Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институт космических и информационных технологий





Кафедра вычислительной техники

Г.А. Доррер

Методы и системы принятия решений

Лабораторный практикум для студентов

 

Направления 09.03.01 – Информатика и вычислительная техника всех форм обучения

 

Красноярск 2016


УДК 681.3.06

Доррер, Г.А. Методы и системы принятия решений. Лабораторный практикум для студентов направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» всех форм обучения / Красноярск: СФУ. – 2017. – 27с.

 

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» при изучении дисциплины «Методы и системы принятия решений». Кроме того, оно может быть полезным студентам других направлений и специальностей при ознакомлении с основами системного анализа и теории принятия решений.

Приведен цикл из восьми лабораторных работ, рассчитанный на 36 часов работы при очном обучении и 11 часов – при заочном обучении, а также на соответствующий объем самостоятельной работы.

Тематика работ соответствует Государственному образовательному стандарту по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» 3+ поколения и рабочей программе дисциплины «Методы и системы принятия решений».

Первые работы посвящены освоению основных понятий и терминов системного анализа и теории принятия решений: лицо, принимающее решения, порядок подготовки решения (регламент), цели, ресурсы, риски и неопределенности, критерии оценки решения.

Рассмотрены так называемые «мягкие» модели и экспертные оценки при принятии решений в слабоструктурированных системах, при описании деятельности и ранжировании. решений. Кратко рассмотрены вопросы принятия решений, основанных на знаниях, в том числе Нейлоровский алгоритм.

Ряд работ посвящен изучению методов математического моделирования как способа формирования множества альтернатив решения. Рассмотрены следующие модели и методы: вероятностное моделирование динамики систем на основе цепей Маркова с дискретным временем, моделирование систем с помощью обыкновенных сетей Петри, моделирование систем с помощью GERT-сетей. Одна из работ посвящена созданию имитационных моделей систем с помощью пакета AnyLogic

В заключение лабораторного практикума студенты знакомятся с одной из крупных действующих систем поддержки принятия решений – Информационной системой дистанционного мониторинга лесных пожаров федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ – Рослесхоз)

 

 

© Доррер г.а. 2016

© СФУ, 2013

Оглавление

 

Введение. 4

Лабораторная работа № 1 Общие понятия системного анализа и теории принятия решений. 5

Лабораторная работа № 2 Принятие решений, основанное на знаниях. 7

Лабораторная работа № 3 Принятие решений на основе методов оптимизации 8

Лабораторная работа № 4 Вероятностное моделирование динамики систем на основе цепей Маркова с дискретным временем. 10

Лабораторная работа № 5 Моделирование систем с помощью обыкновенных сетей Петри. 14

Лабораторная работа № 6 Моделирование систем с помощью GERT-сетей. 17

Лабораторная работа №7 Имитационное моделирование систем с помощью пакета AnyLogic. 20

Лабораторная работа № 8 Знакомство с Информационной системой дистанционного мониторинга лесных пожаров федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ – Рослесхоз) 23

Библиографический список. 25


Введение

Процессы принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности – в технике, экономике, политике, социальной сфере, обеспечении безопасности.

Научным обслуживанием этих процессов, т.е. изучением и развитием методов принятия решений, первоначально занималась такая научная дисциплина, как «Исследование операций», вошедшая затем в направление, названное «Системным анализом». Исторически системный анализ представляет собой совокупность методов исследования систем, методик выработки и принятия решений при проектировании, конструировании и управлении сложными объектами различной природы.

Ключевая особенность системного анализа – учет системного эффекта, когда совокупность объектов, объединенных в систему, приводит к появлению новых свойств. При этом для понимания поведения системы необходимы теоретические знания различных дисциплин, а для исследования должны применяться не только формализованные методы, но и неформальные процедуры. Эта теория получила широкое распространение при решении проблем, возникающих в различных областях.

