавательные компоненты. Для преодоления мотивационных барьеров преподавателю необходимо самопознание, критическое отношение к себе и результатам своей профессиональной деятельности, непримиримое отношение к своим слабостям, формирование в себе убежденности в необходимости работы над собой.

В профессиональном самообразовании учителя можно выделить общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Общеобразовательное самообразование профессионально значимо для учителя не только в аспекте того, что много знающий и многим интересующийся учитель интереснее детям и быстрее находит с ними контакт, но и в плане повышения уровня педагогической грамотности. Учитель смотрит кино, читает книгу, идет в музей не только потому, что ему это интересно и он полезно займет досуг, но и потому, что у него сформирована установка на педагогизацию всей поступающей к нему информации: «Грамотно ли это с педагогической точки зрения? Где полученную информацию я могут использовать во взаимодействии с детьми?» и т.п. Такая установка вначале сознательно переносится учителем в систему профессионального самообразования, а затем становится элементом его педагогического сознания.

Общеобразовательное самообразование учителя включает в себя: собственно общеобразовательную информацию; информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность; знания, умения и навыки, имеющие значения для повышения предметной квалификации.

Предметное самообразование связано с чтением специальной литературы по преподаваемым предметам, посещением специальных занятий, курсов, семинаров.

Психолого-педагогическое самообразование предполагает углубленное знакомство и изучение педагогической и психологической литературы, что, как показывают специальные исследования по изучению этого аспекта самообразования (Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин) является самым несовершенным звеном даже в группах учителей, самообразовательную работу которых можно считать достигшей достаточно высокого уровня по другим содержательным компонентам этой деятельности. Это положение в определенной мере парадоксально, так как наибольшие затруднения учителя испытывают в сфере изучения и понимания своих воспитанников, т.е. в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия и организации взаимодействия с ними, что относится к педагогической компетентности. С другой стороны, противоречие это вызвано тем, что в период профессиональной подготовки предметы психолого-педагогического цикла (общепедагогического характера) не являются личностно значимыми для студентов, потребность в психолого-педагогических знаниях не является явно выраженной.

Методическое самообразование связано с углублением, уточнением, шлифовкой методики преподавания. Осуществляется оно чтением специальной литературы, изучением педагогического опыта, анализом и обобщением результатов собственной деятельности. Именно методические библиотечки наиболее представительны у учителей. Однако негативной тенденцией в методическом самообразовании является востребованность литературы, в которой содержатся конкретные рекомендации, советы, поурочные разработки, где каждый урок от начала до конца расписан по деталям. Учителя слепо следуют тому сценарию, который заложен в поурочной разработке, без какого-либо учета особенностей конкретного классного коллектива учащихся и условий его работы.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. Готовность к самообразованию – состояние, характеризующееся единством положительного отношения субъекта к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности. Готовность к самообразованию складывается из когнитивного, мотивационного, процессуального, организационного, нравственно-волевого компонентов.

Когнитивный компонент определяется базовой культурой личности, наличием достаточных профессиональных знаний и умений их применять. Ведущее место занимает мотивационный компонент: осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, профессионального совершенствования и расширения кругозора, наличие стойких познавательных интересов, влечений, установок, сформированного чувства долга и ответственности.

Самообразование невозможно без сформированного процессуального компонента: развитых навыков самостоятельной познавательной деятельности и сформированных операций умственной деятельности, умений самоанализа.

Организационный компонент готовности к самообразованию предполагает наличие умений выбрать источники познания и формы самообразования, планировать свою деятельность и время, организовать свое рабочее место, саморегуляцию деятельности, самоконтроль и самооценку.

Нравственно-волевой компонент включает ряд личностных характеристик, без которых самообразование не осуществимо: любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность.

