Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Социальные и негативные явления, обусловливающие преступность, и их предупреждение.





 

План семинарского занятия

1. Социальные негативные («фоновые») явления, обусловливающие преступность: понятие, общая криминологическая характеристика и взаимосвязь с преступностью.

2. Криминологическая характеристика пьянства и алкоголизма.

3. Криминологическая характеристика токсикомании и токсикотизма.

4. Криминологическая характеристика наркомании и наркотизма.

5. Криминологическая характеристика проституции.

6. Криминологическая характеристика бродяжничества и попрошайничества.

7. Предупреждение социальных негативных («фоновых») явлений, обусловливающих преступность. Субъекты их предупреждения. Правовые основы предупреждения пьянства, токсикомании, проституции и т.п.

 

Практические задания

1. Какие из высказанных ниже суждений представляются истинными?

Пьянство, токсикомания, наркомания, проституция и т.п. являются:

1) причинами преступности;

2) социальными негативными обстоятельствами, которые лишь сопутствуют преступности и преступлениям;

3) обстоятельствами, влияющими на действие непосредственных причин преступлений;

4) факторами, создающими объективную обстановку, способствующую преступному поведению или прямо толкающую человека на преступность;

5) обстоятельствами, влияние которых на преступность ограничивается тем, что они значительно усиливают общественную опасность преступлений, отличающихся особой жестокостью бессмысленностью, исключительным цинизмом, злостностью и систематичностью преступного поведения пьяницы, наркомана и т.п.

6) обстоятельствами, непосредственно отрицательно воздействующими на личность, организм человека, его нервную систему и течение психических процессов, заглушающими совесть, чувство долга, уважение к закону, благам и интересам других людей и в конечном итоге приводящими к совершению преступлений;

7) следствиями преступности, которая во многом стимулирует пьянство, наркоманию, проституцию и т.п., позволяет удовлетворить эти ложные или гипертрофированные потребности в спиртных напитках, наркотиках и т.п.

 

2. Назовите причины и условия пьянства, токсикомании, наркомании, проституции и т.п. Это:…

1) любопытство, психологическое, а затем и болезненное влечение к спиртному, наркотикам, одурманивающим веществам и т.п. многих, особенно несовершеннолетних и молодых людей;

2) несознательность, душевная ограниченность и моральная распущенность значительной части людей;

3) плохая организация быта и досуга людей, отсутствие или недостаточность возможностей заполнить свободное время интересными занятиями, содержательным досугом или делом;

4) распространившееся в народе неверие в бога, в религиозные постулаты, порицающие нравственную и половую распущенность, употребление или злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п.;

5) подражание другим, желание испытать новые ощущения, поразвлечься;

6) эксплуатация, тяжелый труд, жестокая и напряженная борьба за существование;

7) грубость и циничность нравов «разлитых» в обществе, ограниченность интересов и потребностей, недоступность элементарных материальных и духовных благ для трудящихся;

8) неудовлетворенность жизнью, душевная опустошенность;

9) всепоглощающее стремление получить прибыль за счет производства и торговли спиртными напитками, незаконного оборота наркотиков, торговли телом, спекуляция на сексуальных потребностях людей;

10) эгоизм и индивидуализм, деградация нравственного сознания и личности, пресыщенность жизнью, следование стандартам поведения, присущим значительной части населения развитых стран;

11) сознательное способствование власть имущих распространению и утверждению пьянства, развращенности и примитивности нравов и интересов как способ заставить человека труда забыть о несправедливости и тяготах жизни, дать ему какое-то удовлетворение, иллюзию радости и веселья, отвлечь от действительности, от борьбы за ее изменение;

12) склонение к употреблению спиртных напитков, наркотиков, одурманивающих веществ, к проституции другими лицами;

13) негативное влияние средств массовой информации и пропаганды, рекламирующих, навязывающих людям образы жизнедеятельности и поведения раскрепощенной «свободной» личности, продиктованных сиюминутными желаниями и потребностями;

14) отсутствие системного социального контроля и профилактики пьянства, наркотизма, токсикотизма, проституции и т.п.;

15) неполнота и несовершенство законодательства являющегося правовой основой борьбы с пьянством, наркоманией, проституцией и т.п.

