|
Работа 1. КЛЕТОЧНЫЙ (МИТОТИЧЕСКИЙ) ЦИКЛ.Рассмотрите учебную таблицу и рисунок. Зарисуйте схему жизненного цикла клеток в альбом. На схеме обозначьте 1) возможные направления жизненного цикла клеток, 2) основные процессы жизнедеятельности клеток, число хромосом и количество ДНК в каждом из периодов интерфазы. Сделайте вывод: 1) чем отличаются понятия «жизненный цикл клеток» и «митотический цикл клеток», 2) укажите биологическое значение интерфазы. Рисунок 1. Схема клеточного цикла Работа 2. МИТОЗ В КЛЕТКАХ КОРЕШКА ЛУКА. Рассмотрите препарат митоза в клетках корешка лука. Используя рисунок 2 и увиденное изображение, зарисуйте фазы митоза в клетках корешка лука в протоколах занятий. На рисунке обозначьте: 1) фаза митоза, 2) количество генетического материала (n, c) в клетке. В выводе укажите биологическое значение митоза.
Рисунок 2. Митоз в клетках корешка лука. 1 – профаза; 2 – метафаза; 3 – анафаза; 4 – телофаза;5 - интерфаза (клетка не в митозе)
Работа 3. АМИТОЗ В ЖИВОТНЫХ КЛЕТКАХ. Рассмотрите микропрепараты амитоза в животных клетках при большом увеличении микроскопа (окуляр 10×, объектив 40×). Обратите внимание на то, что при прямом делении клеток ядро находится в интерфазном состоянии. Компактизации хромосом не происходит и в ядрах клеток видны хроматиновые нити. На препарате найдите последовательные этапы амитоза. Зарисуйте этапы амитоза в альбом. В выводе укажите биологическое значение амитотического деления клеток.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. При изучении высокоспециализированной клетки (например, эритроцит) установлено, что ее жизненный цикл может завершиться: A. Делением на две дочерние клетки; B. Гибелью; C. Объединением с другой клеткой; D. Не заканчивается никогда; E. Эти клетки не делятся.
2. Клеточный цикл состоит из интерфазы, митоза и цитокинеза. Клетку изучали, когда хромосомы находятся на экваторе в упорядоченном состоянии. Это характерно для: A. Синтетического периода интерфазы; B. Цитокинеза; C. Телофазы митоза; D. Метафазы митоза; E. Профазы митоза.
3. Рассматривается мазок костного мозга человека. Клетки этой ткани делятся: A. Амитозом; B. Мейозом; C. Эндогонией; D. Митозом; E. Эндомитозом. 4. Исследуется активно функционирующая соединительная ткань человеческого организма, клетки которой относятся к обновляющемуся клеточному комплексу. Клетки этой ткани образуются в результате: A. Эндомитоза; B. Шизогонии; C. Митоза; D. Мейоза; E. Амитоза.
5. С помощью биохимического анализа установлено, что в клетке идет интенсивный синтез белков. Это характерно для: A. Анафазы мейоза II; B. S-периода жизненного цикла клетки; C. G1-периода жизненного цикла клетки; D. Метафазы митоза; E. Профазы I мейоза.
6. Рассматривается клетка, которая находится на стадии анафазы митоза. Эта клетка содержит: A. Гаплоидный набор двухроматидных хромосом; B. Диплоидный набор двухроматидных хромосом; C. Гаплоидный набор однохроматидных хромосом; D. Диплоидный набор однохроматидных хромосом; E. Тетраплоидный набор однохроматидных хромосом.
7. Для анафазы митоза одной из характеристик клетки является – 4n4с. Это объясняется тем, что в этой фазе происходит: A. Объединение сестринских хроматид; B. Образование тетрад; C. Репликация ДНК в хроматидах; D. Расхождение однохроматидных хромосом; E. Обмен участками сестринских хроматид. 8. Изучив делящиеся бластомеры аскариды мы установили, что биологическое значение митоза заключается в: A. Равномерном распределении генетического материала между дочерними клетками; B. Редукции количества хромосом; C. Увеличении количества хромосом; D. Образовании гаплоидных клеток; E. Рекомбинации генетического материала.
9. Исследуются клетки буккального эпителия человека. Разная форма, размеры и неодинаковое количество ядер (0‑2) в этих клетках можно объяснить тем, что они делятся: A. Амитозом; B. Мейозом; C. Шизогонией; D. Эндогонией; E. Эндомитозом. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК. МИТОЗ» Для эффективной работы на практическом занятии ознакомьтесь с его основными этапами и методикой проведения занятия, изложенными ниже. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В соответствии с «Организационной структурой проведения занятия» самостоятельная работа выполняется после проверки присутствия студентов на занятии и актуализации (мотивации) их познавательной деятельности. Далее студенты изучают граф логической структуры темы и инструкции по выполнению лабораторных (практических) работ. Затем следует самостоятельное выполнение лабораторных работ и оформление протоколов работ в альбомах или файловых папках. Вся работа выполняется под контролем и при консультативной помощи преподавателя. После завершения самостоятельной работы студентов преподаватель анализирует и, при необходимости, корректирует результаты самостоятельной работы. Далее преподаватель оценивает протокол занятия у каждого студента. Для контроля усвоения конечных целей обучения за 20 минут до окончания занятия проводится итоговый тестовый контроль и проводится подведение итогов занятия.
ЗАНЯТИЕ №8 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|