|
Республиканская форма правления, ее видыРеспублика (в переводе с латинского — общественное дело) — такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми главным образом населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и законодательных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. Республиканская форма правления в классическом для того времени виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. В наше время наполнилась новым демократическим содержанием. Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские. Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Глава государства — президент — в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. По мнению В. Н. Хропанюка и С. А. Комарова, глава государства в парламентарной республике обладает широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами[2]. Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделен довольно существенными полномочиями, однако на практике он не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на осуществление государственной власти. На самом деле в парламентарной республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. Следует согласиться с известным российским юристом профессором Ю.А. Дмитриевым, который считает, что «...положение президента в парламентарной республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер)»[3]. Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Есть основания утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовой порядок. В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие страны, как ФРГ, Финляндия, Италия, Венгрия, Чехия, Эстония и др. В президентской республике президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Характерные юридические признаки президентской республики: - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; - правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента; - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; - президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент в случае грубого нарушения им конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент); - президент является верховным главнокомандующим. В различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов». В президентской республике президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (например, указы, декреты и т. д.), которые занимают важное место в системе законодательства соответствующих стран. В настоящее время президентская республика является достаточно распространенной формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Филиппины и др.). В реальной жизни существуют и смешанные (полупрезидентские) республики, которые сочетают основные черты обоих типов республиканской формы правления, а также новые, не известные ни одному из рассмотренных выше типов республики черты. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России и Беларуси — ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации, ст. 93 и 94 Конституции Республики Беларусь). В процессе исторического развития президентская республика становится все более распространенной формой правления. Она стала характерной для большинства постсоциалистических государств. Вместе с тем в современных условиях встречаются и такие «гибридные» формы правления, которые называют «республиканскими монархиями» или «суперпрезидентскими республиками». Так, в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущи элементы монархии — пожизненное властвование главы государства и фактическое подчинение ему всех ветвей власти. Например, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г. переизбрание не распространялось на И. Броз Тито. Пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых других государств. Республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют детального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны. Парламентарную и президентскую формы правления в современном цивилизованном обществе сближают общие цели и задачи обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и интересов.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|