Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трансформация Западного мира





 

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха Ренессанса — переворот в культуре Средневековья.

2. Основные исторические этапы Возрождения в Западной Европе.

3. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.

4. Эпоха Просвещения и утверждение идейных основ Нового времени.

5. Возрождение и Просвещение: борьба противоречивых тенденций развития и определение дальнейшей судьбы человечества.

 

Основная литература

1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001.

 

Дополнительная литература

1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 151–248.

2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/

 

Литература для факультативного изучения

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв.: в 3 т. / Фернан Бродель. — М.: Весь мир, 2006.

2. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер. — М.: РОССПЭН, 2006.

3. Вейс Г. История культуры народов мира: Торжествующая монархия. Европа. XVII–XVIII вв. / Герман Вейс. — М.: Эксмо, 2005.

4. Дмитриева Н. Краткая история искусств. — М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2008.

5. История Нового времени: 1600–1799 годы: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. — 2-е изд., испр. — М.: ИЦ «Академия», 2009.

6. История Средних веков / под ред. С.П. Карпова. В 2 т. — Т. 2. — М.: Изд-во МГУ; Наука, 2005.

7. Культура Возрождения: энциклопедия / под ред. О.Ф. Кудрявцева, Н.В. Ревякиной. В 2 т. ― М.: РОССПЭН, 2007–2011.

8. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи: сборник статей. — М.: Наука, 1997.

9. Культурология: энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. С.Я. Левит. — М.: РОССПЭН, 2007.

10. Осокин Ю.В. Новоевропейский тип культуры // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях. — М.: КомКнига, 2007. ― С. 184–217.

 

Методические указания

Постарайтесь представить Возрождение и Реформацию в контексте ментальных и духовных истоков Нового времени. Опишите Возрождение как эпоху, осветив его сущность, признаки, периодизацию. В чем заключалась роль городской жизни и капитализма в процессе становление и развития Возрождения? Опишите гуманизм как мировоззренческую основу Ренессанса. Каким было место христианства и античного наследия в эпоху Возрождения? Как соотносились между собой светская ученость и схоластика? Центральный вопрос — это вопрос о человеке эпохи Возрождения с характерными особенностями его менталитета и духовной жизни. Остановитесь на этических и художественных идеалах эпохи. Перечислите и охарактеризуйте национально-региональные особенности Ренессанса. Расскажите об искусстве в эпоху Возрождения. Кто такие «титаны Возрождения» и каков их вклад в развитие западноевропейской цивилизации?

Рассмотрите понятие о Реформации. Уделите внимание кризисным явлениям в католицизме, расскажите о роли гуманизма в нарастании противоречий в Католической церкви (проблема противостояния и противоборства различных сил и тенденций). Опишите истоки Реформации: идейные, социальные, экономические, политические. Что вам известно о вождях Реформации: Мартине Лютере, Ульрихе Цвингли, Жане Кальвине, Томасе Мюнцере? В чем заключается феномен протестантизма? Рассмотрите его на примере лютеранства, цвинглианства, кальвинизма, анабаптизма. Уделите внимание и проблеме насильственной реформация, описав основные сценарии в развитии событий. Были ли возможны мирные варианты реформационных преобразований? В чем вы видите роль протестантизма в процессе складывания европейского капитализма?

Переходя к рассмотрению Нового времени в истории Запада, очертите основные тенденции и перспективы развития: складывание капитализма, буржуазия и феодальные сословия, упрочение капиталистических тенденций в экономике, буржуазия и наемные рабочие. В чем, на ваш взгляд, заключались кардинальные изменения в структуре западноевропейской цивилизации? Что такое «научная революция» XVI–XVII вв., и в чем вы видите ее роль в процессе социализации знаний? Несколько слов уделите философии Нового времени: основным ее парадигмам и их социальному звучанию. Обратите внимание на первые буржуазные революции и их роль в установлении нового общественно-политического порядка. Что такое либерализм, и кто были его идеологи? Опишите процесс секуляризации общественного сознания. Как проходило крушение старых культурных ценностей и рождение новых идеалов? Остановитесь на проблеме взаимоотношений человека и мира в западноевропейской культуре.