 

3. Назовите меры воздействия на социальные негативные («фоновые») явления, обусловливающие преступность, которые могли бы оказаться эффективными в борьбе с ними. Это:…

1) принудительное лечение от алкоголя, наркотиков, одурманивающих веществ, создание системы реабилитации алкоголиков, наркоманов и т.п.;

2) своевременное выявление лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, злоупотребляющих спиртными напитками; применение к этим лицам необходимых мер воздействия для прекращения их наркотизации, алкоголизма и т.п.;

3) запрещение производства, продажи спиртных напитков внутри страны всему населению или только лицам, не достигшим 18 или 21 г.;

4) системное целенаправленное воспитание всесторонне развитой духовно богатой нравственной личности, совершенствование образа жизни, общения и поведения людей, повышение культуры, в том числе культуры потребления, воспитание сознательного неприятия пьянства, наркотиков и т.п.;

5) целенаправленная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, пропаганда вредности «дурных» привычек, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ, беспорядочным половым общением и т.п.;

6) быстрое и полное раскрытие преступлений, совершаемых на почве и наркотизма, приобретения этих средств либо связанных с вовлечением в пьянство, наркотизм, токсикотизм, вовлечения в пьянство, склонение в занятие проституцией, организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ; изобличение лиц, занимающихся совершением указанных преступлений, привлечение таких лиц к установленной законом ответственности;

7) установление уголовной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ независимо от размера этих средств или веществ;

8) преодоление конфликтных и иных стресогенных ситуаций, которые способствуют вовлечению в пьянство, наркотизм, токсикотизм, проституцию или беспорядочное половое общение;

9) уменьшение эксплуатации, несправедливости в оценке труда в общества, в справедливом вознаграждении за труд, за вклад в обществе, борьба за снижение безработицы, за снижение уровня бедности и люмпенизации населения.

Тема 10. Криминологическое учение о жертве преступления.

 

Планы семинарского занятия

1. Криминальная виктимология как часть виктимологии. Предмет, задачи, система криминальной виктимологии.

2. Основные понятия криминальной виктимологии: жертва преступления, потерпевший и пострадавший от преступления, связь «преступник-жертва преступления», виктимность и виктимизация.

3. Криминологическая виктимология как составная часть криминологии.

4. Личность, поведение и состояние жертвы как составные части предмета криминологической виктимологии.

5. Классификация жертв преступления по их роли в генезисе преступлений.

6. Виктимологическая характеристика тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против личности.

7. Виктимологическая характеристика жертв мошенничества.

8. Виктимологический аспект предупреждения преступлений.

Практические задания

1. Дайте правильное определение понятий:

1. виктимология 2. криминальная виктимология 3. криминальная виктимность 4. криминальная виктимизация 5. жертва преступления 6. потерпевший от преступления 1. процесс превращения потенциальной жертвы в реальную в результате совершения преступления; 2. учение о жертве, предметом и главным объектом исследования которого является любая жертва, в том числе жертва в силу одного лишь причинения вреда; 3. повышенная способность человека или определенной общности людей становиться жертвами преступлений; 4. вспомогательная межотраслевая социально-правовая научная дисциплина, занимающаяся исследованием преступления и преступности, личности преступника на основе данных о жертве преступления и преступности, ее поведении и состоянии, до, в момент и после совершения преступлений, личности, связей и отношений с преступником, характера и размера причиненного ей вреда, социальных последствий преступности в целях совершенствования уголовной политики, мер борьбы с преступлениями и преступностью, эффективной защиты их жертв; 5.человек, которому непосредственно в результате преступления причиняется или ставится в реальную опасность причинения морального, физического или имущественного вреда; 6. физическое или юридическое лицо, та или иная социальная общность прямо и непосредственно либо косвенно и опосредственно пострадавшие от преступления, страдающие от преступности.

 

2. Назовите два основных вида виктимности, реализующихся на всех уровнях и во всех масштабах виктимизации потенциальных жертв. Это: …

1) индивидуальная и массовая виктимность;

2) ролевая и личностная виктимность;

3) ситуативная и личностная виктимность;

4) видовая и групповая виктимность;

5) профессиональная и личностная виктимность;

6) общая и специальная или избирательная виктимность.

 

3. С какими особенностями жертвы преступления связывается виктимогенная или виктимогенно-криминогенный характер ситуации преступления?

Эти особенности характеризуют:

1) конституцию, строение организма человека, ставшего жертвой преступления;

2) психические свойства, психофизиологию жертвы преступления;

3) личность жертвы преступления;

4) состояние жертвы преступления непосредственно до, во время и после совершения преступного посягательства;

5) характер и тяжесть вреда, причиненного жертве преступления;

6) связи и взаимоотношения преступника и жертвы преступления;

7) социальный статус жертвы преступления;

8) идейно-политические взгляды, нравственные убеждения жертвы преступления;

9) поведение жертвы в допреступной ситуации и в ситуации преступления;

10) роли, исполняемые жертвой как социальным субъектом.

