Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Автор благодарит за помощь, оказанную при создании альбома, ведущего научного сотрудника ЦПРиН, доктора психологических наук





Кочеткова Н.А.

К55 Я различаю буквы о —а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочетко­ва. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с.

ШВЫ 5-296-00472-8

Вниманию педагогов предлагается практический материал по преодолению мо­торной дисграфии. Задания, предложенные в данном пособии, помогут развить тон­кие зрительно-моторные координации руки, уточнить и расширить объем зритель­ной памяти, развить зрительный гнозис и уточнить оптико-пространственные пред­ставления у детей - учащихся начальных классов массовых школ.

ББК 74.3

Автор благодарит за помощь, оказанную при создании альбома, ведущего научного сотрудника ЦПРиН, доктора психологических наук

Визель Татьяну Григорьевну.


I8ВN 5-296-00472-8


© Кочеткова Н.А., 2004

© Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2005


Введение

Уважаемые родители и педагоги! Трудности овладения письмом, иначе говоря, различ­ные виды дисграфии — явление нередкое у учащихся начальных классов массовых школ. Они являются серьёзным препятствием в усвоении грамоты, в том числе и при овладением родным языком. Педагоги, логопеды и психологи выделяют разные виды дисграфии, одна из которых — моторная. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. В её основе лежит смешение букв, близких по тем движениям руки, которые не­обходимы для их написания (например о-а). С переходом на стадию связного письма отме­чается значительный рост ошибок, представляющих собой замены «а» на «о» и наоборот, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объёма письменных работ.

Работа по дифференциации букв о-а включает в себя подготовительную работу. Она предполагает решение следующих задач.

1) Развитие тонких зрительно — моторных координации руки.

Вы можете сделать вместе с ребёнком пальчиковую гимнастику; выполнить задания по копированию фигур и элементов букв (в усложнённом варианте выполнить задание по па­мяти). Можно предложить «раскрутить» спираль вправо и влево, рисовать «волны», «восьмёрки» и т.д.

2) Расширение объёма и уточнения зрительной памяти.

Например, ребёнку предлагают запомнить 3-5 букв, а затем выбрать их среди других 8-9 букв; разложить эти буквы в предложенной первоначально последовательности.

3) Развитие зрительного гнозиса.

Сюда входят задания по узнаванию контурных изображений; выделению контурных изоб­ражений, наложенных друг на друга. Для развития буквенного гнозиса актуально нахожде­ние буквы среди ряда других букв; соотнесение букв, выполненных печатным и рукописным шрифтом; называние или написание букв, перечёркнутых дополнительными линиями; опре­деление букв, расположенных неправильно; обведение контуров букв; добавление недо­стающего элемента; выделение букв, наложенных друг на друга.

Уточнение оптико-пространственных представлений.

Ребёнка просят:

— написать буквы справа или слева от вертикальной линии;

— положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку;

— нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок. Работа по данному пособию включает несколько этапов:

 

— на первом этапе анализируется и закрепляется в памяти графическое изображение буквы О; выполняются упражнения по закреплению связи между звучащим элемен­том буквы (фонемой) — её проговаривайием (артикулемой) — и самой буквой (гра­фемой).

— на втором этапе даются упражнения по анализу и закреплению в памяти графическо­го изображения буквы а;

на третьем этапе сопоставляются графические изображения букв о-а на различном речевом материале, вычленяются их дифференцированные признаки.


Этап1.


Буква О


1. Произнеси звук [о] громко, тихо, беззвучно. Запомни, какое при этом положение губ. Обведи букву О по точкам.

2. Нарисуй предметы, на которые похожа эта буква (например, бублик).

3. Взрослый насыпает тонким слоем манку на поднос. Ребенку предлагается нарисовать эту букву на подносе с манкой пальцем и посчитать при этом про себя.

4. Выложи букву Ошерстяной ниткой (цепочкой) на ткани. Сделай то же самое с закры­тыми глазами.


5. Найди букву Она картинке и обведи по контуру зеленым фломастером.

6*. Собери фигуры. Какая буква в них прячется?

* Взрослый предлагает ребенку два овала из цветного картона, разрезанных так, как показано на рисунке.


7. Напиши буквы, в которых встречается элемент О.

8. Посчитай, кому больше досталось бубликов.


10*. Прослушай слоговые цепочки и запиши их по памяти:


6о — ГО — 30

во — ло — шо до — жо — хо ко — мо — фо


но — зо — по со — ро — цо

то — фо — го

МО — ДО — ЖО


до — ро — мо — со жо — цо — ло — 6о

КС* — ПО — ТО — ШО

во — но — фо — ро


11*. Если услышишь в слове «О», покажи жестом «колечко» (соедини большой палец и указательный). Запиши это слово и обведи букву О по контуру зелёной ручкой.


море

ОСЛИК

грибы

голуби

кисель

осень

кубики


турист ремонт

столб

пудинг

пирог

ведро

свитер


персик

прибор

пример

седло

уксус

тюлень

весло


бинокль

шторы

джунгли

цветок

рубль

секрет

бутерброд


Подбери к написанным словам прилагательные с буквой О. Запиши получившиеся сло­восочетания. Обведи все буквы О по контуру зелёной ручкой.

