Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРАВОВОГО КУРСА





План:

1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву.

2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права.

3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования.

4. Преподавание уголовного права в школе.

№ 1.

ГОСом общего образования предусмотрено изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права. Собственно, с этого и начинается изучение права в школе, ибо это – фундамент, на базе которого выстраивается всё правовое обучение.

Изучение теории права имеет свои особенности, выражающиеся в необходимости следовать следующим правилам:

- знакомство школьников с абстрактными, обобщёнными правовыми дефинициями должно сопровождаться приведением конкретных примеров с опорой на социальный опыт учеников и их знания из истории;

- следует добиться не столько заучивания, сколько понимания ребятами сложных юридических конструкций;

- следует широко использовать межпредметные связи;

- рекомендуется использовать при изучении материала сравнительно-юридический метод и метод проблемного изложения.

С помощью сравнительно-юридического метода можно сопоставлять различные правовые нормы, отрасли права, виды правонарушений, правовых систем, функции ветвей власти и т.п., выявляя общие и отличительные черты, фиксируя их в схемах или таблицах.

Метод проблемного изложения может выглядеть так: учитель ставит перед учениками определённый вопрос, на который они пока не готовы ответить. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмышлять. Так пробуждается познавательная активность ребёнка, который ищет пути решения проблемы. А можно предложить школьникам противоположные взгляды на проблему, ситуацию и попросить их выбрать вариант, аргументировав свой выбор, либо предложить свой вариант решения проблемы или выхода из ситуации. Проблема должна быть интересна школьникам и не слишком трудна для данного контингента школьников, иначе возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы.

Проблемный метод не следует применять, если тема урока очень сложна; если у школьников слишком слабая подготовка и знаний недостаточно для решения проблемного задания; если на уроке мало времени, а требуется изучить большой блок правовой информации; если не достигнута высокая степень взаимопонимания учителя с классом, высокий уровень дисциплины и сплочённости класса.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьников (см. пункты 2-3 вопроса № 11).

Также учителю следует разнообразить урок различными формами деятельности, чтобы обеспечить переход в процессе урока от воспроизведения информации к её творческому осмыслению, высказыванию своей позиции и аргументации её.

Надо также продумать, как выстроить работу с понятиями, ибо теория права в значительной мере построена на знании ключевых понятий и умении раскрыть их смысл, без чего вообще невозможно дальнейшее изучение нюансов правоведения.

Основные задачи преподавания конституционного права в школе – показать место и роль конституционного права в системе иных отраслей права, объяснить, что оно – основа всей правовой системы государства; раскрыть, каким образом оно регулирует основные вопросы общественной жизни; дать ученикам базовые знания по конституционному праву.

Конституционное право преподаётся в рамках трёх курсов:

- с 1 по 4 класс в рамках курса «Окружающий мир» - 5 часов;

- с 6 по 9 класс в рамках курса «Обществознание» - 7 часов;

- с 10 по 11 класс в рамках курса «Право» профильного уровня – 12 часов.

В начальной школе ребята изучают азы конституционного строя, знакомятся с государственной символикой РФ, изучают структуру Конституции РФ (КРФ), её основные элементы, рассматривают основные характеристики Российского государства, расширяют и углубляют знания о народах России. Ведущими методами обучения здесь станут словесный (рассказ, беседа) и иллюстративный (иллюстрации, кино-видеофильмы).

В среднем звене учащимся будет предложено актуализировать ранее приобретённые знания (т.е. систематизировать и обобщить их). Дети изучают основные понятия о праве, его месте и роли в жизни общества и человека, роль государства, его взаимоотношения с человеком и обществом. Рассматриваются основные характеристики государства, закреплённые в КРФ, конституционные права, свободы и обязанности гражданина. Здесь уже можно использовать комбинированные уроки, а в качестве итогового – устный опрос по изученному материалу.

В старших классах школьники изучают подробно ветви и институты государственной власти, систему правоохранительных органов и их функции, знакомятся с местным самоуправлением и его органами, законодательством о выборах и избирательной системой России. На этом этапе применимы уроки-лекции; уроки-семинары, где ребята учатся работать с текстом конституции, высказывать собственную точку зрения и аргументировать её; обучающие и деловые игры; комбинированные уроки; а в конце изучения раздела – итоговый урок в виде письменного опроса с разнообразными типами заданий.

