Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р





Анкетные данные

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Школа, класс.


 

4. Национальность, родной язык, на каком язы­
ке общается в семье.

5. Приходящий или живущий в интернате.

Анамнез •

1. Данные о наличии у родителей и родственни­
ков нервно-психических, соматических заболева­
ний, речевых нарушений, особенно дислексии и
дисграфии.

2. Протекание у матери беременности в первую
и вторую половину. Выявить, не было ли травм,
резус-конфликта, воздействия химических, фи­
зических (особенно облучения) факторов, инфек­
ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа
и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо­
леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер­
вую или во вторую половину беременности, симп­
томов угрожающего выкидыша.

3. Протекание родов у матери (в срок, досроч­
ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж­
ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь­
зование стимуляции во время родов, ее характер,
длительность родов.

4. Состояние ребенка в момент рождения. На­
личие травм во время родов (переломы, кровоиз­
лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког­
да закричал (сразу, через несколько секунд, через
несколько минут). Наличие врожденных пороков.
Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли
кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом
и психомоторном развитии ребенка (выписать из
медицинской карты или обследовать ребенка у вра­
чей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появ­
ления гуления, лепета, характер лепета, время по­
явления первых слов и фразовой речи; не было ли у


 




ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграм-матизмов; какие звуки долго произносились непра­вильно, характер неправильного произношения зву­ков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефект­ную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произношении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со
стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чисто-говорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

Анатомическое строение артикуляторного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся ано­малий в анатомическом строении периферическо­го отдела артикуляторного аппарата:

— челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти);

— соотношение верхней и нижней челюсти, т. е.
дефекты прикуса (передний открытый, боковой от­
крытый, перекрестный прикус, прогения, прогна-
тия);

— зубов (двойной ряд зубов, отсутствие зубов,
очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы
между передними зубами);

— языка (толстый, мясистый, «географический»
язык, длинный узкий язык, короткая подъязыч­
ная связка);

— твердого неба (высокое узкое, так называемое
готическое небо, низкое, плоское, наличие расще­
лин, их характер);

— мягкого неба (нормальное или укороченное,
наличие раздвоения, расщепления маленького
язычка, отсутствие его);

— губ (излишне толстые губы, наличие рубцов,
короткая верхняя губа).


 


Особенности динамической стороны речи

Указать:

— темп и ритм речи (нормальный, замедлен­
ный, очень быстрый темп; нормальный ритм,
аритмия);

— употребление ударений (словесного, логиче­
ского);

— употребление пауз в потоке речи (нормальное,
излишне частое, излишне редкое);

— особенности голоса (сила: слишком громкий,
очень тихий, затухающий и т. д.; высота голоса:
высокий, низкий, соответствие возрасту; тембр го­
лоса: отметить особенности тембра голоса в случаях
его патологии: сиплый, резкий, с носовым оттен­
ком и др.)>'


Исследование

Языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дож­ди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые лис­тья падают на землю. Из леса вышел старик с боль­шой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Ш ЗАДАНИЯ

1. Определить количество слогов в слове, назван­
ном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2. Отобрать картинки, в названии которых три
слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, вело­сипед.


 
 


3. Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

3. Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

А. Выделение звука на фоне слова.

Ш ЗАДАНИЯ

Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

Б. Выделение первого звука из слова.

Ш ЗАДАНИЕ

 

Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

В. Выделение последнего звука из слова.


Г. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

ЗАДАНИЯ

Где слышится звук Р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

Где слышится звук Ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

Д. Определение количества звуков в словах.

II ЗАДАНИЕ

Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

Е. Определение места звука по отношению к дру­гим звукам слова.

ЗАДАНИЯ (позиционный анализ)

Какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука III?): кошка, смеш­но, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Ш ЗАДАНИЕ

Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука.

Ч-а-с, п-ы-ль, т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в'-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.


5. Фонематические представления.

Определить способность осуществлять фонема­тический анализ слов в умственном плане, на ос­нове представлений.

ИР ЗАДАНИЯ '

Придумать слова, в которых есть звук Ш. Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. Отобрать картинки, в названии которых 5 зву­ков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Звонкие и глухие звуки дифференцирует. Нарушена дифференциация звуков Ц—С, Ш—С, Р—Л.


