Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ





Обязательные источники информации

1. Медична біологія / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник.- Вінниця: НОВА КНИГА, 2004.- с. 132-139.

Конспект лекций.

Дополнительная литература

1. Медична біологія: Посібник з практичних занять / О.В. Романенко, М.Г. Кравчук, В.М. Грінкевич та ін. – К.: Здоров’я, 2005. – с. 73 – 91.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инструкции по проведению практических работ

Работа 1. СДВИГ РАМКИ СЧИТЫВАНИЯ – ПРИМЕР ГЕННЫХ МУТАЦИЙ.

Используя рис.1, определите для каждого примера:

а) тип мутации (делеция, вставка);

б) стрелкой обозначьте сайты вставок и делеций;

в) цифрой в кружке укажите число встроенных или делетированных нуклеотидов;

г) фигурной скобкой отметьте искаженную последовательность в полипептиде.

 

В качестве образца используйте пример 1.

 

Рис. 1. Примеры различных вариантов изменений в структуре мРНК и полипептидной цепи, вызванных мутациями в кодирующей области гена (сдвиг рамки считывания)

 

НОРМА

мРНК УАГ УУУГ АУГГЦЦУЦУУГЦАААГГЦУАУАГУАГУУАГ...

Полипептид мет - ала - сер - цис - лиз - глу - тир - сер - сер - СТОП

Пример 1 делеция (-1)

-1 У

мРНК УАГ УУУГ АУГГЦЦЦУУГЦАААГГЦУАУАГУАГУУАГ...

Полипептид мет - ала - лей - ала - лиз - ала - иле - вал - вал - сер -

Искаженная последовательность

 
 


Пример 2

мРНК УАГ УУУГ АУГГЦЦУЦУАААГГЦУАУАГУАГУУАГ...

Полипептид мет - ала - сер - лиз - глу - тир - сер - сер - СТОП

 
 


Пример 3

мРНК УАГ УУУГ АУГГЦЦЦУЦУУГЦАААГГЦУАУАГ УАГ УУАГ

Полипептид мет - ала - лей - лей - глн - арг - лей - СТОП

Работа 2. МЕЖХРОМОСОМНЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.

К межхромосомным перестройкам относят транслокации. Выделяют: реципрокные (обмен сегментами двух хромосом); нереципрокные (перенос сегментов одной хромосомы на другую) и робертсоновские, или центрические (соединение двух акроцентрических хромосом в области центромер) (рис. 2).

Рассмотрите рис. 2, зарисуйте в альбомы схематическое изображение нормальных и аберрантных хромосом. У кажите тип повреждения. В выводе укажите возможные генетические последствия хромосомных мутаций.

 

 

До и после До и после До и после транслокации транслокации транслокации

Рисунок 2. Механизм образования хромосомных аберраций.

Работа 3. ГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕРАСХОЖДЕНИЯ ХРОМОСОМ ПРИ МИТОЗЕ ИЛИ ПРИ МЕЙОЗЕ.

Механизм возникновения анеуплоидий. Изучите механизм возникновения анеуплоидий, используя рис. 4. Зарисуйте в альбомах его цитогенетическую схему, укажите:

а) какой набор хромосом имеют гаметы, обозначенные вопросом;

б) какой набор хромосом будет у зиготы после слияния анеуплоидной и нормальной гамет.

А) Нормальный мейоз Б) Анеуплоидия (нерасхождение хромосом в мейозе)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ


1. Разнообразные факторы среды могут менять структуру ДНК. Такие изменения называются:

A. Геномные мутации;

B. Хромосомные мутации;

C. Генные мутации;

D. Хромосомные аберрации;

E. Генные комбинации.


2. В результате мутации ген b-цепи глобина содержит не 3 экзона, а 2. Мутацию относят к:

A. Изменениям структурных генов;

B. Изменениям функциональных генов;

C. Сдвигу рамки считывания;

D. Аберрациям;

E. Дупликациям.

 

3. Ген, отвечающий за развитие групп крови по системе АВ0, имеет три аллеля, которые появились в результате:

A. Комбинации генов;

B. Мутации гена;

C. Комбинаций хромосом;

D. Мейоза;

E. Митоза.

 

4. Под действием среды в молекуле ДНК проис-ходят транзиции. Для них характерны замены:

A. А↔Г;

B. А↔Ц;

C. Ц↔Г;

D. Ц↔Т;

E. А↔Г или Т↔Ц.

5. Качественные изменения белковых молекул связаны с изменением:

A. Структурных генов;

B. Промотора;

C. Регулятора;

D. Оператора;

E. Инициатора.


6. Действие ионизирующего излучения сопровождается образованием кольцевых хромосом. Эти изменения связаны с:

A. Дупликациями;

B. Делециями;

C. Инверсиями;

D. Транслокациями;

E. Полиплоидией.

 

7. После добавления вируса в культуру соматических клеток человека, число патологических митозов резко возросло, причём, преобладали тетраплоидные клетки. Под воздействием вируса произошло:

A. Полное разрушение веретена деления;

B. Частичное разрушение веретена деления;

C. Разрушение центриолей анимального полюса;

D. Повреждение центриолей двух хромосом;

E. Образование новых веретен деления.

8. Нарушение процессов кроссинговера, генный дисбаланс, а также снижение жизнеспособности и гибель клеток — всё это генетические последствия:

A. Генных мутаций;

B. Хромосомных аберраций;

C. Полиплоидий;

D. Гетероплоидий;

E. Анеуплоидий.

9. У женщины родились монозиготные близнецы: мальчик (46, ХУ) и девочка (45, Х0). Это можно объяснить:

A. Нерасхождением хромосом во время овогенеза;

B. Нерасхождением хромосом во время сперматогенеза;

C. Анафазным отставанием при первом митотическом делении зиготы;

D. Нарушением кроссинговера;

E. Нерасхождением хромосом при последующих дроблениях зиготы.


10. При кариотипировании у новорожденного выявлена трисомия по 21 хромосоме. Механизм развития этой анеуплоидии связан с:

A. Нерасхождением хромосом во время овогенеза;

B. Полным разрушением веретена деления во время первого деления митоза;

C. Делецией 21-й хромосомы;

D. Транслокацией хромосом группы В;

E. Инверсией среднего участка 21-й хромосомы.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.