Таким образом, в процессе обучения на разных его этапах используются различные формы обучения, различные, в том числе инновационные, технологии для активизации учащихся с целью наилучшего усвоения сложного юридического материала.

№ 2.

В условиях современной рыночной экономики особую актуальность приобретает изучение в школе вопросов частного права – гражданского, трудового и семейного в первую очередь. Учитель должен обратить особое внимание на прочное закрепление юридических понятий, используемых в данной сфере правоотношений; объяснить, в чём заключается сущность договорных отношений, равенство их субъектов, свобода выбора модели их поведения. Здесь неплохо использовать знания, полученные при изучении смежных дисциплин: истории, экономики, политологии, социологии.

На уроках по изучению вопросов частного права следует организовать работу с документами (в первую очередь – с фрагментами из Гражданского, Трудового и Семейного Кодексов). При этом необходимо дать образец разбора документа, помочь школьникам проанализировать его, а затем уже давать задание по самостоятельной проработке документа. В остальном же можно использовать рассмотренные в предыдущих темах методы, приёмы и средства обучения.

Следует обязательно учитывать, что нормы отраслей частного права меняются гораздо быстрее, чем нормы конституционного права и, соответственно, быстро устаревает информация в учебниках в отличие от информации по конституционному праву и, тем более, по теории права, которая не подвержена конъюнктурным изменениям.

Методика изучения отраслей частного права предполагает:

- изучение различными способами таких понятий, как: гражданское право, гражданские правоотношения, договор, сделка, собственность, имущество, предпринимательство, брако-разводный процесс, брачный контракт и проч;

- опору на внутрикурсовые связи (с теорией права, конституционным правом);

- выявление основных трудностей материала;

- применение разнообразных средств обучения в зависимости от уровня подготовленности учащихся и наличия технических возможностей ОУ.

Изучая частное право, следует обозначить цели урока (или двух взаимосвязанных уроков) следующим образом:

- разъяснить учащимся правовые основы взаимодействия людей в сфере частного права;

- показать особенности основных отраслей частного права: гражданского, трудового и семейного;

- сформировать потребность уважительного отношения к нормам трудового, семейного, гражданского права.

Можно предложить такой план урока:

1. Особенности частного и публичного права;

2. Гражданское право: предмет регулирования, источники, основные нормы;

3. Трудовое право. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних;

4. Семейное право. Основания для регистрации брака. Брачный договор.

После изучения темы учащиеся должны знать:

- правовые особенности гражданских, трудовых и семейных отношений;

- уяснить сущность правоспособности и дееспособности субъектов правоотношений;

- выяснить особенности имущественных и личных неимущественных отношений и их виды;

- знать, как оформляются и расторгаются трудовые отношения, права и обязанности сторон, права несовершеннолетних работников:

- разбираться в вопросах вступления в брак, знать права и обязанности супругов, родителей и детей, сущность брачного контракта, и т.д.

Можно также, если позволяет время, изучать гражданские, трудовые и семейные правоотношения в рамках отдельных тем.

№ 3.

Вопросам правового регулирования образования в школьной программе отводится немного места, но это не значит, что дети не должны знать права и обязанности субъектов образовательного процесса, тем более, что он напрямую затрагивает их жизнь. Методика научно-методического анализа темы «Правовое регулирование образования» предполагает:

- Определение учителем места и значение темы в правовом курсе, выявление, какие внутри - и межпредметные связи здесь можно использовать. Учитель может актуализировать полученные при изучении предыдущих разделов правового курса знания учеников с помощью опроса или беседы.

- Учитель осмысливает содержание, структуру и логику темы, отбирая материал для изучения с опорой на социальный опыт школьников, как субъектов образовательного процесса. Уместить тему рекомендуется в один урок, предусмотрев такие, например, пункты плана: 1. Ценность образования в современном мире; 2. Право на образование в РФ; 3. Права и обязанности школьников.