 




Так, девочка неправильно показала картинки ЦВЕТ — СВЕТ, КРЫША — КРЫСА, МАРИНА — МАЛИНА.

Неправильно воспроизвела последовательность в серии слогов с фонетически близкими звуками: ЦА—СА—ЦА—СА—ЦА, СА—ША—СА—СА—СА.

Не смогла придумать предложения на слова-квазиомонимы.

Состояние процесса чтения

Способ чтения послоговой. Чтение замедленное. Н словах со стечением согласных допускает ошиб­ки: КУРСК — КУРСТРОК, ВДРУГ — ВРУГ.

Понимание прочитанного в пределах програм­мы 3 класса вспомогательной школы.

Состояние процесса письма

Списывание без ошибок.

В письме под диктовку допускает разнообразные ошибки:

— замены йотированных и нейотированных глас­
ных;

— пропуски согласных, особенно при стечении;

— пропуски слогов;

— аграмматизмы;

— замены согласных (Ш—С, Ц—С, Т—С, П—Т
и др.).

. ~$Са*

Примеры диктантов

л-и^ссс

с

сл-кп-и^ься.

сх

(Ранней весной вернулись из теплых стран сквор­цы. Прилетели они в свои скворечники).


 




Проводилась ли коррекция дефекта


Состояние звукопроизношения


 


Проводилась коррекция нарушений звукопро­изношения и дисграфии.

Логопедическое заключение

РЕЧЕВАЯ КАРТА 2

Анкетные данные

1.ЮраШ.

2. 10 лет.

3. Вспомогательная школа-интернат и 2, 3 класс.

4. Русский.

5. Живет в интернате.

6. Домашний адрес: Заводской пер., д. 8, кв. 1.

Анамнез

1. Нервно-психических, хронических сомати­
ческих заболеваний и речевой патологии у родите­
лей не наблюдалось.

2. Мальчик от первой беременности матери, про­
текавшей с тяжелым токсикозом в первую поло­
вину беременности. Роды быстрые, закричал пос­
ле пошлепывания. Вес 3150 г. Искусственное вскар­
мливание.

3. Раннее психомоторное развитие с задержкой.
В раннем возрасте перенес пневмонию, страдал ди­
атезом.

4. Лепет с 7 мес. Первые слова — в 2 года, фра­
зовая речь — с 3 лет.


Мономорфное нарушение звукопроизношения: увулярный ротацизм.

- Звукослоговая структура слова

В спонтанной речи нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Наблюдаются затруднения при дифференциа­ции звуков: звонких и глухих, Р—Л, Р'—Л' и др.

Так, мальчик неправильно дифференцировал слова: ПОЧКА — БОЧКА, МАРИНА — МАЛИНА.

Не всегда правильно воспроизводил серию слогов с фонетически близкими звуками: ЩА—ЖА—ША, БА—ПА—ПА, ДА—ТА—ДА и др.

Не смог придумать предложения на слова-ква­зиомонимы.

Состояние языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова. Затрудняется в определении количества и пос­ледовательности слов в предложениях с союзами


и предлогами: СЛАДКА ЯГОДА, ДА НИЗКО РАСТЕТ — 3 слова, РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС — 3 слова.

2. Слоговой анализ и синтез.

Количество слогов в многосложных словах оп­ределяет неправильно: КРОВАТЬ — 4, СКОВОРО­ДА — 3, МИЛИЦИОНЕР — 3.

3. Фонематический анализ.

А. Умение выделять звук на фоне слова сфор­мировано.

Б—В. Первый и последний звук в слове опреде­ляет правильно.

Г. Определение места звука в слове (начало, се­редина, конец) сформировано. В слове ПЧЕЛА — Л в середине слова.

Д. Последовательность и количество звуков в слове не всегда определяет правильно: КОТ — К-Т, КНИГА — К-И-Г-А, ДОСКА — Д-С-К-А, МАШИ­НА — М-Ш-И-Н-А.

В слове МАМА — 4 звука, в слове ДЕРЕВО — 4, ПАРТА — 4.

Е. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно: в слове ДОРОГА звук Р слышится после Д, в слове ПЧЕЛА звук Л слы­шится после Ч.

