Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сложные формы государственного устройства.





Сложной формой государственного устройства является федера­ция (латин. foedus — союз), субъекты которой обладают в определен­ной мере государственным суверенитетом.

В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются исто­рическими условиями образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народов и т. д. Вместе с тем можно выделить наиболее ха­рактерные юридические признаки для большинства федеративных государств. Так, в федеративном государстве существуют общефеде­ральные органы государственной власти, решения которых являют­ся обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов фе­дерации — республик, земель, штатов, кантонов и т. п.

Территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одно­временно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Федеративная форма государственного устройства может быть следствием и воплощением различных видов общественных связей. Так, например, США, Мексика, ФРГ — это федеративные государс­тва, образованные не по национальному, а по территориальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения.

Россия, Индия представляют собой многонациональные госу­дарства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. И это понятно, ибо в основе такой формы государственного устройства лежат межнациональные отношения.

Как правило, федерация возникает на основе нормативного до­говора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США). Определенная государственная самостоятельность субъектов федерации закрепляется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного го­сударства. При этом субъекты федерации сохраняют свои системы законодательства, свои конституционные акты, но соответствующие федеральному законодательству.

В настоящее время в мире насчитывается около двадцати феде­ративных государств. Как правило, это достаточно крупные госу­дарственные образования, расположенные на всех материках мира (ФРГ, Индия, Малайзия, Нигерия, США, Канада, Мексика, Австра­лия и др.). К современным федеративным государствам относится и Россия, что закреплено в ст. 1 ее Основного Закона: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Следует отметить, что в последней трети ХХ в. наблюдались, с одной стороны, тенденция федерализации некоторых государств (Бельгия, Канада и др.), с другой — распад федераций, построенных на национальной основе (СССР, СФРЮ, ЧССР).

Исследование проблем участия унитарных и федеративных госу­дарств в различного рода новых союзах в современных условиях при­обретает особую актуальность, в том числе для Беларуси и России1.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (в переводе с латинского — «сообщество») — не союзное государство, а союз госу­дарств, при котором государства, образующие конфедерацию, полно­стью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие ор­ганы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединен­ные органы. Последние функционируют лишь в строго определен­ных целях (экономических, военных, политических).

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко выступала промежуточным звеном на пути движения госу­дарств к образованию федерации (США, Швейцария) или распа­далась (Австро-Венгрия, Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швей­цария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфе­дерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского союза (ЕС).

Не все правоведы относят конфедерацию к формам государс­твенного устройства. Например, профессор А. И. Коваленко пишет: «К формам государственного устройства недопустимо относить кон­федерацию. Конфедерация — это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключает­ся в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласо­вания их интересов и проводимой политики».

 

 

Политико-правовой режим: понятие и виды

Под политико-правовым режимом понимается совокупность мето­дов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуали­зирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы об­щества. Политико-правовой режим включает в себя как методы госу­дарственного властвования, так и характерные способы деятельнос­ти негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т. д.).

Политических режимов (в узком и широком смысле) существу­ет много, поскольку на них оказывает влияние целый ряд обстоя­тельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многие другие.

Разные исторические эпохи знают разные политические режи­мы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах од­ного и того же типа. Например, в рабовладельческих государствах обнаруживаем деспотию и демократию; в феодальных — абсолю­тистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических — буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах — автори­тарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии.

Все многообразие политических режимов можно свести к двум разновидностям — демократическому и недемократическому.

Демократические режимы.

Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами:

- плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других обществен­ных организаций и объединений, которые представляют интересы самых разных социальных групп и слоев населения;

- реализация в практике государственного строительства при­нципа разделения властей;

- защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- демократическая власть в одинаковой мере учитывает интере­сы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека;

- демократический режим создает эффективные механизмы пря­мого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы;

- предоставление свободы личности в сферах экономической, политической и культурной деятельности;

- демократический политический режим базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности раз­вития личности и общества.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.