Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Эволюция теории и практики государственного управления





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Целью преподавания и изучения дисциплины «государственное управление социальных и экономических систем» является познание теоретических основ и сложившейся практики государственного управления в Республике Беларусь и зарубежных странах, приобретение практических навыков и умений в управлении многообразными отношениями и процессами, протекающими в жизнедеятельности общества и государства.

Задачи изучения дисциплины:

· осмыслить и осознать с позиции теоретических подходов сущность и особенности государственного регулирования, единство и целостность системы государственного управления;

· освоить методологические основы государственного управления: современные подходы, принципы, цели, задачи и приоритеты государственного регулирования;

· овладеть формами, методами, управленческими процессами и технологиями государственного регулирования и приобрести навыки их применения в условиях белорусской модели развития;

· усвоить правовые основы государственного регулирования и необходимость его ресурсного обеспечения;

· приобрести навыки применения теоретических основ государственного управления на практике.

В результате изучения курса необходимо:

Знать:

· используемый в государственном управлении понятийный аппарат;

· специфику, цели и задачи государственного регулирования;

· теоретические основы государственного регулирования;

· методологию формирования системы государственного регулирования;

· научные школы и концепции государственного управления;

· субъекты и объекты государственного регулирования, их особенности;

· организационную структуру и органы государственного управления Республики Беларусь, их задачи и функции;

· правовые основы государственного регулирования;

· ресурсное обеспечение государственного регулирования.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Всего Количество часов
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Сам. работа
1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально - экономических систем          
2. Эволюция теории и практики государственного управления          
3.Методологические основы государственного управления и регулирования социально - экономических систем          
4. Цели, функции и методы государственного регулирования          
5. Система государственного управления          
6. Функционирование системы государственного регулирования социально - экономических систем          
7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления          
8. Ресурсное обеспечение государственного управления          
9. Эффективность государственного регулирования социально - экономических систем          
ИТОГО          

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, КОНТРОЛЬНЫЕ

ВОПРОСЫ, ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ЗАДАНИЯ

Тема 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально - экономических систем

План

  1. Предмет науки управления. Виды управления.
  2. Характерные признаки современного государства.
  3. Форма государства и ее составляющие.
  4. Понятие государственного управления и регулирования социально-экономических систем.

5. Виды государственного управления.

Литература: [1; 2; 3]

Контрольные задания

1. Что означает понятие управления как объективной реальности?

2. Рассмотрите современную управленческую парадигму.

3. Изучите внутренние и внешние функции государства.

4. Изучите формы правления.

5. Рассмотрите роль государства в жизнедеятельности общества.

6. Рассмотрите государственное управление в широком и узком смысле.

7. Рассмотрите политическое и административное государственное управление.

 

Темы рефератов

1. Государствоведение как отрасль знаний и учебная дисциплина.

2. Социальное государство и собственность.

3. Социальная структура общества.

 

Задание 1

Рассмотрите основные отличительные и идентичные особенности понятий «менеджмент», «управление», «государственное управление». Дайте им характеристику. Результат оформите в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Отличительные и идентичные особенности «Менеджмент» «Управление» «Государственное управление»
Цель      
Объект, субъект управления      
Уровень управления      
Применение методов управления      
Применение функций      
Принципы управления      
Широта охвата      
Т.д.      

Задание 2

Определите управленческие компетенции по тестам (приложение 1)

Задание 3

Деловая игра «Как разрешить конфликт в компании»

Тема 2. Эволюция теории и практики государственного управления

План

1. Эволюция науки государственного управления, ее этапы.

2. Основоположники государственного управления.

3. Основные научные школы государственного управления.

4. Американская научная школа государственного управления.

5. Основоположники немецкой и английской школ государственного управления.

6. Французская школа государственного управления.

Литература:: [1; 2; 3; 4]

 

Контрольные задания

1. Рассмотрите развитие теории государственного управления в России и Беларуси.

2. Изучите современные концептуальные подходы к государственному управлению.

3. Рассмотрите основные теории и концепции административной школы управления.

4. Проанализируйте теории школы человеческих отношений.

5. Прагматическая и социальная школы.

6. Многофункциональные теории управления.

7. Изучите концепции американской школы.

8. Рассмотрите концепции немецкой и английской школ.

9. Правовое закрепление принципов государственного управления.