4. Фонематический синтез сформирован.
Правильно повторил слова, произнесенные по

буквам: С-Н-Е-Г, Д-О-Р-О-Г-А, Т-Р-У-Б-А.

5. Фонематические представления.
Правильно придумал слова на звуки К (КОЛЯ,

КНИГА, КАРАНДАШ), на звук Л (ЛАМПА), на звук М (МАМА, МОЛОТОК).

Но затрудняется придумать слова на определен­ное количество звуков (4, 5).

Неверно отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (ЗАЯЦ, ВОЛК, КРОВАТЬ, РАДУГА).


 




Состояние процесса чтения

Слоги и слова читает правильно. Чтение посло-говое. Простые слова читает целостно. Делает за­пинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. При чтении текста наблюдают­ся ошибки.

Состояние процесса письма

При списывании наблюдаются лишь единичные ошибки.

В письме под диктовку допускает большое ко­личество ошибок:

— замены согласных (Д—Т, Б—П, Ж—Ш и др.);

— пропуски букв;

— добавления;

—пропуски предлогов;

— слитное написание слов.


 




 


Примеры диктантов

и,

о^-о
оь-о

-илл.оггил,

с-а-л-со

ил,

иил-ал-пь

Анамнез

1. Нервно-психических, хронических сомати­
ческих заболеваний и речевых нарушений у роди­
телей не наблюдалось.

2. Ребенок от пятой беременности. Вторые роды.
Протекание беременности с токсикозом. Роды в
срок, нормальные.

3. Раннее психомоторное развитие протекало с за­
держкой. Ходить начал с 1 года 6 мес.

4. Первые слова — с 2 лет. Фразовая речь —
с 3 лет.

Состояние звукопроизношения

Произношение звуков нормальное.

Фонематическое восприятие

(дифференциация фонем)

Слуховая дифференциация фонетически близ­ких звуков не нарушена. Мальчик правильно по­казал картинки на слова-квазиомонимы. При повторении серии слогов с фонетически близки­ми звуками были допущены лишь единичные ошибки.


Состояние процесса чтения

Способ чтения — послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание читаемого не на­рушено (в пределах интеллектуального развития), па уровне программы 3 класса вспомогательной школы.

Состояние процесса письма

В процессе списывания, диктантов, изложения допускает искажения букв, замены графически сходных букв.

Примеры письменных работ СПИСЫВАНИЕ

 

к.и,иХ>.

ДИКТАНТ

и, Млиих.


 




ГЛАВА 4

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Принцип учета симптоматики

Чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм


 


фонематического анализа. В связи с этим и направ­ления логопедической работы будут дифферен­цироваться с учетом симптоматики и степени вы­раженности нарушения, а также этапа формиро­вания навыков чтения и письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.

А Т Р

VII. Составление рассказа-описания «Мед­
ведь».

На доске следующие записи:

Опорные слова Форма, величина

Морда Вытянутая, продолговатая

Глаза Маленькие, хитрые

Мех Бурый, густой

Хвост Короткий

Походка. Косолапый,

(как передвигается) медлительный,

переваливается

Чем питается? Мед, малина, ягоды

Где живет и зимует? Лес, берлога

— Составим рассказ о медведе по опорным сло­вам (с использованием картинки).

VIII. Запись рассказа в тетрадях.

IX. Домашнее задание: составить письменный
рассказ о каком-либо хищнике.


 



6. Нарушение чтения и письма



КОНСПЕКТ 6

Темы

Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текстов.

Лексическая: весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Цели:

1) развивать слуховую и произносительную диф­
ференциацию звуков П—Б в словах, предложени­
ях, тексте;

2) формировать сложные формы фонематиче­
ского анализа;

3) развивать речеслуховую память;

4) обогащать словарный запас существительных,
глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

5) закрепление словоизменения и словообразо­
вания;

6) автоматизация правил правописания звонких
и глухих в конце слова.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение логопедической темы.

На доске картинки: подснежники, птицы, по­ловодье. Дети называют картинки.

— Какой первый звук в этих словах? (П.) На дос­
ке выставляются следующие картинки: букет, ба­
бочка, бутон. Дети называют картинки.

