|
РЕКРЕАЦИОННОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕУтверждено Научно-методическим советом Академии в качестве учебного пособия для студентов, Москва 1999 Научный редактор Ирисова Т. А., проф. РМАТ Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Менеджмент”. - М., 1999.
Содержится обобщенный материал научных исследований и практических руководств, разработанных специалистами различных научно-исследовательских и проектных институтов и рекомендованных для анализа территориальных рекреационных систем с целью составления программ развития туризма в регионах или для научно обоснованного использования рекреационных ресурсов в конкретных рекреационных учреждениях. Автор опирался на научные разработки таких известных ученых, как Л. Мухина, Н. Ступина, Н. Бутьева и др. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности “Менеджмент”, а также географических факультетов вузов по специальности “Рекреационная география”. © Российская международная академия туризма, 1999 © Колотова Е. В., 1999
phone: (095) 574-23-00 (доб 119) mail: info@iape.ru url: www.iape.ru Оглавление Введение.......................................................................................................... 3 Раздел I. Природные рекреационные ресурсы................... 7 1. Рекреационная оценка ландшафтов................................ 7 2.Территории регламентированного рекреационного использования........ 47 3. Биоклимат....................................................................................... 57 4. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы. 78 Раздел II. Историко-культурный потенциал...................... 91 5. Архитектурные памятники................................................ 93 6. Археологические памятники........................................... 101 7. Этнографические памятники.......................................... 101 8. История развития музейного дела в России.......... 102 9. Народные промыслы............................................................. 106 10.Научные и технические комплексы и сооружения. 108 11.Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического Раздел III. Туристская инфраструктура............................... 116 Раздел IV. Рекреационная сеть................................................... 123 12.Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. 123 13. Туристские учреждения.................................................... 128 14. Учреждения детского отдыха....................................... 130 Раздел V. Трудовые ресурсы......................................................... 132 Литература................................................................................................. 133 ВВЕДЕНИЕ Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью ре- Как и любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, естественно, стоимость. Следовательно, рекреационное ресурсоведение должно отражать выявление, оценку, условия эксплуатации и охрану рекреационных ресурсов. Выявление рекреационных ресурсов связано со степенью изученности природных и культурных комплексов и трудовых ресурсов для использования их в той или иной рекреационной деятельности. Существуют определенные комплексные методы разведки природных рекреационных ресурсов, включающие оценку ландшафтов, местных биоклиматических условий, экологического состояния природной среды, общую и детальную разведку минеральных вод и лечебных грязей. Природные рекреационные ресурсы России в целом изучены недостаточно. Наиболее полно исследованы природные лечебные ресурсы, однако существует опасность их разбазаривания и утраты, так как резервирование даже выявленных местностей с лечебными ресурсами не осуществлено. Что касается ресурсов оздоровительного и спортивного туризма, то здесь нужны планомерные изыскательские работы в разных регионах страны. Существует несколько подходов к оценке природных рекреационных ресурсов: их функциональная пригодность для того или иного вида рекреационной деятельности (технологическая оценка), степень комфортности (физиологическая оценка) и эстетические качества (психологическая оценка). При этом принимается во внимание надежность природных комплексов, определяемая их устойчивостью к антропогенным нагрузкам и разнообразием. Указанные выше факторы обусловливают различие критериев оценки (степени благоприятности) природных ресурсов для рекреационного освоения на разных территориях. Необходима стоимостная оценка природных угодий, вовлеченных в рекреационную деятельность, для расчета туристской ренты, без взимания которой невозможна длительная эксплуатация этих угодий, так как именно туристская рента позволяет вкладывать средства в поддержание рекреационных ресурсов. Оценка культурных комплексов производится экспертным путем для установления иерархического места данного объекта в мировой или отечественной культуре, а также определением времени, необходимого для его осмотра. За использование культурных комплексов в туристской практике должна взиматься туристская рента по установленной оценке. Однако механизм установления денежного эквивалента за пользование рекреационными ресурсами только разрабатывается. Особая сложность в оценке рекреационных ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать как с позиций организаторов отдыха, так и с позиций отдыхающих. Рекреационная оценка относится к разряду социальных. Она базируется на анализе реального и потенциально возможного отношения отдыхающих к условиям отдыха. Часто этот потенциал ошибочно рассматривается в чистом виде без учета географического положения рекреационной территории относительно системы расселения развитости инфраструктуры. Эффективность отдыха определяется возможностью сочетания разных видов занятий, что предполагает необходимость комплексного подхода к оценке ресурсов. При оценке ресурсосочетаний важно выявить вес и значимость отдельных компонентов, составляющих общую ценность природного комплекса. Грамотные условия эксплуатации и охраны разработаны только для лечебных природных ресурсов - минеральных вод и лечебных грязей. Существуют нормы антропогеннойнагрузки для различных биогеоценозов в различных природных зонах европейской части страны для прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности. Однако в реальности им мало следуют, вследствие чего туризм негативно отражается на экологическом состоянии природных комплексов. Так, в недалеком прошлом интенсивное неконтролируемое посещение туристами на Камчатке уникальных термальных источников привело к изменению температурного баланса последних, прекращению их фонтанирования и закрытию долины гейзеров для туристского посещения. Неграмотная эксплуатация природных ресурсов характерна для большинства существующих курортных зон и даже некоторых здравниц (курорты “Озеро Учум”, “Усть-Кут” и др.). Общее экологическое неблагополучие также пагубно отразилось на состоянии природных комплексов. В настоящее время благоприятные рекреационные ресурсы имеются только на 1/10 территории России, а в наиболее освоенной туризмом европейской части они значительно истощены, и потребуется много лет на их воспроизводство. Поэтому важное значение для развития и долговечности туристской индустрии имеет рекреационное природопользование. Подготовка специалистов в области туризма предусматривает вопросы исследования и правильной эксплуатации рекреационных ресурсов. Изучение рекреационного ресурсоведения должно предварять чтение следующих курсов: основы курортологии (природные лечебные ресурсы); самодеятельный спортивный туризм (природные рекреационные ресурсы); экскурсоведение (историко-культурный потенциал и уникальные природные объекты); рекреационная география, география туристских регионов России и основные концепции рекреалогии (виды рекреационных ресурсов). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|