Математическим аппаратом дисциплины «Системный анализ» традиционно служат различные методы прикладной математики: прогнозирование, оптимизация, теория вероятностей и математическая статистика, теория массового обслуживания, структурный анализ и другие.

Со временем практика управления потребовала вовлечения в процесс принятия решений не только формальных методов, но и качественных, слабоструктурированных факторов. К последним относятся знания специалистов, которые сложно формализовать. Это, прежде всего, опыт, интуиция, приверженность к тем или иным взглядам лиц, принимающих решения. Отсюда появилось новое комплексное научное направление «Теория принятия решений» – ТПР, которое использует не только формальные методы дисциплин, входящих в направление системного анализа, но и методы экспертных оценок, так называемые «мягкое» моделирование ситуаций, достижения в области информационных технологий и искусственного интеллекта, в частности, продукционных систем. Для помощи персоналу, занятому подготовкой решений, созданы специализированные информационно-управляющие системы, называемые системами поддержки принятия решений – СППР.

Настоящее пособие ставит целью в процессе выполнения лабораторных работ ознакомить студентов с основными понятиями системного анализа и теории принятия решений, а также дает возможность освоить ряд наиболее известных методов формирования альтернатив решений и выбора из них наилучших.

Лабораторный практикум рассчитан на 18 часов аудиторных занятий и такой же объем самостоятельной работы при дневной форме обучения и на 11 часов при заочном обучении. Поэтому студенты дневной формы обучения должны выполнить все 8 работ, приведенных в пособии, а студенты-заочники выполняют работы № 1, 2, 4, 5.

Первые три работы выполняются бригадами из 3-4 студентов, остальнве работы – индивидуальные.


 

Лабораторная работа № 1 Общие понятия системного анализа и теории принятия решений

Цель работы: знакомство с основными понятиями и терминологией системного анализа и принятия решений.

 

Содержание работы

 

Изучите по материалам учебного пособия, лекциям и другим источникам понятия и терминологию системного анализа и принятия решений и дайте ответы на следующие вопросы.

1. Что такое система? Дайте определение. Чем система отличается от совокупности различных элементов?

2. Как идентифицировать границу между системой и внешней средой? Является ли граница частью системы?

3. Приведите примеры проявления эмерджентности в системах.

4. Может ли социальная система состоять из одного человека или требуются как минимум двое?

5. Рассматривая процесс обучения в вузе как систему, выделите в нем и охарактеризуйте перечисленные выше термины: элемент, система, функция, структура, организация (функциональная и структурная), эффективность, обратная связь, показатель эффективности, критерий эффективности, анализ и синтез системы.

6. Обязательно ли система должна иметь цель?

7. По мнению некоторых ученых, социальной системой является любая группа, не обязательно состоящая из людей, например, рой пчел, стая птиц. Является ли в таком случае социальной системой сеть компьютеров?

8. Как происходит согласование решений на различных уровнях управления? Приведите примеры.

9. Кто определяет качество решения и успешность его выполнения? Обязано ли ЛПР участвовать в реализации решения?

10. Опишите процедуры принятия решения в одной из следующих систем:

- Государственная дума,

- министерство (ведомство),

- корпорация,

- предоставление кредита,

- планирование работы промышленного предприятия,

- управление проектами,

- ликвидация чрезвычайных ситуаций,

- военная операция.

11. Кто в перечисленных системах является ЛПР? Из кого состоит персонал, готовящий проект решения?

12. Опишите процедуры принятия решений, касающихся студентов, в Вашем учебном заведении: (альтернативы, критерии, ЛПР, персонал, и так далее) в соответствии со схемой на рисунке 1.1 пособия по следующим вопросам:

- зачисление в вуз,

- начисление стипендии,

- допуск к сессии,

- перевод на следующий курс,

- отчисление из вуза,

- присвоение квалификации.

 

Содержание отчета по работе

Отчет по лабораторной работе должен содержать:

· титульный лист с указанием фамилии студента;

· письменные ответы на предложенные выше вопросы.

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.