— Какой первый звук в названиях этих карти­
нок? (Б.) Сегодня мы продолжим работу по разли­
чению (дифференциации) звуков П—Б. Откройте
тетради, запишите число и тему: «Различай П — Б».


III. Уточнение связи буквы и звука.

1. Сравнение звуков П и Б по звучанию.

Детям предлагается произнести звук П и ска­зать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

Предлагается произнести звук Б и сказать, ка­кое звучание он напоминает.

2. Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П
и Б.

б) Определение отличия в артикуляции П—Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и ру­
кописными буквами.

— Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

IV. Закрепление дифференциации изолирован­
ных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной ар­
тикуляции.

— Определите, какой звук я хочу произнести,
артикулируя звук губами, голосовые складки не
работают (горло не дрожит). Если работают толь­
ко губы — это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

— Какой это звук, если работают не только губы,
но и голосовые складки, горло дрожит? (Звук Б.)

2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА—БА—ПА

БА—БА—ПА—БА—БА и т. д.

V. Знакомство с лексической темой «Весна».
1. Шифрование слов буквами П и Б.

— Откройте тетради. Сейчас вы будете шифро­
вать слова буквами П и Б, цифрой указывая их
место в слове.

Слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, КУ­ПАВЫ, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ (Ш, П2, Б2, ПЗ, Б2, Б1, БЗ, Б5).

— Вспомните слова, которые вы шифровали.


 




— О каком времени года они напомнили вам?
(О весне.)

2. Краткий рассказ логопеда по сюжетной кар­
тинке «Весна».

3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда
других.

а) Выделение слов со звуком П.

— Из ряда слов запомните и назовите только те,
в которых слышится звук П: СКВОРЕЧНИК,
ПТЕНЦЫ, ГРОЗА, ПОЧКИ, ПРОТАЛИНЫ, РУ­
ЧЬИ, КАПАЮТ.

Какой по счету звук П в словах ПТЕНЦЫ, ПОЧ­КИ, ПРОТАЛИНЫ, КАПАЮТ?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

— Из ряда слов запомните и назовите только те,
в которых услышите звук Б: НАБУХАЮТ, ЦВЕ­
ТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

— Какой по счету звук Б в словах НАБУХАЮТ,
ВЕРБА, БУТОН?

— И эти слова напоминают нам о чем? (О весне.)

4. Сообщение лексической темы.

— Сегодня мы будем читать, слушать, расска­
зывать и писать о весне.

— Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, ап­
рель, май.)

—- В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель.)

— Между какими месяцами апрель? (Между мар­
том и маем.)

VI. Развитие внимания и слуховой памяти.

— Весной все сильнее и сильнее греет солнце.
Становится тепло. Природа просыпается. Повсю­
ду — пение птиц. Что это за птицы? (Это перелет­
ные птицы.)

1. Слушание голосов птиц.

— Послушаем голоса птиц (включается запись
магнитофона). Отгадайте, чей голос звучал.


2. Повторение ритма песен птиц.

— Попробуйте повторить ритм песен птиц (пред­
лагаются различные ритмические рисунки).

3. Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки: небо, стреко­за, пчела, грибы, дупло.

— Сейчас мы будем узнавать, название какой кар­
тинки пропевает птица. Вы будете пропевать ритм
по очереди. Условие: один короткий звук — соглас­
ный, два звука с коротким интервалом — гласный.

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

— В этом слове П или Б?

— На каком по счету месте этот звук?

— Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

— После звука П (Б) какой слышится звук?

VII. Развитие звукобуквенного анализа.

— Весной происходит великое переселение птиц
на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких
стран.) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встреча­ют птиц на их пути.

с

««*■*■


 


На одной стороне дидактического пособия — кар­тинка с изображением препятствия, на обратной стороне — текст с описанием этого препятствия.

1. Беседа о первом препятствии.

— Прочитаем о первом препятствии.
Ученик читает текст: «Из-за густых туманов

птицы теряют дорогу, разбиваются об острые не­видимые скалы».

— Чтобы этого не случилось, обозначим скалы
словами, смысл которых меняется с изменением
всего одного звука.

На доске — скалы.

У каждого из детей также рисунки, изображаю­щие скалы.

— Запишем слова около первой или около вто­рой скалы.

