|
Причины межличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В процессе профессионального взаимодействия сотрудник адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики социальной среды, так и от внутреннего мира самой личности. В развертывании этого процесса она может (в зависимости от его успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального комфорта, либо, напротив, неудовлетворенность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности и т.д. Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по типу сотрудничества, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества. В последнем случае субъект межличностных отношений принимает в расчет индивидуальность или собственное мнение партнера по таким отношениям только в той мере, в какой это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника. Руководствуясь научно-популярным подходом к пониманию причин межличностных конфликтов, следует выделить в качестве наиболее часто встречающихся факторов их возникновения следующие[6]: - высказывание партнёру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие; - перебивание собеседника при высказывании им своего мнения; несдержанность; - открытое проявление личной антипатии к человеку; - постоянные или частые мелочные придирки; - принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»; - угроза; - подчёркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу; - заниженная оценка вклада партнёра в общее дело; преувеличение собственного вклада, своей роли; - устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту; - постоянное навязывание своей точки зрения; - неискренность; - нарушение персонального физического пространства; - обсуждение интимных проблем собеседника; - резкое ускорение темпа беседы, её неожиданное свёртывание; - игнорирование попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы. Вышеуказанные факторы имеют статус сильно действующих конфликтогенов в любых ситуациях межличностного взаимодействия. Разнообразие конфликтных ситуаций в правоохранительной деятельности во многом обусловлено спецификой профессиональных функций сотрудников. В этом случае можно усмотреть как минимум три группы конфликтов: - ситуации, связанные с экстремальным характером деятельности по раскрытию и расследованию преступлений; - ситуации, связанные с проведением профилактических мероприятий; - ситуации, связанные с организацией деятельности внутри подразделения МВД России. В контексте вышеуказанных групп конфликтных ситуаций вполне закономерным считается объяснение их причин, данное А.Я Анцуповым и И.А. Шипиловым. Они указывают на высокую вероятность присутствия в любом межличностном конфликте целого ряда как объективных, так и субъективных факторов. Самым общим социально-психологическим механизмом возникновения конфликта является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других)[7]. Однако это вовсе не означает, что межличностные конфликты коренятся только в психологических особенностях соперничающих индивидов. Напротив, наряду с субъективными причинами, обусловленными психологическими особенностями участников конфликтного взаимодействия, последние детерминируются самой социальной средой, в которой такие взаимодействия происходят. Причем в большинстве случаев межличностные конфликты порождаются именно объективными социальными факторами, которые действуют на уровне всего общества, данной социальной общности (трудовой коллектив, семья и т.п.) или конкретного лица, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Реализуясь через проявление личностных характеристик и социально-психологических явлений, эти факторы нередко воспринимаются как внутренние психологические, хотя имеют несомненную внешнюю, объективную основу. Среди объективных причин межличностных конфликтов чаще всего в роли детерминантов выступают ресурсно-материальные факторы, такие, например, как недостаток материальных средств в семье или в производственном коллективе. Существенную роль в возникновении межличностных конфликтов играет фактор социальных отношений, когда одному из участников конфликтного взаимодействия представляется, что его соперник несправедливо наделен управленческими полномочиями по отношению к нему и использует их в личных интересах, в ущерб общему делу, или кто-то из сослуживцев занимает в организации пост, который должен принадлежать обиженному этим человеком. На данные и им подобные объективные факторы возникновения межличностных конфликтов нередко наслаиваются действия факторов субъективного характера. К их числу принадлежат, в частности, поведенческие факторы, такие как эгоистичность, грубость, лживость, стремление к превосходству, вызывающие различные формы межличностных конфликтов. К этой же группе субъективных источников возникновения межличностных конфликтов относятся различия в представлениях о ценностях: о добре и зле, о справедливости или несправедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.п. Сюда же следует отнести различия взаимодействующих личностей в жизненном опыте, склонностях и привычках, манере поведения, порождающих различные мотивации поступков и приводящие нередко к мотивационным межличностным конфликтам. К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, чувстве уверенности и безопасности, в потребности одобрения и т.п. Чаще всего межличностные конфликты вспыхивают тогда, когда слова, оценки, поступки одного партнера по взаимодействию не совпадают с ожиданиями другого, резко расходятся с ними или противоречат им. Наряду с общими причинами, характерными для всех межличностных конфликтов, существуют и такие, которые присущи именно данному конкретному конфликту. При всем многообразии причин и особенностей протекания различных межличностных конфликтов всем им присуща одна отличительная черта: они в большей или меньшей степени связаны с фрустрацией. Фрустрация возникает обычно вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению значимой цели, и переживается особенно эмоционально, когда в качестве такой помехи предстают позиция, поступки, действия другого индивида. Проанализированные причины межличностных конфликтов, социально-психологические механизмы их возникновения, их связь с фрустрацией, где важную роль играют чувства тревожности, боязни, отчаяния, гнева, возмущения и т.