Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Договоры на оказание туристических услуг.





Договор между туристической организацией и туристом является одним из видов договоров возмездного оказания услуг, основные условия которых предусмотрены главой 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» по договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

Отношения между потребителем и турагентством строятся на основании туристического договора. Согласно ст. 17 Закона о туризме к его существенным условиям относятся:

- стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;

-сведения об исполнителе, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;

-сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;

-программа туристического путешествия;

-права, обязанности и ответственность сторон;

-условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);

-иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок заключения туристического договора имеет ряд особенностей. Как известно, реклама и другие коммерческие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, обычно не связывают своего автора какими-либо обязательствами (оферта - письменное предложение продавца или покупателя о заключении договора.), а рассматриваются лишь как приглашение адресатам делать оферты (п. 1 ст. 407 ГК).

Но если письменная информация о туристическом продукте (объявления, рекламные проспекты, буклеты и т.п.) содержит все существенные условия договора и оформлена как предложение, то она признается публичной офертой. Это значит, что конкретный заказ туриста (или лица, уполномоченного представлять группу туристов), оформленный в письменной форме, признается акцептом (ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии.) и в момент получения турфирмой заказа договор между нею и туристом считается заключенным (п. 1 ст. 403 ГК).

По своей юридической природе договор оказания туристических услуг является :
- двухсторонним;

- консесуальным;
- возмездным;
- публичным;
- заключается в письменной форме;

- может являться договором присоединения;

- может являться договором в пользу третьих лиц.

Так, договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.



Кроме того, законодательством Республики Беларусь предусмотрены специальные виды договоров с физическими лицами в сфере туризма.
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.

Данный договор заключается только между субъектом агроэтуризма и туристом. Данный договор является двухсторонним, консесуальным, возмездным, заключается в письменной форме (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма»), кроме того является договором присоединения.

В соответствии с п. 133 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» организация охоты иностранного гражданина, имеющего в соответствии с данными Правилами право на охоту, осуществляется при наличии договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, заключенного с турагентом, туроператором или пользователем охотничьих угодий и зарегистрированного в Министерстве лесного хозяйства.

Инструкцией о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 13 марта 2006 года № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина» устанавливаются обязательные условия договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина:

· стороны договора,

· предмет договора,

· стоимость охотничьих трофеев и охотничьих животных,

· стоимость туристско-экскурсионных и дополнительных услуг,

· номер и дату лицензии на осуществление туристической деятельности,

· ответственность сторон,

· банковские реквизиты.

Стоимость охотничьих трофеев не должна быть ниже предельной минимальной стоимости охотничьих трофеев для иностранных граждан, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 года № 466 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» субъекты туристической деятельности также могут заключать договоры на оказание консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.

Вторая группа договоров в туризме – это договоры между туроператором и турагентом. В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О туризме» реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством.

Действительно, исходя из принципа свободы договора стороны вправе заключать не только договоры, предусмотренные законодательством, но и договоры, законодательством не предусмотренные (в юридической литературе первые относятся к именным (поименованным) договорам, вторые - к безымянным (непоименованным) договорам). В большинстве своем, стороны заключают именные (иначе - поименованные) договоры, для которых законодателем созданы различные модели, позволяющие в необходимых пределах обеспечить специфику разновидностей договорных отношений.

В системе правоотношений между турагентом и туроператором, как правило, заключаются договоры комиссии и договоры поручения, предусмотренные ГК Республики Беларусь. Возможно оформление правоотношений турагента и туроператора основе договора франчайзинга.

Кроме того, главой 52 ГК Российской Федерации предусматривается такой вид договора, как агентский договор, хотя в правоприменительной практики Республики Беларусь данная правовая конструкция будет являться непоименованным договором.

В соответствии со ст. 880 ГК Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом в роли комиссионера выступает турагент, а в роли комитента – туроператор.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Таким образом, по договору комиссии в отличие от договора поручения комиссионер (турагент) действует от своего имени, но за счет другой стороны – туроператора.

Комитент обязан возместить расходы по исполнению поручения и выплатить вознаграждение комиссионеру.

Размер вознаграждения может быть установлен в виде: фиксированной суммы, которая не зависит от цены сделки, совершенной комиссионером разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку в процентах от цены сделки, совершенной комиссионером каким-либо иным способом, не противоречащим законодательству и согласованным сторонами.

Следует отметить, что в Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» предусмотрена возможность заключения специального договора между туроператорм и субъектом агроэкотуризма.

В системе договорных отношений субъектов туристической деятельности следует отдельно выделить агентские договоры.
В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона – агент (турагент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны - принципала (туроператора) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
К отношениям, вытекающим из агентского договора применимы либо правила договора комиссии, либо правила договора поручения. Статья 1011 ГК Российской Федерации предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.
Следует отметить, что Гражданским кодексом Республики Беларусь такой вид договора, как агентский не предусмотрен. Вместе с тем, исходя из принципа свободы договора заключение агентских договоров не запрещено. На практике агентские договоры, как правило, заключаются между туроператором Республики Беларусь и туроператором нерезидентом Республики Беларусь.

Соответственно, при заключении агентского договора также необходимо четко представлять права и обязанности сторон.

В ряде случаев на практике между туристическими организациями или между туроператором и непосредственным поставщиком туристических или дополнительных услуг заключается договоры купли-продажи.
Следует напомнить, что в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, законодательство не предусматривает в качестве объекта договора купли-продажи услуги, либо результаты выполненных работ. По своей сути «туристический продукт» или «туристический пакет» не является имуществом (товаром, вещью), а представляет собой комплекс (систему) услуг, предоставляемый туристу в связи с его путешествием.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использовании договоров купли-продажи, противоречит природе юридических отношений участников туристической деятельности и потребителей туристических услуг.

Договор франчайзинга - это договор на коммерческую концессию (франшизу), позволяет сбытовику или продавцу продавать определенный товар или услугу в определенном регионе в течение оговоренного периода под торговой маркой правообладателя.

В соответствии со ст. 910 ГК Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Сторонами по договору могут быть как туроператоры, так и турагенты. Правообладатель (туроператор или агентство с «раскрученным именем») предоставляет другой стороне по данному договору право пользования своим комплексом исключительных прав или частью этого комплекса, что определяется условиями договора: пользование торговой маркой, именем, логотипом, информационными системами, базой данных и т.д. Размер «роялти» (отчислений за пользование сервисом) для участников сети различные, в зависимости от интенсивности и объема продаж и длительности сотрудничества. На практике по такому принципу создаются агентские сети, известные на туристском рынке, как «МГП» - Магазин горящих путевок, успешно позиционирующий себя на рынке экономичных предложений и мини-сеть офисов Sodis, обслуживающая VIP- клиентов. В результате подобных правоотношений выигрывают обе стороны, так как образование агентских сетей под «известным брендом», находится в причинно-следственной связи с расширением потребительского сегмента и, соответственно, увеличением объема продаж.

Третья группа договоров регулирует правоотношения туроператора с субъектами хозяйствования, оказывающие услуги по проживанию, питанию, перевозке, страхованию и др.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.