|
Изменение картины возникновенияСтр 1 из 27Следующая ⇒ Л. Я. МИССУЛОВИН ПАТОМОРФОЗ ЗАИКАНИЯ Изменение картины возникновения И течения заикания, особенности коррекционной работы Учебное пособие
Санкт-Петербург Издательство «Союз»
Миссуловин Л. Я. М65 Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9 В книге рассматриваются особенности возникновения, течения и устранения заикания в связи с его патоморфозом. Предложена типология последнего. Разработан ряд новых приемов и рекомендаций, учитывающих выявленный патоморфоз заикания, который указывает на утяжеление внутренней картины данной патологии речи. Особое значение имеет клинико- и экспериментально-психологическая методика определения уровня логофобии, используемая как в лечебной практике, так и при проведении экспертного обследования призывников, страдающих заиканием. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания. Пособие рекомендуется студентам университетов и педагогических институтов, изучающих патологию речи, а также логопедам и врачам различных специальностей, работающих с указанной категорией больных.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие (о книге и ее авторе).................................... 5 От автора........................................................8 Глава 1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ИССЛЕДОВАНИИ И ЛЕЧЕНИИ ЗАИКАНИЯ.................................... 12 1.1. Попытки изучения и устранения заикания в периоде IV века до н. э. по первую половину Х!Х века...................................... '2 1.2. Дидактический и психологический методы устранения заикания...... 14 1.3. Основные исследования в 30—50-е годы XX века.................. 15 1.4. Современные дидактические и клинико-психологические исследования заикания......................................... 16 1.5. П.атсфизиологические исследования заикания..................... 34 1.6. Трактовка некоторых терминов и результатов лечения заикания в современных исследованиях................................... 38 1.7. Исследование заикания в зарубежных странах конца первой и второй половины XX века.............................................41 Контрольные вопросы............................................ 58 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ, РЕЧЕВЫХ И МОТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ В СВЯЗИ С КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ................ 59 2.1. О заикании как болезни........................................59 2.2. Необходимость исследования патоморфоза заикания в современных условиях.....................................................62 2.3. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале 1980-х годов........65 2.4. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале 1980 —1990-х годов........................................... 116 2.5. Типология патоморфоза заикания............................... 125 Контрольные вопросы........................................... 128 Глава 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ............................ 129 3.1. Специфика 1980-х годов....................................... 129 3.2. Специфика 1990-х годов....................................... 145 Контрольные вопросы........................................... 151 Глава 4. МАЛОИЗУЧЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАИКАНИЯ___152 4.1. Истерическое заикание........................................ 152 4.2. Заикание у детей и подростков, страдающих олигофренией........ 158 Контрольные вопросы............................................ 167 1- 3
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЕГО КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ..................... 168 5.1. Специфика подготовительного периода.......................... 169 5.2. Особенности охранительного режима (режима молчания).......... 180 5.3. Специфика этапа автоматизации навыков улучшенной речи........ 181 5.4. Особенности этапа закрепления достигнутых результатов в реальной жизни............................................. 197 5.5. Аппарат АИР и методика его применения................,.......200 5.6. Прогноз и сравнительный анализ результатов комплексного лечения заикания....................................................210 5.7. Особенности лечения истерического заикания....................217 5.8. Специфика лого- и психотерапии заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией....................................221 Контрольные вопросы...........................................234 Глава 6. КЛИНИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ВОЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.............235 6.1. Исследование моторных и эмоциональных нарушений у заикающихся при проведении военной экспертизы............................235 6.2. Результаты клинико-психологических исследований...............240 6.3. Результаты экспериментально-психологических исследований......243 6.4. Результаты корреляционного анализа и обсуждение данных клинического и экспериментально-психологического исследований группы заикающихся призывников....................................254 6.5. Значение установки заикающихся на призыв в армию при проведении военной экспертизы..........................................267 6.6. Приемы выявления аггравации и диссимуляции заикания...........276 Контрольные вопросы...........................................280 Глава 7. ПРОФИЛАКТИКА........................................281 Контрольные вопросы...........................................284 ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................285 Приложение 1. Схема обследования больных, страдающих заиканием... 