Дайте определение эпохе Просвещения, приведите ее основные характеристики. Назовите главных идеологов Просвещения в Англии, Франции, Германии, Италии. В чем состояла тогда проблема социального идеала и универсального средства для его достижения? Как понимали роль воспитания? Что такое «культ разума»? Опишите специфику духовной жизни в эпоху Просвещения. Расскажите о Великой Французской революции и сломе «старого порядка». Расскажите о идеологических последствиях революции. Как вы понимаете лозунг «Свобода, Равенство, Братство»? Какими оказались новые идеалы общественной жизни? Как началась эпоха «промышленного переворота»? Очертите дальнейшие перспективы в формировании буржуазного общества в Европе.

 

 

Тема 8. Российская цивилизационная модель

 

Вопросы для обсуждения

1. Идея о самобытности России как особой цивилизационной модели.

2. Географическое положение России как цивилизационный фактор.

3. Особенности социально-политического развития в российской цивилизации.

4. Специфика культурного творчества в рамках российской цивилизационной модели.

5. Место и роль человека в истории российской цивилизации.

 

Основная литература

1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.

 

Дополнительная литература

1. Культура России XVIII–XX веков в контексте мирового культурного процесса: учеб. пособие / Т.В. Кудрявцева, Л.Н. Семенов, Н.В. Якушкина. — М.: Изд-во МГУП, 2005.

2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/

 

Литература для факультативного изучения

1. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо, 2004.

2. Вейс Г. История культуры народов мира: Загадка великой культуры. Россия. X–XX вв. — М.: Эксмо, 2005.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. — М.: Айрис-пресс, 2008.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. — 2-е изд. — М.: Институт русской цивилизации; Благословение, 2011.

5. Кондаков И.В. Культура России: учеб. пособие для вузов. — М.: Университет, 2006.

6. Орлов А.С. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. — М.: Проспект, 2010.

7. Современные трансформации российской культуры: колл. монография / под ред. И.В. Кондакова. ― М.: Наука, 2005.

8. Яковец Ю.А. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. — М.: Издательство ИЭ РАН, 1994.

9. Якушкин И.Г. Лекции по истории общественной жизни и культуры России. — М.: Центр «Социальное партнерство»; «Информ-Знание», 2011.

 

Методические указания

Постарайтесь осмыслить и выразить непредвзятое отношение к понятию о России как о самостоятельной цивилизации, приведя аргументы «за» и «против» такой постановки вопроса. Сосредоточьте внимание на термине «русская цивилизация» и его критике в трудах историков, философов и социологов. В чем заключается евразийская теория? Опишите природно-географические, этнолингвистические, экономические, политические и культурные параметры российской цивилизации, уделив внимание ее локально-периферийному характеру. Важен вопрос и о территории России как природно-географическом феномене. Почему на этой территории так остро стоит проблема выживания человека? В чем выражаются особенности российского производственно-трудового процесса? Приведите и проанализируйте типологические черты цивилизации России. Дайте общую характеристику русского менталитета. В чем, на ваш взгляд, состоит проблема русского национального характера? Опишите исторические этапы становления и развития российской цивилизации. Проанализируйте устойчивые факторы российской истории: колонизация новых земель, авторитарное администрирование, принцип данничества, приоритет обычая над законом.

Обрисуйте устойчивые тенденции и направления в социально-экономическом и политическом развитии России. В чем вы видите роль государственной власти в российской истории? Как решается проблема взаимоотношений общества и власти в России? Необходимо также затронуть вопрос о специфике модернизации в российских условиях («западничество» целей и «азиатчина» средств). Согласны ли вы с тезисом о перманентной неудаче российских реформ? Назовите основные причины и факторы этого. К чему сводится проблема эффективности в российском государственном управлении? Расскажите о России в современных условиях, описав при этом приоритетные сценарии развития и альтернативные пути. Возможно ли распутать российский «клубок противоречий» и преодолеть кризис доверия на государственном, общественном и межличностном уровне? Каковы ведущие цели и средства модернизации в современной России? В чем вы видите роль личности в российской истории на современном этапе? Опишите внешнеполитическое положение России и ее роль в международных отношениях 2-й половины XX — начала XXI в.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.