Логопед читает слова, дети определяют, какой звук (П или Б) в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

Речевой материал

ПОЙ БОЙ

ПАЛКА БАЛКА

БОРТ ПОРТ

БОЧКА ПОЧКА


 

ПАШНЯ ЗАБОР ПАЛ БАБОЧКА

БАШНЯ ЗАПОР БАЛ ПАПОЧКА

2. Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст: «Внезапные холода сковы­вают воды, и птицы умирают от голода и стужи».

— Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

— Чтобы преодолеть это препятствие, надо сло­
жить слово из букв, записанных в беспорядке.
При этом надо отгадать, какая буква «замерзла» —
П или Б?

 

По ходу работы логопед задает вопросы каждо­му ученику:

— Какое слово ты составил?

— Какая буква замерзла?

— Докажи, что в этом слове звук П (Б).

— Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ —мягкий
знак в конце слова; в слове БЛИЗКО — после И
пишется 3, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после
Л пишется А, после Т — Ь. Докажи.

— Почему в слове ПОЛОВОДЬЕ между Д и Е
мягкий знак? Почему после П — О? Почему в сло­
ве ТЕПЛО перед П — Е? Докажи.

— Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пи­
шется мягкий знак?

3. Беседа о третьем препятствии.

Чтение текста: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».


 




 


— Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь пти­цам выдержать морскую бурю, мы должны запи­сать слова со звуками П и Б в два столбца, под бук­вой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме запи­саны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых тот или иной звук на первом ме­сте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П или Б на втором месте и т. д. (Логопед дик­тует слова вперемешку. Дети записывают.)

Образец схемы:

Б бурный сбрасывать выбрался отобрать

П

1) подуть, проплыл 2)опрокинуть 3)запустил 4) проплыл

4. Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».

— Название какой хищной птицы произнесено
со звуком Б? (Ястреба.)

— Ястреб. Какой звук слышится в конце этого
слова? (П.) А какую букву надо писать в конце это­
го слова? (Б.) В конце слова звонкий согласный ог­
лушается, поэтому надо подумать, какую букву
надо писать. Какое правило вы знаете? (Надо по­
добрать проверочное слово, в котором согласный
слышится перед гласным звуком.)

— Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯС­
ТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

б) Диктант слов с конечными буквами Б и П и с объяснением написания.

 

Речевой материал
ДУБ ГРИБ
СТОЛБ ХЛЕБ
СРУБ СУП
ЗАЛП ГЕРБ

 

СУГРОБ УКРОП СПОСОБ

КАРП

ГОРБ

ХЛЕБОРОБ

VIII. Подведение итогов занятия.

КОНСПЕКТ 7

Темы

Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текста (продол­жение).

Лексическая: весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов; приставка ПОД.

Цели:

1) развивать фонематическое восприятие, умение
правильно обозначать звуки П и Б на письме;

2) формировать сложные формы фонематиче­
ского анализа;

3) развивать речеслуховую память;

4) уточнять значение словаря по теме «Весна»;

5) уточнение значения приставки ПОД, закреп­
ление правильного правописания этой приставки;

6) автоматизация правил правописания звонких
и глухих в конце слова.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение логопедической темы.

— Послушайте две строчки из сказки А. С. Пуш­кина: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут». Назовите слова в этом двустишии,


 




 


которые отличаются только одним звуком. (БЛЕ­ЩУТ — ПЛЕЩУТ.) Какими звуками отличаются эти слова? (Б—П.) Чем отличаются эти звуки?

у — Сегодня мы будем продолжать работу над зву­ками Б и П.

— Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе
Салтане.)

— А какие еще строчки вы помните из этой сказ­
ки?

Выделение звуков П и Б из четверостиший.

— А я вспомнила такие строчки: «А ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его
пустить у Гвидона погостить». Назовите слова со
звуком П; со звуком Б.

III. Отгадывание загадок о весне, о весенних месяцах.

— Послушайте загадку.

Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку.

(Весна)

— А теперь отгадайте загадки про месяцы.

Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает.

(Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

(Апрель)


 


Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят,. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?

(Май)

— В названии какого месяца есть звук П или Б?
(Апрель.) Какой это звук?

IV. Закрепление знаний о признаках весны.

— Вспомните признаки весны (начало, конец
весны).