285 Приложение 2. Исследование уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании («Речевой опросник»).. 289 Приложение 3. Оптимистические ожидания..........................294 Приложение 4. Функциональное и дисфункциональное внимание к себе 295 Приложение 5. Роль социального работника в лечебной деятельности специализированного логотерапевтического кабинета.... 297 Приложение 6. Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым и их близким, а также пациентам, которые прошли курс лечения по поводу заикания..........................300 Литература....................................................307
ПРЕДИСЛОВИЕ (о книге и ее авторе) Заикание — широко распространенное нарушение речи. Им страдает около 2% населения нашей страны и 3 — 4% — Европы. Лица, страдающие заиканием, как правило, испытывают серьезные затруднения при получении образования (нередко вынуждены отказываться от выбора той или иной профессии), при выполнении производственных обязанностей, в личной жизни. Постоянные речевые затруднения травмируют больных, вызывают различные невротические реакции, являются причиной развития различных комплексов неполноценности. Поэтому, несмотря на большое количество исследований указанной речевой патологии, дальнейшее изучение заикания, поиск новых коррекционных и лечебных воздействий, предпринятый автором и приведенный в предлагаемой книге, не утратил актуальности как в теоретическом, так и в практическом отношении. Более углубленное изучение этиопатогенеза заикания, его клинических вариантов, особенностей клиники, проведенное автором исследование патоморфоза этого речевого нарушения (изменения картины заболевания), научное обоснование новых дифференцированных терапевтических приемов и экспериментально-психологической методики исследования лого-фобии — все это представляется важным и научно значимым. Сложность и неоднородность симптомокомплекса заикания, его патогенеза, выявленное автором утяжеление картины этой патологии, связанное с осложнившимися условиями жизни
значительной части населения, определяют особую значимость настоящей книги, а терапевтические приемы, обусловленные проведенными исследованиями, делают более целенаправленными и эффективными. На высоком научном уровне в книге решаются задачи большой социальной значимости: выявлены общие и специфические особенности патоморфоза заикания, разработана его типология, проанализирован симптомокомплекс малоизученных клинических вариантов указанного нарушения речи (заикание у больных истерией и олигофренией). В первой главе пособия проводится глубокий научный анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме (287 источников), что дает достаточно полное представление о состоянии и уровне исследований в одной из наименее изученных областей дефектологии. Нельзя не отметить уникальность историко-литературных сведений о заикании у детей и подростков со сниженным интеллектом, подбором которых автор занимался на протяжении многих лет, изучая отечественные и зарубежные источники по логопедии, психиатрии и психологии. Большую социально-практическую значимость представляет разработанная автором экспериментально-психологическая методика исследования логофобий у заикающихся в различных ситуациях речевого общения. Указанная методика с успехом применяется не только в лечебном процессе, но при проведении экспертной работы с призывниками, страдающими данной речевой патологией. Все сказанное выше указывает на высокое научно-практическое значение публикуемого исследования, которое может быть рекомендовано широкому кругу специалистов, работающих в области заикания, и прежде всего студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии. Часть приложений к пособию может быть с успехом использована заикающимися и их родными в процессе лечения пациентов и при самостоятельной работе над речью. Несколько слов об авторе книги. Леон Яковлевич Миссуловин является автором трех монографий, ряда статей, научных разработок, методических пособий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В них рассматриваются различные аспекты указанной речевой патологии. В настоящее время заведующий консультативно-диагностическим логотерапевтическим центром, старший специалист межрайонных логотерапевтических кабинетов психиатрической сети Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина, заслуженный работник здравоохранения России, Л. Я. Миссуловин успешно продолжает разработку новых лого- и психотерапевтических методик и приемов устранения заикания у различных категорий нервно-психических больных. Л. С. Мотылева, декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина
ОТ АВТОРА Заикание — нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симп-томокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности (Флоренская Ю. А., 1949; Хват-цев М. Е., 1959; Куршев В. А., 1973; Селиверстов В. И., 1979: Асатиани Н. М. и др., 1980; Власова Н. А., Беккер К.-П., 1983; Буянов М. И., 1989; Шкловский В. М., 1994; Волкова Л. С, 1995; Калягин В. А., 1998; Demuth W., 1981; Vankgekeg-hem M., 1996; Brutten G., 1997 и др.). Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое количество работ в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности. Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование клиники, терапии и вопросов, связанных с военной экспертизой заикания в условиях его патоморфоза, который отчетливо прослеживается на протяжении двух последних десятилетий. Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает возможность более точно анализировать этиопатогенетические
факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе, позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной диагностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывников, которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтиче-ские кабинеты для уточнения логопедического диагноза. К настоящему времени имеется значительный опыт изу чения патоморфоза различных нервно-психических заболе ваний (Рапопорт Я. Л., 1962; Серов В, В., 1979; Хохлов Л. К., 1982; Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988; Асатиани Н. М., Матвеев Е. С, 1990; Абабков В. А., 1992; Doerr W., 1956; Jakubik A., 1982 и др.). Вместе с тем в доступной нам отечественной и зарубежной литературе практи чески нет ни одной работы, специально посвященной исследованию патоморфоза заикания. Значительно ухудшившиеся условия жизни большей части населения России, его социальная незащищенность, гиперинфляция являются причиной вспышек тяжелых инфекционных и соматических заболеваний, вызывают утяжеление клинической картины различной нервно-психической патологии, в том числе и заикания. В некоторых исследованиях (Шкловский В. М., 1994; Калягин А. А., 1996) авторы, не употребляя понятия «пато-морфоз», указывают на возрастное нарастание невротической симптоматики, изменение внутренней картины речевого нарушения, влияние внешнесредовых факторов на больных. В настоящее время лишь учет патоморфоза заикания определяет научный подход к исследованию различных аспектов этой патологии речи, а разработку лечебно-коррекцион ных программ и вопросов организации комплексной лечебно-терапевтической помощи заикающимся делает практически значимой и актуальной. Цель настоящего пособия — изучение клинических особенностей заикания, специфики лечения, прогноза и проведения военной экспертизы этого нарушения речи в связи с его клиническим патоморфозом и разработка типологии последнего. Новым в пособии является разработка понятия «патоморфоз» применительно к заиканию и составление его типологии. К научной новизне также относятся сравнительные исследования речевых, моторных и нервно-психических про-явлений заикания, в результате которых получены репрезентативные данные за 20-летний период, позволившие выявить утяжеление клинической картины указанного речевого нарушения (клинический патоморфоз) и проанализировать его причины. На основе выявленных изменений клинической картины заикания предложены новые приемы лого- и психотерапии. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания у взрослых больных истерическим неврозом и у лиц с умственной отсталостью. При устранении заикания у умственно отсталых детей и подростков впервые использован аппарат АИР, методика применения которого внедрена автором в широкую логотерапевтичес-кую практику. Разработана психологическая методика для качественного и количественного определения уровня лого-фобии, дифференциальной диагностики эмоциональных нарушений в различных клинических и возрастных группах больных, в том числе у призывников, направляемых для уточнения логотерапевтического диагноза военными комиссариатами и медицинскими комиссиями военных учебных заведений. На основе экспериментально-психологических исследований установлена роль алекситимии как одной из базовых характеристик личности, предрасполагающей к развитию заикания, а также сформулированы рекомендации по использованию социального работника в специализированных логотерапевтических кабинетах. Учебное пособие способствует совершенствованию дифференциальной диагностики, более углубленному пониманию речевых, моторных и нервно-психических особенностей у больных с заиканием и разработке более адекватных методов и приемов устранения этой широко распространенной речевой патологии. Полученные данные о клиническом патомор-фозе указанного нарушения речи, обусловленного значительными социальными изменениями, произошедшими в России за последние годы, помогут специалистам точнее прогнозировать результаты лечебно-коррекционных воздействий. Предложенная клинико-психологическая методика исследования логофобического синдрома позволит точнее диагностировать страх речи (три уровня логофобии) при заикании, что дает возможность специалистам военных и призывных медицинских комиссий объективнее решать вопросы о призыве в армию лиц, страдающих указанной речевой патологией.
