|
Позитивистско-нормативистская теория праваПозитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественного права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Провозглашая безупречность действующего права, приверженцы этой теории призывали юристов воспринимать его таким, каким оно есть, не подвергая критике и оценке. Они исключали связь содержания норм права с экономикой, политикой, идеологией и др. Задачу юридической науки они видели в описании и систематизации правовых норм, формальном анализе догмы права. Право, по их мнению, является совокупностью юридических норм, исходящих от государства (формально закрепленных в государственных актах) и обеспечиваемых его принудительной силой. При этом сосредоточивалось внимание на форме права, а содержание норм не связывалось с экономикой, идеологией, нравственностью. Позитивизм получил свое дальнейшее развитие в теории нормативизма, которая сложилась на основе выработанной им методологии (XX в.). Основоположником этой концепции считают австро-американского ученого-юриста Г. Кельзена (1881-1974), который называл свою теорию «чистым учением о праве». Опираясь на философское учение И. Канта о «должном» как об особой сфере, создаваемой человеческим разумом и независимой от сущего, т.е. от сферы бытия, Г. Кельзен относил право к сфере долженствования, которая не зависит от действительности. По его мнению, право - это совокупность норм (правил поведения), выраженных в законах (или иных актах государства) и регулирующих общественные отношения с точки зрения должного, независимого от реальной жизни, от сущего. Право представляет собой иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится некая «основная норма». Г. Кельзен отрицает экономическую, политическую, нравственную и другую обусловленность права. Право возникает из самого себя, из основной нормы, которая существует независимо от реальных социальных отношений как сфера чистого долженствования. Каждая норма низшего уровня опирается на высшую норму и приобретает обязательность в силу соответствия этой высшей норме. Таким образом, рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон. В литературе приводится немало положительных аспектов этого направления. В частности отмечается, что оно ориентировано на практику, на установление стабильного правопорядка, обеспечение режима законности. Оно способствует формированию представлений о праве как о формально-логической системе социального регулирования. Акцентирование внимания на формальной определенности права позволяет четко определять права и обязанности субъектов, фиксировать меры государственного воздействия и др. К недостаткам этого направления относят отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование нравственных основ права, преувеличение роли государства в формировании правовой системы. Нормативистское правопонимание в XXI в. имеет достаточно широкое распространение, в том числе и в странах СНГ, однако в весьма модифицированных вариантах. К примеру, содержание научных публикаций приверженцев этого направления (их таковыми считают авторы, придерживающиеся иных концепций правопонимания), в частности в России (В.Н. Кудрявцева, А.Ф. Черданцева, М.И. Байтина, А.Л., Берченко и др.), показывает, что их весьма сложно упрекнуть в следовании постулатам классического нормативизма и в «узконормативном» подходе к правопониманию. В сущности, в их работах явно просматривается попытка модифицированного преодоления общепризнанных недостатков, односторонности наиболее известных теорий, конкурирующих в современном правоведении, заметно их стремление показать феноменальные особенности права на основе учета всего того, что в этих теориях признано позитивным, и выработать такой подход к правопониманию, который отвечал бы современным требованиям и отражал бы тенденции в развитии и функционировании права как определяющей регулятивной системы общества. Примечательно, что такие попытки предпринимаются и предпринимались и западными правоведами. Естественно-правовая школа Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыслителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность божественного закона (Ф. Аквинский). Но наибольшее развитие теория естественного права получила в период зарождения буржуазного общества (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Собственно она и стала теорией в результате усилий перечисленных и ряда других выдающихся мыслителей. Согласно этой теории, наряду с позитивным (законодательным) правом существует естественное право, принадлежащее человеку от природы (врожденное право) и отвечающее требованиям человеческого разума. Это исходное положение получило название правового дуализма. Провозглашалось, что естественное право как нечто вечное, неизменное и общее для всех людей имеет приоритет над выраженным в законах позитивным правом, которому присуща изменчивость, непостоянство. Основой естественного права объявляется абстрактное понятие справедливости, которое выводится из самой природы человека. Позитивное право, поэтому не должно противоречить естественному праву. Законы государства могут считаться правом лишь в том случае, когда они соответствуют естественному праву. Исходя из этой теории следует отличать право и закон. Правом признается лишь тот закон, который выражает идеи естественного права, идеи справедливости. После укрепления буржуазного строя теория естественного права потеряла актуальность, на ее смену пришли позитивистские взгляды на право. Но после Второй мировой войны она снова получила распространение (в религиозных и светских вариантах), в первую очередь как реакция на фашистскую правовую систему. Она и в настоящее время является достаточно распространенной (сейчас в мире существуют различные направления этой теории) и имеет немало сторонников и в постсоветских странах. Таким образом, для теории естественного права является наиболее характерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.); во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|