На доске текст «Осень».

ОСЕНЬ

Пришла осень. По серому небу поплыли черные тучи. Идут холодные дожди. С деревьев слетают последние листья. Цветы вянут. Замерзли ночью лужи. Грачи, журавли улетают на юг. Они проща­ются с родными местами. Детвора ждет мороза и снега.

— Прочитайте текст «Осень». Сравните призна­
ки осени и признаки весны. Отредактируйте текст,
заменив осенние признаки на признаки весны. Но­
вый рассказ назовем «Весна».

По ходу работы выделяются слова со звуками П и Б, определяется место этих звуков в слове.

V. Диктант «Весна».

VI. Развитие фонематических представле­
ний. Диктант цепочки слов.

— Запишите в тетрадь цепочку слов.
Работа в тетрадях.


 




 

 


 

 

 

— Прочитайте, что у вас получилось. Каждый
читает свою цепочку слов.

VII. Запись слов в трех столбцах (П, Б, П + Б).

Предлагаемый текст:

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибыва­ла. Образовался настоящий потоп. Больше всех по­страдали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл мно­го десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на повер­хности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

— Найдите в орфографическом словаре слова
для 2-го и 3-го столбцов, чтобы все три столбика
были одинаковыми по количеству слов (работают
самостоятельно).

VIII. Составление предложений из слов, дан­
ных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П
и Б.

. Детям раздаются индивидуальные карточки.


1. ГОЛУ.ОЙ, НЕ.О,.О.ЛЫЛО,.0, О.ЛАКО,
СНЕГ, НА,.ОХОЗКЕЕ, СУГРО.Ы (По небу поплы­
ло облако, похожее на сугробы.)

2. НАЧАТЬ,.О.РАВЛЯТЬ, ЗА.ОТЛИВО,
.ТИЦЫ, ГНЕЗДА, СВОЙ (Птицы начали заботливо
поправлять свои гнезда).

3. ВЕЧЕР,.ТИЦЫ, СЯДУТ,.О.АРНО,.УДТО,
КАК, НАЧНУТ, СОВЕЩАТЬСЯ, О,.УДУЩЕМ,
.ОСЛЕ, РА.ОТА (Вечером после работы птицы ся­
дут попарно, как будто начнут совещаться о буду­
щем).

4..РИГРЕТА, ТЕ.ЛЫМ, СОЛНЦЕМ,.ЛЕДНО-
ЛИСТАЯ, ЛИ.А (Пригрета теплым солнцем блед-
нолистая липа).

IX. Образование прилагательных от существи­
тельных.

— Воздух наполнен песнями. Чей голос вы слы­
шите?

Крик журавлей (журавлиный крик). Чириканье воробьев (воробьиное чириканье). Трели соловья (соловьиные трели). Карканье вороны (воронье карканье). Ток тетерева (тетеревиный ток). Воркованье голубя (голубиное воркованье).

— А теперь мы услышали шум крыльев ястре­
ба. Это шум каких крыльев? Шум...

X. Работа с текстом В. Бианки «Кто чем

поет».

— Найдите предложения, в которых говорится

о том, кто чем поет.

По ходу работы определяется наличие в словах звуков П и Б, соседи этих звуков.

Запись предложений в тетрадях.

XI. Развитие зрительной памяти.

— Сейчас мы будем фотоохотниками. На доске
картинки с изображением птиц (павлин, грач,


 


скворец, попугай, воробей, горихвост, соловей, зяблик, голубь, журавль, ястреб). Назовите их. Задание: «Кто больше птиц успеет сфотографиро­вать?» Запомните и запишите названия птиц, в тет­радях.

— Прочитайте названия птиц, в которых вы на­
писали П, Б.

— Каких птиц нельзя назвать перелетными?
(Попугая, павлина.)

XII. Подведение итогов занятия.

Закрепление значения и правописания пристав­ки ПРИ.

а) Выделение приставки ПРИ из слов.

— Какая общая часть в словах: ПРИБЕЖАЛ,
ПРИЕХАЛ, ПРИЛЕТЕЛ? (ПРИ.)

— Какая это часть слова? (Приставка.)

