|
Основные задачи Государственного комитета по науке ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 И технологиям Беларуси В соответствии с Положением о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров страны, указанный орган является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. [199] Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси являются: 1) реализация государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; 2) организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; 3) анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; 4) координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; 5) Совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; 6) проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества; 7) развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности; 8) обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества; 9) осуществление контроля за ходом выполнения научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных), разделов научно-техни-ческого обеспечения государственных целевых, государственных народнохозяйственных и социальных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; 10) информирование общественности по вопросам развития науки, ее достижений, деятельности Государственного комитета по науке и технологиям, республиканских органов государственного управления в научной сфере, научных организаций; 11) проведение государственной научно-технической экспертизы и ведение реестра высокотехнологичных производств и предприятий. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений – так называемая "инновационная политика" – сформировалась в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Термин "инновационная политика" был впервые использован в известном "докладе Charpie" ("Технологические нововведения: управление и условия осуществления"), подготовленном Министерством торговли США в 1967 году. [113, с. 16] На сегодняшний день указанная политика охватывает собой широкую совокупность самых различных мероприятий органов государственной власти (научно-технических, налоговых, производственных, управленческих, юридических, контролирующих и иных), ориентированных на целенаправленное стимулирование инноваций. Таблица 1 Классификация инноваций по С. Д. Ильенковой
Государственная инновационная политика так или иначе затрагивает науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она охватывает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения страны. Инновационная политика внутренне связана с научно-технической, ориентированной на формирование условий для создания продукта, потенциально способного стать инновацией. В то же время более широкое содержание первой обусловливается тем, что инновационная политика как бы включает в себя научно-техническую, поскольку охватывает сферу не только создания инновационного продукта, но и его возможной коммерциализации, производственного применения. По мысли В. Ж. Келле, инновационная политика выполняет интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сфер в деле создания и применения в производстве новых технологий, а также самого инновационного продукта. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 В Государственном стандарте "Классификация и кодирование инноваций" видится целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций [103; 104]: 1) Уровень новизны инновации: 1.1 радикальные инновации; 1.2 улучшающие инновации; 2) Масштаб новизны инновации: 2.1 инновации, новые в мировом масштабе; 2.2 инновации, новые в стране; 2.3 инновации, новые для отрасли в стране; 2.4 инновации, новые для предприятия; 3) Характер инновации: 3.1 продуктовые инновации; 3.2процессные инновации; 3.3 организационные инновации; 3.4 управленческие инновации (применительно к управлению на предприятии); 3.5 экономические инновации; З.6 финансовые инновации; 3.7 информатизационные инновации; 3.8 социальные инновации; 3.9 юридические инновации; 3.10 экологические инновации; 3.11 инновации в сфере государственного управления; 3.12 военные инновации; 4) Частота применения инновации: 4.1 разовые инновации; 4.2 повторяющиеся инновации; 5) Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация: 5.1 материальное производство; 5.2 наука; 5.3 сфера услуг; 5.4 социальная сфера; 5.5 сфера государственного управления; 5.6 военная сфера; 6) Степень оригинальности изменений, имеющих место при внедрении инновации: 6.1 оригинальные инновации; 6.2 имитирующие инновации; 7) Область применения инновации: 7.1 инновации для внутреннего применения на предприятии или в рамках деятельности органа (органов) государственного управления; 7.2 инновации для накопления на предприятии; 7.3 инновации, предназначенные для продажи; 8) Степень взаимосвязи инновации с результатами научных исследований: 8.1 инновации, основанные на использовании результатов фундаментальных исследований, находящих широкое применение в различных сферах общественной деятельности; 8.2 инновации, являющиеся результатом реализации крупной исследовательской программы, специально ориентированной на их создание; 8.3 инновации, потребовавшие для своего создания и внедрения проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ; 8.4 инновации, потребовавшие для своего создания и внедрения проведения опытно-конструкторских работ; 8.5 инновации, основанные на задействовании результатов ранее проведенных прикладных исследований путем их использования в другой области по сравнению с первоначально предусмотренной; 8.6 инновации, непосредственно не связанные с проведением научных исследований; 9) Наличие или отсутствие возможных негативных социальных последствий внедрения инновации: 9.1 инновации, потенциально способные вызывать негативные социальные последствия; 9.2 инновации, не способные вызывать негативные социальные последствия; 10) Форма инновации: 10.1 открытия, изобретения, патенты; 10.2 рационализаторские предложения; 10.3. ноу-хау; 10.4 товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 10.5 новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы; 10.6 новые нормативные правовые акты, направленные на совершенствование регулирования различных сфер жизни общества; 11) Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации: 11.1 экономический; 11.2 экологический; 11.3 научно-технический; 11.4 социальный; 11.5 военный; 11.6 интегральный. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях Определенный вклад в решение проблемы активизации в стране новаторской деятельности был внесен Указом Президента Республики Беларусь от 08.07.1996 года № 244 "О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях". Во исполнение обозначенного Указа Президента Совет Министров Республики Беларусь своим Постановлением № 139 от 27.02.1997 года "О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки" одобрил "Перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997–2010 годы". [162] Для преодоления проблем с освоением новой продукции и высоких технологий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 года № 244 "О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях" Правительству страны было также предписано внести в установленном порядке Главе государства предложения [163]: 1) об изменении действующего законодательства по налогообложению, предусмотрев меры по государственной поддержке разработки, привлечения и внедрения в производство новых и высоких технологий, а также по содействию национальным и иностранным инвесторам, белорусским юридическим лицам независимо от форм собственности, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями; 2) об установлении для национальных и иностранных инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в производства, основанные на новых и высоких технологиях, долгосрочных фиксированных тарифов на воду, электрическую и тепловую энергию, а также фиксированных платежей за землю либо предоставлении им права приобретения земельного участка в собственность для реализации инвестиционных проектов по созданию и 139 развитию новых и высоких технологий. Во исполнение обозначенного Указа Президента страны Законом Республики Беларусь от 8 июля 1997 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" предоставлены следующие льготы [164]: 1)по налогу на добавленную стоимость установлена ставка налога в размере 10 вместо 20% (с 2004 года – 18%) при реализации предприятиями-изготовителями продукции (работ, услуг), включенной в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь Перечень продукции, произведенной с использованием новых и высоких технологий; 2) при начислении налога на добавленную стоимость исключаются из облагаемого оборота страховых организаций страховые взносы по страхованию имущества и продукции предприятий, включенных в Перечень высокотехнологичных предприятий, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь; 3) освобождены от обложения налогом на прибыль банки и другие кредитные учреждения по прибыли, полученной ими в виде процентов по кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования на срок не менее трех лет для осуществления капитальных вложений в производства, основанные на новых и высоких технологиях. Перечень таких производств утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Таким образом, в республике разработан и действует с 1997 года определенный механизм реализации мер государственной поддержки развития новых и высоких технологий. В то же время следует отметить, что обозначенный механизм ориентирован по существу на предоставление налоговых льгот для конкретных проектов. Льготы распространяются только на предприятия, которые имеют инновационный проект и обосновывающий его бизнес-план реализации продукции или уже выпускают эту продукцию. Необходимо также обратить внимание на то, что развитию новых и высоких технологий содействуют и иные принятые в последние годы нормативные правовые акты. Так, в частности, введенным в действие Инвестиционным кодексом Республики Беларусь в качестве приоритетных объектов государственной поддержки определены производства, основанные на новых и высоких технологиях, регламентирован порядок и сроки проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов. Постановлением Совета Министров Беларуси от 07.06.2004 года № 677 "Об утверждении критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторных показателей" были утверждены указанные критерии и показатели. Как уже отмечалось выше, предприятиям, включенным в Перечень высокотехнологичных производств, в республике установлена максимальная льгота по снижению ставки налога на прибыль в размере 50%. Всего по состоянию на 1 января 2005 года такого рода льгота была предоставлена 24 отечественным предприятиям по 27 инвестиционным проектам. Объектами государственной поддержки в большинстве своем являются государственные предприятия (12 предприятий) и открытые акционерные общества (9 открытых акционерных обществ). Помимо них, налоговые льготы предоставлены одному совместному предприятию и двум иностранным. Все проекты направлены на развитие реального сектора экономики, технологическое переоснащение производства, выпуск новой продукции. В территориальном разрезе наиболее инициативными являются предприятия Минска (10 предприятий) и Гомеля (7 предприятий), в Минской области и Гродно по 2 предприятия реализуют инновационные проекты, в Бресте, Витебске и Могилеве – по одному предприятию. Таблица 1 Влияние налоговых льгот на снижение налоговой нагрузки в результате реализации инновационных проектов
Источник: результаты исследования эффективности мер государственной поддержки инновационной деятельности, проведенного под руководством Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2005 году ЗАДАНИЕ В табл. 1 представлена информация о сумме налоговых преференций и их удельном весе в общей сумме налогов применительно к 10 инновационным проектам, получившим льготы, за период 1999–2004 годов. Проведите анализ за 2005-2013 годы.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|