10. Рассмотрите современные проблемы государственного управления.

11. Проанализируйте общие и отличительные характеристики концепций различных школ.

Темы рефератов

1. Преобразование публичного управления в Ческой Республике.

2. Глобализация и будущее социального государства.

3. Политические трансформации на постсоветском пространстве.

 

Задание

Рассмотрите основные этапы эволюции государственного управления, дайте характеристику базовым концепциям. Результат оформите в таблице 2.

Таблица 2

Этап (научная школа) Представители Концепции
1880-1920    
Т.д.    

 

Тема 3. Методологические основы государственного управления и регулирования социально - экономических систем

План

1. Понятие методологии государственного управления.

2. Субъекты и объекты государственного управления.

3. Методологические принципы государственного управления и регулирования социально-экономических систем.

4. Принципы управления по А. Файолю.

Литература: [1; 2; 3; 4; 5]

 

Контрольные задания

1. Рассмотрите методологические подходы и установки к государственному управлению.

2. Изучите понятие, сущность субъектов и объектов государственного управления.

3. Рассмотрите роль объектов в формировании механизма государственного управления и регулирования социально-экономических систем.

4. Рассмотрите понятие принципов государственного управления.

5. Рассмотрите онтологический, гносеологический, методологический аспекты формирования принципов.

6. Изучите основания систематизации принципов государственного управления.

7. Рассмотреть применение принципов государственного управления.

 

Темы рефератов

1. Местное самоуправление и региональная политика в Швеции.

2. Экономическое районирование и административно-территориальное деление: исторический опыт.

3. Трансформация и глобализация в развивающихся странах - шансы и угрозы.

Задание 1

Рассмотрите изменение принципов государственного управления в контексте эволюционного развития государства. Отметьте факторы, повлиявшие на их изменение. Результат оформите в таблице 3.

Таблица 3

Наименование принципа управления Период действия Факторы
Плановости    
Иерархичности    
Централизма    
Единоначалия    
Коллегиальности    
Т.д.    

Задание 2

Изучите задачи Государственного Комитета (приложение 3-7)

 

План

1. Сущность целей в управленческом процессе.

2. Классификация и иерархия целей и приоритетов.

3. Функции государственного управления, понятие, виды, классификация.

4. Методы государственного управления, их классификация.

Литература: [1; 2; 3; 4; 5]

 

Контрольные задания

1. Рассмотрите изменение механизмов целеполагания.

2. Рассмотрите формирование «дерева целей».

3. Рассмотрите юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления.

4. Рассмотрите предмет и способы реализации функций государственного управления.

5. Рассмотрите специфики функций государственного управления и функций государственных органов.

6. Изучите взаимосвязь функций.

7. Рассмотрите экономические, социально-психологические, организационно-распорядительные, правовые методы.

8. Рассмотрите масштабы применения программно-целевого метода в государственном управлении.

Темы рефератов

1. Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и приоритеты.

2. Бюджет союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

3. Белорусская модель инновационного развития в социальном измерении.

 

Задания

Задание 1. Постройте «дерево целей» на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Учитывайте следующие признаки: вертикальный и горизонтальный срез, период действия, широту охвата, содержание, направленность, источник возникновения.

Задание 2. Рассмотрите применение методов управления, учитывая три группы интересов (личностные, коллективные, государственные). Результат оформите в таблице 4.

Таблица 4

Группа интересов Наименование метода Применение метода
Личностные    
Коллективные    
Государственные    

План

  1. Понятие системы управления.

2. Государственное управление как социальная система.

  1. Требования, предъявляемые к системе государственного управления.

4. Факторы, влияющие на формирование системы государственного управления.

Литература: [1; 2; 3; 4; 5]

Контрольные задания

1. Рассмотрите управляющие и управляемые подсистемы.

2. Рассмотрите особенности подсистем.

3. Рассмотрите виды подсистем.

4. Изучите специфические свойства и назначение подсистем управления.

5. Рассмотрите системобразующие элементы системы управления.

6. Рассмотрите вертикальный и горизонтальный срезы.

7. Изучите закономерности функционирования и развития системы госуправления.

8. Рассмотрите структуры аппаратов госуправления.

Темы рефератов

1. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительской власти.

2. Сетевое общество.