12. Прочитай и запомни слово. «Зашифруй» его (запиши в тетрадь только буквы О).

13*. Определи на слух, какой в слове по счёту звук «О». Запиши цифру в тетрадь.

 

слон вдох лепесток прыжок
футбол глобус предлог ремешок
шпроты трико переход телескоп
брошь решето любовь чеснок
прибой прозвище курорт пшено

* Здесь и далее в упражнениях, отмеченных *: требуется помощь педагога.


14*. Прослушай предложение. Запиши в тетрадь асе гласные «О», стоящие в словах под ударением. Например:

1. Береги нос в большой мороз.

2. Ночью беспокоились утки.

3. Сегодня очень солнечно и тепло.

4. Кот проявил ловкость.

5. Голуби живут около людей,

6. В город вернулись геологи.

7. Бобры построили высокую плотину.

8. Сороконожка ходит босиком.

9. Кролик любит морковку и хлебные корочки.

 

10. Я еду охотиться к степному озеру.

11. Под мостом проплыли утки.

12. Глухо и грозно шумит сосновый бор.

13. Перед домом огромный сугроб.

14. В бинокль Володя увидел иволгу.

15. Большое озеро покрылось голубым ледком.

16. Я посмотрел в окно и увидел, что луг золотой.

17. Под холмом был довольно широкий ручей.

18. В руке у девушки голубой зонтик.

19. Вскоре поднялось солнце и осветило поле и лес.

20. По косогору бегут шумные потоки воды,

21. В лесу сиротливо пел одинокий певчий дрозд.

22. Кот выпил молоко и теперь сидит сытый и довольный.

23. С берегов смотрятся в воду ивы.

24. Мы с трудом донесли домой полную корзину земляники.

25. От вредных жуков и гусениц ствол деревьев белят известью.

26. Подснежники — первые цветочки, которые торопятся зацвести весной.

27. В этом глухом лесу не было ни одной дорожки, ни одной тропинки.

28. По двору ходит петушок, золотой гребешок. Нос у Пети — долотом, хвост у Пети — колесом.

29. Вот и голубые колокольчики, и цепкий душистый горошек, и розовый клевер.


15. Перепиши текст. Обведи все буквы О в словах зелёной ручкой. Раздели эти слова на слоги и распредели их по группам: Например:





вы- ход- ной



 



 


19. Подбери слова, в которых буква О стоит в начале слова.

20. Заполни таблицу словами с буквой О из разных лексических групп.


21. Подбери слова с буквой О.

О


Этап2 Букваа

1. Произнеси громко, тихо, беззвучно звук [а]. Запомни, какое при этом положение губ. Обведи букву о по точкам.

2. Нарисуй предметы, на которые похожа буква а (например, светильник).

3. Взрослый насыпает тонким слоем манку на поднос. Ребенку предлагается нарисовать эту букву на подносе с манкой пальцем и посчитать при этом про себя.

4. Вылепи букву из пластилина, выложи её сверху по контуру гречкой или рисом. Закрой глаза, проведи рукой по букве.



 


8. Продолжи узор:



 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Пальчиковая гимнастика

1. Сжать пальцы обеих рук в кулак, разжать пальцы правой руки, затем левой руки (чере­довать).

2. Пальцы обеих рук сжать в кулачки, вращать ими по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

3. Соединить предыдущее упражнение с поднятием и опусканием рук.

4. Соединить ладони рук. Пальцы правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая кончиками друг друга, начиная с больших пальцев и заканчивая ими.

5. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «ходить» по дорожке вперёд и назад, начиная с указательного, затем — со среднего.

6. Сжать кулачки, указательные пальцы и мизинцы развести в разные стороны, пошеве­лить ими.

7. Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол. Положить средние пальцы на указа­тельные на обеих руках. Менять положение пальцев попеременно на счёт «раз», «два».

8. Сцепить мизинцы обеих рук друге другом, как два крючка, поменять положение паль­цев. По аналогии сделать «крючки» и другими пальцами: безымянными, средними, указа­тельными и большими.

9. Ладони обеих рук раскрыть на уровне груди, тыльной стороной от себя; вращать од­новременно большими пальцами обеих рук к себе и от себя, затем указательными, средни­ми, безымянными, мизинцами.

 

10. Ладони обеих рук раскрыть на уровне груди. Поочерёдно соприкасаться подушечками пальцев с большим пальцем, начиная с мизинца на правой, левой руке (чередовать).

11. Ладони обеих рук раскрыть на уровне груди, тыльной стороной от себя. На правой руке сгибать все пальцы, начиная с большого; на левой руке сгибать все пальцы, начиная с мизинца. Затем на правой руке разгибать все пальцы, начиная с мизинца; на левой руке разгибать все пальцы, начиная с большого.

12. Подушечки пальцев обеих рук прижать к столу. Последовательно перебирать паль­цами на правой руке, начиная с мизинца; затем перебирать пальцами на левой руке, начиная с большого {игра на пианино). Чередовать.