В самообразование учителя включаются четыре вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование – самостоятельная познавательная деятельность, которая становится естественной частью жизни учителя, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение с определенной периодичностью кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

Фоновое педагогическое самообразование – просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методике преподавания, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебно-воспитательной работе. Для профессионально работающего учителя этот вид самообразования также является естественным элементом жизни.

Перспективное профессиональное самообразование – работа учителя над определенной психолого-педагогической или методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок. Проблема выявляется учителем в результате самоанализа своей педагогической деятельности как проблема, которую необходимо глубоко изучить.

Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей педагогической деятельности.

Профессиональное самообразование можно представить в виде модели.

В системе самообразования учителей в целях повышения педагогической культуры и профессионального мастерства особое место занимают библиотеки. По сравнению с другими источниками распространения книги библиотеки имеют неос­поримые преимущества:

1) библиотеки представляют собой систематиче­ски подобранные книжные фонды общественного пользова­ния, создающие возможность всестороннего изучения интере­сующей читателя проблемы (для сравнения: книжный мага­зин может предложить читателю для приобретения лишь то, что в данный момент находится на книжном рынке).

2) библиотеки размещены планомерно по всей стране и наиболее приближены к населению.

3) оказывают разностороннюю помощь в выборе книг для чтения, в формировании навыков пользования библиотечно-библиографическимвспомогательным аппаратом.

 

Модель.

Профессиональная самообразовательная деятельность учителя

1. Целеполагание: личностное и профессиональное самосовершенствование.
2. Функции: – дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; – компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения; – способствует формированию стиля профессиональной деятельности; – помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности; – является средством самопознания и самосовершенствования
3. Компоненты:
3.1.   3.2.   3.3.   3.4.   3.5. нравственно-волевой: положительное отношение к процессу учения, любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремленность, сильная воля, трудоспособность, ответственность; мотивационный: осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности; когнитивный: общеобразовательные и профессиональные знания и умения их применять; процессуальный: особенности мыслительной сферы; умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания; – умение слушать; – умение выделять и усваивать определенное содержание; – умения контроля и самоанализа; организационный: – умение планировать время и свою работу; – умение перестраивать систему деятельности; – умения работать в библиотеках, быстро ориентироваться в современной классификации источников; – умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации; – владение различными приемами фиксации прочитанного
4. Содержание: – общеобразовательное; – психолого-педагогическое; – предметное; – методическое.
5. Виды: – фоновое общеобразовательное; – фоновое педагогическое; – перспективное педагогическое; – актуальное педагогическое.
6. Формы:
6.1.   6.2. организованные: курсы, лектории, система повышения квалификации, открытые университеты, методическая работа; самостоятельные: самообучение, исследовательско-поисковая работа
7. Источники: Общеобразовательная и специальная литература, педагогическая периодика, средства массовой информации, изучение передового педагогического опыта, экскурсии, общение
8. Уровни: – зрелого самообразования; – высокого; – среднего; – низкого; – нулевого
9. Результаты: – профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень; – повышение результативности педагогической деятельности; – уровень педагогического мастерства и творческого отношения к делу

 

Перед библиотеками стоит задача помочь учителям ра­ционально использовать свободное время, удовлетворять пот­ребность в самообразовании,предложить им систему чтения, помочь в поисках необходимой литературы, показать принци­пы ее отбора. Такая помощь способствует, с одной стороны, удовлетворению интересов учителей, с другой – формирова­нию социально активной, творческой личности.

Комплектуя фонд, библиотека приобретает уже оценен­ную обществом литературу, соответствующую уровню подго­товленности потенциальных читателей. Организуя фонд не­опубликованных материалов (отчетов, депонированных руко­писей, диссертаций и т.д.), она предоставляет читателям воз­можность знакомиться с направлениями исследований и раз-работок. Выписывая реферативные и обзорные издания, библиотека целе­направленно информирует и знакомит читателей с существующими изданиями по интересующим проблемам.