 

Примечание: Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.

При подготовке студент должен уяснить цели и задачи исследования, изучить учебную литературу, специальную литературу, в случае необходимости обратиться к отечественным и зарубежным источникам права. Подготовить доклад только по одному учебнику нельзя, так как последний больше играет роль методологического ориентира, призванного помочь студенту разобраться в большом объеме дополнительной литературы. Изучая учебную и специальную литературу, необходимо выявить и сопоставить позиции отдельных авторов, попытаться выработать свою точку зрения.

Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать учебники, статьи и материалы юридических журналов, дополнительную общетеоретическую и специально-правовую литературу; нормативно-правовые акты и комментарии к ним; словари и иную справочную литературу.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:

1. Становление и развитие криминологии как науки.

2. Предмет криминологии.

3. Место криминологии в системе смежных социальных и правовых научных дисциплин.

4. Методология криминологических исследований.

5. Социологические методы в криминологии.

6. Метод системно-структурного анализа в криминологии.

7. Статистический метод в криминологии.

8. Основные научные направления и школы в криминологии.

9. Понятие и признаки преступности

10. Основные показатели преступности.

11. Латентная преступность: понятие, виды и методы ее выявления.

12. Современное состояние преступности (в мире, различных странах мира, России, РТ или ином регионе России).

13. Особенности преступности в отдельном регионе Российской Федерации (на примере любого региона РФ).

14. Тенденции развития преступности в России.

15. Причины и условия преступности.

16. Методология исследования причин преступности.

17. Причины и условия конкретного преступления.

18. Механизм преступного поведения.

19. Понятие личности преступника.

20. Структура личности преступника.

21. Типология личности преступника.

22. Понятие, виды и значение конкретных жизненных ситуаций.

23. Виктимология. Криминальная виктимология как составная часть виктимологии и самостоятельный раздел криминологии.

24. Виктимность и виктимизация как основные понятия виктимологии.

25. Предупреждение преступности.

26. Общее (общесоциальное) предупреждение преступности.

27. Специальное (специально-криминологическое) предупреждение преступности.

28. Основы виктимологической профилактики.

29. Индивидуальное предупреждение преступности.

30. Субъекты предупреждения преступности.

31. Прокуратура как субъект предупреждения преступности.

32. МВД как субъект предупреждения преступности.

33. Суд как субъект предупреждения преступности.

34. Предупреждение преступности таможенными органами.

35. Криминологическое прогнозирование: понятие и значение.

36. Понятие и виды криминологического прогнозирования.

37. Методы криминологического прогнозирования.

38. Организованная преступность: понятие, формы и уровни.

39. Причины и условия организованной преступности.

40. Предупреждение организованной преступности.

41. Профессиональная преступность.

42. Предупреждение профессиональной преступности.

43. Рецидивная преступность.

44. Предупреждение рецидивной преступности.

45. Профессиональная, организованная и рецидивная преступность; их сходство, взаимосвязь и отличие.

46. Насильственная преступность: понятие, общая криминологическая характеристика.

47. Криминологическая характеристика отдельных видов насильственных преступлений.

48. Причины и условия насильственной преступности.

49. Предупреждение насильственной преступности.

50. Корыстная преступность.

51. Причины и условия корыстной преступности.

52. Предупреждение корыстной преступности.

53. Коррупционная преступность.

54. Причины и условия коррупционной преступности.

55. Предупреждение коррупционной преступности.

56. Налоговая преступность: понятие, виды, криминологическая характеристика.

57. Причины и условия налоговой преступности.

58. Предупреждение налоговой преступности.

59. Экономическая преступность: понятие, причины и условия совершения.

60. Преступность экономическая и организованная.

61. Криминологическая характеристика и предупреждение легализации (отмывания) денег или иного имущества, приобретенных преступным путем.

62. Преступления, совершаемые должностными лицами, и их предупреждение.

63. Компьютерная преступность и ее предупреждение.

64. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма.

65. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

66. Преступность военнослужащих: криминологическая характеристика, причины и условия ее совершения.

67. Предупреждение преступлений против интересов военной службы.

68. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение.

69. Экологическая преступность: понятие, причины и условия совершения и ее предупреждение.

70. Неосторожная преступность и ее предупреждение.

71. Женская преступность и ее предупреждение.

72. Преступность мигрантов и ее предупреждение.

73. Криминологическая характеристика и предупреждение автотранспортных преступлений.

74. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и ее предупреждение.

75. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.