После каждой главы читателям — студентам дефектологических, психологических и медицинских факультетов предлагаются вопросы, с помощью которых они могут повторить прочитанный материал. Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В. М. Шкловскому, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Б. Д. Карвасар-скому, доктору психологических на ук С. Л. Соловьево й, доктору медицинских наук, профессору [Л. И. Кругловой ] за консультативную помощь, оказанную автору в процессе работы над книгой. Также сердечно благодарю моих глубокоуважаемых коллег — профессоров ЛГОУ им. А. С. Пушкина Л. С. Мотылеву, Л. С. Волкову, В. Г. Казанскую, Р. И. Ла-лаеву за труд, который они взяли на себя по рецензированию настоящей книги на различных этапах ее написания.
Глава 1 К ИСТОРИИ ВОПРОСА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Расскажите о первых исследованиях заикания. 2. Кто из исследователей опубликовал первую в России работу по заиканию? Вспомните, когда она была опубликована. Укажите ее основные теоретические положения. 3. Расскажите о дидактическом и психологическом методах устранения заикания. 4. Охарактеризуйте комплексный метод устранения заикания, применяемый в настоящее время в России. 5. Охарактеризуйте особенности устранения заикания у детей дошкольного возраста. 6. В чем заключается специфика исследовательской работы за рубежом во второй половине XX века?
Глава 2 У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ О заикании как болезни На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания до сих пор многие исследователи высказывают самые различные точки зрения по поводу сущности этой речевой патологии, ее этиопатогенетической основы, методов и приемов лечения заикающихся детей и взрослых. Многие спорные вопросы, нерешенные и в настоящее время, являются наследием разных школ и направлений, нередко по своим теоретическим и терапевтическим воззрениям стоявших на совершенно различной методологической и научной (либо псевдонаучной) платформе. Даже в наше время некоторые исследователи и специалисты-практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно ли его «лечить» или «устранять», где целесообразнее лечить заикающихся — в медицинском учреждении или в логопедических кабинетах системы просвещения. Как показано в главе 1, большинство исследователей и практиков, работающих в области заикания, все же высказывают мнение о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи. Однако в ряде работ авторов-педагогов (Богомолова А. И., 1977; Вессарт О. В., Дра-бик Н. А., 1982 и др.) комплексный метод лечения заикания, по сути дела, только декларируется, а фактически предлагаются те или иные приемы дидактического характера, хотя почти везде упоминается о необходимости участия в
реабилитационном процессе наряду с логопедами врачей-психотерапевтов, невропатологов, физиотерапевтов, медицинских психологов. С другой стороны, в работах, авторами которых являются врачи (в основном психиатры и психотерапевты), в качестве ведущего метода лечения заикания выдвигаются различные психотерапевтические приемы (Дубровский К. М., 1966; Любинская С. М., 1970), а ссылки на логопедическое закрепление достигнутых результатов также в определенной мере являются формальными. Практика показывает, что даже в условиях одного логопедического кабинета, где бы он ни функционировал — в медицинском учреждении или, тем более, в системе просвещения, — нередко логопеды имеют смутное представление о заикании как болезни, а врачи в силу определенных недостатков программ медицинских вузов и факультетов имеют нечеткие знания о данной речевой патологии и методах ее устранения. Такое положение, которое все же у нас постепенно преодолевается усилиями отдельных коллективов научных и лечебных учреждений (Шкловский В. М., 1994; Кузьмин Ю. И., 1995 и др.), на протяжении многих лет не могло не тормозить развитие учения о заикании и мало способствовало улучшению методов и результатов лечебно-реабилитационной работы с больными. Видимо, поэтому до сих пор отсутствует достаточно полное определение заикания, удовлетворяющее всем этиопатогенетическим особенностям этой патологии речи, а