|
Сложные формы государственного устройства.Сложной формой государственного устройства является федерация (латин. foedus — союз), субъекты которой обладают в определенной мере государственным суверенитетом. В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народов и т. д. Вместе с тем можно выделить наиболее характерные юридические признаки для большинства федеративных государств. Так, в федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации — республик, земель, штатов, кантонов и т. п. Территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Федеративная форма государственного устройства может быть следствием и воплощением различных видов общественных связей. Так, например, США, Мексика, ФРГ — это федеративные государства, образованные не по национальному, а по территориальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения. Россия, Индия представляют собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. И это понятно, ибо в основе такой формы государственного устройства лежат межнациональные отношения. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США). Определенная государственная самостоятельность субъектов федерации закрепляется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства. При этом субъекты федерации сохраняют свои системы законодательства, свои конституционные акты, но соответствующие федеральному законодательству. В настоящее время в мире насчитывается около двадцати федеративных государств. Как правило, это достаточно крупные государственные образования, расположенные на всех материках мира (ФРГ, Индия, Малайзия, Нигерия, США, Канада, Мексика, Австралия и др.). К современным федеративным государствам относится и Россия, что закреплено в ст. 1 ее Основного Закона: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Следует отметить, что в последней трети ХХ в. наблюдались, с одной стороны, тенденция федерализации некоторых государств (Бельгия, Канада и др.), с другой — распад федераций, построенных на национальной основе (СССР, СФРЮ, ЧССР). Исследование проблем участия унитарных и федеративных государств в различного рода новых союзах в современных условиях приобретает особую актуальность, в том числе для Беларуси и России1. Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (в переводе с латинского — «сообщество») — не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических). Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадалась (Австро-Венгрия, Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского союза (ЕС). Не все правоведы относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А. И. Коваленко пишет: «К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация — это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики».
Политико-правовой режим: понятие и виды Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах. Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т. д.). Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на них оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многие другие. Разные исторические эпохи знают разные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же типа. Например, в рабовладельческих государствах обнаруживаем деспотию и демократию; в феодальных — абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических — буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах — авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии. Все многообразие политических режимов можно свести к двум разновидностям — демократическому и недемократическому. Демократические режимы. Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами: - плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых разных социальных групп и слоев населения; - реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей; - защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия; - демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека; - демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы; - предоставление свободы личности в сферах экономической, политической и культурной деятельности; - демократический политический режим базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|