13. «Паутинка»— соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой руки, немного провернуть и соединит указательный палец левой руки с большим пальцем правой руки, в такой же последовательности соединять большие пальцы со средними, бе­зымянными и мизинцами.

14. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Ме­нять положение рук попеременно на счёт «раз», «два».


15. Руки положить на стол, тыльной стороной. Пальцы одной руки сжать в кулак, менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».

16. Пальцы левой руки сжать в кулак-«чашку», накрыть его ладонью правой руки-«крыш-кой». Менять положение рук попеременно,

17. Руки положить на стол, тыльной стороной вниз. Ладонью левой руки ударить по сто­лу один раз, ладонью правой руки два раза. Затем наоборот — сначала ладонью правой руки ударить один раз, ладонью левой руки два раза.

18. Сидя, хлопнуть по коленям ладонями обеих рук; хлопнуть в ладоши; хлопнуть правой рукой по левому колену; хлопнуть в ладоши; хлопнуть по коленям ладонями обеих рук; хлоп­нуть в ладоши; хлопнуть левой рукой по правому колену; хлопнуть в ладоши. Повторять серию движений под счёт.

19. Сидя, хлопнуть по коленям ладонями обеих рук; скрестить на груди руки; хлопнуть по коленям ладонями обеих рук; скрестить на груди руки, поменяв их местами.

20. Упражнение выполняется сидя. Ладони обеих рук положить на колени. Топнуть один раз левой ногой; хлопнуть два раза правой рукой по правому колену. Топнуть один раз пра­вой ногой, хлопнуть два раза левой рукой по левому колену. Повторять серию движений подсчёт.

21. Топнуть три раза правой ногой, хлопнуть один раз левой рукой по левому колену. Топнуть левой ногой три раза, хлопнуть правой рукой один раз по правому колену. Повто­рять серию движений под счёт.



 



 



 



 



 



 



 



 



 


Содержание

Введение............................................................................................ 3

Этап 1. БУКВА О............................................................................... 4

Этап 2. БУКВА А............................................................................. 13

Этап 3. БУКВЫ О-А......................................................................... 21

Приложения..................................................................................... 26

Приложение 1. Пальчиковая гимнастика...................................... 26

Приложение 2

Задание 1.............................................................................. 28

Задание 2.............................................................................. 29

Задание 3............................................................................... 30

Задание 4.............................................................................. 31

Задание 5................................................................................ 32

Задание 6.............................................................................. 33

Задание 7.............................................................................. 33

Задание 8.............................................................................. 35

Задание^.............................................................................. 35

Задание 10............................................................................. 36

Список использованной литературы............................................ 37

Кочеткова Н.А.

К55 Я различаю буквы о —а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочетко­ва. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с.

ШВЫ 5-296-00472-8

Вниманию педагогов предлагается практический материал по преодолению мо­торной дисграфии. Задания, предложенные в данном пособии, помогут развить тон­кие зрительно-моторные координации руки, уточнить и расширить объем зритель­ной памяти, развить зрительный гнозис и уточнить оптико-пространственные пред­ставления у детей - учащихся начальных классов массовых школ.

ББК 74.3

Автор благодарит за помощь, оказанную при создании альбома, ведущего научного сотрудника ЦПРиН, доктора психологических наук

Визель Татьяну Григорьевну.


I8ВN 5-296-00472-8


© Кочеткова Н.А., 2004

© Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2005


Введение

Уважаемые родители и педагоги! Трудности овладения письмом, иначе говоря, различ­ные виды дисграфии — явление нередкое у учащихся начальных классов массовых школ. Они являются серьёзным препятствием в усвоении грамоты, в том числе и при овладением родным языком. Педагоги, логопеды и психологи выделяют разные виды дисграфии, одна из которых — моторная. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. В её основе лежит смешение букв, близких по тем движениям руки, которые не­обходимы для их написания (например о-а). С переходом на стадию связного письма отме­чается значительный рост ошибок, представляющих собой замены «а» на «о» и наоборот, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объёма письменных работ.

Работа по дифференциации букв о-а включает в себя подготовительную работу. Она предполагает решение следующих задач.

1) Развитие тонких зрительно — моторных координации руки.

Вы можете сделать вместе с ребёнком пальчиковую гимнастику; выполнить задания по копированию фигур и элементов букв (в усложнённом варианте выполнить задание по па­мяти). Можно предложить «раскрутить» спираль вправо и влево, рисовать «волны», «восьмёрки» и т.д.

2) Расширение объёма и уточнения зрительной памяти.

Например, ребёнку предлагают запомнить 3-5 букв, а затем выбрать их среди других 8-9 букв; разложить эти буквы в предложенной первоначально последовательности.

3) Развитие зрительного гнозиса.

Сюда входят задания по узнаванию контурных изображений; выделению контурных изоб­ражений, наложенных друг на друга. Для развития буквенного гнозиса актуально нахожде­ние буквы среди ряда других букв; соотнесение букв, выполненных печатным и рукописным шрифтом; называние или написание букв, перечёркнутых дополнительными линиями; опре­деление букв, расположенных неправильно; обведение контуров букв; добавление недо­стающего элемента; выделение букв, наложенных друг на друга.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.