3. Субконтрактация как фактор стратегии экономического развития.

 

Задания

Задание 1. Дайте характеристику структуры государственного аппарата управления по следующим элементам: тип структуры, достоинства и недостатки, звенность, иерархичность, функции высших органов управления, вертикальные и горизонтальные связи, эффективность. Схему структуры аппарата управления смотри в приложении 1.

Задание 2. Начертите схему системы управления, включая управляющую и управляемую подсистемы, связи между подсистемами, элементы входа и выхода.

 

Тема 6. Функционирование системы государственного регулирования социально - экономических систем

План

1. Свобода и ответственность в государственном управлении.

2. Демократия в системе государственного управления.

3. Представительство интересов в государственном управлении.

4. Общественное мнение и его функции в государственном управлении.

5. Взаимодействие органов государственного управления с населением.

6. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.

Литература: [1; 2; 3; 4; 5]

Контрольные задания

1. Изучите виды усмотрения по субъектам, формам, областям.

2. Рассмотрите виды ответственности.

3. Рассмотрите формы демократии.

4. Представительная демократия и ее специфика.

5. Рассмотрите группы интересов.

6. Рассмотрите структуру и динамику общественного мнения.

7. Рассмотрите роль средств массовой информации в формировании государственной политики.

8. Рассмотрите типы прямых и обратных связей.

9. Изучите факторы, влияющие на эффективность применения прямых и обратных связей.

Темы рефератов

1. Особенности экономического поведения населения Республики Беларусь в современных условиях.

2. Социальная напряженность в обществе: сущность и особенности социологического исследования.

3. Полномочия представителя в гражданском праве.

Задание

Разработайте понятийный аппарат по основным элементам функционирования системы государственного управления (свобода и ответственность, демократия, представительство интересов, группы интересов, лоббирование, общественное мнение, ответственность и т.д.)

 

План

1. Понятие бюрократии и бюрократического управления.

2. Концепции и модели бюрократии.

3. Дебюрократизация государственного аппарата.

4. Коррупция в системе государственного управления.

5. Коррупция как историческое явление.

6. Правовые основы борьбы с коррупцией.

7. Конфликты в системе государственного управления.

Литература: [1; 2; 3; 5]

Контрольные задания

1. Рассмотрите концепции бюрократии М. Вебера, В. Вильсона.

2. Изучите эволюцию взглядов в трактовке бюрократии.

3. Рассмотрите современные модели бюрократии.

4. Рассмотрите направления бюрократизма.

5. Рассмотрите причины возникновения коррупции.

6. Рассмотрите возможные последствия коррупции.

7. Рассмотрите разновидности коррупции.

8. Изучите меры борьбы с коррупцией.

9. Рассмотрите виды конфликтов и способы их разрешения.

 

Темы рефератов

1. Теория и практика борьбы с преступностью.

2. Налоговое регулирование в государственной политике стимулирования инвестиций.

3. Коррупция: диагноз, приговор.

Задание

Проведите деловую игру "Как разрешить конфликт в трудовом коллективе?" (приложение 2).

План

1. Ресурсы государственного управления как необходимое и сложное явление.

2. Понятие правового обеспечения государственного управления.

3. Требования, предъявляемые к правовому обеспечению государственного управления.

4. Законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; подзаконные правовые нормативные акты.

5. Понятие информационного обеспечения государственного управления.

6. Понятие кадрового обеспечения государственного управления.

7. Финансовое обеспечение государственного управления.

8. Государственное управление налогообложением, таможенные пошлины.

Литература: [1; 2; 3; 5]

Контрольные задания

1. Рассмотрите понятие ресурсов и их состав.

2. Изучите понятие нормативного акта правового обеспечения.

3. Рассмотрите формы правового обеспечения государственного управления.

4. Конституция как нормативный правовой акт.

5. Рассмотрите виды, источники получения управленческой информации.

6. Единое информационно-правовое пространство.

7. Рассмотрите механизм кадрового обеспечения.

8. Рассмотрите особенности формирования государственной кадровой политики.

9. Рассмотрите финансовую систему и финансовые ресурсы государства.

10. Изучите роль государственного бюджета.

11. Рассмотрите налоги как средство мобилизации денежных средств.

 

Темы рефератов

1. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития.

2. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности в трудовом коллективе.

3. Бюджетный контроль.

