Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие артикуляционной моторики





Одновременно нужно работать над артикуляционной моторикой, подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Для этого можно использовать специальные упражнения для губ и языка.

Упражнения для языка

1. «Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт от 1 до 10.

2. «Трубочка». Из положения «лопатка» (язык спокойно лежит на нижней губе) легко сделать «трубочку», сделать вдох, а щёки слегка сжать пальцами с двух сторон.

3. «Иголочка». Открыть широко рот, сильно вперёд выдвинуть короткий остроконечный язык. Удержать язык в данном положении в спокойном состоянии на счёт от 1до 10.

4. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать на счёт от 1 до 10.

5. «Маятник». Из положения «иголочка» (то есть заострённый язык) двигаем языком вправо и влево из одного уголка рта к другому, сначала медленно, затем всё быстрее.

6. «Чашечка». Из положения «лопатка» можно сделать «чашечку», если загнуть края языка вверх. Подержать язык в положении «чашечка» на счёт от 1 до 10, Затем завести язык за верхние зубы. Подержать за верхними зубами на счёт от 1 до 10.

7. «Барабан». Рот широко открыт, широкий язык поднят к твёрдому нёбу. Постучать кончиком языка в альвеолы, произнося при этом звук: «ды-ды-ды».

8. «Хоботок». Из положения «заборчик» вытянуть губы вперёд, произнося при этом беззвучно [у]. Удержать губы в данном положении на счёт от 1 до 10.

9. «Лошадка». Рот широко открыт, язык поднят к твёрдому нёбу. Пощёлкивать языком с силой, оставляя рот широко открытым. Затем «остановить» лошадку, произнося шёпотом: «т-рр-рр».

10. «Грибок». Широкий язык поднять вверх и присосать к твёрдому нёбу. Подержать на счёт от 1 до 10, затем отщёлкнуть с силой язык. Выполнять при широко открытом рте.

11. «Качели». Из положения «лопатка» поднять широкий язык на верхнюю губу. Повторить движения языка вверх-вниз на счёт от 1 до 10.

12. Кончик языка зажать между зубами и произнести «пя-пя-пя».

 
 

13. «Маляр». Потереть кончиком языка нижние зубы.

 

 


 

 

 
 

 

 
 

 

При наличии органических поражений или вялости мышц органов артикуляции вследствие общей соматической ослабленности следует применять нетрадиционный массаж Новиковой Е. К.

 

 

ПРОФИЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

 
 

 

 


 
 

 
 






 

 





 

 


 


 


 


 




 

 


 

 



 





После каждого массажа нужно давать ребёнку отдых.

 

Коррекция звукопроизношения

Работа выполняется со зрительным контролем (перед зеркалом). Необходимо уточнить артикуляцию каждого отрабатываемого звука.

Коррекция свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]

Работу нужно начинать со звука [с], который является базовым в группе свистящих.

Подготовительные упражнения для звуков [с] и [л]

1. «Заборчик». Если язык уклоняется в сторону, произносим «и-е» для выравнивания.

2. «Улыбка-трубочка» (и-у).

3. «Лопатка».

4. «Лопатку» зажать губами, произнести «пя-пя-пя», подуть на язык холодной воздушной струёй (следить, чтобы не надувал щёки).

Начать со звука [л] межзубного.

Предложить ребёнку зажать кончик языка между зубами и погудеть: «ы-ы-ы...» Закрепить полученный звук в звукоподражаниях: гудок паровоза, парохода, сирена.

Затем к гудению прибавить гласные: л-а-а, л-ы-ы, л-э-э, л-о-о, л-у-у...

1. Закрепить звук [л] межзубный в прямых слогах: ла-лы-лэ-ло-лу.

2. В обратных слогах: ал-ил-эл-ол-ул.

3. В словах с прямым слогом:

лак, лапа, лайка, ладья, ладонь и так далее...

лыжи, лыко...

лоб, лось, лом, лодка, ложка...

лук, луна, лужа, лупа, Луша...

1. В словах с обратным слогом:

мел, мол, мал, бал, гол, вол, был...

булка, белка, балка, палка...

2. В слогах со стечением согласных:

пла-плы-плэ-пло-плу...

кла-клы-клэ-кло-клу...

мла-млы-млэ-мло-млу...

фла-флы-флэ-фло-флу...

6. В словах типа:

глаза, глобус, глыба, гласный...

пламя, платье, плыть, плот, плуг...

флаг, флокс, флакон, флот...

Если звук [с] призубный или губно-зубной, его постановка проводится одновременно со звуком [л]. Если он межзубный, то через некоторое время, только после того, как закрепится в слогах и словах звук [л].

Ставим [с] межзубный, закрепляем:

а) в звукоподражаниях;

б) в прямых слогах: са-сы-сэ-со-су;

в) в обратных слогах: ас-ыс-эс-ос-ус;

г) в словах с прямым слогом (в начале, в конце, в середине слова): сад, лиса, посадка;

д) в слогах со стечением согласных: ска-ста-спа...

е) в словах со стечением согласных: стол, слон, слог; куст, место...

Далее параллельно автоматизируем звук [л] - межзубный:

1) в словосочетаниях;

2) в предложениях;

3) в потешках.