Уровень работы библиотек в повышении педагогического мастерства учителя в значительной степени зависит от того, как поставлена информация о новой литературе, насколько эффективно используется межбиблиотечный абонемент, как библиотека знакомит читателей с новыми списками и указателями, помещенными в книгах и журналах или изданными отдельно.

Библиотеки используют все виды работы с читателями: наглядные, устные, письменные – путем организации дней информации, дней специалиста, оформления плакатов, составления библио­графических обзоров, информационных списков, библиогра­фических пособий, организации выставок, лекций, бесед, кон­ференций и самый действенный из них – сочетание несколь­ких или всех, вместе взятых.

Разнообразные методы массовой работы библиотеки мож­но разделить на две основные группы: наглядные и устные.

Наглядные методы. Наиболее распространен­ным методом являются книжные выс­тавки, способствующие наиболее эффективному раскрытию фондов для читателей, знакомящие их с новыми поступления­ми книг. В библиотеках применяются различные виды выста­вок: по содержанию – универсальные и тематические; но времени их использования – постоянные и эпизодические; по месту использования – внутри библиотечные и внебиблиотечные.

К числу универсальных относятся главным образом выставки-просмотры новых поступлений в библиотеку – книг и других произведений печати. Их цель – систематическая на­глядная информация о новых поступлениях в библиотеку за тот или иной период. Просмотры организуются в самом мно­голюдном месте и могут демонстрироваться в течение 2–3 дней. Кроме того, в библиотеках имеются постоянные выставки «Новые журналы». В крупных библиотеках регу­лярно выпускаются бюллетени новых поступлений.

Тематические книжные выставки очень разнообразны по своим задачам и тематике:

1) выставки, по­священные актуальным вопросам современности, культурному строительству, вопросам искусства, литературы;

2) выставки к памятным датам и знаменательным событиям;

3) выставки, посвященные жизни и деятельности вы­дающихся деятелей, ученых, писателей, художников, педаго­гов, имеющие большое воспитательное значение;

4) жанровые выставки – выставки художественной литературы, мемуаров и библиографической литературы;

5) выстав­ки, посвященные вопросам профессионального мастерства, знакомящие с передовым педагогическим опытом.

Особое внимание в организации выставок для учителей уделяется их профессионально-педагогической направлен­ности. В частности, во многих библиотеках регулярно организуются выставки, основная тема которых – профессия учителя: «Учись быть учителем», «Моя профессия – моя гор­дость», «Мы и книга», «Педагогическое творчество», «Передо­вой педагогический опыт», «Педагогическое мастерство», «Золотая чаша педагогической мудрости», «В помощь учите­лям-предметникам» и др.

О достижениях в области образования рассказывают выс­тавки «Народное образование: проблемы и перспективы развития», «Школа смотрит в завтра», «Педагогика и современность» и др.

Методы устной работы. Устнаяреклама в библиотеке реализуется посредством проведения обзоров, лекций, бесед, пресс-конференций, экскурсий и т.д. Основным признаком, характерным для этого направления, является живое обще­ние библиотечного персонала с аудиторией посетителей. Ана­лиз практики организации устных мероприятий в библиоте­ках свидетельствует о том, что в последнее время их структу­ра претерпевает существенные изменения. Процесс обновле­ния связан с существенным расширением сферы деятельнос­ти библиотек, повышением образовательного и квалификаци­онного уровня читательской аудитории и углублением на этой основе ее социальной дифференциации. Устные мероприятия по своей форме могут быть массовыми, групповыми и инди­видуальными.

К методам устной работы относятся:

1. Библиографические обзоры – это рассказы о книгах, построенные по определенному плану, анализирующие содер­жание, дающие оценку и рекомендацию произведений. По содержанию обзоры бывают тематическими и универсаль­ными, по характеру организации – самостоятельными или связанными с «вечером книги», с обсуждением книги, с книж­ной выставкой. Они могут также сочетаться с лекцией, док­ладом, могут быть приурочены к научным конференциям и т. д.