Задание

Проработайте тест "Современный ли вы руководитель?" (приложение 3).

 

 

План

1. Понятие эффекта и эффективности.

2. Эффективность и результативность государственного управления.

3. Виды эффективности государственного управления.

4. Методы оценки эффективности и результативности государственного управления.

5. Пути повышения эффективности и прогнозирование результативности функционирования системы государственного управления.

Литература: [1; 2; 3; 4; 5]

Контрольные задания

1. Рассмотрите критерии и показатели эффективности.

2. Рассмотрите критерии и показатели эффективности государственного управления на региональном и районном уровнях.

3. Изучите виды эффективности государственного управления.

4. Выбор методов оценки эффективности.

5. Рассмотрите традиционные формы и методы оценки эффективности и результативности.

6. Рассмотрите эффективность деятельности управленческих органов.

7. Изучите методики оценки эффективности государственного управления.

Темы рефератов

1. Многовекторная внешнеэкономическая политика Республики Беларусь в контексте стратегии устойчивого развития.

2. Антикризисная стратегия предприятий как элемент системы экономической безопасности Республики Беларусь.

3. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование.

Задания

Задание 1. На предприятии проведен комплекс мероприятий по оздоровлению работающих сотрудников, что дало возможность сократить потери рабочего времени по болезни, это отразилось на результатах произведенной деятельности.

Определить экономическую эффективность мероприятий по внедрению комплекса оздоровления последующим данным таблицы. Результаты внести в итоговую таблицу.

Исходные данные по вариантам

 

Вариант Данные для решения задачи
Рув Рнв Вn Вт Вн Зо Зк Ср Чс Зед
                     
1.                    
2.                    
3.                    

 

Итоговая таблица

 

Наименование Единица измерения Количество
       
1. Потери рабочего времени в течении года по временной нетрудоспособности, вызванные неблагоприятными условиями труда    
1.1. - до внедрения мероприятий (Рув) Дни  
1.2. - после внедрения мероприятий (Рнв) Дни  
2. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности (Вп) Ден. ед  
3. Выплаты, вызванные производственными травмами прозаболеваниями (Вт) Ден. ед  
4. Выплаты пенсий по инвалидности (Вн) Ден. ед  
5. Затраты на приобретение медицинского оборудование и медикаментов (Зо) Ден. ед  
6. Затраты на санаторно-курортное лечение (Зк) Ден. ед  
7. Годовой фонд рабочего времени одного рабочего (Ср) Дни  
8. Расчетная среднесписочная численность рабочих (Чс) Чел  
9. Единовременные затраты на внедрение мероприятий (Зед) Ден. ед  

Методические указания по расчету экономической эффективности внедренных мероприятий.

1. Средний размер ущерба (Уср) из-за заболеваний и травматизма, ден.ед.:

Уср = (Вн + Вт + Вn + Зо + Зк) / Рув

2. Сокращение потерь рабочего времени /дни/:

Ро = Рув – Рнв

3. Годовая экономия в связи с сокращением производственного травматизма и

заболеваний /ден. ед./

Эн = Ро ∙ Уср

4. Относительная экономия численности /чел/ (Эк)

Эч = Ро / Ср

5. Прирост производительности труда, %

П = Эч ∙100 / (Чс – Эч)

6. Экономический эффект от внедрения мероприятий /ден. ед./

Эт = Эн – 0.16 ∙ Зед

7. Срок окупаемости затрат /лет/

Тед = Зед / Эн

 

Провести анализ полученных результатов, сделать выводы и предложения.

 

Задание 2. Проведены мероприятия по улучшению условий труда на предприятии, способствующие сокращению потерь рабочего времени по вине рабочих на величину (Б) в смену. Определить экономическую эффективность мероприятий по улучшению условий труда попоследующим данным таблицы. Результаты внести в итоговую таблицу.

