Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Позитивистско-нормативистская теория права





Позитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыб­лемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественно­го права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Провозглашая безупречность действующего права, приверженцы этой тео­рии призывали юристов воспринимать его таким, каким оно есть, не под­вергая критике и оценке. Они исключали связь содержания норм права с экономикой, политикой, идеологией и др. Задачу юридической науки они видели в описании и систематизации правовых норм, формальном анализе догмы права. Право, по их мнению, является совокупностью юридических норм, исходящих от государства (формально закрепленных в государствен­ных актах) и обеспечиваемых его принудительной силой. При этом сосредо­точивалось внимание на форме права, а содержание норм не связывалось с экономикой, идеологией, нравственностью.

Позитивизм получил свое дальнейшее развитие в теории нормативизма, которая сложилась на основе выработанной им методологии (XX в.). Осно­воположником этой концепции считают австро-американского ученого-юри­ста Г. Кельзена (1881-1974), который называл свою теорию «чистым учени­ем о праве». Опираясь на философское учение И. Канта о «должном» как об особой сфере, создаваемой человеческим разумом и независимой от суще­го, т.е. от сферы бытия, Г. Кельзен относил право к сфере долженствования, которая не зависит от действительности. По его мнению, право - это сово­купность норм (правил поведения), выраженных в законах (или иных актах государства) и регулирующих общественные отношения с точки зрения дол­жного, независимого от реальной жизни, от сущего. Право представляет со­бой иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится некая «основная норма». Г. Кельзен отрицает экономическую, политическую, нрав­ственную и другую обусловленность права. Право возникает из самого себя, из основной нормы, которая существует независимо от реальных социальных отношений как сфера чистого долженствования. Каждая норма низшего уров­ня опирается на высшую норму и приобретает обязательность в силу соот­ветствия этой высшей норме.

Таким образом, рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.

В литературе приводится немало положительных аспектов этого направ­ления. В частности отмечается, что оно ориентировано на практику, на уста­новление стабильного правопорядка, обеспечение режима законности. Оно способствует формированию представлений о праве как о формально-логи­ческой системе социального регулирования. Акцентирование внимания на формальной определенности права позволяет четко определять права и обя­занности субъектов, фиксировать меры государственного воздействия и др. К недостаткам этого направления относят отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование нравствен­ных основ права, преувеличение роли государства в формировании право­вой системы.

Нормативистское правопонимание в XXI в. имеет достаточно широкое распространение, в том числе и в странах СНГ, однако в весьма модифици­рованных вариантах. К примеру, содержание научных публикаций привер­женцев этого направления (их таковыми считают авторы, придерживающи­еся иных концепций правопонимания), в частности в России (В.Н. Кудряв­цева, А.Ф. Черданцева, М.И. Байтина, А.Л., Берченко и др.), показывает, что их весьма сложно упрекнуть в следовании постулатам классического норма­тивизма и в «узконормативном» подходе к правопониманию. В сущности, в их работах явно просматривается попытка модифицированного преодоле­ния общепризнанных недостатков, односторонности наиболее известных теорий, конкурирующих в современном правоведении, заметно их стремле­ние показать феноменальные особенности права на основе учета всего того, что в этих теориях признано позитивным, и выработать такой подход к пра­вопониманию, который отвечал бы современным требованиям и отражал бы тенденции в развитии и функционировании права как определяющей ре­гулятивной системы общества. Примечательно, что такие попытки предпри­нимаются и предпринимались и западными правоведами.

Естественно-правовая школа

Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыс­лителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность боже­ственного закона (Ф. Аквинский).

Но наибольшее развитие теория естественного права получила в период зарождения буржуазного общества (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Собственно она и стала теорией в результате усилий перечис­ленных и ряда других выдающихся мыслителей.

Согласно этой теории, наряду с позитивным (законодательным) правом существует естественное право, принадлежащее человеку от природы (врож­денное право) и отвечающее требованиям человеческого разума. Это исход­ное положение получило название правового дуализма. Провозглашалось, что естественное право как нечто вечное, неизменное и общее для всех лю­дей имеет приоритет над выраженным в законах позитивным правом, кото­рому присуща изменчивость, непостоянство.

Основой естественного права объявляется абстрактное понятие справед­ливости, которое выводится из самой природы человека. Позитивное право, поэтому не должно противоречить естественному праву. Законы государства могут считаться правом лишь в том случае, когда они соответствуют есте­ственному праву. Исходя из этой теории следует отличать право и закон. Правом признается лишь тот закон, который выражает идеи естественного права, идеи справедливости.

После укрепления буржуазного строя теория естественного права поте­ряла актуальность, на ее смену пришли позитивистские взгляды на право. Но после Второй мировой войны она снова получила распространение (в религиозных и светских вариантах), в первую очередь как реакция на фаши­стскую правовую систему. Она и в настоящее время является достаточно распространенной (сейчас в мире существуют различные направления этой теории) и имеет немало сторонников и в постсоветских странах.

Таким образом, для теории естественного права является наиболее ха­рактерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.); во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.