- Учитель формулирует задачи урока: образовательные (ученики знакомятся с сущностью права на образование, основными положениями Закона об образовании, Устава школы); воспитательные (знакомятся с правилами поведения в ОУ, формируют чувство ответственности за свои поступки, уважительное отношение к другим участникам образовательного процесса) и развивающие (совершенствуют умения работы с текстом, способность анализировать правовые ситуация, разрешать конфликты, развивают творческое мышление).

- Учитель определяет значение темы для формирования мировоззрения учеников. Усваивая модели правомерного поведения в школе, ученики также достигают понимания, как можно в дальнейшем продолжать реализовывать своё право на образование. Тем самым достигается связь теории и практики.

Методика изучения темы «Экология и право» предусматривает учитывание педагогом в своей деятельности следующих аспектов:

- Формулировка триединой цели темы: образовательной (разъяснить нормы экологического законодательства); развивающей (развитие умений сравнивать нормы права, анализировать жизненные ситуации, связанные с нарушением природоохранного законодательства, развитие творческого мышления); воспитательной (формирование бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои поступки).

- Знакомясь с учебником и дополнительными материалами по теме, учитель определяет содержание и структуру учебного материала по теме, составляет план урока, состоящий, например, из четырёх пунктов: 1. Что такое экологическое право? 2. Правовое регулирование охраны окружающей среды в России; 3. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение. 4. Природоохранное законодательство в нашем регионе.

- Учитель составляет понятийный аппарат темы и определяет этапы изучения понятий на уроке, устанавливает взаимосвязь понятий, внутрикурсовые связи темы с конституционным, административным и уголовным правом.

- Определяет сложности в изучении темы и пути их преодоления, средства обучения и способы усвоения знаний учениками.

- Преподаватель ориентирует школьников на сбор краеведческого материала экологического характера с последующим подведением итогов проделанной краеведческой работы, например, в форме докладов на уроке-конференции. Возможны организация экскурсий, приглашение активистов «зелёных» или чиновников, устроение диспута с их участием.

В результате изучения темы дети должны усвоить сущность и предмет ведения отрасли экологического права, основные понятия темы, познакомиться с источниками отрасли, важнейшими правовыми нормами, видами юридической ответственности за экологические правонарушения, научиться решать правовые задачки, связанные с экологической тематикой.

Как и при изучении прочих тем правового курса, существует большой арсенал методов, приёмов и средств для достижения данного результата.

№ 4.

Уголовное право – одна из ведущих отраслей российского права, определяющая, какие поступки людей представляют особую общественную опасность, и устанавливающая наказания за их совершение.

Рассматривая особенности российского уголовного законодательства, учащиеся должны уяснить его основные положения, основанные на презумпции невиновности, принципах справедливости, гуманизма, неотвратимости наказания за совершённые преступления.

Методика преподавания темы «Уголовное право» обращает внимание учителя на следующие аспекты:

- Учитель выясняет место темы в программе (целесообразно изучать её в конце курса, но перед изучением темы «Процессуальное право»); разрабатывает структуру изложения нового материала.

- Необходимо при изучении темы раскрыть содержание понятий «преступление», «наказание», «уголовная ответственность», определённые в качестве обязательных для усвоения школьниками ГОСом, для чего стоит в первую очередь определить возможные методические подходы к формированию представлений школьников об этих понятиях.

- Анализируются возможные сложности освоения темы и разрабатываются пути их преодоления.

- Определяются межкурсовые и, особенно, внутрикурсовые связи (например, изучая понятие «преступление», следует вспомнить понятие «правонарушение», их виды из тем по теории права).

- Обязательно сделать обобщение пройденного в конце изучения темы, подвести итоги и закрепить пройденный материал опросом учащихся.

Специалисты рекомендуют учителю использовать на учебном занятии различные методы и приёмы в изучении темы, интерес к которой у ребят, как правило, очень велик.

 

Познакомиться с многообразными вариантами разработок творческих уроков, посвящённых преподаванию различных отраслей права можно, прочитав параграфы 6.1 – 6.4 (последний, 6-й раздел) учебника Е.А. Певцовой «Теория и методика обучения праву», имеющийся в открытом и бесплатном доступе в интернете.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.