Исходные данные по вариантам

Вариант Чс Нр1 Нр2 У Вф Фе Зс Б
                 
1.               7,8
2.               7,9
3.               8,0

 

Итоговая таблица

Наименование Ед. измерения  
1. Количество рабочих в цехе, где улучшены условия труда (Чс) Чел  
2. Годовой объем производства по цеху: - до внедрения мероприятий (Нр1) - после внедрения мероприятий (НР2) Ден.ед.  
3. Годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции (У) Ден.ед.  
4. Годовой фонд рабочего времени одного рабочего (Вф) Дни.  
5. Балансовая стоимость оборудования в цехе (Фс) Ден.ед  
6. Единовременные затраты на внедрение мероприятий (Зед) Ден.ед.  
7. Потери времени по вине рабочих (Б) Мин  
8. Рабочее время в течении смены (Рв) Час 7,8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском Референдуме 24 ноября 1996. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – №1 (5 января).

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2001. – 608 с.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 26.01.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 80, 2/70.

4. О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений: указ Президента Респ. Беларусь от 16 янв. 2002 г., № 40 (ред. от 17.11.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 9.

5. О мерах по укреплению общественной безопасности: директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1.

6. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь: закон Респ. Беларусь от 25 февр. 2002 г., № 93-З (ред. от 24.12.2007) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 28.

7. О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь от 16.12.1999 № 16 (ред. от 26.09.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 10, 6/210.

8. О борьбе с коррупцией: закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г., № 165-3 (ред. от 14.06.2010) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс].

9. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.by

10. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/

11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/

12. Электронный ресурс http://www.banfis.ru/kriterii_otbora_kadrov-3.html

13. Электронный ресурс http://www.ru/art/06/05/0001.html

14. Электронный ресурс http://otstavka.ru/node/192.

15. Электронный ресурс http://www.economy.gov.by/ru/ macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia

16. Электронный ресурс http://abc. informbureau.com/ html/aeniadeoao.html

17. Электронный ресурс http://www.vse-blanki.ru/blanki-kadrovoe-obespechenie/blank-anketyi-dlya-rabotyi.html

18. Электронный ресурс http://bdg.by/news/bussiness/12500.html

19. Электронный ресурс http://www.grandars.ru/college/biznes/kadrovoe-planirovanie.html

Литература (основная)

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2002. – 775 с.

2. Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления. Курс лекций. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005. – 232 с.

3. Дорина, Е.Б. Организация государственного управления: учебное пособие / Е.Б.Дорина. – Минск: БГЭУ, 2011. – 289 с.

4. Климович, Л. К. Основы правового регулирования управленческой деятельности: учебник / Л. К. Климович, Ж. Ч. Коновалова, Е. И. Парменова. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 271 с.

5. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учебное пособие/ С.Н.Князев.- Минск.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2002. – 512 с. (Серия «Современное образование»).

 

Литература (дополнительная)

1. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 200 с.

2. Государственное управление: основа теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.1 / Под ред.В.А.Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. И доп. – М.: «Статут», 2002. - 366 с.

3. Князев С.Н. Основы концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Учебное пособие – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 103 с.

4. Князев С.Н., Кремень М.А. Термины и понятия в системах управления «человек – человек», «человек – техника»: Справочник.-Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.- 102 с.

5. Национальная стратегия устойчивого социально - экономического раз- вития Республики Беларусь на период до 2020г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Минск.: Юнипак – 200с.

6. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред.: Д.С.Львова, А.Г.Гранберга, А.П.Егоршина; Отделение обществ. наук РАН, Нижегородский ин-т менеджмента и бизнеса. - М.: Экономика, 2004. - 605 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Современный ли вы руководитель?»

 

Развитие качеств современного руководителя является важнейшей составной частью подготовки менеджеров как в системе обучения и повышения квалификации, так и в процессе самообразования. Существенную помощь в развитии и оценке этих качеств может оказать Метод Активного Социологического Тестированного Анализа и Контроля (МАСТАК), автором которого является доктор технических наук, профессор Р.Ф. Жуков.

Оценку степени развития своих управленческих качеств студентам целесообразно осуществлять в три этапа.

Первый этап. В тестах отметьте наиболее значительные, с вашей точки зрения, качества руководителя. Для этого поставьте в графе "В" (важность) против каждого качества оценку ее важности по пятибалльной системе (или 0 при полном отсутствии качества). Если отдельные позиции покажутся вам несущественными, поставьте в графе низкий балл. Однако подумайте над тем, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться.

Второй этап. В тестах во второй графе "И" (использование) проставьте оценку своего соответствия данному качеству по пятибалльной системе (или 0 при отсутствии качества).