существующие определения выдвигают на первый план те или иные этиологические факторы и клинические проявления, которые зачастую освещают только отдельные стороны интересующей нас проблемы и соответствующим образом определяют направления коррекционно-лечебной работы с больными. Так, Э. Фрешельс, полагая, что «так называемое заикание есть осознание неправильности речи и наслоение многочисленных вспомогательных средств, происходящих частично из центра», предлагает заменить существующий термин «заикание» другим названием — «ассоциативная афазия» и тем самым ошибочно связывает все случаи заикания с тяжелой речевой патологией органического генеза — афазией [153. С. 75]. Отдельные исследователи определяют заикание как невроз и тем самым обосновывают необходимость всестороннего лечебного воздействия на речь и организм, в частности, на нервную систему больного. «Ученые заикание понимают как невроз, при котором нарушается не только функция речи, но и деятельность всего организма, как единого целого», — указывает Н. П. Тяпугин [147. С. 5]. Это в основном правильное положение также не до конца объясняет все особенности проявления данной речевой патологии. Говоря о наличии у заикающихся невротических проявлений, ряд исследователей отмечают у многих больных выраженные в той или иной мере органические симптомы поражения центральной нервной системы (Кочергина В. С, 1958, 1963; Крышова Н. А., 1969; Беккер К.-П., Совак М., 1981; Шкловский В. М., 1994). Такая оценка этиопатогене-тической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, точнее, нацеливает специалистов на комплексное изучение этого нарушения речи. Вместе с тем широкое распространение получает определение заикания как расстройства речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Левина Р. Е., 1966). Очевидно, что это определение, правильно трактуя нарушение одной из функций экспрессивной речи, не выражает полностью всего многообразия и сложности данного заболевания и является основополагающим для разработки и применения педагогических методик устранения заикания. Таким образом, определяются сферы влияния логопеда и врача. Логопед с помощью тех или иных упражнений «устраняет» заикание, врач — лечит, т. е. возникает искусственная граница между усилиями специалистов, которые должны осуществляться совместно с полным и всесторонним пониманием объекта этих усилий. Тем самым фактически воздвигаются препятствия на пути комплексного изучения и лечения этого нарушения речи. Основываясь на многолетних наблюдениях и не претендуя на исчерпывающее определение сущности данной речевой патологии, мы полагаем, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором наблюдаются в периферическом речевом аппарате больного судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие в боль- шинстве случаев вследствие невротических, неврозоподобных либо органических заболеваний нервной системы и, в свою очередь, вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные личностные изменения и приводить к нарушениям, в той или иной мере, системы общения больного с окружающими людьми (Миссуловин Л. Я., 1988, 1997). При этом, по данным литературы (Шкловский В. М., 1966, 1975, 1979, 1994; Асатиани Н. А., 1983 и др.) и по нашим наблюдениям, нет прямой зависимости между выраженностью вторичных невротических наслоений и степенью тяжести судорожного речевого синдрома. Нарушения общей и речевой моторики, отмеченные у заикающихся многими исследователями, видимо, также можно рассматривать как следствие тех или иных заболеваний нервной системы или их остаточных явлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только внешним симптомом. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, нуждающегося в большинстве случаев в комплексном лечебном воздействии. Ведущая роль в этом комплексе должна принадлежать логопедической работе, заключающей в себе целенаправленные приемы рациональной психотерапии. Последние желательно сосредоточить в руках одного специалиста, а суггестивная терапия, проводимая врачом-психотерапевтом, должна, в свою очередь, полностью учитывать задачи, особенности и этапы логопедической работы. У больных заиканием На материале 1980-х годов Данные сравнительного анализа моторных симптомов, нервно-психического фона и вторичных логоневротиче-ских наслоений у детей, подростков и взрослых, страдающих заиканием, отражены в таблицах 1, 2, 3. Таблица 1 Сравнительные данные о нарушениях речи и моторики у страдающих заиканием (в %) (1980-е годы)