Обзоры имеют различную тематическую направленность, о чем свидетельствуют их названия: «Методы работы с кни­гой», «Рекомендательная библиография по педагогике», «Основы педагогического творчества», «Жизнь и творчество А. А. Ахма­товой», «Предупреждение вредных привычек у несовершенно­летних».

2. Читательские конференции – это самые содержательные и действенные формы массовой работы. Их цель – познакомить читателей с творчеством писателя или ученого, с отдельными художественными или научными произведениями, а так­ же с рядом произведений, посвященных одной теме. Они помогают привлечь внимание читателей к актуальным темам современности, к достижениям в различных областях науки и техники, способствуют углубленному изучению художест­венной и научной литературы, развивают навыки самостоятельной работы над книгой.

3. Обсуждение книг имеет большое общественное значение, так как является одним из путей творческого общения
между писателем и читателями, которые не только читают,
по и принимают своеобразное участие в литературном твор­честве: дают советы авторам, общаются с ними.

Кроме того, широко применяются такие методы устной работы, как вечера книги, вечера встречи с писателями и т.п.

Методы комплексной работы. В библиотечной практи­ке к ним относятся конференции, дни специалиста, дни инфор­мации.

Они представляют собой совокупность мероприятий, про­грамма которых включает элементы наглядных, устных и пе­чатных методов работы.

Целевое назначение «дней информации» и «дней специа­листа» – максимально полное и многоаспектное раскрытие фондов библиотеки. Информация об изданиях, как пра­вило, дополняется элементами библиотечно-библиографических знаний и навыков. Многообразные функции «дней информации» и «дней специалиста» реализуются через сочетание наглядных, устных и печатных форм работы. «Дни» предназначаются для широких кругов и для отдельных групп читателей. В зависимости от целевого и читательского назначения они знакомят читателей с новыми публикациями по раз­личной тематике или одной теме (области знания, жанру, серии) из фондов библиотеки. Наряду с книгами, периодиче­скими изданиями библиотеки широко представляют информационные издания. Чаще всего структура «дней информации» и «дней специалиста» складывается из выставки-просмотра изданий, обзора, беседы и консультации о рациональных приемах ра­боты с изданиями, о правилах пользовании библиотекой, ее справочно-библиографическим фондом, а также оказания ме­тодической помощи (как в библиотеке, так и во время прове­дения массово-информационных мероприятий вне библиоте­ки) и консультаций (индивидуальных и групповых; устных и письменных).

Вместе с тем библиотеки используют и традиционные ме­тоды библиотечно-библиографическойинформации читателей о новой литературе: информационные списки, указатели, ре­феративные журналы, тематические обзоры первичных и вто­ричных источников информации, тематические и отраслевые выставки литературы и др.

Наряду с информационной работой, знакомящей читателей с достижениями и передовым опытом библиотеки в целях повыше­ния педагогического мастерства и организации самообразова­тельного чтения постоянно совершенствуют справочно-биб­лиографическое обслуживание специалистов.

Итак, мы рассмотрели вопросы становления педагогического мастерства учителя-воспитателя. Если задаться вопросом: можно ли стать хорошим учителем, то ответ будет один: «Да, можно, если человек любит детей». Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, сталевара, даже если у человека талант к соответствующей деятельности.

Что для этого нужно? Прежде всего, знать предмет, который учитель собирается преподавать или уже преподает. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методами объяснения, закрепления, актуализации знаний, организации самостоятельной работы.

Однако этого мало. Учитель воспитывает. И хотя каждый человек от природы воспитатель, учителю необходимо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию.

Специфика работы учителя такова, что основное зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя. Изучаемая дисциплина «Основы педагогического мастерства» знакомит с основными способами, путями приобретения педагогического опыта, показывает, что учителем-мастером может стать каждый педагог, необходимо только приложить значительные усилия, чтобы неуклонно двигаться в этом направлении.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.