Третий этап. Подведение итогов тестирования. Результатом тестирования по методу "МАСТАК" является сумма баллов, отражающая количественную оценку степени развития тех или иных качеств руководителя.

С использованием предложенных тестов можно применить и другой метод для самооценки собственных качеств. Сравните проставленные вами оценки в графах "В" и "И", и вы увидите, где у вас небольшие несовпадения. Это позволит вам выявить те факторы, на которые следует обратить особое внимание в процессе самоподготовки и повышения уровня своих качеств.

Тест состоит из 7 блоков:

1) профессиональная компетентность;

2) организаторские качества;

3) деловитость;

4) нравственные качества руководителя;

5) политическая культура руководителя;

6) работоспособность;

7) интегральная оценка качеств менеджера.

 

Рассмотрим более подробно каждый блок.

 

Организаторские качества

Организаторские способности руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

- тяга к лидерству;

- умение контактировать с людьми (коммуникабельность);

- умение организовывать совместную трудовую деятельность коллектива;

- личный авторитет.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

Деловитость

 

Понятие «деловой человек» можно рассматривать в двух аспектах - широком и более узком, конкретном. В широком смысле деловой человек - это человек, имеющий собственное дело, другими словами, предприниматель. Он знает и что делать, и как делать. Он рождает идеи, определяет стратегию действий, претворяет их в жизнь. Например, это может быть фермер, арендатор, кооператор, владелец какого-то частного предприятия и пр. Сюда же в определенном смысле можно отнести хозяйственных руководителей, менеджеров, работающих в условиях, близких к рыночным. Человек, стремящийся к предпринимательству, может рассчитывать на успех, если он профессионально компетентен, обладает по природе организаторскими, административными способностями, характеризуется деловитостью, высокой политической культурой и нравственностью, работоспособностью. Более узкое, конкретизированное понимание понятия делового человека исходит из наличия у него хороших деловых качеств, суммируемых как деловитость. Такие люди хорошо вписываются в любой предпринимательский коллектив. Без деловитости не может быть предпринимательства, настоящего дела.

Деловитость включает три основных компонента:

- умение стратегически мыслить (стратегия личности);

- предприимчивость (тактика деятельности);

- личная организованность.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

 

Нравственные качества

 

Самооценка нравственных качеств поможет хозяйственному руководителю совершенствовать их в процессе своей деятельности. Ее целесообразно использовать при выдвижении резерва на руководящие посты, аттестации кадров, а также в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Нравственные качества руководителя можно разделить на две основные группы:

- духовные качества;

- культура поведения.

Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.

 

Политическая культура

Политическую культуру руководителя можно разделить на три основные группы:

- общая политическая культура;

- умение понимать и учитывать общественные интересы;

- умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива.

 

Работоспособность

 

Работоспособность является одним из важнейших качеств современного руководителя. Работоспособность руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:

- физиологический потенциал;

- эмоционально-волевой потенциал.

 

Опыт руководства

 

Тест дает следующую оценку вашему опыту руководства:

от 0 до 10 баллов - ваш опыт руководства низкий;

от 11 до 14 баллов - вы имеете удовлетворительный опыт руководства;

от 15 до 18 баллов - вы обладаете достаточно хорошим опытом руководства, что позволяет вам успешно решать управленческие проблемы;

от 19 до 20 баллов - ваш опыт руководства очень высок, что отражает вашу способность весьма эффективно решать проблемы управления.

Опыт предпринимательства

Тест дает следующие оценки:

от 0 до 7 баллов - опыт предпринимательства низкий;

от 8 до 10 баллов - опыт предпринимательства удовлетворительный;

от 11 до 13 баллов - опыт предпринимательства достаточно хорош;

от 14 до 15 баллов - ваш опыт предпринимательства очень высок.

Таблица 1

#G0№ п/п Группа тестов Оценка уровня компетентности по тесту Количество баллов  
  Организационно-управленческая культура        
  Экономическая культура    
  Правовая культура    
  Опыт руководства    
  Опыт предпринимательства    
ИТОГО:    

Итоговая оценка вашей профессиональной компетентности будет следующей:

до 12 баллов - низкий уровень качеств;

от 13 до 17 баллов - уровень ваших качеств удовлетворительный;

от 18 до 22 баллов - у вас хороший уровень профессиональных качеств руководителя;







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.