|
Методология общей теории права. Общенаучные и частнонаучные методы исследования государства и права.Стр 1 из 18Следующая ⇒ Специфика каждой науки выражается не только в ее предмете, но и в способах его познания. Общая теория государства и права, исследуя закономерности их возникновения, функционирования и развития, также пользуется в этих целях весьма широким арсеналом приемов научного познания как мировоззренческого, философского, так и прикладного, предметного характера. Приемы, способы изучения реальной действительности, получения о ней объективных знаний безотносительно к конкретной отрасли науки рассматриваются как методы научного познания. Совокупность таких методов применительно к определенным предметам исследования составляет методологию конкретной науки. Иногда понятие методологии научного исследования, в том числе и в юриспруденции, подменяется понятием некоего общего метода. Так, совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний о закономерностях правовых явлений, некоторыми правоведами определяется как метод общей теории государства и права. С данным подходом согласиться трудно. В таком случае игнорируется мировоззренческое отношение к исследованию и даже происходит подмена методологии исследования методикой его проведения. Общей теории государства и права присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их системной совокупности. Многие из них используются и в других сферах научных изысканий. В первую очередь это касается мировоззренческого подхода, который справедливо расценивается как общенаучный метод. В этом смысле системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений представляет собой методологию общей теории государства и права. В науке (в частности, в юриспруденции) господствует мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера (от выявления наиболее общих закономерностей до определения характерных черт конкретных явлений) можно разделить на три основных вида: 1. Всеобщий, т. е. философский, мировоззренческий метод. Он используется во всех науках и на всех стадиях научного познания. 2. Общие методы. Их применяют разные науки с учетом специфики предмета каждой. В их числе методы сравнения, системного (структурного) подхода, эксперимента, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Иногда от общих методов отличают специальные приемы исследования на том основании, что последние разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими, в том числе юридическими. Это математические, статистические, конкретно-социологические, формально-логические и другие методы. Но такого рода специальные методы получили широкое распространение и приобрели в связи с этим общий характер. Они имеют важное значение также для получения достоверных знаний о государстве и праве на отдельных этапах проведения исследования. 3. Частные методы. Они вырабатываются и применяются только каждой отдельной наукой, в данном случае — юриспруденцией,в том числе общей теорией государства и права. Имеются в видутакие специально-правовые (формально-юридические) методы исследования, как сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм. При всей научной и практической значимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной степени условна, ибо методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных методов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частно-научные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т. п. В последнее время в ряде изданий в осторожной форме отдается должное диалектико-материалистическому методу. Признается, в частности, что понятийный и категориальный аппарат, выработанный философией, выступает адекватным отражением всех открытых и познанных свойств материи (именно материи!), всех существующих в действительности явлений, включая такие сложные и многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней[5]. Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основными чертами: во-первых, признанием в качестве определяющего фактора общественной жизни материальных, производственных отношений; во-вторых, рассмотрением всех объективных явлений как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям[6]. Применительно к государству и праву материалистический подход означает признание того, что глубинным источником их возникновения и развития является экономический базис общества, т. е. производственные отношения, обусловливающие появление классов, иных социальных слоев, их видоизменение, стирание различий между ними, формирование социально однородного гражданского общества. Диалектический подход означает рассмотрение государства и права в непрерывном историческом развитии, взаимодействии как между собой, так и с другими социальными явлениями, а также признание того, что их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-правового характера. Противоположным мировоззренческим подходом к научным исследованиям государства и права отличается идеалистический метафизический метод. Идеалистический он потому, что исходит из определяющей роли сознания (его «первичности») в отношении возникновения и развития государства и права. В результате такого подхода к исследованию в качестве решающих факторов в становлении и развитии государства и права (в зависимости от той или иной идеалистической концепции) признаются религиозные, нравственные, политические, этические, национальные и даже психологические установки личности. Этот метод метафизический, поскольку рассматривает государство и право как явления, неразрывно между собой не связанные, не обусловленные всем ходом общественного (прежде всего экономического) развития, к тому же лишенные внутренних противоречий, предопределяющих их постоянное, объективно обусловленное развитие. В отличие от исходных позиций идеалистического метафизического метода основные требования диалектико-материалистического подхода к исследованию государства и права заключаются в том, что изучать государство и право необходимо: - в их постоянном развитии, конкретно-исторически. Сущность и роль государства и права могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности, все специфические условия их возникновения, функционирования и преобразования. Изучение существующих государственно-правовых явлений должно проводиться не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с учетом их прошлого развития. Принципиально важны при этом ответы на вопросы, касающиеся тех социальных противоречий, причин и условий, которые предопределили возникновение государства и права, влияют на их развитие в настоящее время, обусловливают тенденции и перспективы их эволюции в будущем; - в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями — экономикой, политикой, классовыми, национальными отношениями, природными и иными факторами, которые обусловливают видоизменения государства и права и испытывают на себе их обратное воздействие. Только при соблюдении этого требования может быть обеспечена полнота и всесторонность исследования государства и права во всех возможных аспектах и достигнута необходимая практическая значимость его результатов; - не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой, отражающей экономические, политические, социальные потребности общества, их реальную обеспеченность. Именно практика (правотворческая, судебная, правоохранительная) определяет цели исследования и является критерием истинности научных выводов; - не только с юридической (формально-правовой) точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, экономической теории, политологии, истории. Тем самым не только углубляются методологические, мировоззренческие основы исследования, но и расширяются возможности эффективного использования многообразных общих и частно-научных методов познания. Комплексный научный подход к исследованию государства и права позволяет широко и продуктивно пользоваться понятиями и категориями других общественных наук, в том числе такими философскими парными категориями, как «сущность и явление», «содержание и форма», «необходимость и случайность», «возможность и действительность» и др. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|