Как только звук [с] межзубный закреплён, опускаем кончик языка за нижние зубы, получаем полноценный звук и автоматизируем поэтапно (см. схему выше).

 
 

Уже на этапе закрепления звука [с] в звукоподражаниях, в крайнем случае в слогах (в прямых или обратных), вызвать звук [з].

Положить одну руку ребёнка себе на горло, а вторую -ему на горлышко. Произнести звук [с], затем [з]. Ребёнок рукой чувствует вибрацию связок.

Затем предложить произнести звук [с], затем включить «моторчик» (ручной контроль позволяет почувствовать этот «моторчик»). Ребёнок даёт звук [з]. Работая над звуком [с], ввести постепенно звук [з]. Это не только ускорит постановку этого звука, но и будет способствовать формированию фонематического слуха. Слоги нужно давать парами: са-за; сы-зы; сэ-зэ; со-зо; су-зу.

Звук [ц] (тс)-атс-отс-утс-итс.

Поставив и закрепив звуки [с] и [з], [ц], перейти, если есть необходимость, к мягким звукам - [с'], [з'].

Поставить звук [с'], затем звук [з'] и параллельно их автоматизировать: ся-зя, си-зи, се-зе, сё-зё, сю-зю.

Звук [л] межзубный продолжить автоматизировать. Звук быстро ставится, но медленно автоматизируется. Затем объяснить ребёнку артикуляцию звука [л]. Ребёнок разжимает зубы, язык поднимается к верхним зубам, и получаем полноценный звук [л].

Далее идёт автоматизация звука [л], причём идёт она очень быстро.

Закончив автоматизацию свистящих [с'], [з'] и [л], перейти к постановке звуков верхнего подъёма [ш], [ж], [р], [р'].

Начинать нужно с упражнений:

1. «Чашечка»:

а) на верхней губе;

б) на верхних зубах;

в) за верхними зубами.

2. «Лошадка».

3. «Грибок».

4. «Барабан» (ды-ды...)

5. «Индюк» (бла-бла-бла).

6. «Трёпка».

7. «Сдуй ватку» - упражнение на выработку направленной воздушной струи: положить кусочек ваты на нос, сделать «чашечку» и плавно подуть тёплой струёй воздуха так, чтобы ватка взлетела вверх.

2 способа постановки (коррекции) звука [ш]

(он - базовый для шипящих)

1-й способ. Предложить ребёнку произнести слоги: тша-шта-тше-тшо-тшу. Если в слогах не получится, то попробовать в звукоподражаниях: (тихо!) тш-тш-тш...

Когда есть «тш», перейти к слогам, закрепить, затем предложить произнести: ш-ш-ш..., ша-ши-ше-шо-шу.

Закрепить звук [ш] в слогах:

1) прямых: ша-ши-ше-шо-шу;

2) обратных: аш-иш-эш-ош-уш.

Далее идёт автоматизация по обычной схеме.

2-й способ - механический. Предложить ребёнку произнести звук [с]. В момент произнесения шпателем или зондом № 2 поднять язык вверх. Звучит звук [ш].


Закрепить звук [ш] с механической помощью:

1) в слогах (прямых и обратных);

2) в словах:

а) с прямым слогом: шар, шум, шило... каша, мыши...;

б) с обратным слогом: душ, мышь, камыш, кошка, мышка, вышка;

в) в слогах со стечением согласных:

шка-шта-шпа-шла...

шко-што-шпо-шло...

шку-шту-шпу-шлу...

г) в словах со стечением согласных: штанга, штора, штука, штык, шланг, шлак, башлык, бабушка.

Далее убрать механическую помощь, автоматизировать звук [ш] в словосочетаниях, предложениях, потешках.

Получив звук [ш], вызывать звук [ж] с тактильным контролем. Дать ребёнку почувствовать вибрацию голосовых связок, сравнить звучание звуков [ш] и [ж]. И постепенно ввести звук [ж]: ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу. Автоматизировать по обычной схеме.

Если нарушено произношение звуков [щ'] и [ч'], использовать уже поставленный звук [ш] для их коррекции.

2 способа постановки (коррекции) звука:

1)вызывание по подражанию;

2) с механической помощью. Предложить мягко произнести звук [ш]. Продемонстрировать: ш → шь → щ. Или зондом № 3 отодвинуть язык вглубь рта в момент произнесения ребёнком звука [ш].

Закрепить звук [щ'] изолированный, затем в слогах, в словах с обратным слогом, с прямым слогом, в словосочетаниях, в предложениях, в потешках. Далее - дифференциация: щ-ш-с'.

Звук [ч'] также ставится 2-мя способами:

1)по подражанию;

2) с механической помощью (зонд № 3).


Уточнить артикуляцию звука. Попросить произнести атщ жёстко, язык отталкивается от зубов. Звук становится более жёстким, отрывистым, звучит [ч'].

С механической помощью: произнести звук [т']; зондом нажать на язык, прижимая его кончик и отодвигая язык вглубь рта. Получаем звук [ч']. Закрепить звук поэтапно с механической помощью. Далее зонд не использовать, автоматизировать звук в словосочетаниях, предложениях, потешках. Потом - дифференциация: ч '-т '-с'.

Как только звук [ж] поставлен (с механической помощью или без неё), можно приступать к постановке (коррекции) звука [р].







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.