5-3110
Заикание у больных неврозом По психастеническому типу В количественном отношении эти пациенты распределяются следующим образом: некоторое преобладание заикающихся с неврозом навязчивых состояний встречается среди подростков (табл. 2—7), акцентуации характера по психастеническому типу у подростков и взрослых наблюдаются примерно с равной частотой. В происхождении невроза навязчивых состояний большое значение имеют специфические тревожно-мнительные черты характера (Свядощ А. М., 1982). Невроз навязчивостей более тесно связан с особенностями личности, чем другие неврозы. Такие личностные особенности, как тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в своих силах, характерны и для заикающихся, акцентуированных по психастеническому типу. Указанные черты характера, развиваясь в результате воздействия комплекса этиологических факторов, ведущую роль среди которых играют условия жизни и воспитания ребенка, являются благоприятной почвой для возникновения ло-гоневроза и во многом определяют специфику его течения. Так, нарушение речи, возникшее в результате психотравма-тизации у боязливого, мнительного, ипохондричного ребенка, проявляется обычно в острой форме. При этом наибольшее патогенное воздействие производит психотравмирующий раздражитель, который по своему содержанию совпадает с содержанием уже сформировавшихся у ребенка страхов (боялся темных помещений — наказали, закрыв в темной ком- нате; боялся собак — испугала собака и т. п.). В этих случаях развивается заикание в тяжелой степени, с преобладанием тонических речевых судорог, нередко наблюдаются выраженные сопутствующие движения головы, конечностей. В форме заикания, как правило, представлен дыхательный компонент — зафиксированное нарушение дыхания в момент сильного испуга («перехватило дыхание»). У таких больных, не лечившихся в детстве или прошедших лечение без стойких положительных результатов, к подростковому возрасту появляются фобии отдельных звуков и звукосочетаний (возможна и боязнь отдельных слов, например собственной фамилии), страх речевого общения в различных эмоционально значимых ситуациях (аудитория, транспорт, магазины, телефон и др. — см. табл. 3), оформляются защитные уловки в виде эмболофразий, подбора слов по принципу легкости произношения, возникают различные ритуальные движения. В состоянии эмоционального напряжения указанные явления значительно усиливаются. Наиболее характерными условиями возникновения сильного эмоционального напряжения для данной группы больных являются ситуации ожидания речевого срыва, когда больной не может отказаться от активной речи в трудных для него случаях (выступление на собрании, разговор по телефону и пр.). Эмоции ожидания речевой неудачи, болезненная фиксация внимания на начале предстоящего речевого акта, вегетативные нарушения, усиливающиеся в таких условиях (затрудненное дыхание, тахикардия, потливость, покраснение или побледнение лица, напряжение мышц тела, в том числе и мышц артикуляционного аппарата), — все это неизбежно приводит к речевому срыву, нередко задерживает начало речи, вызывает судорожные сопутствующие движения. В таких ситуациях речь больного бывает бессвязной, отличается характерной разорванностью, страдает и ее семантическая сторона, так как внимание заикающегося фиксируется на речевых затруднениях и их преодолении. У отдельных больных на ситуативные логофобии по механизму условнорефлекторной связи наслаиваются в эмоционально значимых ситуациях другие, близкие по содержанию навязчивые страхи. Нам приходилось наблюдать юношу-студента, у которого страх речи в аудитории после иронической реплики сокурсницы по поводу его нарушенной речи ослож- нился эрейтофобией. В момент психотравмы он смутился и сильно покраснел. В дальнейшем, зафиксировав на этом внимание, он со страхом ждал не только