Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Республиканская форма правления, ее виды





Республика (в переводе с латинского — общественное дело) — та­кая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми главным об­разом населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выбор­ность на определенный срок главы государства и законодательных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юриди­ческая ответственность главы государства в случаях, предусмотрен­ных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления в классическом для того времени виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. В наше время наполнилась новым демократическим содержанием.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством пар­ламента в организации государственной жизни страны. Правитель­ство формируется парламентским путем из числа депутатов, при­надлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут от­ветственность перед парламентом. Правительство правомочно осу­ществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием

парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парла­мента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных на­правлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства — президент — в таких республиках изби­рается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

По мнению В. Н. Хропанюка и С. А. Комарова, глава государс­тва в парламентарной республике обладает широкими полномочи­ями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами[2]. Действительно, формально глава государс­тва в парламентарных республиках наделен довольно существенны­ми полномочиями, однако на практике он не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на осуществление государственной власти. На самом деле в парламентарной республике любое дейс­твие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. Следует согласиться с известным российским юристом профессором Ю.А. Дмитриевым, который считает, что «...положение президента в пар­ламентарной республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства но­сят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер)»[3].

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной рес­публике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он форми­рует правительство, которое осуществляет верховную исполнитель­ную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Есть основания утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государс­твенной власти, которая реально обеспечивает демократизм обще­ственной жизни, свободу личности, правовой порядок.

В качестве примеров парламентарных республик можно привес­ти такие страны, как ФРГ, Финляндия, Италия, Венгрия, Чехия, Эстония и др.

В президентской республике президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Характерные юридические признаки президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирова­ния правительства;

- правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, пар­ламент в случае грубого нарушения им конституции, злоупотреб­ления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый им­пичмент);

- президент является верховным главнокомандующим.

В различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик ха­рактерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в фор­мировании кабинета или совета министров.

В цивилизованных государствах президентская форма правле­ния действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избе­жать диктата исполнительной власти на законодательную и судеб­ную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механиз­ма взаимных «сдержек и противовесов».

В президентской республике президент имеет право отлагатель­ного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте. Пре­зидент в пределах своей компетенции самостоятельно издает норма­тивные акты (например, указы, декреты и т. д.), которые занимают важное место в системе законодательства соответствующих стран. В настоящее время президентская республика является достаточно рас­пространенной формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Филиппины и др.).

В реальной жизни существуют и смешанные (полупрезидентские) республики, которые сочетают основные черты обоих типов респуб­ликанской формы правления, а также новые, не известные ни одно­му из рассмотренных выше типов республики черты.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутс­твие прямой юридической связи между президентом и правитель­ством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается от­деленным от руководства исполнительной властью, которое консти­туция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России и Беларуси — ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации, ст. 93 и 94 Конституции Республики Беларусь).

В процессе исторического развития президентская республика становится все более распространенной формой правления. Она стала характерной для большинства постсоциалистических госу­дарств. Вместе с тем в современных условиях встречаются и такие «гибридные» формы правления, которые называют «республиканс­кими монархиями» или «суперпрезидентскими республиками». Так, в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущи элементы монархии — пожизненное властвование главы государства и фактическое подчинение ему всех ветвей власти. На­пример, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г. переизб­рание не распространялось на И. Броз Тито. Пожизненными объ­явили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых других государств.

Республиканская форма правления в наибольшей степени обес­печивает участие населения в формировании высших органов госу­дарственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют детального пра­вового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают за­крепление в конституции страны.

Парламентарную и президентскую формы правления в совре­менном цивилизованном обществе сближают общие цели и зада­чи обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и интересов.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.