п., позволяют сделать вывод, что среди различных видов разнообразных конфликтных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующих на межличностные отношения индивидов: а) личностные особенности индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе; б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной общности (группе); в) эмоциональные отношения индивида с социальным окружением; г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения; д) поведение индивида по отношению к другим людям. Обычно люди, вступая в социальные взаимодействия, испытывают потребность установления стабильности и равновесия в межличностных отношениях. Такое равновесие формируется под влиянием принятых в обществе (или в данной общности) норм, ценностных установок, социальных статусов, занимаемых индивидами, и социальных ролей, выполняемых ими в процессе взаимодействия с другими. Каждый из индивидов, исходя из даваемых окружающими оценок наблюдения за его поведением, а также из личных переживаний и результатов своей деятельности, вырабатывает более или менее устойчивое и сознательное суждение о себе, лицах из своего окружения, оценивает своих партнеров по общению и в зависимости от всего этого занимает в отношении их определенную позицию. Сопоставление индивидом себя с партнерами по общению является по сути межличностной оценкой. Когда индивиды в среде партнеров ведут себя в соответствии с результатами межличностных оценок, в их взаимоотношениях устанавливается межличностное равновесие, не приводящее к возникновению конфликтной ситуации. Однако такое равновесие существует не всегда. В межличностных отношениях могут возникать различные коллизии, противоречия, которые с достаточной степенью условности можно разделить на четыре вида: 1) завышенная оценка себя и партнера; 2) завышенная оценка себя и заниженная – партнера; 3) заниженная оценка себя и завышенная – партнера; 4) заниженная оценка себя и партнера. Эти четыре вида взаимных оценок составляют характерные особенности ситуаций, в которых могут оказаться партнеры по межличностным отношениям. Наиболее вероятно, что к конфликтным коллизиям скорее всего способны привести такие оценки, где происходит нарушение равновесия в оценках себя и партнера, причем преимущественно с завышением своих личных достоинств, умений, способностей и т.п. и принижением таковых у партнера. В результате в отношениях могут возникать ситуации, приводящие к межличностным конфликтам. Наиболее типичными причинами возникновения конфликтных ситуаций в межличностном общении могут быть следующие: 1) принижение личности партнера, негативная оценка его поступков, действий; 2) подчеркивание разницы между собой и партнером, причем разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнера; 3) преуменьшение вклада партнера в общее дело; 4) попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнера, если он переживает сильную негативную эмоцию; 5) полное непонимание или нежелание понять партнера, отсутствие с ним эмоционального контакта. Эти пять наиболее вероятных позиций во взаимоотношениях партнеров могут быть охарактеризованы как конфликтная ситуация, способная привести к возникновению конфликта. Взятые в своей совокупности, они составляют сферу факторов, наиболее значимых в детерминации конфликтного взаимодействия двух или большего количества индивидов. Однако в назревании конфликтного взаимодействия, как показывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, действует не одна, а две основные детерминанты поведения. Первая из них заключена в ценностных ориентациях, внутренних программах индивида, в конфигурации его поведенческих возможностей и стереотипов. Вторая состоит в ситуации, представляющей собой физическое окружение, внешнее по отношению к данному индивиду, прежде всего людей, Поскольку речь идет о межличностном конфликте, следует особое внимание уделить личностным детерминантам его возникновения, ведь именно личностью в значительной степени выбирается, а подчас и определяется тип ситуации, характер взаимодействия и начальное поведение. Наряду с ситуацией, личность влияет также на весь ход межличностного взаимодействия. Наиболее существенными с точки зрения детерминации возникновения конфликта или недопущения его являются следующие три сферы личности: 1) ее мотивационная структура; 2) ее когнитивная структура; 3) ее ценностные ориентации (располагающиеся по оси «доверие – недоверие»). Если мотивационная и когнитивная структура личности, ее ценностные ориентации приводят в ее самооценках и оценках партнеров по общению (взаимодействию) к завышению своих собственных достоинств, поступков, вклада в общее дело и к принижению таких же компонентов межличностных отношений у партнеров, то можно предположить, что именно такая личность вероятнее всего станет инициатором возникновения межличностного конфликта. Если рассматривать ситуации, связанные с организацией деятельности внутри подразделения МВД России, то в качестве причин выделяют: - недостатки в организации труда (неритмичность, высокая степень ответственности, постоянная перегрузка, неопределенность должностных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников); - несовершенство управления (излишнее администрирование со стороны руководства, неумение расставить людей в соответствии с их профессиональной подготовленностью, психическими характеристиками); - коллизии межличностных отношений в коллективе (успешные - отстающие сотрудники, молодые сотрудники – сотрудники старшего возраста, психологическая несовместимость людей, моральная ущербность, низкая профессиональная подготовленность); - личностные особенности руководителя. В последней группе причин усматривается взаимосвязь конфликтной ситуации со стилем деятельности, чертами характера, уровнем профессионализма руководителя, его способностью действовать в конкретной ситуации. Широкий круг причин вытекает из индивидуальных психологических особенностей начальников подразделений, учреждений и организаций МВД России: - психологическая неподготовленность к регулированию собственного состояния, вызванного «давлением» ответственности, неуверенностью; - недоверие к подчиненным; - отсутствие или неумение видеть отдельные положительные результаты при общих неудовлетворительных показателях работы; - некритический перенос привычек работать в новом коллективе как и в прежнем; - трудности в определении линии поведения в связи с повышением в должности в том же коллективе. Заключение Подводя итоги, среди основных причин конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя в системе МВД России, целесообразно отметить его неопытность в работе с людьми и в решении оперативных задач, изъяны морали (грубость, черствость, нечестность и т.д.), особенности темперамента и черты характера (ригидность, стойкость аффекта, неуравновешенность, резкость в обращении с подчиненными, склонность к доминированию, отсутствие гибкости).
Разработал: Старший преподаватель кафедры педагогики и социальной психологии подполковник полиции И.А. Воробьев 12.09.2016
[1] Мальцева Т.В.Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 4. [2] Кораблев С.Е. Указ. соч. С. 33. [3] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 81. [4] Кораблев С.Е. Психологические основы поведения сотрудников органов внутренних дел в межличностном конфликте: учебное пособие. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. С. 11-12. [5] Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. – М.: А.П.О., 1993. С. 21.[6] Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 2001. С.18-20. [7] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 377. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|