своего выступления на групповом занятии, но и боялся в этой ситуации покраснеть. У нескольких заикающихся подростков и взрослых боязнь общения с посторонними лицами сопровождалась страхом гипергидроза ладоней, особенно в тех случаях, когда в официальной обстановке им могли протянуть руку для рукопожатия. Некоторые из них всегда имели наготове платок и пытались в нужный момент незаметно обтереть ладонь. Красивая девушка, страдающая заиканием, по специальности маляр-штукатур, отказывалась от посещения дискотек, так как боялась обнаружить в людном месте не только свой речевой недостаток, но и якобы исходящий от нее постоянно запах пота. Эта фобия появилась после слов соседки по общежитию, сказавшей во время ссоры в присутствии нескольких человек, что больная — заика, да еще к тому же от нее всегда плохо пахнет. В отдельных случаях нам приходилось наблюдать взрослых заикающихся с выраженной ситуативной логофобией и двигательными защитными ритуалами, у которых в результате дополнительной психотравматизации возникали новые по своему содержанию навязчивые страхи и опасения. Так, у больного 3., 24 лет, инженера по профессии, отличающегося тревожно-мнительными чертами характера и страдающего ло-гоневрозом в тяжелой степени с логофобией и ритуальными движениями, на фоне резкой астенизации после перенесенного гриппа в момент интимной близости с женой произошла преждевременная эякуляция. Жена на это отреагировала грубым замечанием. Больной, удрученный своим состоянием и тяжело травмированный бестактностью жены, которую любил и не хотел потерять, зафиксировал внимание на случившемся. В течение нескольких недель он боялся продолжать супружеские отношения, ссылаясь на плохое самочувствие, а когда, сильно волнуясь, рискнул их возобновить, снова потерпел неудачу. С этого момента у него появились навязчивые мысли о своей неполноценности и в половом отношении. Постепенно эти мысли приобрели доминирующий характер. Логофобия и защитные двигательные ритуалы, связанные с речью, не исчезая, как бы ушли на второй план, уступив ведущее место более актуальным для больного навязчивым переживаниям и страхам.
Как видно из приведенного примера, новые по своему содержанию навязчивые страхи не вытесняют у заикающихся данной группы болезненных переживаний, связанных с их нарушенной речью, но могут в отдельных случаях несколько снизить их значимость в связи с появившимися более актуальными проблемами. В целом, появление новых фобий утяжеляет состояние больных, усиливает астеноневротиче-скую симптоматику, заостряет их личностные особенности и в итоге отрицательно сказывается на течении речевого нарушения, затрудняя проведение лого- и психотерапевтических мероприятий. Физиологическое заикание Эта группа больных, как и предыдущая, малочисленна. В нее вошло трое детей в возрасте от 3 до 4 лет; подростки и взрослые в указанной группе отсутствуют. По данным обследования детского психиатра, явных предрасполагающих и производящих причин заикания, отклонений от нормы в состоянии нервной системы у этих детей не выявлено. Специфика речевого нарушения заключается в том, что оно протекает в легкой степени. Наблюдается преимущественно клонический тип речевых судорог артикуляторной локализации, темп речи в пределах нормы. У двоих детей выявлено невыраженное физиологическое нарушение звуко-произношения, сопутствующих движений не наблюдалось. Наряду с клонусом отдельных речевых звуков отмечались частые повторы слогов, слов, а иногда и небольших словосочетаний. Выполнение рекомендаций по организации правильного речевого режима способствовало в этих случаях полному устранению заикания. Длительные катамнестические наблюдения показали, что достигнутые результаты были стойкими. Особенности возникновения и симптоматики недостатка речи у данной группы детей позволяют, видимо, квалифицировать этот вид заикания как физиологические итерации (от латинского слова iterare — повторение). В. И. Селиверстов (1979) указывает, что М. Зееман рассматривает часто встречающиеся повторения в детской речи как признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития р Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|