— Какой оттенок значения вносит эта пристав­
ка в слова ПРИЛЕТЕЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИБЕЖАЛ?
(Значение сближения, приближения.)

Приставка записывается на доске.

б) Добавление приставки ПРИ к глаголам: ПОЛЗ,
ВЕЗ, НЕС, ВЕЛ, СКАКАЛ, ВЯЗАЛ, СТАВИЛ.

в) Придумывание предложений с этими слова­
ми, запись предложений.

КОНСПЕКТ 8

Темы

Логопедическая: развитие фонематического вос­приятия, анализа и синтеза.

Лексическая: путешествие.

Грамматическая: прописная буква в собствен­ных именах и названиях.


Цели:

1) развитие фонематического восприятия, ана­
лиза и синтеза;

2) обогащение словаря по теме «Страны. Путе­
шествия»;

3) закрепление правописания слов иностранно­
го происхождения, правописания прописной бук­
вы в собственных именах и названиях.

Оборудование: картинки, дидактический мате­риал.

План и ход занятия

I. Организационный момент,.

— Сядет тот, в чьем полном имени после РЬ—И
(Лариса).

— Сядет тот, в чьем полном имени перед Л—Е
(Павел).

— Сядет тот, в чьем имени между Е и Е — Р (Се­
рёжа). И т. д.

— А какое имя я произнесу сейчас? Сначала И,
потом В, потом А, потом Н. (Иван.)

II. Сообщение лексической темы.

— Имя Иван — русское. А произошло оно от
древнееврейского Иоанн.

Так оно и сейчас звучит в Германии. А в других странах это же имя звучит так: Джон — в Амери­ке, Джованни — в Италии, Жак — во Франции. В эти и другие страны я приглашаю вас сегодня.

III. Сообщение грамматической темы.

— Откройте тетради, запишите число. Вспомни­
те и запишите все звучания имени Иван (записы­
вают).

— Почему вы все слова записали с прописной
буквы? (Повторяют правило.) Сегодня мы часто бу­
дем вспоминать это правило.


 




 


IV. Развитие слогового, фонематического ана­лиза и синтеза.

1. —Перед вами политическая карта мира (у
каждого на парте).

— Найдите государство и правильно прочитай­
те его название.

2. Работа в тетрадях.

— Запишите название той страны, которую я за­
гадаю. С какой буквы вы будете записывать эти
слова? Почему?

а) Название состоит из 6 букв. В середине слова
двойная согласная. (Россия.)

б) Первая и последняя буква — одинаковые
гласные. (Япония.)

в) В названиях этих стран 3 гласные: А, И, Я.
(Англия, Франция.)

г) Название состоит из 3 букв, подлежащих рас­
шифровыванию. (США.)

д) В названии каких стран есть 3 гласные бук­
вы: Е, И, Я? (Швеция, Греция.)

е) Название этой страны складывается так: сна­
чала ИН, потом ДИ, потом Я. (Индия.)

ж) Название складывается: сначала М, потом О,
потом Н, потом Г, потом О, потом ЛЬ, потом И,
потом Я. (Монголия.)

з) В каком названии страны два согласных Т и
ЛЬ? (Италия.)

3. — В каждой стране есть главный город. Как
он называется? (Столица.)

— Столицы на карте обозначены так: название
города подчеркнуто.

— Выпишите названия столиц тех стран, кото­
рые мы записали в тетради, по следующей схеме:

3 4 5 6 7 8

Под соответствующей цифрой пишут названия столицы.

— Почему вы эти слова писали с прописной
буквы?


4. — Как называется народ, который живет в
;)тих странах?

Игра «Лови—говори» (с мячом).

— Я назову страну, а вы народ (Греция — гре­
ки, Индия, Монголия, Германия, Швеция, США,
Англия, Япония, Франция).

— Усложним игру. Я буду называть представи­
теля национальности мужского рода, а вы — жен­
ского (грек — гречанка и т. д.).

— Запишите под названием страны националь­
ность представителя мужского и женского рода.

5. — На каком языке разговаривают жители раз­
личных стран?

Игра «Цепочка».

Один ученик называет страну, следующий — язык этой страны, и т. д.: Англия — английский язык, Франция — французский язык, Швеция — шведский. И т. д.

6. Закрепление обобщающего по<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.